Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Ковчег исторической памяти

Беседа с историком Филиппом Жажером (Франция)

В последнее время многие российские паломники стремятся попасть в город Лион во Франции, чтобы помолиться Лионским мученикам. О страдальцах за Христа II века: священномученике Пофине, епископе Лионском; мучениках Санкте, Матуре, Аттале, Бландине, Библиаде, Эпагафе, Александре и других, числом 43 (177; память 25 июля по н.ст.), – и о других святых Православной Церкви, просиявших на французской земле, – беседа с историком Филиппом Жажером (Philippe Jaeger), председателем Общества друзей церкви святого Низье († 573).

Церковь св.Низье. Фото: http://drevo-info.ru
Церковь св.Низье. Фото: http://drevo-info.ru
– Господин Жажер, вы являетесь председателем Общества друзей церкви святого Низье. Эта церковь расположена в самом центре современного Лиона. Расскажите немного об этом святом.

– Святой Низье[1] был 28-м епископом Лиона, он умер в 573 году. Как и все другие епископы VI века, он был погребен в церкви апостолов Петра и Павла. Святой обладал харизмой, он был самоотвержен в своем пастырском служении, и после его кончины толпы лионцев приходили на его могилу, где совершалось множество чудес. Пылкость верующих была настолько сильна, что очень скоро базилика святых апостолов стала именоваться церковью святого Низье.

– Какова связь церкви святого Низье с историей христианства первых веков?

– Основание первого храма на этом месте относят к середине II века. В 150 году святитель Поликарп, епископ города Смирны в Малой Азии, ученик святого Иоанна Богослова, отправил в Галлию двух миссионеров. Речь идет о святом Пофине, который, будучи уже очень пожилым человеком, стал первым епископом Лугдунума[2] (Лиона), в то время столицы трех завоеванных римлянами провинций Галлии, и о святом Иринее. Предание свидетельствует, что точно на том месте, где находится сейчас наша церковь, возникла первая подземная часовня, посвященная Божией Матери. Здесь было галльское поселение Кондат (Condate), располагавшееся у подножия города Лугдунум, который в то время был небольшим и помещался целиком на холме Фурвьер[3]. Основателем часовни был сам святой Пофин – один из лионских мучеников.

Вторым епископом Лиона стал святой Ириней Лионский, который был значительно моложе своего предшественника. Он стал одним из самых известных отцов древней Церкви благодаря своим трудам, в которых он самоотверженно защищал православие еще совсем юной христианской веры. Святой Ириней умер в 202 году, и мы не знаем доподлинно, какова была его кончина. Не исключено, что она тоже была мученической.

– В вашей небольшой брошюре, посвященной церкви святого Низье, вы пишите, что она заменила собой ранее находившуюся здесь базилику, освященную в честь 48 лионских и виеннских мучеников. На чем основывается ваш тезис?

Филипп Жажер
Филипп Жажер
– Мы хорошо знаем, как происходили гонения в 177 году благодаря «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, написанной в начале IV века. В ней он приводит пространные цитаты из письма[4] христиан Вьенны[5] и Лиона, адресованного братьям в Асии и Фригии, написанного во время этих гонений, возможно, самим святым Иринеем. Но только благодаря преданию мы знаем, что часть останков сожженных тел мучеников была собрана и помещена в подземную часовню святого Пофина. Современные работы местных историков полностью подтверждают это предание.

– Следующий вопрос имеет непосредственное отношение к трагическим событиям 177 года. Часто мы не чувствуем и не понимаем всей жестокости страданий, которые испытывают другие люди. Более того, порой кажется, что мы привыкли говорить о мучениках, так что слова уже заслоняют сами реальные события. Так случилось, что многие из паломников узнали о событиях того времени именно в том самом амфитеатре, где святых мучеников изощренно и продолжительно истязали. И этот рассказ позволил нам представить весь ужас происшедшего. Будто в едином фокусе, проявился весь спектр страстей и одновременно великих сил человеческой души. Суеверие и подозрительность язычников, перешедшие в ненависть и ненасытное желание уничтожения, упертость и гордость римлян, настаивающих на отречении, столкнулись с непреклонной верой христиан. Возникла ситуация, когда большинство христиан не могли отказаться от жизни во Христе ради обесцененной просто жизни. Хотя с состраданием и горечью в письме, которое приводит Евсевий Памфил, рассказывается о колебаниях одних и падении других[6]. Но многие остались стойкими до смертного конца, не отступились от своей веры и стяжали святость через мученические венцы. Рассказ о мучениках, и в частности о святой Бландине[7] , конечно, никого из нас не оставил равнодушным. Ведь даже сами мучители были потрясены мужеством и силой этой девушки. Скажите, пожалуйста, сохранились ли святые мощи мучеников до наших дней?

