Вотча

    

Много историй из жизни духовенства Коми края поведала мне сыктывкарский краевед Анна Малыхина. В одну из наших встреч Анна Георгиевна показала фото родного дяди писателя Варлама Шаламова – священника села Вотча (Республика Коми) Прокопия Шаламова, и его супруги Марии. На снимке запечатлен высокий стройный юноша с копной непослушных волос, на руку которого опирается хрупкая барышня. На обороте фотографии надпись: «Супруги Шаламовы, г. Великий Устюг, 1899 год» – счастливый год, когда родилась новая священническая семья выпускника Вологодской духовной семинарии Прокопия Шаламова и 17-летней Марии Роговой, окончившей Устюжское епархиальное училище. Сразу же после венчания молодые отправились на родину мужа в село Вотчу Устьсысольского уезда, где Прокопий Шаламов стал служить священником в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы, где служили предки Варлама Шаламова Храм Рождества Пресвятой Богородицы, где служили предки Варлама Шаламова
    

Сельский летописец

На въезде в Вотчу указатель сообщает, что известна она с 1380 года. Местное предание говорит, что на возвышенностях села Во­тчи насчитывалось тридцать три чудских городка и один для пре­бы­вания князя – знаме­ни­тое чудское городище, укреп­лен­ное огромной дере­вянной сте­ной с зубцами и железными во­ро­тами.

Прокопий и Мария Шаламовы Прокопий и Мария Шаламовы
    

Подробная история удивительной Вотчи, в начале своего существования языческой, а после миссионерских трудов святителя Стефана Пермского в этих краях – православной, была бережно собрана местным батюшкой Прокопием Шаламовым и издана под названием «Церковно-историческое описание Вотчинского прихода» в 1911 году. В предисловии к книге отец Прокопий пишет: «Цель изложения настоящей брошюры – дать знать будущим членам приходской церкви и прихожанам о прошедших днях своей приходской церкви и прихода, а также дать краткое пособие для будущего историка Православной Церкви и русского царства».

Новейшая история

Сегодня в сельском поселении Вотча, в состав которого входит еще несколько деревень, проживает около 200 человек. Село встречает нас черными коми избами, в которых выросло не одно поколение вотчинцев. Испокон веков здесь живут Старцевы, Мальцевы, а род Молчановых, как сообщила его представительница, библиотекарь села, Анастасия Молчанова, поселился в Вотче 300 лет назад. Незримые нити связывают малую родину с бывшими жителями села, которые, даже покинув Вотчу, все равно возвращаются сюда снова.

Село Вотча Село Вотча
    

А вот молодежь из-за отсутствия работы покидает родные места. В результате закрылись в Вотче детсад и школа, а вотчинская детвора в составе 20 человек переведена для продолжения воспитания и обучения в соседний поселок Первомайский. Может быть, еще и поэтому так пустынно на улицах села, и только яркая детская площадка напоминает, что маленькие жители Вотчи где-то неподалеку. А вот клуб, администрация, библиотека работают в полную силу. Приятным открытиям для нас стало то, что излюбленным чтением вотчинцев является православная литература: полка с этими изданиями оказалась пустой – все разобрали читатели. И это несмотря на то, что сегодня своего православного храма в селе нет…

Храм-мученик

Развалины старинной каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы возвышаются в центре села Вотча и видны издалека. Выходим из машины, чтобы просто полюбоваться прекрасной картиной. Подъезжаем ближе, и тихое волнение, готовность к встрече с чудом, сказкой сменяют боль и горечь, вызванные страданиями храма. Попасть внутрь церкви можно через выломанные окна, а вход в храм сегодня скорее напоминает лаз в пещеру. Стены испещрены посланиями потомков. Но в целом в разрушенном храме царит порядок, хотя в некоторых его частях находиться уже небезопасно из-за угрозы обрушения свода.

Вход в храм сегодня скорее напоминает лаз в пещеру

Доступ на второй этаж церкви кто-то из местных жителей заботливо перекрыл – ведь там, в верхнем храме, еще сохранились фрагменты росписи, выполненные в начале прошлого века устюжским художником Жилиным.

