Единоверческая церковь Святителя Петра Митрополита деревни Авсюнино. Фото: Телеканал «Царьград»
Маленький храм на окраине подмосковной деревни Авсюнино. Церковь Святителя Петра Митрополита. Мало ли таких святынь на Земле Русской? Тысячи. Уцелев в годы гонений, сегодня многие из них погибают от нашего бесчувствия, неверия и забвения традиций предков. Врастают в землю, осыпаются, а порой – просто разбираются на кирпичи. Авсюнинскую церковь, возведённую на рубеже XIX–XX столетий, спасти удалось.
Сегодня в её стенах вновь слышны церковные песнопения и возносятся священнические молитвы. Хотя совсем недавно казалось, что храм утрачен. В 20-х годах прошлого столетия богослужения здесь прекратились, храм был закрыт, разорён, переделан под клуб, а четверик с алтарём святотатственно использовался под туалет и хранилище дров. Об этом с особым возмущением и нескрываемым волнением рассказывает местный настоятель – отец Алексий Гугливатый.
Отец Алексий Гугливатый. Фото: Телеканал «Царьград»
Совсем ещё молодой священник, выпускник знаменитой московской Сретенской духовной семинарии отец Алексий был назначен сюда, в Авсюнино, всего три года назад. Тогда многие скептически ухмылялись: куда там, столько лет никто за эти развалины не брался, а уж этому юному батюшке и подавно не справиться! И действительно, те, кто застал состояние храма Святителя Петра Митрополита трёхлетней давности, небезосновательно утверждали: уж лучше бы он вовсе разрушился, легче построить новый, типовой.
Но поруганная святыня всегда остаётся святыней. И об этом прекрасно знал отец Алексий, оказавшийся хорошим учеником владыки Тихона (Шевкунова), основателя и многолетнего ректора Сретенской семинарии, не только в богословских и церковно-исторических науках, но и в деле... прораба. Конечно, не каждый выпускник духовных школ задумывается о том, что весь его дальнейший жизненный путь будет состоять не только из духовной брани и духовных побед. Что ему нужно будет не только предстоянть в алтаре пред Престолом Божиим, но и возрождать, созидать эти самые алтари. Зачастую своими собственными руками: в строительных перчатках или без.
Историю своего храма отец Алексий рассказывает так, будто он сам здесь родился и вырос. Воодушевлённо и с искренним интересом. Начинает с XIX века. Времени, когда во всём Государстве Российском после столетия западнических реформ началось возвращение к корням, старомосковским и даже древнерусским традициям. В первую очередь – в архитектуре, церковном зодчестве, иконописи и даже в богослужебной традиции.
Так, ещё в 1800 году в Русской Церкви было учреждено уникальное направление: единоверие. Единоверческие храмы полностью следовали старообрядческим, дораскольным богослужебным традициям при сохранении церковного единства. Отец Алексий подчёркивает – Авсюнинский храм связан сразу с несколькими известными монастырями Москвы:
Храм Святителя Петра Митрополита был возведён как естественное дополнение к миссионерско-просветительской школе для детей местных старообрядцев. Школа эта была построена во второй половине XIX века миссионерским братством Святителя Петра Митрополита по особой инициативе настоятеля московского Никольского единоверческого монастыря архимандрита Павла (Леднёва) на деньги, завещанные настоятелем московского Сретенского монастыря архимандритом Вениамином (Петуховым). Храм Святителя Петра возводился при особом участии настоятелей Высоко-Петровского монастыря, поскольку в начале ХХ века братство Святителя Петра Митрополита находилось в этой святой обители. В 1905 году наш храм был освящён епископом Серафимом (Голубятниковым), которому среди прочих духовных лиц сослужил протоиерей Иоанн Звездинский – отец знаменитого священномученика Серафима (Звездинского).
