О паломничестве на Украину рассказывает викарий Восточно-Американской епархии, Преосвященнейший епископ Манхеттенский Николай, с которым беседовал корреспондент епархиальной пресс-службы.

Летом прошлого года после моей хиротонии в Калифорнии, епископ Сиэттлийский Феодосий пригласил меня вместе с ним посетить Украину. Своими планами я поделился с епископом Мэйфильдским Георгием, который ни разу не был на Украине, и он решил к нам присоединиться. В феврале этого года, после празднования шестой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Кирилла и архиерейского совещания мы отправились на поезде из Москвы в Киев.
Февраль. Русская зима – холодно. Ночью нас ждали два пограничных контроля: в полночь – российский паспортный контроль – его мы миновали спокойно, и в три часа ночи – украинский. Мы сказали, что едем помолиться в Киево-Печерскую лавру. И тут женщина, проверявшая наши паспорта, посмотрела на мой паспорт с добавленными страницами и говорит: "Накатался, батюшка". Я ответил, что несколько раз по послушанию был в Канаде, в Европе. Пограничники собрались было проверить один из наших чемоданов, но подошедший по их просьбе офицер сказал, чтобы оставили нас, монахов, в покое. И мы продолжили наш путь к святыням Киева.
Это ведь не первая Ваша поездка. Когда Вы впервые побывали на Ураине?
Первый раз я приехал на Украину в 2007 году диаконом вместе с митрополитом Лавром после подписания Акта о каноническом общении. Это была очень недолгая поездка. Мы приехали в Киев 23го мая и через три дня, в канун праздника Святой Троицы, поехали в Почаев.
Второй раз я был в Киеве с Курской иконой в июне в 2010 году. Тогда икона находилась в пригородном храме Всех Святых неделю, и я все время нес послушание в храме у иконы. В этот раз я поехал на Украину в новом качестве, и у меня было большое желание пообщаться с другими архиереями, спокойно помолиться у святынь Киева за себя, за духовенство и прихожан нашей епархии.
Около 9 часов утра мы приехали в Киев. Владыка Феодосий готов был составить для нас план на шесть дней пребывания, а у меня возникла мысль по возможности сразу повидать Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия и взять у него благословение. Несколько дней назад мы с ним встречались в Москве и предупредили, что хотели бы пообщаться и послужить вместе с ним в Киеве.
С чего началось Ваше паломничество?

После обеда мы с владыкой Георгием пошли пешком помолиться в Ближких и Дальних пещерах лавры. Для меня это было не первое посещение лаврских пещер, но, должен сказать, страх и трепет от пребывания там все равно не уходят. А владыка Георгий молился там впервые и тоже почувствовал великую благодать. Вечером мы сообщили владыке Феодосию о плане паломничества, которое устроил нам митрополит Онуфрий.
На следующий день за нами приехал отец Георгий и мы поехали в Чернигов. Там мы посетили Св. Троицкий собор, памятник архитектуры XVII века, где почивают мощи святителя Феодосия Черниговского, преподобного Лаврентия Черниговского и архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского), прославленного Украинской Православной Церковью в 2009 году. День у нас был насыщенный: архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий показал нам свой кафедальный собор, а потом мы поехали в Св. Успенский Елецкий женский монастырь. Это один из самых древних монастырей Украины и самый древний монастырь Чернигова. Монастырь изначально был мужским и основан был в середине XI века князем Святославом Ярославичем в хвойном лесу, отсюда и название – Елецкий. Согласно монастырскому преданию, здесь некоторое время подвизался отец русского монашества – преподобный Антоний Печерский. Но большинство монастырских зданий было построено в XVIII столетии. Среди его настоятелей был известный церковный писатель и церковный деятель, будущий святитель Ростовский Димитрий.
История монастыря видела и нашествие монголо-татар, разграбивших его в 1239 году; в середине XVII века он находился в ведении иезуитов; в конце 1921 года был закрыт и действующим – женским – стал в начале 1990-х годов.
Мы также осмотрели еще один сохранившийся старейший памятник зодчества Киевской Руси – Спасо-Преображенский собор Чернигова (XI век). О бывшем его богатом убранстве свидетельствуют остатки фресок, резные плиты хоров, колонны. В Спасо-Преображенском соборе похоронен князь Игорь Северский, воспетый в "Слове о полку Игореве".
Вечером мы ужинали с сестрами Успенского монастыря, а потом под большим впечатлением вернулись в Киев.
Как Вам показалась обстановка в Киеве?

