Много историй из жизни духовенства Коми края поведала мне сыктывкарский краевед Анна Малыхина. В одну из наших встреч Анна Георгиевна показала фото родного дяди писателя Варлама Шаламова – священника села Вотча (Республика Коми) Прокопия Шаламова, и его супруги Марии. На снимке запечатлен высокий стройный юноша с копной непослушных волос, на руку которого опирается хрупкая барышня. На обороте фотографии надпись: «Супруги Шаламовы, г. Великий Устюг, 1899 год» – счастливый год, когда родилась новая священническая семья выпускника Вологодской духовной семинарии Прокопия Шаламова и 17-летней Марии Роговой, окончившей Устюжское епархиальное училище. Сразу же после венчания молодые отправились на родину мужа в село Вотчу Устьсысольского уезда, где Прокопий Шаламов стал служить священником в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Сельский летописец
На въезде в Вотчу указатель сообщает, что известна она с 1380 года. Местное предание говорит, что на возвышенностях села Вотчи насчитывалось тридцать три чудских городка и один для пребывания князя – знаменитое чудское городище, укрепленное огромной деревянной стеной с зубцами и железными воротами.
Подробная история удивительной Вотчи, в начале своего существования языческой, а после миссионерских трудов святителя Стефана Пермского в этих краях – православной, была бережно собрана местным батюшкой Прокопием Шаламовым и издана под названием «Церковно-историческое описание Вотчинского прихода» в 1911 году. В предисловии к книге отец Прокопий пишет: «Цель изложения настоящей брошюры – дать знать будущим членам приходской церкви и прихожанам о прошедших днях своей приходской церкви и прихода, а также дать краткое пособие для будущего историка Православной Церкви и русского царства».
Новейшая история
Сегодня в сельском поселении Вотча, в состав которого входит еще несколько деревень, проживает около 200 человек. Село встречает нас черными коми избами, в которых выросло не одно поколение вотчинцев. Испокон веков здесь живут Старцевы, Мальцевы, а род Молчановых, как сообщила его представительница, библиотекарь села, Анастасия Молчанова, поселился в Вотче 300 лет назад. Незримые нити связывают малую родину с бывшими жителями села, которые, даже покинув Вотчу, все равно возвращаются сюда снова.
А вот молодежь из-за отсутствия работы покидает родные места. В результате закрылись в Вотче детсад и школа, а вотчинская детвора в составе 20 человек переведена для продолжения воспитания и обучения в соседний поселок Первомайский. Может быть, еще и поэтому так пустынно на улицах села, и только яркая детская площадка напоминает, что маленькие жители Вотчи где-то неподалеку. А вот клуб, администрация, библиотека работают в полную силу. Приятным открытиям для нас стало то, что излюбленным чтением вотчинцев является православная литература: полка с этими изданиями оказалась пустой – все разобрали читатели. И это несмотря на то, что сегодня своего православного храма в селе нет…
Храм-мученик
Развалины старинной каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы возвышаются в центре села Вотча и видны издалека. Выходим из машины, чтобы просто полюбоваться прекрасной картиной. Подъезжаем ближе, и тихое волнение, готовность к встрече с чудом, сказкой сменяют боль и горечь, вызванные страданиями храма. Попасть внутрь церкви можно через выломанные окна, а вход в храм сегодня скорее напоминает лаз в пещеру. Стены испещрены посланиями потомков. Но в целом в разрушенном храме царит порядок, хотя в некоторых его частях находиться уже небезопасно из-за угрозы обрушения свода.
Вход в храм сегодня скорее напоминает лаз в пещеру
Доступ на второй этаж церкви кто-то из местных жителей заботливо перекрыл – ведь там, в верхнем храме, еще сохранились фрагменты росписи, выполненные в начале прошлого века устюжским художником Жилиным.
В моем архиве есть фото этого же храма, но 10-летней давности. Да, многое изменилось с тех пор: крыша Божьего дома в то время еще не служила приютом для местной флоры, а сегодня здесь уже вырос лес. Без труда тогда мы смогли подняться и на второй этаж, чтобы увидеть старинную роспись. Теперь полюбоваться сохранившимися фресками можно только с улицы через выломанные оконные проемы.
От ветра вновь прячемся в разрушенном храме, где исполняем тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы. Потом здесь, в умирающем храме, единственном свидетеле жизни и подвига вотчинских Шаламовых, рассказываю о них своим спутникам.
Бессеребренник Николай
Дед Варлама Шаламова Николай и дядя Прокопий служили в суровом северном краю. О. Николай Шаламов начинает служить в Вотче с 1867 года. Подробнее о том, как дед писателя появился в заповедном уголке Коми края рассказала мне Анна Малыхина: «О. Николай Шаламов прибыл в Вотчу из Устюжского уезда, где отец его Иоанн Шаламов служил священником при Шасской Васильевской церкви, а дед Максим Харлампиев Шаламов в конце XVIII века служил дьячком в городе Великом Устюге».
Семья у отца Николая и матушки Татьяны была большая, супруги воспитывали шестерых детей. Подробности служения отца Николая в Вотче сохранились благодаря неутомимой деятельности сельского летописца, его сына и преемника – иерея Прокопия. В некрологе «Венок на могилу доброго пастыря» Прокопий Шаламов рассказывает о своем отце-священнике: «Тяжел казался подвиг служения в незнакомом краю и чужом народе. Нерадостны были первые впечатления по приезде к месту служения: обширный неустроенный приход, разбросанность деревень при полном отсутствии сносных путей сообщения; хотя и родной по вере, но чуждый по языку народ, полное невежество и темнота его, неустройство по храму. Сколько предстояло забот, труда, энергии, сколько душевной крепости, чтобы не пасть духом...»