Действительно в XIX – начале XX столетия здесь, в Авсюнине, активно проходило обращение в единоверие многих старообрядцев, разделившихся с Русской Церковью ещё в годы трагедии церковного раскола во второй половине XVII – XVIII веке. Здесь, в Восточном Подмосковье, исконно старообрядческой гуслицкой местности, старообрядцев всегда было очень много. Об этом телеканалу «Царьград» рассказал прибывший на богослужение в Авсюнино настоятель дружественного московского единоверческого прихода храма Святителя Николы в Студенцах священноигумен Пётр (Васильев). Отец Пётр стоял у истоков возрождения единоверческих святынь ещё на рубеже 1980-90-х годов, а сегодня испытывает подлинно отеческие чувства к гуслицким общинам:
Деревня Авсюнино находится в районе, именуемом Гуслицы или Гуслица, который исторически является старообрядческой местностью. Здесь всегда жило очень много старообрядцев, причём самых разных согласий. Были и различные беспоповцы, в основном поморцы, и представители Белокриницкой иерархии, причём как окружники, так и неокружники. Ну а после учреждения единоверия многие из них воссоединились с Русской Церковью. К сожалению, в советское время действующих единоверческих храмов здесь не сохранилось. Но, слава Господу Богу, в 1990-е годы появились те, кто начал радеть об их восстановлении. Обязательно стоит вспомнить Устинью Григорьевну Андриянову, благодаря усилиям которой сначала образовалась община в Куровском.
Священноигумен Пётр (Васильев). Фото: Телеканал «Царьград»
Городок Куровское совсем рядом с деревней Авсюнино. Стараниями приснопамятной Устиньи Григорьевны, которую здесь добрым словом поминает каждый, были возведены два куровских единоверческих храма – Спасо-Преображенский и преподобного Иоанна, списателя «Лествицы» (Лествичника). Сегодня настоятелем этих двух храмов также является отец Алексий Гугливатый, вкладывающий немало труда и в эти святыни.
Работы же в авсюнинском храме Святителя Петра Митрополита впереди – великое множество. Так, если моленная часть авсюнинского храма уже восстанавливается, то четверик с алтарной частью в любой момент может разрушиться, а его реставрация – задача крайне трудоёмкая и затратная.
Отец Алексий не унывает, но надеется на помощь неравнодушных православных христиан, а в первую очередь – молитвы Небесного покровителя этой церкви:
Своими силами нам не справиться. Силами даже церковных округов Ликино-Дулёвского и Орехово-Зуевского, силами благочиний, справиться с такой сложной задачей не представляется возможным. Мы уповаем на Божию волю, Божий промысл, на молитвенное заступничество Святителя Петра и надеемся, что Господь, видя нашу веру, видя наши прошения и моления, даст нам помощь в том виде, в котором необходимо.
Зримым символом Божией помощи является то, что меньше чем за год удалось возродить Авсюнинский святой источник, от которого в разные времена было явлено немало чудес и исцелений.
Авсюнинский святой источник. Фото: Телеканал «Царьград»
Игорь Борисович Голубев, сотрудник Мосводоканала и один из активных прихожан-единоверцев города Куровское и деревни Авсюнино, собственными усилиями возвёл часовню над этой авсюнинской святыней. А отец Алексий Гугливатый возродил традицию крестных ходов к чудотворному источнику. Игорь Борисович уточняет:
Старообрядцы всегда почитали этот источник, и он, конечно, был в не очень приглядном состоянии. И после того когда наш батюшка настоятель отец Алексий произнёс речь о том, что, может, найдётся какой-то благодетель и позволит прихожанам возродить этот источник, вот тут у меня как раз и зародилась мысль: почему кто-то должен помогать? Почему мы сами не можем это сделать? Как в прежние времена наши предки восстанавливали монастыри, строили храмы...
Игорь Борисович Голубев. Фото: Телеканал «Царьград»
Конечно, возрождение храма – задача куда более сложная. Но, как любит повторять отец Пётр (Васильев), «невозможное человекам возможно Богу». И есть надежда, что уже в недалёком будущем единоверческий храм Святителя Петра Митрополита, подобно Авсюнинскому святому источнику, возродится в своём былом великолепии. А посильную помощь в этом может оказать каждый, для чего можно связаться с настоятелем единоверческих церквей города Куровское и деревни Авсюнино отцом Алексием Гугливатым, который ежедневно особо молится о тех, кто помогает ему в этом нелёгком деле. Как говорится, рука дающего – не оскудеет!
Настоятель и прихожане храма Святителя Петра Митрополита деревни Авсюнино. Фото предоставлено отцом Алексием Гугливатым.