Люди подходили, мы поздравляли их с праздником и воскресным днем, и было видно, что они переживают, страдают, хотят мира, любви, чтобы Господь воцарился в сердцах людских и все были братьям во Христе. Мы сопереживали им, но то, что они просят о мире в храме, в общении с Богом, утешало, ободряло, внушало надежду.

У нас не было времени поговорить подробно. Владыка Митрофан сказал, что жизнь в епархии сейчас очень непростая, просил молитв и добавил, что если ему приходится ездить, то он ездит из города и назад в Луганск объездным путем.
Какие киевские святыни Вы посетили?
В субботу, в первую очередь мы отправились в Вознесенский Флоровский и Покровский женские монастыри – средневековые обители и единственные, избежавшие закрытия безбожной властью в 1960-е годы. В середине XVIII века во Флоровском монастыре начала свой монашеский путь преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова) – основательница Серафимо-Дивеевского монастыря. Среди святынь обители – частица мощей мученика Лавра.
В Покровском женском монастыре мы продолжительно общались с игуменией Каллисфенией и сестрами. Им было интересно узнать о церковной жизни в Америке и Австралии, как живут там православные приходы. Оказалось, что в монастырь приезжали паломники из Наяка и из Вашингтона прот. Виктор Потапов. Нам было утешительно узнать, что монахини не прекращают монашеское делание, горячо молятся в надежде, что Господь Иисус Христос и святой князь Владимир услышат молитвы и пошлют помощь страдающему народу Украины. Монахини знают и наши святыни: святителя Иоанна Шанхайского, Курскую икону Пресвятой Богородицы и просили наших молитв.

Перед службой к нам подошел владыка Павел (он давно знаком с владыкой Феодосием – пострижеником лавры). Митрополит просил нас приезжать чаще, не забывать Украину, обещал с радостью нас принимать и вместе молиться у украинских святынь.
На следующий день, во время Божественной литургии, в положенное время, митрополит Онуфрий попросил владыку Георгия совершить диаконскую хиротонию, чтобы подтвердить наше братское единство. "Bishop George, you will do the ordination", – сказал онпо-английски. Владыка Онуфрий вообще использовал малейшую возможность общаться с нами на английском языке.

Вернувшись домой, мы сразу позвонили митрополиту Илариону и рассказали о рукоположении. Владыка Иларион благословил благое дело и выразил слова благодарности митрополиту Онуфрию.
Владыка, каковы Ваши впечатления о поездке в Почаев?
В Почаев мы поехали вечером того же воскресного дня. По пути посетили Св. Троицкий Корецкий монастырь. Игумения матушка Рафаила показала нам святыни обители. Я помню, как мы были там в 2007 году и в этот раз в одной из комнат я увидел на стене фотографии, повествующие о посещении монастыря митрополитом Лавром.
Кстати, в монастыре есть часовня, где непрестанно читается Неусыпаемая псалтирь.
В Почаев мы приехали уже после полуночи. Темно, мороз, снег, тишина. Нас встретил благочинный иеромонах Виссарион и иеродиакон Феодор. Наместник лавры митрополит Почаевской Владимир отсутствовал, но мы не теряли надежды на встречу с ним.

На следующий день утром вышли с владыкой Георгием на улицу – холод был невероятный. Даже кости промерзали. Но какая благодатная была тишина. Снег, елка, украшения, оставшиеся с Рождества, Троицкий собор, который освящал митрополит Антоний (Храповицкий). В будни в 5 часов утра в Успенском храме служится полунощница, затем ранняя литургия в пещерном храме преподобного Иова. В Почаеве я заметил удивительно добрые лица монашествующих, паломников. Зима, подъезжают автобусы с паломниками и в 9 часов, к поздней литургии, собор был почти полон.