Фрагменты росписи верхнего храма Фрагменты росписи верхнего храма
    

В моем архиве есть фото этого же храма, но 10-летней давности. Да, многое изменилось с тех пор: крыша Божьего дома в то время еще не служила приютом для местной флоры, а сегодня здесь уже вырос лес. Без труда тогда мы смогли подняться и на второй этаж, чтобы увидеть старинную роспись. Теперь полюбоваться сохранившимися фресками можно только с улицы через выломанные оконные проемы.

От ветра вновь прячемся в разрушенном храме, где исполняем тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы. Потом здесь, в умирающем храме, единственном свидетеле жизни и подвига вотчинских Шаламовых, рассказываю о них своим спутникам.

Бессеребренник Николай

Дед Варлама Шаламова Николай и дядя Прокопий служили в суровом северном краю. О. Николай Шаламов начинает служить в Вотче с 1867 года. Подробнее о том, как дед писателя появился в заповедном уголке Коми края рассказала мне Анна Малыхина: «О. Николай Шаламов прибыл в Вотчу из Устюжского уезда, где отец его Иоанн Шаламов служил священником при Шасской Васильевской церкви, а дед Максим Харлампиев Шаламов в конце XVIII века служил дьячком в городе Великом Устюге».

Семья у отца Николая и матушки Татьяны была большая, супруги воспитывали шестерых детей. Подробности служения отца Николая в Вотче сохранились благодаря неутомимой деятельности сельского летописца, его сына и преемника – иерея Прокопия. В некрологе «Венок на могилу доброго пастыря» Прокопий Шаламов рассказывает о своем отце-свя­щеннике: «Тяжел ка­зался подвиг служения в незна­комом краю и чужом народе. Нерадостны были первые впечатления по прие­зде к месту слу­жения: обши­рный неуст­ро­енный приход, разбросанность деревень при полном отсут­ствии сносных путей сообще­ния; хотя и родной по вере, но чуждый по языку народ, полное невеже­ство и темнота его, не­у­с­тро­йство по храму. Сколько пре­дстояло забот, труда, эне­ргии, сколько душевной крепо­с­ти, чтобы не пасть духом...»

Первым делом отец Николай позаботился об образовании паствы и открыл в своем бедном доме школу грамоты. И дол­гие годы, вплоть до 1881 года, когда было открыто в селе зем­ское училище, он препо­давал в ней безвозмездно нача­тки гра­мотности и христиан­ского уче­ния.
Другая забота батюшки – благоустроение прихо­д­ского храма. Вот как отец Прокопий рассказывает об этом: «С 1876 года по 1879 год он собирает поже­р­т­во­вания и строит каменную ог­раду вокруг храма с прек­рас­ной железной решеткой и двумя входными воротами изящной архитектуры. С 1880 года изы­с­кивает средства и покупает в 214 пудов благо­вестник, кото­рого могучий звон разносил­ся по дальним дере­вням прихода, возвещая им время молитвы. Через семь лет строит в теплом храме новый иконостас с хо­рошей резьбой и высокой позо­лотой. В последние же годы слу­жения вещественным памя­т­ником неусыпной энергии и па­с­тыр­ской ревности является за­ново отремонтированный и рас­ши­ренный каменный клад­би­­ще­нский Стефановский храм (Стефановский храм из-за угрозы обрушения свода был разрушен – Н. П.)».

Так выглядел храм села Вотча 10 лет назад Так выглядел храм села Вотча 10 лет назад
    

Благодаря воспоминаниям сына стали известны и подробности служения отца Николая, ко­торый и в полуночный час, и в метель, и в грозу, под дождем и сне­гом, по болотам и тря­синам, без малейшего заме­дления шел пешком за много верст уте­шить Святыми Тайнами больных и умирающих.

После него не осталось никаких денежных средств и имущества, кроме скромного домика на церковной земле

3 ноя­бря дня 1910 года в 10 часов ве­чера мерные удары коло­ко­ла возве­стили жителям села Во­тчи о кончине 83-летнего ста­рца-пастыря иерея Божия Николая Шаламова. Похоронен отец Николай был в ограде родного храма. После него не осталось ни­каких денежных средств и имущества, кроме скромного домика на церков­ной земле.

