Казалось бы, что у них общего? Михаил Булгаков создал знаменитый интеллигентский роман «Мастер и Маргарита». Павел Бажов прославился сказами об уральских горнорабочих. Один стоял на позициях белой гвардии, другой пропагандировал социальные достижения советского строя, даже сказ о Ленине написал. И все-таки общее есть. В московском романе и в уральских сказах заботливо устроена атмосфера мифа, создана какая-то новая мифология. Впрочем, мифы получились каждый на свой лад.
Их авторы воспитывались в среде дореволюционного духовенства. И Булгаков, и Бажов. Повзрослев, они отдалились от Церкви. Мифы написаны как раз с позиций, далеких от традиционных церковных устоев. Роман Булгакова и сказы Бажова создавались после революции, примерно в одно и то же время. Главный герой романа и сказов – мастер. Буквальное совпадение! Больше, чем просто совпадение. Тут общность темы, которую два автора разрабатывают – каждый своим путем.
***
Теперь сравним поподробнее.
Мастер у Булгакова создал роман на историческую тему. Он блестяще образован, гениален, уходит с головой в работу, самозабвенно трудится и завершает свой труд. Его роман должен бы обессмертить имя своего создателя, но получил разгромные отзывы от критиков, и публикация провалилась. Мастер тяжело переживает фиаско, разум его мутится, даже любовь и забота Маргариты не могут унять боль. Чего не хватает мастеру? Талант есть, трудолюбие тоже на месте. Не хватает удачи. Где ее взять? Мастер – человек искусства. Он не ждет удачи от бюрократических учреждений советских писателей и не собирается служить винтиком в огромном механизме из литературных работников. Он хочет встречи с Воландом, хочет таинственного просветления своей жизни, ищет лучшей судьбы для своего творчества.
Мастер у Бажова тоже наделен изрядным упорством, целеустремленностью и талантом. Мастер извлекает из горной породы ценные минералы и творит из них необычайную красоту. Мастер (или во множественном числе: мастера) только с виду ремесленник. На самом деле он – истовый служитель красоты. И для этого служения горному мастеру нужна опять-таки удача. Одного трудолюбия и таланта мало. Помогает мастеру Хозяйка медной горы, Великий полоз и тому подобные персонажи.
Мастеру нужна удача… Не удача как тривиальное благоприятное стечение обстоятельств, счастливый случай, но удача как властное покровительство.
Вот она, пресловутая проблема: художник и власть. За этой проблемой тянется длинный шлейф больных вопросов. Как власти ценят художника? Как покровительствуют ему? Как навязывают ему социальные заказы? Как требуют за свое покровительство спускаться из высших сфер искусства в подземелье-мастерскую ремесленников? Об этом сказано было довольно, и я не буду повторять так называемые прописные истины.
Жизнь Булгакова и Бажова пришлась на революционную эпоху, в стране сменилась власть. Власть из прошлой российской жизни у Булгакова и Бажова – присутствует, но она выведена практически бессильной. Для нас это важно, поскольку речь идет не только о власти государственной, но и о власти церковной. В романе и сказах мы встретим совершение некоторых православных обрядов, которые никак не могут помочь тем, кто на них уповает. У Павла Бажова описания обрядов выдержаны в решительно антицерковном ключе. У Михаила Булгакова не все так однозначно, как у Бажова, но тоже прискорбно читать. Одним словом, на пространстве романа и сказов – Бога нет, и мастер не ищет Бога.
В качестве реальной власти, которая помогает мастеру, выведена… нечистая сила. Почему так? С отчаяния. Мастер в романе и сказах бьется-бьется, ничего у него не ладится, и тогда с отчаяния мастер ищет встречи с нечистой силой. Надо заметить, что нечистая сила предстает перед мастером не в своем истинном обличье, а в романтизированном виде. Что-то похожее мы найдем у Гете, в русской литературе – у Лермонтова, Гоголя, авторов Серебряного века. Какой-то образ меланхолического демона, который наделен глубоким чувством прекрасного… Конечно, подобные представления о духовном мире очень далеки от христианской традиции.
