Современная духовная теплохладность (+Видео)

Творческая беседа на духовные темы протоиерея Димитрия Смирнова с прихожанами храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе ТимашовоБоровского района Калужской области, состоявшаяся 2 октября 2016 года. Настоятель храма - протоиерей Антоний Сомик.

    

Прот. Антоний Сомик: Итак, братья и сестры, я всех вас приветствую! Мы начинаем творческую беседу с о. Димитрием. Тема нашей встречи: «Современная духовная теплохладность». Батюшка, пожалуйста.

Прот. Димитрий Смирнов: Очень тема интересная. Когда о. Антоний её предложил, я даже удивился, как это ему пришла в голову такая актуальная тема, потому что мы живём в эпоху, которая действительно так характеризуется теплохладным отношением к вере. В этом смысле это можно назвать вежливой формой безбожия. Потому что когда мы читаем Апокалипсис, там есть такие слова Господни: о, если б ты был холоден или горяч! (Откр. 3, 15). Теплохладность – это уже такое состояние души, когда человек практически к вере равнодушен. Сейчас это такое распространённое явление даже среди людей, которые и в церковь ходят. В чём это выражается? В полном равнодушии к вере как таковой. Человек не хочет трудиться над изучением слова Божия, не хочет воспитывать детей в вере. И надеется на то, что если ребёнка водить, оно потом всё само образуется. Или, допустим, младенца почаще причащать, и из него получится христианин. А как этот человек ухаживает за своим огородом? Вот растёт трава, репей, крапива, взять туда семена бросить – и потом оно само вырастет? Ничего не вырастет и никогда. Тем более, те сорняки, которые существуют вокруг нашей души, вообще всё могут заглушить. И поэтому христианская вера превращается постепенно в клуб общения. В храм сходить, поговорить, пообщаться друг с другом. Особенно это видно на Западе. Там вообще при храме всегда строят столовую и, в общем, богослужение постольку-поскольку, а главное – общение с людьми: как ты, как что, крестился, женился, выдал замуж, умер кто. И вот вокруг этого жизнь. И у некоторых людей, и у наших детей в том числе, складывается впечатление, что храм – это какой-то такой хороший, добрый придаток к нашей жизни. Например, к детской площадке. Мы пришли играть, ну а тут ещё храм: то позвонят, то чего-то вокруг ходят, то водой обливаются. А мы: «Ха-ха-ха!», «Ха-ха-ха!», а некоторые кричат: «И мне, и мне!». Вот, собственно, и потом вышел из храма – очень доволен, а если никто на ногу не наступил, так вообще счастье. Но на самом деле всё не так. Настолько не так, что можно сказать, что всё наоборот.

Нынче Неделя по Воздвижении Креста Господня. Недаром вот крест на храме, у нас с о. Антонием на груди, у вас, надеюсь, тоже, как некое напоминание, что такое христианство. Христианство – это готовность христианина каждый день и к Причастию, и к смерти за Христа. И когда дело касается смерти, то тут уже как-то не до теплохладности, потому что человек смерть воспринимает очень серьёзно, особенно, если касается его самого или самого близкого человека, тогда как-то до души доходит. Люди плачут, люди боятся, люди хотят, чтобы, если уж умирать, ну хотя бы чтобы всё было хорошо, праведно. А так смерти человек настолько боится, что даже придумали новый глагол: «А если что случится?». И все сразу понимают, что случится. Помрёт, вот что случится. Самая обычная вещь, дети с трёх лет уже понимают, что есть смерть. И надо как-то нам на это реагировать. Это очень важно. Я представляю, если бы не было смерти, мы стали бы вообще совершенно равнодушны и к вечной жизни, и к Богу.

В чём выражается ещё наша теплохладность? Бог живёт Своей жизнью, а у нас – своя, и они как бы так даже и не связаны. Связаны только тогда, когда нам что-то вдруг от Бога понадобилось. То есть мы к Богу относимся потребительски. Так обычно наши дети относятся к нам: «мам, дай», «мам, купи». А если мама не даёт, не покупает, то «плохая мама». «Мам, ты это нам подпиши, ты это нам завещай». А если нет, то скандал, «плохая мама». Такое же отношение к Богу. «Господи, помоги», «Господи, исцели», «Господи, дай», «Господи, защити». А должна быть любовь к Богу, не как сейчас говорят, в одни ворота, а это должны быть взаимные отношения. Подлинная любовь – горячая, не теплохладная, она должна быть взаимна. И вот эта взаимность – я не случайно заговорил о смерти – выражается как раз и в жизни, и в смерти человека. Для чего Господь, Отец Небесный нас создал? Участие отца и матери в нашем рождении слепое. Они даже не знали, будет мальчик или девочка, здоровый или больной, умный или дурачок. Так надеялись, что всё будет хорошо, но не всегда всё бывает хорошо, всякие бывают трудности. А у Бога о каждом из нас есть свой план в жизни. Каждый из нас, из людей, Ему нужен. Но с какой целью? Он хочет, чтобы мы заменили собой отпадших от Него ангелов. А кто такие ангелы? Ангелы – это служебные духи, т.е. такие существа духовные, которые своё существование видят в том, чтобы Богу служить. А мы тут на земле устроили такую жизнь, в которой Бог является всего лишь украшением, но нашей жизни. А у нас должно быть наоборот: наша жизнь должна служить Богу. Как в Писании сказано: чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). То есть жизнь христианина, крещёного человека, должна быть наполнена служением Богу. Апостол Павел говорит: едите ли, пьёте ли <…> все делайте во славу Божию (1 Кор. 10, 31). Строишь дом – во славу Божию, рожаешь детей – во славу Божию, женишься – во славу Божию, замуж выходишь – во славу Божию.