Прокопий Шаламов

Проко­пий Ша­ла­мов продолжил тра­диции своих пре­д­ков и был рукоположен в свя­ще­н­ники в 1899 году, заступил на мес­то сво­его отца и служил в этом звании так же, как и отец, 32 года до своей трагической сме­р­ти. Богослужебная деятель­ность батюшки и его работа как историка в таежном уголке Коми не осталась незамеченной – об этом свиде­те­льствует множе­ство церко­вных наград, которых был удостоен отец Прокопий, и се­ре­бряная ме­даль Красного Кре­ста «В память русско-японской войны». И при всех своих заслугах отец Прокопий оставался человеком скромным. Такими же старался воспитать и семерых своих детей. В архиве Анны Малыхиной хранится вос­по­­минание быв­шего учителя, пенсионера О.Т. Кушманова, о детях батюшки: «Учил­ся я вме­сте с дочерью свя­щен­­ни­ка Катей Шаламовой, она ни­чем не отличалась от всех оста­льных крестьянских детей, хотя была поповской дочерью, оде­ва­лась также скромно, таким же был и ее брат Сергей». Транспортом батюшке служила его белая лошадь, а в хозяйстве священника также имелось несколько коров.

Арест

Как дальше складывалась жизнь отца Прокопия, удается восстановить по данным архивов. Прокопия Шаламова аре­с­то­­вали 25 января 1931 года, в ка­честве обвиняемого он был до­п­­рошен 19 января.

Прокопия Шаламова аре­с­то­­вали 25 января 1931 года

В архиве ФСК РК хранится де­ло Шаламова Прокопия Ни­­колаевича, в котором сообщаются некоторые подробности постепенно разворачивающейся трагедии: «Имущество конфисковано в 1930 году, ло­ялен к Советской власти, был под следствием 1922 и 1925 го­дах как подозреваемый в со­к­ры­тии или тормозе сдачи це­р­ко­вных ценностей».   

Сквозь века слышим мы и голос самого батюшки, твердо заявившего следователю: «Виновным я себя не считаю ни в чем, под судом был в 1925 го­ду, обвинялся в том, что буд­то бы тормозил сдачу цер­ковных ценностей, по суду я был опра­вдан. Слухи о паде­нии Совет­с­кой власти и о том, что с паде­ни­­ем Советской вла­сти у ком­мунистов и колхо­зников будут выжигать на спине клейма, я не распространял. Против колле­к­ти­визации сель­ского хозяйст­ва я также не выступал и не аги­­тировал. В части лесозаго­то­­вок я также не говорил ни од­ного слова. На заседаниях церковного совета иногда уча­ст­вую, но это только по вызову це­рковного совета, а сам без приглашения ни разу не бывал. От членов церков­ного совета ан­тисоветской агитации я не слы­­­шал. Больше по делу пока­зать ничего не могу».

В храме села Вотча В храме села Вотча
    

Затем следует акт о расс­т­ре­­ле: «1931 года мая 28 дня ко­миссия в составе: зам. нач. СПО Коми обл. отд. ОГПУ Ко­ло­­ванина и уполно­мочен­ного ЭКО т. Савельева, сот­рудника КО ОГПУ Казакова составила настоящий акт о нижесле­дую­щем: с/ числа в 24 часа в мест­ности «Дырнос дор» в полутора километрах от окраины города привели в исполнение поста­но­в­ление тройки ПП ОГПУ СК от 13.05.31 года. Направленные за № 7346/8к в отношении: Морохина Тимофея Тимо­фе­еви­ча, Ракина Ивана Егоро­ви­ча, Нарбекова Солемтана Усмановича, Тыхтило Федо­ра Георгиевича, Лебедева Яко­­ва Дмитриевича, Лама Ми­хаила Павловича, Маль­цева Ивана Степановича, Ермолина Петра Василь­е­ви­ча, Шаламова Прокопия Ни­ко­лаевича. Каковые расстреляны и тру­пы похоронены на месте, о чем и составлен настоящий акт».

