В последнее время многие российские паломники стремятся попасть в город Лион во Франции, чтобы помолиться Лионским мученикам. О страдальцах за Христа II века: священномученике Пофине, епископе Лионском; мучениках Санкте, Матуре, Аттале, Бландине, Библиаде, Эпагафе, Александре и других, числом 43 († 177; память 25 июля по н.ст.), – и о других святых Православной Церкви, просиявших на французской земле, – беседа с историком Филиппом Жажером (Philippe Jaeger), председателем Общества друзей церкви святого Низье († 573).
– Господин Жажер, вы являетесь
председателем Общества друзей церкви святого Низье.
Эта церковь расположена в самом центре современного
Лиона. Расскажите немного об этом святом.
Церковь св.Низье. Фото: http://drevo-info.ru
– Святой Низье[1] был 28-м епископом Лиона, он умер в 573 году. Как и все другие епископы VI века, он был погребен в церкви апостолов Петра и Павла. Святой обладал харизмой, он был самоотвержен в своем пастырском служении, и после его кончины толпы лионцев приходили на его могилу, где совершалось множество чудес. Пылкость верующих была настолько сильна, что очень скоро базилика святых апостолов стала именоваться церковью святого Низье.
– Какова связь церкви святого Низье с историей христианства первых веков?
– Основание первого храма на этом месте относят к середине II века. В 150 году святитель Поликарп, епископ города Смирны в Малой Азии, ученик святого Иоанна Богослова, отправил в Галлию двух миссионеров. Речь идет о святом Пофине, который, будучи уже очень пожилым человеком, стал первым епископом Лугдунума[2] (Лиона), в то время столицы трех завоеванных римлянами провинций Галлии, и о святом Иринее. Предание свидетельствует, что точно на том месте, где находится сейчас наша церковь, возникла первая подземная часовня, посвященная Божией Матери. Здесь было галльское поселение Кондат (Condate), располагавшееся у подножия города Лугдунум, который в то время был небольшим и помещался целиком на холме Фурвьер[3]. Основателем часовни был сам святой Пофин – один из лионских мучеников.
Вторым епископом Лиона стал святой Ириней Лионский, который был значительно моложе своего предшественника. Он стал одним из самых известных отцов древней Церкви благодаря своим трудам, в которых он самоотверженно защищал православие еще совсем юной христианской веры. Святой Ириней умер в 202 году, и мы не знаем доподлинно, какова была его кончина. Не исключено, что она тоже была мученической.
– В вашей небольшой брошюре, посвященной церкви святого Низье, вы пишите, что она заменила собой ранее находившуюся здесь базилику, освященную в честь 48 лионских и виеннских мучеников. На чем основывается ваш тезис?
Филипп Жажер |
– Следующий вопрос имеет непосредственное отношение к трагическим событиям 177 года. Часто мы не чувствуем и не понимаем всей жестокости страданий, которые испытывают другие люди. Более того, порой кажется, что мы привыкли говорить о мучениках, так что слова уже заслоняют сами реальные события. Так случилось, что многие из паломников узнали о событиях того времени именно в том самом амфитеатре, где святых мучеников изощренно и продолжительно истязали. И этот рассказ позволил нам представить весь ужас происшедшего. Будто в едином фокусе, проявился весь спектр страстей и одновременно великих сил человеческой души. Суеверие и подозрительность язычников, перешедшие в ненависть и ненасытное желание уничтожения, упертость и гордость римлян, настаивающих на отречении, столкнулись с непреклонной верой христиан. Возникла ситуация, когда большинство христиан не могли отказаться от жизни во Христе ради обесцененной просто жизни. Хотя с состраданием и горечью в письме, которое приводит Евсевий Памфил, рассказывается о колебаниях одних и падении других[6]. Но многие остались стойкими до смертного конца, не отступились от своей веры и стяжали святость через мученические венцы. Рассказ о мучениках, и в частности о святой Бландине[7] , конечно, никого из нас не оставил равнодушным. Ведь даже сами мучители были потрясены мужеством и силой этой девушки. Скажите, пожалуйста, сохранились ли святые мощи мучеников до наших дней?
– После 177 года было множество других гонений в разных местах Римской империи, положение христиан совершенно изменилось только в начале IV века. Гонения прекратились, но христианская религия была признана римским государством только при императоре Константине в 313 году, а государственной религией она стала в 380 году при императоре Феодосии. К 430 году по инициативе святого Евхерия Лионского[8] была построена церковь на месте часовни святого Пофина, где нашли приют мощи святых мучеников. Речь идет о базилике святых апостолов – несомненно, одной из старейших церквей Лиона. В 573 году она становится церковью святого Низье.
Эта церковь в полной мере познала все тяготы бурной последующей истории. Она не раз подвергалась разграблению и разрушению; в частности, в 736 году – сарацинами, в 1253 году – еретиками вальденсами[9], в 1562 году – гугенотами во время религиозных войн и, наконец, еще раз в 1793 году – во время Великой Французской революции. К несчастью, во время этих различных грабежей святые мощи лионских мучеников бесследно исчезли.
– Как вы думаете, почему это событие 177 года, уже довольно далекое от нас, так значимо для православных до сих пор?
– Мне сложно ответить на этот вопрос. Но я знаю из лекций, которые читаются на Богословском факультете Лиона, что святой Ириней Лионский особенно почитается нашими православными братьями потому, что в свое время он был упорным защитником православной веры против ересей той эпохи, например против гностиков.
В заключении я хочу сказать, что был очень рад встретить группу православных паломников в Лионе, чья горячая вера произвела сильное впечатление на меня, так что я, в свою очередь, остро прочувствовал эти события II века, случившиеся в Лионе и оставившие глубокий след в памяти нашей Церкви.