А как выходить замуж во славу Божию? Что это такое? Все вроде замуж выходят. Но мы-то, всё-таки, не коровы. Я почему говорю не о женитьбе, а о замужестве – ну, здесь практически одни бабы, поэтому эта тема ближе. Вообще? церковь вся у нас такая, бабская. Может, вы заметили? Я-то давно заметил. У вас ещё ничего. Знаете, я в некоторых епархиях бывал – мужики только в алтаре, а так нет – платочки, вязаные шапочки, все с покрытыми головами. А где сильная часть человечества? Ну как, они боятся в церковь ходить, они стесняются, их не приучили. Ну и так далее. То есть такая теплохладность, нет любви к Богу настолько, что даже не хотят в храм прийти, Бога поблагодарить, прославить. Хотя детей крестят. Спросишь: «Зачем крестишь?» – «Не знаю». «Зачем замуж выходить?» – «Ну как…». Вот такой ответ на ответ. На самом деле в этом огромный смысл, потому что выходить замуж для христианина имеет смысл только в одном смысле – чтобы создать малую домашнюю церковь. И нужно выбирать в мужья не того, который понравился, а выбирать с точки зрения готовности стать главой малой домашней церкви, где отец – как священник, жена – как дьякон, во всём ему помощник, а дети – как народ Божий, из которого нужно вырастить христиан. Не учёных, не космонавтов, не трактористов, не алкоголиков, не матерщинников, не штукатуров, не скотников, а вырастить христиан. И вот с этой точки зрения подбирать мужа. Сможет он руководить этим процессом воспитания наших общих детей для Господа? А если он не сможет, так на кой тогда и кому нужен такой брак? Богу – нет. Апостол Павел даже говорит: хорошо <…> оставаться как я (1 Кор. 7, 8), а он был девственником всю жизнь. Почему лучше? Потому что если это замужество не для Господа, то это как в петлю, одни только страдания и мучения. А заканчивается у половины разводом. И опять страдания, и для детей тоже. И кем они вырастут, безотцовщина? Ну, ответ понятен. Спрашивается, зачем? Мы же не коровы, должен быть в нашей жизни духовный смысл. Богу угодно, чтобы этот духовный смысл был. Но а мы-то сами не интересуемся. Чего нас интересует в свадьбе? Вот я часто женщин спрашиваю. Ну как чего? Чтоб машина была с кольцами, для чего-то бедную куклу на радиатор привязывают, её там трясёт по дорогам. Непонятно, зачем. Что за такой странный дикий ритуал, что это обозначает? Люди сами что-то сочиняют, придумывают, друг на друга смотрят, подсматривают и, как обезьянки, друг другу подражают, вместо того чтобы понять, в чём смысл семейной жизни и как детей нужно воспитать, что для этого делать. Тратим огромное количество часов для того, чтоб телевизоры смотреть и много всяких других дел, ну просто по телефону трепаться. Молодёжь сейчас полностью вообще в телефоны погрузилась, это им всё заменяет – и папу, и маму, и любые развлечения. Вообще оторвались от людского сообщества, к сожалению. И в этом тоже проявляется теплохладность в отношении к Богу, Который нам Отец, Создатель, наш Спаситель, наш защитник. Наше поведение совершенно не достойно человека. Получается, Он-то нам Отец, а мы-то Его не дети. Потому что дети так не должны относиться к родителям.

Если мы хотим успеть в нашей жизни что-то исправить, надо нам из этой теплохладности, такого равнодушия выбираться. Есть только один путь – через храм, другого пути нет. Через молитву – через домашнюю и через церковную. Через участие в Таинствах. И обязательно – через изучение Святого Евангелия, чтоб понять, а что главное в жизни. А то ведь так может получиться что мы будем отвергнуты Богом, и Господь об этом предупреждает: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи» войдет в Царство Небесное (Мф. 7, 21). Сколько на этой земле у нас было трудностей, страданий, болезней, потерь! И что? А может оказаться, что всё зря. Мы похожи на человека, который, не зная дороги, идёт и всё дальше, дальше, дальше уходит от города, от деревни, от дороги, пока совсем не сгинет. Спрашивается, зачем он идёт? Сел бы, лучше ждал, может быть, молился, чтоб его нашли. По крайней мере, не ушёл бы в такую даль. Вот поэтому мы тоже должны, прежде всего, в своей дороге жизни Бога искать, чтобы наша жизнь была Ему угодна. Что бы мы ни делали, всё только для Него, чтоб Его, Отца Небесного, порадовать. А так на самом деле не важно, чем в жизни заниматься, лишь бы наше сердце принадлежало Богу, а то, какие мы труды на эту землю приносим, не так важно, главное, чтоб они были честные, доброкачественные, всем на радость. Надобно человеку жить так, чтобы когда он умрёт, люди не говорили: «Ну, слава Богу, помер, отмучился, и нас перестал мучить». А хорошо, чтобы народу много пришло. Чтобы люди со слезами помолились Чтобы люди сожалели, что уме, и чтобы были благодарны, что такой человек жил среди них, который действительно их жизнь освещал, как бы показывал добрый пример, чтобы и дети чувствовали, что не избавились от какого-то зловредного самодура, который, кроме подзатыльника, ещё не знает, чему научить, кроме матерщинных, слов никаких не знает. Помер – ну и слава Богу, закопали, долг свой исполнили, и до свиданья.

Вот что, размышляя над этой теплохладностью, решил вам об этом рассказать. Больше не буду занимать ваше внимание, чтобы, так сказать, не нагружать сознание. Вот тут батюшка собрал записок. Давайте я буду сам читать. Так как-то удобней. Потому что некоторые тексты, несмотря на призыв, всё равно большие получились, а я их буду по ходу дела сокращать.

Вот интересно. Это вопрос: «Детей старалась растить в вере к Богу».

Объясняю для тех, кто не знает. Вопрос – это предложение в вопросительной форме. А здесь человек себя хвалит. Ну и меня тоже

Пишет: «Доброго здоровья Вам!»

Спасибо, мне как пенсионеру очень это приятно слышать. Всё болит, всё. Но пока ещё на машине могу передвигаться. А хвалить себя не надо. Старалась – хорошо, скоро пойдём на Суд Божий, и там всё о себе узнаем. Знаете, бывает, ученика вызовут к доске: «Так, ну отвечай» – молчит. «Почему ты не выучил?» – «Я учил». И он думает, что если он учил, это меняет дело. А что это значит – учил? Он посмотрел на обложку, нашёл параграф, страницу погладил, вздохнул и закрыл. И потому, что он общался с учебником таким образом, он считает, что он учил. Но для педагога важно, чтобы он выучил. Поэтому «старалась растить в вере» – это не значит ничего. А значит только вот что: что ты вырастила? Ну, допустим, я огород восемь раз перекопал – ну и что? А я съездил вот на Кубань и самых хороших семян привёз – ну и что? А вот я посадил, всё лето поливал – ну и что? А где «что»? А «что» – это когда и что ты собрал? Вот это – «что».