Тем временем Булгаков и Бажов рассказывают читателю, как мастер ищет удачи и получает свою удачу. Получает, но это не приносит ему счастья. И не может принести. Бажов прямолинейно говорит: «Вот она, значит, какая, Медной горы хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало». Примерно те же слова можно повторить и про булгаковского Воланда.
Судьба мастера складывается так: поначалу мастер пытается своими силами создать подлинный шедевр и представить его людям – безуспешно; встречая нечистую силу, мастер попадает под ее очарование; что-то весьма неординарное наконец удается, но желанного удовлетворения удавшиеся дела почему-то не приносят; затем нечистая сила, явно или не очень явно, губит мастера.
Губит! Вспомним финал мастера и Маргариты. Вспомним, что в сказах Бажова происходит со многими камнерезами: поманила мастера удача, дела его на удивление наладились, только он отчего-то задумчивый стал, все что-то искал, потом пропал надолго, нашли его безжизненное тело в глухом горном лесу, а в руке камешки зажаты – волшебной красы. Какая уж тут удача? Нет, это не удача, а роковая ошибка мастера. И она стоит мастеру жизни.
***
Я не претендую на то, чтобы дать новый литературоведческий анализ романа и сказов, сделать выводы, с которыми не поспоришь. На богословскую трактовку литературных произведений я тоже не претендую. Я просто сравниваю творчество двух разных писателей. Просто думаю вслух о прочитанных книгах.
В трудное время писали Бажов и Булгаков. Смерть, скорая на расправу, ходила по нашей земле, великое смятенье было в умах. Как сохраниться художнику в таких неподходящих для творчества условиях? Как не превратиться в бездарного ремесленника, не сгинуть в безвестности?
Как? – Только с Божией помощью.
..во все времена, добро побеждало зло!
..нам надо быть добрее ко всем и всему нас окружающему, и детей воспитывать в этом духе. Тогда всем жить будет хорошо, да и Господу легче будет.
Слав Богу!
То, что в "Мастере и Маргарите" есть много различных тем и "линий", я догадывалась (читала в школе, и потому глубоко вряд ли я поняла),
а вот сказку Бажова не могла разгадать вообще никак. Зачем? о Чем? Что это? В детстве хочется четко все и всех разделить на "хорошо" и "плохо", а эта сказка так и оставалась для меня "больной" неразрешимой задачей.
Сепасибо, еще раз. Вы дали мне ниточку, за которую можно пораспутывать клубок)
Мне статья очень понравилась! Спаси Господи!
А вообще, согласитесь, что статья все же не о "душевредности" Булгакова и Бажова, а несколько о другом.
Я припоминаю, что Бездомный пересказал Мастеру трагедию на Патриарших, и Мастер загорелся: Вот Вам повезло, знаете кого Вы встретили? И на "Евангелие от Воланда" реагировал: "Как я угадал!" Потом и Мастеру "повезло" встретиться. Мастер стремился к встрече с Воландом и смотрел на него снизу вверх, нуа Воланд на Мастера взирал покровительственно.
Никакие прежние беседы, в том числе и с воцерковленными людьми, не могли меня удивить и убедить...
Сейчас свободно читаю Житие святых, другую православную литературу, понимая о чем. А ведь до Булгакова, как ни старался, а ничего не выходило.
Сказки Бажова с детства не любил и не понимал. И сейчас, будучи взрослым человеком, иногда смотрю с детками мультфильмы по мотивам сказок Бажова, но ничего сверхъестественного там не вижу. Все сказки - такие! Спора между Божественным и Черным там не вижу никакого...
Молодец, автор. Скромный только очень. "Я не претендую на литературную критику..."А вы претендуйте. Умно и ясно пишете. Претендуйте!:)
Насчет Иешуа - рекомендую книгу о. Андрея Кураева "Мастер и Маргарита: за Христа или против".
Вообще, откуда это стремление "все запретить" (вполне большевистское, на мой взгляд)?
..."Ему стоило бы прочитать популярную брошюру о вреде пьянства, явления человека без головы, скорее всего, бы прекратились сами".
Спасибо Вам за добрый совет, но, видимо, Вы не поняли...
Булгакова как раз беспокоило (в конце жизни особенно, об этом много написано), что люди (т.е. мы с вами) не верят и не понимают, что эти силы реально существуют и насколько они опасны...