– После 177 года было множество других гонений в разных местах Римской империи, положение христиан совершенно изменилось только в начале IV века. Гонения прекратились, но христианская религия была признана римским государством только при императоре Константине в 313 году, а государственной религией она стала в 380 году при императоре Феодосии. К 430 году по инициативе святого Евхерия Лионского[8] была построена церковь на месте часовни святого Пофина, где нашли приют мощи святых мучеников. Речь идет о базилике святых апостолов – несомненно, одной из старейших церквей Лиона. В 573 году она становится церковью святого Низье.

Эта церковь в полной мере познала все тяготы бурной последующей истории. Она не раз подвергалась разграблению и разрушению; в частности, в 736 году – сарацинами, в 1253 году – еретиками вальденсами[9], в 1562 году – гугенотами во время религиозных войн и, наконец, еще раз в 1793 году – во время Великой Французской революции. К несчастью, во время этих различных грабежей святые мощи лионских мучеников бесследно исчезли.

– Как вы думаете, почему это событие 177 года, уже довольно далекое от нас, так значимо для православных до сих пор?

– Мне сложно ответить на этот вопрос. Но я знаю из лекций, которые читаются на Богословском факультете Лиона, что святой Ириней Лионский особенно почитается нашими православными братьями потому, что в свое время он был упорным защитником православной веры против ересей той эпохи, например против гностиков.

В заключении я хочу сказать, что был очень рад встретить группу православных паломников в Лионе, чья горячая вера произвела сильное впечатление на меня, так что я, в свою очередь, остро прочувствовал эти события II века, случившиеся в Лионе и оставившие глубокий след в памяти нашей Церкви.

С Филиппом Жажером
беседовал Геннадий Самуйлов

25 июля 2011 г.

Рейтинг: 8.4 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Житие святого Низье (Никиты) см.: Избранные жития святых, в Европейских землях просиявших // Сост. и пер. А.А. Бурова. Кн. Л–Н. М., 2010.

[2] Lugdūnum (часто встречающееся название галльских городов, означающее, как полагают, «воронов холм») – город на холме при слиянии Арара (Соны) с Роданом (Роной), весьма процветавший торговый город, сделавшийся поэтому главным городом лугдунской Галлии, хотя он и лежал на краю этой провинции. С 43 г. до Р.X. был римской колонией и получил еще другое название – Copia Claudia Augusta.

[3] Фурвьер – холм, возвышающийся с запада над центром Лиона. Так же называется и центральный квартал, расположенный на этом холме. Свое современное название холм Фурвьер получил от forum vetus – «старый форум», который в течение веков преобразовался в Фурвьер (Forvieil > Forviere > Fourvieres).

[4] Это письмо дошло до нас в изложении святого Евсевия Памфила (книга V его «Церковной истории»). Письмо было написано в Лионе одним из выживших участников гонений и отправлено в Малую Азию, где было распространено через множество копий, одна из которых была сохранена в христианской библиотеке города Кесарии Палестинской. Евсевий предупреждает в своем труде, что делает только пространные выписки, поскольку полностью письмо было помещено раньше в некоем «Сборнике мучеников».

[5] Вьенн (Vienne) – город на востоке Франции, в департаменте Изер. Порт на левом берегу реки Роны, близ Лиона.

[6] «Тут среди остальных обнаружилось различие: одни были готовы к мученичеству и со всей охотой произносили исповедание веры. Оказались, однако, и не готовые, без опыта, еще слабые, не могшие выдержать этого напряженного великого состязания. Таких отпавших было человек десять. Они доставили нам великое огорчение и неизмеримую скорбь и надломили мужественную решимость у тех, кто еще не был схвачен и кто, хотя и с великим страхом, но помогал мученикам и не оставлял их. Тут мы все были поражены ужасом, потому что темен был исход их исповедания; мы не страшились пыток, но, видя предстоящий конец, боялись, как бы кто не отпал» (Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. V. 11).

[7] Бландина Лионская († 177), дева, мученица. Память 2 июня. Святая Бландина приняла мученичество вместе с 43 христианами в Лионе. Письмо от церквей Лиона и Виенны, приводимое Евсевием Памфилом, восхваляет ее, говоря, что «на ней Христос показал, что ничтожное, незаметное и презренное у людей – у Бога прославлено за любовь к Нему, проявленную не напоказ, а в действии». О святой Бландине см: http://drevo-info.ru/articles/5881.html

[8] Святой Евхерий Лионский (Saint Eucher de Lyon) происходил из богатой галло-римской семьи. Был одно время сенатором, потом стал монахом Лернинского аббатства, жил какое-то время отшельником в Любероне, с 435 по 449 год был епископом Лиона.

[9] Вальденсы («лионские братья», леонисты) – еретическая секта, возникшая на юге Франции в конце XII в. Ее основатель, лионский купец Пьер Вальд, раздав свое имущество, возглавил общину лионских бедняков. Вальденсы требовали от Католической Церкви отказа от собственности, не признавали догмата о Христе, отрицали насилие и почитали каждого честного человека сыном Божиим.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Геннадий Самуйлов

Новые материалы

Выбор читателей

×