«После гибели дочери Ксении внуков не видим, не позволяет зять».

О, зять не позволяет. Спрашивается, почему? Почему? Почему вот когда один старичок помирает, не может детей допроситься, чтоб они к нему приехали, навестили, а другой старичок помирает – дети в драку, к кому он поедет, чтоб упокоить ему последние месяцы жизни. У меня дружок есть, Миша, у него отец тяжело заболел. Ну такая болезнь, что уже к смерти. И я спрашиваю: «Миш, может, тебе нужна какая помощь?». Он отвечает: «Да неужели я кому-нибудь отдам эту возможность последний год поухаживать за отцом?». Понимаете? Значит такой отец. А тут зять не пускает. Мы-то вообще замечательные, мы детей учили, внуков, мы вообще всё! По небу ходим. Зять не пускает. Хорошо, а кто за зятя замуж вышел? Дочка, та, которую мы воспитали. А что ж она тогда такого выбрала? Почему? Вот если старалась, и в вере, всё. А теперь бабушку не пускают. А, может быть, дело в бабушке? Может быть, ей подумать, что-то в себе изменить, как с зятем договориться. Может быть, ему машину новую купить? «На вот тебе, зятёк, на Рождество машину новую. Как я вообще тебя люблю, как тоскую. От дочери хоть вторая половина осталась – это ты. На, родной». Мало машину – ещё на бензин давать каждую неделю. Глядишь, и он как-то и по-другому заговорит. Я просто для примера, я ж не знаю возможностей человека. Может, и коровы хватит.

«Он всех верующих считает шизофрениками. То есть объясняет детям 9-ти и 3-х лет, что у Бога все живы, чтобы они верили и надеялись».

Ну правильно. А если он такой безбожник, что это он так хорошо знает Священное Писание? Это для нас человек умер, у нас горе, а для Бога – нет, Он душу Себе забирает на Свои руки, поэтому муж абсолютно прав.

Допустим, ситуация: два человека находятся в каких-то таких трудных отношениях. Мы другого человека исправить не можем. Мы можем работать только с собой. Знаете, по статистике у глухонемых нет разводов. Как вы думаете, почему? Вот я сегодня занимался тем, что мирил жену с мужем. Они развелись, но оба хотят опять восстановить брак. Они ко мне подошли, он сразу на неё, она – на него. Ну кто-то один должен же остановиться хотя бы! И вот, если хотя бы один остановится, перестанет обвинять, тогда что-то может наладиться. А если вместе, ну как? А желание есть, вот они пожили отдельно и чувствуют, что любят друг друга, хотя и детей у них ещё пока нет. Ну вот как бывает.

Дальше пойдём.

«Что сделать, как молиться?»

Молиться очень просто. Всех, кто не умеет, могу сейчас научить. Складываем персты для крестного знамения, давайте, все вместе: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господи, помилуй!». Вот так надо молиться по любому поводу. Но в эти слова «Господи, помилуй» нужно вкладывать всё то, что ты от Бога ожидаешь. Почему? Потому что любое исполнение нашей молитвы от Бога – это есть Его милость к нам. И мы милости этой просим. Вот и всё.

Так, чтобы детки росли верующими, добрыми, нужен ежедневный и ежечасный пример. Тогда они увидят это у взрослых и поймут, что это гораздо лучше, чем собачиться, и начнут этому подражать. Потому что каждый человек воспитывается только примером. Почему вот дети начинают лет с 13-ти уже взрослым дома хамить? Говорят, это переходный возраст. А почему-то лет сто назад отродясь никто не слышал такого понятия – переходный возраст, а сейчас все о нём заговорили? Почему? Потому что сейчас дети учатся в школе. Чему? Хамству, мату, куреву, воровству – это самое главное, чему они обучаются. А дома они должны такой пример видеть, чтоб это перебарывало то, что они видят в школе. Тогда – да. Представляете, какая мощь любви должна быть, какие должны быть отношения, каково должно быть уважение супругов друг к другу. Защита, любовь. Тогда будет и воспитание.

Пойдём дальше.

«Можно ли считать Божьим даром чувство вкуса, чувство юмора, любовь к природе?»

Так а всё Божий дар. И это Божий дар. Но очень важно этим даром служить Богу, очень важно, тогда будет борьба с теплохладностью, о чём мы только что говорили. Потому что Бог нам дал нашу землю (а она и тогда была прекрасна) для того, чтобы мы её украшали ещё больше. Не превращали в мусорную свалку (вот рядом с Тимашово помойка, известная на полмира), а наоборот, все помойки мы должны превратить в райские сады. Для этого нужно очень много трудов. Для того, чтобы превратить и землю в рай, и семейные отношения в рай, и своё душевное состояние соделать райским. Чтоб у меня на душе был рай, а не ад. А у человека на душе злоба, недовольство, непонимание, уныние, всё время тоска, слёзы, мучение. Всё время живёт человек в аду и ничего другого не желает. А надо наоборот. Для этого очень много трудов необходимо положить.

«Как служить Богу, если человек не может исполнить заповеди и добрые дела смердят перед Богом?»

Добрые дела не могут смердеть, смердят только злые дела. Так вот, открою вам один секрет. Ещё тысячу лет назад жил преподобный Симеон, Церковь его называет Новый Богослов, а это высшее название Церкви. У нас вот есть Иоанн Богослов, любимый ученик Христов, Григорий Богослов, великий учитель и святитель Церкви. И вот ещё Симеон Новый Богослов, через 700 лет родился такой человек после Григория Богослова. Он говорит, что заповеди Божии исполнить невозможно. А они нам даны Богом, чтобы мы почувствовали, какими Он хочет нас видеть, смирились и стали просить этого у Бога. Только Бог может нас исправить: из злых сделать добрыми, из жадных – щедрыми. Как сам человек может преобразиться? Вот жадный человек. И что он может сделать с собой? Даже те люди, которые хотят, допустим, похудеть. Ну как ты, толстый, похудеешь? Ну будешь даже в телевизор на занятия ходить. Ну похудеешь, все будут восхищаться: «О, было, надо же, 240, а сейчас 180, красота! Какая худенькая стала!». Ну и что, пройдёт полгода, и уже не 240, а 320. Никуда ты не денешься, это совершенно невозможно, ничего сам человек не может сделать, даже такую простую вещь как бросить курить, и то не может. Вот как мучаются курильщики, чтобы бросить курить. Это страшно, страшные муки. Только Бог может помочь, если захочет. Начинает человек в церковь ходить, глядишь, через полгода само бросилось. Как-то курево с церковной жизнью не совмещается. Что, пришёл со всенощной домой, встал и закурил? И как-то потихоньку-потихоньку он это бросает по милости Божией. А сам человек не может. Только прося Бога. Бог – Спаситель. Ведь от чего Бог спасает? От греха.