Первым делом отец Николай позаботился об образовании
паствы и открыл в своем бедном доме школу грамоты. И
долгие годы, вплоть до 1881 года, когда было открыто
в селе земское училище, он преподавал в ней
безвозмездно начатки грамотности и
христианского учения.
Другая забота батюшки – благоустроение
приходского храма. Вот как отец Прокопий
рассказывает об этом: «С 1876 года по 1879 год он
собирает пожертвования и строит
каменную ограду вокруг храма с прекрасной
железной решеткой и двумя входными воротами изящной
архитектуры. С 1880 года изыскивает средства и
покупает в 214 пудов благовестник, которого
могучий звон разносился по дальним деревням
прихода, возвещая им время молитвы. Через семь лет строит
в теплом храме новый иконостас с хорошей резьбой и
высокой позолотой. В последние же годы служения
вещественным памятником неусыпной энергии и
пастырской ревности является заново
отремонтированный и расширенный каменный
кладбищенский Стефановский храм
(Стефановский храм из-за угрозы обрушения свода был
разрушен – Н. П.)».
Благодаря воспоминаниям сына стали известны и подробности служения отца Николая, который и в полуночный час, и в метель, и в грозу, под дождем и снегом, по болотам и трясинам, без малейшего замедления шел пешком за много верст утешить Святыми Тайнами больных и умирающих.
После него не осталось никаких денежных средств и имущества, кроме скромного домика на церковной земле
3 ноября дня 1910 года в 10 часов вечера мерные удары колокола возвестили жителям села Вотчи о кончине 83-летнего старца-пастыря иерея Божия Николая Шаламова. Похоронен отец Николай был в ограде родного храма. После него не осталось никаких денежных средств и имущества, кроме скромного домика на церковной земле.
Прокопий Шаламов
Прокопий Шаламов продолжил традиции своих предков и был рукоположен в священники в 1899 году, заступил на место своего отца и служил в этом звании так же, как и отец, 32 года до своей трагической смерти. Богослужебная деятельность батюшки и его работа как историка в таежном уголке Коми не осталась незамеченной – об этом свидетельствует множество церковных наград, которых был удостоен отец Прокопий, и серебряная медаль Красного Креста «В память русско-японской войны». И при всех своих заслугах отец Прокопий оставался человеком скромным. Такими же старался воспитать и семерых своих детей. В архиве Анны Малыхиной хранится воспоминание бывшего учителя, пенсионера О.Т. Кушманова, о детях батюшки: «Учился я вместе с дочерью священника Катей Шаламовой, она ничем не отличалась от всех остальных крестьянских детей, хотя была поповской дочерью, одевалась также скромно, таким же был и ее брат Сергей». Транспортом батюшке служила его белая лошадь, а в хозяйстве священника также имелось несколько коров.
Арест
Как дальше складывалась жизнь отца Прокопия, удается восстановить по данным архивов. Прокопия Шаламова арестовали 25 января 1931 года, в качестве обвиняемого он был допрошен 19 января.
Прокопия Шаламова арестовали 25 января 1931 года
В архиве ФСК РК хранится дело Шаламова Прокопия Николаевича, в котором сообщаются некоторые подробности постепенно разворачивающейся трагедии: «Имущество конфисковано в 1930 году, лоялен к Советской власти, был под следствием 1922 и 1925 годах как подозреваемый в сокрытии или тормозе сдачи церковных ценностей».
Сквозь века слышим мы и голос самого батюшки, твердо заявившего следователю: «Виновным я себя не считаю ни в чем, под судом был в 1925 году, обвинялся в том, что будто бы тормозил сдачу церковных ценностей, по суду я был оправдан. Слухи о падении Советской власти и о том, что с падением Советской власти у коммунистов и колхозников будут выжигать на спине клейма, я не распространял. Против коллективизации сельского хозяйства я также не выступал и не агитировал. В части лесозаготовок я также не говорил ни одного слова. На заседаниях церковного совета иногда участвую, но это только по вызову церковного совета, а сам без приглашения ни разу не бывал. От членов церковного совета антисоветской агитации я не слышал. Больше по делу показать ничего не могу».
Затем следует акт о расстреле: «1931 года мая 28 дня комиссия в составе: зам. нач. СПО Коми обл. отд. ОГПУ Колованина и уполномоченного ЭКО т. Савельева, сотрудника КО ОГПУ Казакова составила настоящий акт о нижеследующем: с/ числа в 24 часа в местности «Дырнос дор» в полутора километрах от окраины города привели в исполнение постановление тройки ПП ОГПУ СК от 13.05.31 года. Направленные за № 7346/8к в отношении: Морохина Тимофея Тимофеевича, Ракина Ивана Егоровича, Нарбекова Солемтана Усмановича, Тыхтило Федора Георгиевича, Лебедева Якова Дмитриевича, Лама Михаила Павловича, Мальцева Ивана Степановича, Ермолина Петра Васильевича, Шаламова Прокопия Николаевича. Каковые расстреляны и трупы похоронены на месте, о чем и составлен настоящий акт».
25 декабря вышла в эфир телепрограмма из цикла "Русский крест "Мария Шаламова",
в которой рассказывается также и об отце Прокопии, и о замечательном писателе Варламе Шаламове. Есть немного видео села Вотча.
Спаси, Господи!
Вот ссылка: http://www.юрган.рф/video/16156/
А вообще было бы очень интересно узнать также о судьбе супруги о. Прокопия Шаламова - Марии Шаламовой. Она вроде потом пела в храме, где служили репрессированные Московские епископы?