Вернувшись из поездки по приходам, митрополит Владимир, нас принял. Он очень интересовался церковной жизнью в Америке. Потом мы все вместе посетили Духовский скит и там общались с братией.
Нам посчастливилось побывать в Успенской Почаевской лавре в будние дни, помолиться на ежедневной службе. Владыка Владимир рассказал, что под праздник или в субботу за Всенощным бдением народу бывает так много, что он помазывает верущих почти до конца службы.
В день нашего возвращения в Киев мы пошли в Успенский собор на полунощницу в 5 часов утра. Владыка Владимир пригласил нас помолиться в алтаре. В алтаре темно, горела только одна свеча на престоле. Из тишины слышилось прекрасное пение братского монашеского хора.
Слышала, что в монастыре сохраняется традиция, связанная с Почаевской иконой Божией Матери. Это так?

Мы с владыками Владимиром и Георгием встали перед царскими вратами на колени. Приложившись к иконе, мы пошли к мощам преподобных в пещерный храм. Оставшаяся в соборе братия начала петь акафист Почаевской святыне. В нижнем храме мы приложились к мощам преподобных Иова и Амфилохия. Во время Литургии, в пещерном храме, я стоял у окна и наблюдал прекрасный вид с горы на Почаев – восход солнца, зима, молитва…

Образовались ли в обители какие-либо новые традиции – особые молебные пения, например, в связи со сложной обстановкой в стране?
С прошлого года по понедельникам вечером в лавре после вечерней службы совершают крестный ход с крестом и святыми иконами. Братия и паломники идут вокруг монастыря – внутри его – крестным ходом и молятся, чтобы Господь оградил монастырь. Решил и я пойти на крестный ход. Когда вечерняя служба закончилась, вышел старший священник с крестом и восемь монахов с иконами и вышли из собора вокруг монастыря, а за ними – паломники – всего человек 300. Как мне рассказали потом, летом народу бывает гораздо больше. Крестный ход шел быстрым темпом. Владыка Владимир шел вместе с нами, монахи и паломники пели, на остановках духовенство благословляло крестом и иконами обитель. Вернулись в собор. На душе было радостно.
Как переживают почаевские иноки атмосферу разделения и нестабильности за стенами обители?
Владыка Владимир рассказал, что бывает неспокойно, народ отходит от Бога, но паломников приезжает много. Заметно, что люди сосредоточены на себе, на развлечениях, очень мало кто думает о своем спасении. Он также отметил, что происходящее на Украине – это война против Православия, против Бога. Мы в ответ заметили, что в Америке православные – это тоже малое стадо и нам нелегко удержать молодежь в церковной ограде. И мы, как монахи, должны быть примером, молитвенниками пред Богом.
Какие еще святыни Вы посетили до возвращения в Киев?

Мы также посетили Богоявленский женский монастырь, где владыка Сергий показал нам храм, а игумения устроила для всех нас обед. В Киев мы вернулись духовно радостными и насыщенными.

Владыка Георгий остался под большим впечатлением, благодарил за братскую любовь и поддержку. Знаете, ведь и у архиереев бывают моменты одиночества, но когда ты знаешь, что твой собрат в Киеве, или в Австралии или Сиэттле за тебя молится, и ты молишься за них, это единство во Христе очень поддерживает.
Мы молимся за наших братьев на Украине, за каждой литургией возносим особые прошения на сугубой ектеньи и молитву, просим помощи от Бога, чтобы беззакония прекратились, а истинная любовь воцарилась.
В Америке живет много украинцев. Что бы Вы сказали им по возвращении из Украины?

Нам трудно, невесело – это естественно. Мы переживаем, молимся, бьем поклоны, а мыслим ли мы о своем спасении? И если бы мы все – украинцы, русские, американцы мыслили о спасении, это сразу дало бы нам толчок к единой молитве о спасении нашей души. Разделения отойдут на второй план, если мы пойдем за Христом. Подумаем о будущем: что мы хотим оставить нашим детям – разваленную Церковь, разделенных православных людей, которые будут постоянно ссориться, или единую Церковь и дружных и процветающых братских народов? Это ведь постхристианский мир хочет разрушить, разделить, уничтожить нашу веру, нашу Церковь, наши семьи, наши святыни. Объединимся вокруг Христа-Спасителя и явим друг другу и всему миру торжество Православия. Господь увидит наше стремление, наши труды, наше единство и – помилует нас.