И второй вопрос: «Можно ли сделать замечание сильно больному взрослому, если он унижает своих родителей?»

Прежде чем сделать замечание, нужно посмотреть на человека, подумать и для себя решить: я сейчас сделаю замечание – какая будет реакция? Если будет реакция, что он мне наденет мусорное ведро на голову и ударит по дну молотком, думаю, нет, я, пожалуй, замечание делать не буду, тем более? он больной. Замечание можно делать, только если твой ум и сердце говорит: да, пожалуй, можно. Только надо спокойно, вежливо и в духе кротости (Гал. 6, 1). Не то, что обличать. Вот апостол Павел нас учил: если вы что-то говорите человеку, обличайте в духе кротости (Гал. 6, 1) – кротко, незлобиво. Тогда, может быть, одно-два словечка и проникнет. А так в большинстве случаев это бесполезно. Можете сами сделать эксперимент. Вот слышите, группа подростков матерятся. Ну подойдите, сделайте замечание, услышите, что бывает, и не будете вопросов задавать.

«От Бога ли любовь между мужчиной и женщиной в случае, когда у них нет детей?»

А дети тут ни при чём совершенно. Может быть много детей, а любви нет. Если в браке дети есть, это очень хорошо. Сегодня меня жена порадовала, она была на другом приходе, встретилась вл своей крестницей Настей, та десятого родила! Как хорошо, приятно же – десять деток, сама ещё молодая, ещё троих-четверых, а может, и пятерых родит. Хорошо же, слава Тебе, Господи! И с мужем у них всё ладно, и он не пьёт, не курит, матом не ругается, зарабатывает достаточно и не обижает её. Ну что – живи да радуйся! А представьте, сейчас у нас есть одна семья многодетная в приходе, но там поменьше детей – семеро всего, и вот сейчас ребята все выросли. Младший уже меня догоняет, остальные все переросли. О! Ну какая ж красота! Я всегда мечтал. Бог не дал. Детей у нас в стане куча – бери сирот, воспитывай, и всё. У меня большой опыт. Через месяц уже забываешь, что это не твой, так же любишь и заботишься, и он тебя обнимает, и, в общем, красота. Какая разница? Хорошенькие, и всё.

«Есть ли возможность отменить или изменить недавно принятый закон об уголовной ответственности родителей за наказание своих детей?»

Есть, конечно. Но не с нашим народом. Когда русский человек опять станет русским, а не советским, тогда. А советский человек, во-первых, запуганный, он всего боится. Хорошо, вот сейчас пасмурно, а так тени своей боится, тени! Боится судов, боится отстаивать правду, всего боится. А чтобы закон поменять, это нужно очень большую деятельность развести, нужно найти людей, нужно собрать их. Максимум, что могут современные советские люди – подписи собрать. И все эти подписи аккуратно летят в корзину. Никто их не читает и читать не будет. Если хотим что-то сделать, по крайней мере, надо полмиллиона телеграмм, чтоб Кремль был засыпан телеграммами. Но тут надо уже рублей 50-100 отдать. А подписи никто не читает, потому что советская власть кончилась. Раньше была одна форма – писали в газету, на съезд, сейчас это вообще никто не будет читать. А когда почтальон приходит, под расписочку, то тогда что-то можно сделать. Нужно вставать и говорить: «нет», защищаться, тогда не будет никакой ювеналки. Конституцию надо читать, там написано, что источником власти в нашем социальном государстве является народ, а не чиновник. А все эти люди, занимающие должности в государственных органах – это наёмные труженики, которые народ через выборы нанимает. Поэтому народ может всё, если захочет. Но обычно не захочет, скажет: «А, ладно, не связывайся!». Ну и будем жить по указке, какую нам жизнь устроят, такую жизнь и будем жить.

«Идоложертвенная ли кошерная продукция?»

Нет, не идоложертвенная.

«Можно ли православным её потреблять?»

Православным можно потреблять всё, кроме крови и удавленины.

«Один раз пришлось купить растительное кукурузное масло, на котором уже разглядела знак кошерности»

Ну разглядела, и всё. Жарь картошку, ничтоже сумняшеся.

«Посоветуйте, как избавиться от ревности и обидчивости».

Всё к Богу. Бог может и от пьянства избавить, и от ревности, и от злости, и от обиды, и от уныния. Всё к Нему, к Отцу Небесному. У меня была подруга такая, схимонахиня Агния, родила 11 детей, потом постриглась в монахини, так в монашестве и умерла. И она к Богу всегда обращалась: «Кормилец». Мне так нравилось! А она говорит: «Понимаешь, батюшка, война была, а у меня муж умер в 1940-м году». Представляете, за год до войны умер муж! Ну всё, хоть давись! Говорит, ни дня не голодали. «Однажды вообще кончилось всё. Выхожу со двора, на улице карточки лежат. Взяла и опять накормила. И ни один у меня грязный не ходил, всех обстирывала, все детки у меня чистые». Настоящая русская женщина. Вот так. Всё к Богу – Кормилец! И Он кормил и её, и всю ораву.

«Спасибо Вам, что помогаете мне понимать, как жить по-христиански».

Пожалуйста.

«Ходят слухи о ритуальном убийстве царской семьи. Что это значило, если это так?»

Ну слухи – это дело бесполезное в этом копаться, а есть определённые признаки. Те люди, которые их убивали, делали это с такой садистской злобой, что сама злоба есть свидетельство того, что эти люди уже потеряли человеческий облик. Они чувствовали, что они стоят за свою сатанинскую правду. Так и есть, там они надписи в Ипатьевском доме оставили.