Наталья Прокофьева

20 декабря 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Галина14 августа 2017, 08:46
Наташа, вернулась ко всем вашим публикациям, чтобы еще раз поставить заслуженные 10 за бесценную работу, которую вы проводите для региона Коми! В старинном селе Вотча дело сдвинулось с мертвой точки, и на состояние храма наконец обратила внимание местная власть. Вот как об этом рассказывает "Комиинформ": http://komiinform.ru/news/151348/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Галина27 марта 2017, 11:39
Старинный храм в селе Вотча, где служили предки писателя Варлама Шаламова, будет восстановлен!Кроме него, в Коми будут отреставрированы все храмы. Об этом заявил глава Коми Сергей Гапликов в ходе большой пресс-конференции.Спасибо, порталу "Православие.ру, за помощь в сохранении святынь земли Коми!
Наталья Прокофьева22 февраля 2017, 17:08
Ответ Саше. Спасибо за комментарий. Речь в настоящей статье идет об истории православного храма Рождества Пресвятой Богородицы села Вотча и служивших здесь священниках Шаламовых.
Алексей20 февраля 2017, 11:56
Деревянная часовня мученика Виктора в с. Вотча принадлежит раскольникам РосПЦ-1...
Галина19 февраля 2017, 22:44
Ответ на комментарий Саши. В Вотче нет православного храма. Деревянный храм, построенный рядом с развалинами старинной православной церкви, принадлежит раскольникам.
Саша14 февраля 2017, 16:24
Почему пишете, что в Вотче нет храма? Там же деревянная церковь стоит рядом с развалинами старой.
Ирина 3 января 2017, 13:55
Огромное спасибо, Наташа!Видела ещё в детстве этот храм..Обидно!!!
Ольга27 декабря 2016, 17:01
Огромная благодарность за краеведческие статьи, материалы о новомучениках. Отец В. Шаламова тоже был священник, очень благородной внешности.
Илия27 декабря 2016, 16:24
Добрый день!

25 декабря вышла в эфир телепрограмма из цикла "Русский крест "Мария Шаламова",
в которой рассказывается также и об отце Прокопии, и о замечательном писателе Варламе Шаламове. Есть немного видео села Вотча.
Спаси, Господи!
Вот ссылка: http://www.юрган.рф/video/16156/
прот. Борис27 декабря 2016, 08:54
Без знания своей истории народ не понимает, к чему он идет и как жить сегодня, не нарушая заповедей Божиих. Материалы о репрессиях, о новомучениках, о жизни православной глубинки, когда люди, не имея ничего, остаются верными Богу - это фундамент будущего покаяния народа.
ВАРВАРА26 декабря 2016, 18:21
Вот бы восстановить этот храм! В село бы вернулись люди. Появилась бы работа.Господь бы дал людям работу, лишь бы люди были верны Богу.
тамара26 декабря 2016, 16:14
Упокой,Господи,души праведных и пострадавших за веру православную в селениях Твоих праведных...
Галина26 декабря 2016, 15:48
Наташа, ну зачем вы тратите столько сил на то, чтобы возродить жизнь в агонизирующих селах и поселках Коми? Вы же понимаете, что не может быть нормальной жизни на земле, где были убиты, замучены столько российских новомучеников!
прот. Борис26 декабря 2016, 11:43
Вотча - знаменитое в древности селение - ставка князей.
А вообще было бы очень интересно узнать также о судьбе супруги о. Прокопия Шаламова - Марии Шаламовой. Она вроде потом пела в храме, где служили репрессированные Московские епископы?
Иоанна_26 декабря 2016, 10:29
/Каковые расстреляны и тру­пы похоронены на месте, о чем и составлен настоящий акт».// Вот так всё просто... Спасибо, Наталья, благодаря таким статьям до нас доходят хоть какие-то осколки того страшного времени, о котором мы уже практически забыли. А многие никогда и не знали, и НЕ ХОТЯТ знать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×