(Старые люди, например, моя бабушка, даже произносить слово ч...т запрещают: кого зовёшь - тот и появляется).
Если Ваш личный опыт сводится только к пьянству - даже и не знаю, порадоваться или посочувствовать...
Очень заинтересовала история про актера - "Один знакомый, в прошлом актёр, отказался от роли Азазелло после нескольких репетиций после того, когда несколько раз в дверь его квартиры звонили, он открывал дверь и видел на лестничной площадке кота в сопровождении человека без головы. Через несколько лет вообще ушел из театра... Сейчас воцерковлён. История реальная". Ему стоило бы прочитать популярную брошюру о вреде пьянства, явления человека без головы, скорее всего, бы прекратились сами.
Тем не менее основная мысль статьи интересна.
Сказы Бажова в детстве тоже очень любила, но грусть оставалась, что мастера умирали, как пропадали. Хорошо подметил автор: ищут люди Удачу, а какой ценой платить за нее придется, не задумываются...
Просто это другая форма ответа на заключительный вопрос Вашей статьи...
Ошибаюсь?
Я помню 90-е годы и как не в меру ретивые мамочки (женщины образованные) начали выдавать своим детям русскую классику и фольклор в сверхредуцированном варианте, а главное - не всё и с разбором пуританским. Я видела, что у них получилось... Этим детям не хватило того, что входит в формирование этического сознания человека как художественное воздействие (что такое хорошо и что такое плохо). Это эксперименты, новации, а в действительности - бескультурье.
Простите меня, уважаемый автор, ну зачем подминать под себя и свою весьма не оригинальную мысль замечательные произведения прекрасных писателей. Они слишком содержательны, чтобы служить такой однобокой иллюстрацией. Зачем создавать ширмы из перечисления великих имен, если их произведения восприняты похожим образом.
Предлагаю взяться за тему попроще, и в следующий раз рассмотреть образ трамвая в русской литературе двадцатого века. Помните, у того же Булгакова в “Мастере и Маргарите”, ну и, например, Пастернак “Доктор Живаго”.
литературы. Сначала я подумала, что автор статьи просто не понял романа Булгакова (он действительно сложный) и уже готова была порекомендовать лекции А.Ужанкова или о. Андрея(Кураева), но оказывается и со сказами Бажова дело обстоит не лучше.
На мой взгляд, Булгаков опаснее. В его таланте у меня нет и тени сомнения.
Мне дали роман на выходные... Чтением была поглащена, даже поесть нЕкогда было. До тех пор, пока из кухни не донёсся истошный ВОЙ 2-х моих кошек, да такой, что я побежала смотреть, что там происходит. Мои бедные кошки, взъерошенные, шерсть дыбом, глаза на лбу, уставились в один угол и ВОПИЛИ - им явно было страшно. Без сомнения, они в том углу что-то видели, да такое, что перепугались не на шутку... На полу валялся нож... Тут уж и сама перепугалась (дело было летом, дома была одна). Быстро побрызгала по всем углам крещенской водой, но книгу всё же дочитала... ЗАТЯГИВЕТ! Мне думается, что Булгаков опаснее тем, что ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ греха (особенно для интеллигенции) у него сильнее и реалистичнее; ПОКОЙ, который получил мастер - многих устроит...
(Один знакомый, в прошлом актёр, отказался от роли Азазелло после нескольких репетиций после того, когда несколько раз в дверь его квартиры звонили, он открывал дверь и видел на лестничной площадке кота в сопровождении человека без головы. Через несколько лет вообще ушел из театра... Сейчас воцерковлён. История реальная).
Как для художника важно смирение и терпение, важно преодолеть с Божьей помощью тщеславие и многие пороки. Каждому человеку это важно, но художнику важно от того что его творчество обращено ко многим людям и они от него научатся или соблазнятся...
В этих литературных образах можно увидеть нашу реальную историю. Федот, мастер - образы русского народа, его творческой и трудолюбивой части. Потом этот народ, задушенный, преданный и порабощенный своей же властью, используют темные силы для революций и мясорубок.
И что мы видим сейчас? Тот же сюжет повторяется в наше время...