«Как возбудить в ребёнке желание Царства Небесного?»

Желание Царства Небесного – это огонь. Как огонь зажечь? Надо взять вещество, которое имеет возможность загораться? и другой огонь поднести к нему. Если отец и мать пламенеют к Богу, так же и ребёнок будет пламенеть. Вот в начале ХIX века был один купец в России богатый. Так вот, он из своих детей не купчишек воспитал, а трёх наместников трёх самых больших русских монастырей, представляете? Троице-Сергиевой лавры, Оптиной и ещё какой, забыл. Представляете? Почему? Сам пламенел к Богу. Вот такой купец. Это зависит только от родителей. На осине апельсины не растут.

«Как объяснить человеку, что такое вечная жизнь и где она будет, на земле или на небе?»

Не надо никому ничего объяснять, если человек что-то об этом захочет узнать, можно ему дать адрес воскресной школы для взрослых. Во многих храмах она есть, у нас, например. Родители детей приводят. Дети учатся по своей программе, взрослые – по другой, и даже бабушки приходят. Конечно, они всё забывают через месяц. Я тут весной экзамен им устроил – ничего не помнят. Но целый год отучились. Может быть, что-то и останется. Человек должен сам проявить интерес. А как объяснить? И зачем? При современном интернете на любом языке с любой степенью доступности человек может найти себе текст, который ему это объяснит либо в виде проповеди, либо богословского труда, можно найти какую-нибудь диссертацию какого-нибудь аспиранта богословского учреждения, можно почитать что-либо из святых отцов. На любой вкус, любой век, пожалуйста.

«Есть теплохладность, а есть её противоположность – ревность не по разуму. Как найти золотую середину?»

Ищите и обрящете (Мф. 7, 7). Пока я сижу и размышляю, как бы мне решить эту задачу, ответ всегда один будет: никак. Потому что чтобы решить, нужно решать. Чтоб у тебя был дом, нужно его построить. Если ты ленивый, ну купи тогда. На это нужны деньги.

«Недавно прочитал книгу «Мы все брали у него благословение» о протоиерее Викторе Шиповальникове. Не могли бы Вы сказать об этом удивительном человеке?»

Да, человек действительно удивительный, просто прекрасный. Он, как все порядочные люди в его возрасте, сидел, конечно, в лагере, но, слава Богу, дожил до наших дней. Они с отцом Иваном Крестьянкиным были друзья, они начинали своё служение в Рязанской области. Я 20 лет всегда приезжал к отцу Виктору на день Ангела и на престольный праздник его храма. Храм это был домашний, его ему один владыка освятил, и мы там собирались, служили. Храм был в честь Иоанна Рыльского. Потому что сам отец Иоанн Кронштадтский был рождён в день Ивана Рыльского, очень почитал своего небесного покровителя, а у отца Виктора Иоанн Кронштадтский был небесным покровителем всю жизнь ещё до его прославления. Потому что он родился в Архангельской области, рядом с тем селом, где родился и отец Иоанн. И там как бы вся атмосфера в воздухе пропитана почитанием отца Иоанна. И когда туда стали прибывать первые ссыльные, он в алтаре прислуживал священнику, даже был послушником у владыки Илариона Троицкого. Великий был такой богослов, который знаменитую речь на Соборе 1917-1918 года сказал по поводу восстановления патриаршества. Отец Виктор, понимаете, был такой священник, как с картинки: высокий, красивый, статный, благородный, воспитанный. Он из простой семьи поморов. Ум у него был замечательный, как он знал богослужение наизусть! Он был смолоду другом иеромонаха Пимена, который стал Патриархом потом. Советская власть, как мы условно звали её – Софья Власьевна, им была очень недовольна, потому что он храмы реставрировал, а в те времена это было тягчайшее преступление. Они как рассчитывали – что сейчас последние бабушки умрут, и храмы все уже окончательно рухнут. А такие батюшки, как отец Виктор, этому всё время противодействовали. Поэтому старались его всё время как-то засылать в разные места. А Патриарх Пимен старался его сохранить, помогать, как-то его так прятать, защищать, много для него сделал. И ещё, самое главное, в чём его служение для нашей Церкви: у него в домике была такая келья, которую он называл Саров. Там хранились все святыни преподобного Серафима Саровского. Икона Матери Божией, которая была у него в келье. Его келейные иконы, камушек, большой кусок, на котором было написано Стояние на камне преподобного Серафима, скамеечка, на которой он умер. Я сам её, будучи молодым священником, к сердцу прижимал, и мы там всегда пели акафист. Комната была такая вся забронированная, вход в неё трудно было найти, но каждый раз, когда мы приходили, мы обязательно пели молебен с акафистом отцу Серафиму. И вот, он многие годы хранил. Потому что эти вещи считались утраченными, но потом, когда явились мощи преподобного Серафима, отец Виктор уже Патриарху Алексию сказал, что у него хранятся эти святыни. И когда там уже монастырь подготовился к принятию, святыни были перенесены. А там была обувь преподобного Серафима, его мантия, скуфеечка. Вот он явился таким хранителем. Матерь Божия, преподобный Серафим его избрали. Удивительно совершенно! Умер он в 90 с лишним лет уже, много священников приехало на похороны – все, кто его знал и любил. До сих пор даже говорю о нём, и так приятно, как будто он вот рядом стоит. Совершенно прекрасный священник. Если б у нас каждый священник был такой, уже Русь давно была б святой.

«Как узнать волю Божию?»

Воля Божия открывается человекам из Священного Писания, прежде всего – из Евангелия, а второе – из писания святых отцов. Силуан Афонский говорил: «Ум должен плавать в Священном Писании». Тогда в нужный момент Господь приведёт на ум то слово, которое для тебя будет спасительным.

«Что означает фраза: «Молитва матери со дна моря достанет»?»

Это такое художественное выражение, которое объясняет суть очень важного процесса. Молитва должна идти из глубины души и должна быть наполнена любовью. Известно, как мать любит своё дитя. Не все матери, конечно. К нам в детский дом приезжают матери, суббота вчера была, был как раз родительский день. Там каждый раз. Ну, я так считаю, что всё равно, какие б они ни были, всё равно их от детей не надо отрывать, пусть детски знают, что мама есть, но каждый раз для нас это испытание. Ну такие матери! Лучше бы их в глаза не видеть. То есть всякие матери бывают. Но, как правило, это как раз те матери, которые детей не любят, сами их сдали в детский дом, воспитывать не хотят, занимаются совсем другими вещами. Вот, а та мать, которая любит дитя, а дитя – в беде, будет так молиться Богу, что Господь, как мы говорим, услышит её молитвы. Хотя Господь, конечно, всё слышит. Вот мы с вами говорим, Господь не только меня слышит, а Он слышит все ваши мысли по этому поводу, которые родятся в вашей голове.

«Когда я увижу своего папу?»

Настенька, я не знаю. Но если ты будешь молиться Богу о папе, то обязательно папа придёт к тебе во сне. Например, когда у меня папа умер 25 лет назад, я молился о нём, особенно первое время, он ко мне единственный раз пришёл во сне, я был очень доволен, хотя это в общем необязательно, я и так помню даже запах его. 25 лет прошло, а память об этом сохраняется.

«Отношение к нищим. Как распознать, кому нужна помощь, а кто паразитирует?»

Очень просто. Выбираешь в приходе многодетную семью и помогаешь. Им всегда деньги нужны. И не надо ничего искать. Смотри, у кого больше пяти детей.

«До 30-ти лет Иисуса Христа, есть ли документы о том, чем Он занимался?»

Не документы, а есть один эпизод. Описывается, как Он был в Иерусалимском Храме. Но для нашего спасения эти документы совершенно не нужны. Нам остались слова апостолов с того момента, как Он начал учить людей Царству Небесному. А всё остальное – только для любопытства, а Христос Свою кровь проливал не для того, чтоб удовлетворять бабское любопытство. Слишком цена дорогая.

«Что такое тысячелетнее царство Христа?»

Я не знаю, но у меня есть на это своя собственная мысль. Это время со времён Константина Великого до начала возрождения язычества, которое называется Ренессансом, то есть с IV по XIV век. Тысяча лет царства Христа. Я думаю так.

«Правильно ли будет читать утренние и вечерние молитвы вместе с супругой и детьми?»

Вообще, это было бы очень хорошо, но совсем не мешает после того, как все помолились, и одному зайти в ванную, закрыться и несколько минут Богу помолиться, чтоб никто не мешал.

«Обязанности мужа и жены в православной семье»

Никаких обязанностей. Всё по любви. Если жена любит мужа, она ему служит как мужу. А если муж любит жену, он ей служит как своей жене. Потому что семья создана Богом как образ Святой Троицы, и каждый член семьи должен служить семье. И вот это служение в любви приносить как дар Богу: смотри, Господи, как мы любим друг друга, как нам хорошо.

«Как избавиться от раздражения?»

Как нечего делать. Нужно не раздражаться. Как не раздражаться? Нужно терпеть. Но терпеть не тупо. Обязательно с молитвой. Когда ты чувствуешь раздражение, оно обычно возникает в районе солнечного сплетения, потом оно вскипает, и уже начинается гнев. И вот в этот период, когда оно ещё в районе солнечного сплетения, надо молиться: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!». И в раздражении нельзя даже помешивать манную кашу, она может прогоркнуть, потому что гнев <…> не творит правды Божией (Иак. 1, 20). Пока гнев не уляжется, нельзя детям что-то говорить, потому что у тебя получится крик. Ребёнок сначала испугается, а потом перестанет тебя слышать. Когда на детей орут, они ничего не слышат. В основном у нас советские люди на детей орут, потому что они все в раздражении. Это антивоспитание.

«Как полюбить ближнего, который тебе неприятен?»

Надо сначала узнать, что такое «полюбить». «Не делай другому того, что не хочешь, чтоб делали тебе». Любить – это не значит испытывать к нему чувства, как к жене. А любить – это значит в отношении его совершать только такие поступки, говорить только такие слова, которые ты бы хотел услышать и от него, и от любого другого: спокойные, кроткие, сдержанные, не обидные. Тогда будет всё правильно. Это и есть любить ближнего. Любить – это не значит чувствовать, любить – это относиться с любовью. Ферштейн зи? Молодцы. Хорошо.

«Одна хорошая многодетная семья, где есть любовь…»

Ой, познакомьте!

«… согласие, достаток, хочет принять сироту. Но мама, бывает, гневается на своих детей. Стоит ли брать в православную семью ребёнка, боясь не полюбить его, как своего?»

Я в сиротском деле много уже чего прошёл, разные пути. Даже вот есть семья, детей нет. Берут, усыновляют. Через полгода забеременела. И это сплошь и рядом. Господь как бы испытывает. Вот если ты детей любишь, то ты возьмёшь и сироту. А когда берёт, Господь её чрево открывает, и, смотришь, родит и своего. А потом, бывает, что сирота лучше, чем свой. Вот мои сироты в школе во многом ведут себя лучше, чем домашние дети, потому что домашние набалованные, ничего не могут делать, всё за ними там убирают. А эти всё сами. И стирают. У меня один даже хлеб печёт. Найдите среди тимашовских детей хотя бы одного мальчика 10-ти лет, чтоб он пёк хлеб. Нет ни одного. А у меня есть. Так что вот. А что касается гнева, так все люди гневаются, но этот гнев надо направлять на собственный грех, а не на детей. Что на детей гневаться? Твои детки. Встань перед зеркалом и плюй в него. Вот и гневайся.

«Очень часто Вы довольно жёстко…»

Ну да!

«…отвечаете на вопросы»

Лучше доходит. И многие прибегают к советам таким. И знаете, бывает эффект. Я же говорю не для того, чтобы нам вместе пообщаться, хотя мне очень приятно, вы так внимательно слушаете. Ну, немножко долго настраивались, но ничего. Само по себе общение – это очень хорошее дело. Но мне-то главное – вырастить какой-то плод, чтоб был результат. А что? За сто километров мотался, и всё впустую? Обидно, правда?

«Что это, нетерпение к людской недалёкости или своеобразная шокотерпия?»

Не только. Это бывает и усталость, понимаете, потому что передачи вечером. Вы знаете, как (нет, не знаете), священник к концу воскресного или субботнего дня устаёт? Это очень трудное дело. Потом, что ещё бывает? Собственное несовершенство. Ну а бывает ещё людская тупость. И ещё бывает глухота. Вот ты кричишь, человек не слышит. Что делать? То есть причина – не только недалёкость моя или шокотерапия, направленная к кому-то, а причин целый ворох.

«Каков круг Вашего чтения? Читаете ли Вы художественную литературу?»

Читаю. В отпуск.

«Какую?»

Ну, последнюю книгу прочёл Захара Прилепина.

Какую посоветую почитать?

Есть такая хорошая книга, мне самому очень нравится, называется Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Вот эту я постоянно читаю.

«Мой папа пьёт периодически…»

Хорошо, что не каждый день.

«… и не работает. Когда пьёт, просит деньги. Давать не хотим, но даём…»

Ну и зря. Я б не давал.

«… так как он говорит, на еду»

На еду тоже не давать, незачем. Еды полно, посадb тыкву, вырастет – во! Вот и ешь, на месяц хватит. А две тыквы – на два месяца. Что, зачем кормить? Совершенно ни к чему. Никаких мер предпринимать не надо, если дебошир, то связывать, бить не надо. Договориться там с мужиками, чтоб пьяного связать, нужна одна баба и один мужик.

И опять: «Давать ли ему деньги?»

Ни в коем случае! Полно бутылок. Пусть ходит, собирает, чистота будет вокруг. Да мало ли всяких заработков. Пошёл в любой двор, предложи покосить. Говорят: «Мы сами покосим» – «А я вам задёшево». За бутылку, за сто рублей пусть хоть покосит. И так, глядишь, и отвяжется.

«Мы его боимся, очень хотим ему помочь»

Какая же эта помощь, если давать ему деньги? Как только сынок, допустим, перестал учиться, выгнали за тупость или за лень, и работать не идёт, сразу опустошаем холодильник, едим у соседей, а ему – ничего, пусть сам. На второй день пойдёт работать. А так что кормить? Ну свинью-то мы кормим, она не работает, но мы её хоть зарежем, сами съедим. А что кормить здорового борова? Как мне соседка в нашей деревне говорила: «Мужика теперь держать невыгодно». То есть он больше выпьет и больше съест, чем от него толку. А надо, чтоб было выгодно. А здесь, судя по записке, пьёт да дерётся. Мужчина, который поднимает руку на женщину, это уже вообще не мужчина, понимаете? Есть такое хорошее слово, мне нравится – подонок. На дне уже остаётся там что-то, какой-то жир, плесень какая-то, старые окурки. Вот это вот. Мужчина должен быть рыцарем. Спокойный, сильный, умный, величавый, богатый, работящий, красивый, всем на загляденье. А этот пьёт, на жену замахивается. Выбери вон тракториста с такой мордой и замахивайся – как он? Посмотрим, чем разговор кончится. Или к милиционеру подойди, плюнь в лицо. Посмотрим, как твоя жизнь сложится дальнейшая. А то что с бедной женщиной связался? Это не мужчина. Не буду распространяться дальше, это моя любимая тема.

Прот. Антоний Сомик: У меня вопрос такой. Недавно я узнал, что, оказывается, в России 40 миллионов пенсионеров – и работающих, и неработающих. И в России 32 тысячи приходов православных. Я поделил 40 миллионов на 32 тысячи, получилось полторы тысячи человек должно быть в каждом храме пенсионеров. Отец Димитрий, как вернуть пенсионеров в Церковь? Они же все крещёные.

Прот. Димитрий Смирнов: У меня есть любимый список крещёных людей: Гитлер, Ленин, Дзержинский, Карл Маркс. Хватит? Крещёный – это ещё ничего не значит. Был римский император – Юлиан Отступник, который всю империю повернул к язычеству, он тоже не только был крещёный, а даже был воспитан монахами. Отрёкся от Христа. Мало ли кто крещёный? А этот самый, Борис Абрамович Березовский? Он тоже крещёный. Его даже мой брат двоюродный в церкви видел. Пришёл, вокруг подсвечника что-то со свечами колдовал. Так что крещёный – этого недостаточно. Надо, чтоб он был просвещённый светом Евангелия.

Прот. Антоний Сомик: Как просветить бабушек и дедушек?

Прот. Димитрий Смирнов: Как? Ну мы проповедуем и по радио, и по телевидению, и в интернете, и в деревни приезжаем. Только так, а как? Апостолы тоже, тогда не было радио и телевидения, ездили. Апостол Павел на свои денежки ездил по всему миру на кораблях, терпел кораблекрушение даже. Всё описано в Деяниях святых апостолов, кто читал эту книгу интересную, Новый Завет, тот знает, вот. Так что это главная наша христианская обязанность. Во-первых, надо своих детей привести к Богу, а потом, когда они выйдут на пенсию, вот это будут пенсионеры, которые ходили в церковь.

Прот. Антоний Сомик: Хочу понять, прав ли я или не прав? Моё мнение, что безбарьерная среда для инвалидов на Западе – это удаление от милосердия и от Евангелия вообще.

Прот. Димитрий Смиров: Я тоже об этом думал. К нам пристают. У меня один храм маленький такой. Всего у меня восемь, а вот этот такой вот, он прям на улице стоит, там ступеньки. Я говорю: к нам ходит только одна женщина раз в квартал. Ну что у нас, сторожа её за одну секунду – раз, подняли. А нам городить пандус – это другим будет неудобно ходить, потому что паперть очень узкая. Я говорю: «Хотите ставить – ставьте сами за свои деньги». Мы этого делать не будем, и отвяжитесь. Потому что да, действительно. А в другом храме у нас, наоборот, ровненько, прям с улицы можно заезжать. Но у нас на каждой службе там люди на колясках есть. Один-два, один-два.

Но Запад – это Запад. Просто это продвигают люди, для которых это бизнес. А нам-то как-то это не очень. Конечно, нужно делать транспорт, чтобы человека на коляске можно было перевезти. Я не помню, где я это последний раз видел, но просто очень здорово, конечно: подъезжает на коляске, там такой лифт, он так съезжает, заезжает, раз – туда, в автобус. Но это надо, чтоб не было на транспорте очередей. Так тоже вот в битком набитый автобус – как-то это трудно. Надо всё делать по уму. У нас вот на радиостудии «Радонеж», где мы ведём нашу программу, там тоже вот есть такой лифт для колясочников. Вот я работаю там 25 лет, я ни разу не видел, чтоб кто-то на коляске приехал. А ставить штуку, которая миллион стоит – выброшенные деньги. Поэтому я как бы солидарен с Вашим таким пониманием.

Из зала: А как вот отследить законодательство, какие законы принимаются? Потому что этот закон про детей – даже в новостях ничего не сказали. Тихо приняли. Куда это надо смотреть?

Прот. Димитрий Смиров: В интернете надо смотреть на сайте Государственной думы. Это специально, это сделано под шумок, перед отпуском, последнее заседание Думы. Более того, там просто есть вклейка.

Из зала: Ну мы можем отменить, да, этот закон, народ?

Прот. Димитрий Смирнов: Да мы всё можем. Представьте себе, сто тысяч человек собралось на Манежной площади, и чего? Кто будет спорить с народом-то? Сказать: нет и всё! Или мамаши с колясками. Что их, будут полицейские слезоточивым газом, что ли, разгонять? А там как? Если я кому-то дам в лицо, какому-то гражданину в трамвае, который ругался матом, мне порицание и могут даже штраф, если восемь зубов передних выбил. А если я дам своему ребёнку за хамство, то два года мне. Ну это же абсурд! Значит, ясно, что это дополнение просто вклеено туда. Просто ну по-быстрому. И такой абсурд прошёл, в этом же есть некая несуразность. Но вот Матвиенко говорила, что в сентябре будет комиссия создана, чтоб это изменить. Ну не знаю, будет это или нет, но отслеживать можно через документы Думы. Сайт открываешь, всё открыто. Ну и потом, существует масса всяких общественных организаций и семейных, которые с этим борются. Найдите все эти фамилии, вам будут рассылку посылать, если хотите в это движение вступить. Таких людей много, у нас семейных организаций в стране тысячи. Вот, кстати, наша Кузнецова Лена из такой организации вышла, её в Администрации Президента заметили, и в Думу она прошла, и стала уполномоченной по правам детей вместо Астахова теперь. Все надеются, потому что она верующая, муж у неё священник, шесть детей, многодетная мамаша. Так что вот.

Прот. Антоний Сомик: Ваше отношение к отцу Фотию.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну я его видел только по телевизору. Очень такой симпатичный. И голос! Голос действительно у него чудный. Так немножко, конечно, надо вокально обработать. Он же самородок. Так вот. Мне очень понравилось. Я, конечно, такие передачи не смотрю, спать очень хочу, в вот его выступление финальное аккуратно посмотрел от и до, и мне очень понравилось, как он проникновенно поёт, как будто он эту песню сочинил. И такой голос чистый природный. Это замечательно, конечно. Вам-то тут рядом.

Прот. Антоний Сомик: «Встречаемся с молодым человеком два года, замуж не зовёт. Что делать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Искать другого.

Прот. Антоний Сомик: «Где взять таких мужчин, о которых Вы говорите?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну где? Это не ко мне вопрос. Мужчин рожают женщины. И настоящих мужчин, а не баб в брюках, тоже воспитывают женщины. Конечно, у нас по полкласса парней, у которых нет отцов, потому что женщины, вместо того чтобы создавать семью, заводят себе ребёнка, как будто это кот или вши. Ну как это? Ребёнок должен воспитываться в семье, должен быть отец, мать. А так безотцовщина. Ну как можно воспитать из мальчика мужчину без отца? Это теоретически возможно, но очень трудно. А так как женщины у нас теперь никаких барьеров не имеют, свою девственность не хранят, готовы по первому свистку, так сказать, всякие услуги оказывать, кто же будет жениться-то? Какой смысл? Месяц – одна, второй год – другая. «А он, – говорит, – со мной живёт, а не женится». А зачем на тебе жениться? Он что, дурак? Или: «У меня сын не работает». Я говорю: «Давно?» – «Второй год» – «А ты его кормишь?» – «Кормлю». Ну что он, дурак, что ли, работать? Корми дальше. А ещё машину купи.

Из зала: О. Димитрий, у Вас две книги проповедей за конец 80-х и начало 90-х годов. Будут ли ешё? Потому что вот Ваши ответы на вопросы – это одно, а проповеди – это совсем другое. Несколько раз был у Вас в храме Митрофана Воронежского и на Динамо и Ваши проповеди видел вживую. Всё-таки Ваши проповеди и ответы на вопросы – это разное. Хотелось бы узнать…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну у меня все проповеди есть на мультиблоге. Вы можете сегодняшнюю воскресную проповедь сейчас дома вечером послушать, она уже выложена. А потом, у меня есть целый двадцатитомник проповедей, сейчас они все разошлись, тысяч восемьдесят изданий каждого тома. Там огромные тиражи. Сейчас чтоб издать, денег нет. Наберите сто тысяч, ещё издадим.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Галина 3 марта 2017, 18:16
Божией Вам помощи о. Дмитрий.Очень своевременная и актуальная тема. Спасибо Вам за Ваши труды.
Георгий28 октября 2016, 10:17
Был вопрос о чувстве юморе как о даре Божьем.

На этот вопрос отвечает Лавсаик.
Цитата:

"191. Черты из жизни св. Иоанна Златоуста.
Нам говорили о св. Иоанне Константинопольском, справедливо получившем прозвание Златоустого за изящество и блеск его учительского красноречия: после крещения–он никогда не произносил клятвы и не побуждал никого к клятве, никогда не сказал лжи, избегал шуток и не позволял другим шутить (в своем присутствии)".

Видимо, свт. Иоанн не считал это даром Божьим. Скорее, это недуг души, который надо лечить. Во всяком случае все святые отцы отрицательно относились к этому "дару". А если кто и использовал это падшее свойство души, то только для пользы души ближнего или для порицания самого себя, как это иногда делал прп. Паисий Святогорец. Но не для празднословия и развлечения.

На всякий случай это написал. А то мы начинаем постепенно забывать святых отцов. Учение у них несколько отличается от того, что можно сегодня не редко слышать или читать.
natalja28 октября 2016, 00:26
Хорошо отвечаете с добрым юмором, доходчиво. Храни вас БОГ!
тамара27 октября 2016, 19:29
Божией Вам помощи о.Димитрий и многая и благая лета.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×