Как быть, если нас не прощают?

Художник: Michael Silver Художник: Michael Silver

– Люсь, прости меня, а? Прости за вчерашнее… – муж переминается с ноги на ногу в дверях кухни.

Жена, орудуя сковородками, не отвечает: «вчерашнее» слишком сильно досадило.

– Ну Люсь…

– Отстань от меня!!! – жена взрывается и начинает высказывать свои обиды.

Как быть человеку, который искренне просит прощения за свою провинность, а его не прощают?

Для начала надо бы понять: а искренне ли мы просим прощения? а раскаянием ли наши просьбы вдохновляемы? Потому что мы нередко принимаем за раскаяние свое сожаление об испорченных отношениях.

Чем они отличаются?

Сожаление подобного рода – чувство довольно шкурное. Оно продиктовано неприятными ощущениями, потерей комфорта и выгоды. А раскаяние самоотверженно, оно переживает не за себя, а за другого – за того, кого мы расстроили. И думает не о себе, а о том, как загладить последствия своих поступков для другого.

Могут ли они сочетаться? Парадоксальным образом – вполне. В любой пропорции. Как в любом человеке есть и образ Божий с его способностью на святое самоотвержение, но есть и греховное повреждение, увлекающее нас к самолюбию. Редко кто восходит к высоте преподобия, вовсе уже не способного на грех, и редко кто приходит в состояние бесоподобного эгоизма.

Как определить в самом себе, чем по преимуществу мы движимы и что, соответственно, нам говорить на исповеди?

Раскаяние выражается в готовности смирно терпеть неприязнь и претензии обиженных нами

Покаяние отличается готовностью потерпеть за свой грех. Раскаяние в причиненной другим людям неприятности выражается в готовности смирно терпеть их неприязнь, их претензии и недостатки (см. статью «Как отличить самоедство от покаяния»). Говорят же, что самая полезная вещь в хозяйстве – это виноватый муж. И жена, побив машину, на редкость снисходительно начинает смотреть на слабости супруга.

А как быть, если мы понимаем, что движимы по преимуществу эгоизмом, но скорбим об этом и желаем исправления?

Есть святоотеческое понятие любомудрия. Оно означает, что в человеке хоть и нет еще добродетели любви, но он понуждает себя поступать так, как она диктует. Собственно, это относится и к любой другой добродетели, и к покаянию тоже.

Поэтому в приведенном выше примере супругу надо с сокрушенным видом выслушать все неудовольствия жены, а потом начать делать что-то полезное для семьи и просто терпеть то, что жена долго еще будет фырчать и дуться. Это своего рода епитимья за провинность. Если он не захочет ее понести, значит, в нем вообще нет раскаяния за содеянное.

Конечно, провинность провинности рознь, и виновный виновному рознь, оттого и епитимьи бывают разными. Иному человеку они вовсе не нужны. Но именно ситуация, когда человек вовсе ничего не хочет потерпеть за грех, сигнализируют о том, что тут без епитимьи – никуда.

Наказание нужно в том числе там, где быстрое прощение не идет на пользу. Где человек уже не в первый раз закатил скандал, наговорил гадостей, подвел, испортил, навредил… а потом требует себе прощения. Раньше просил, а теперь требует! Привык.

– Ну прости меня, зая/котик. Прости. Ну что ты дуешься, дорогая/дорогой? Прости… Мне, что, теперь неделю перед тобой на коленях ползать?!!

Поползай. Раз урок прежде не усваивался за час, то, может быть, на усвоение нужна именно неделя? Или месяц? Может быть, твои колени связаны с головой гораздо теснее, чем тебе казалось? Связана же с ней та часть тела, по которой вразумляют детей…

***

– Что мне делать? Настоятель на меня рассердился – даже не здоровается…

Он не здоровается, а ты здоровайся. И наиболее тщательно выполняй свои обязанности. Царь Соломон сказал: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, не оставляй места твоего, потому что кротость покрывает и большие проступки» (Еккл. 10: 4). Что удивительного в том, что человек рассердился, когда его рассердили. И если ты – причина, то надо просто кротко потерпеть последствия.

Покаяние не говорит: «Я болею, потому что доктора наделали ошибок; я нуждаюсь, потому что власти плохо управляют страной; мой ребенок плохо учится, потому что учителя не стараются…» Покаяние мужественно терпит неприятности, ибо рассуждает: «С моим грехолюбием мне неполезно благополучие… но помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» Авва Дорофей сказал: «Если кто поистине достоин покоя, то и сарацинскому сердцу Бог возвестит сотворить с ним милость, смотря по его надобности. Если же кто недостоин успокоения или оно неполезно ему, то хотя бы он и новое небо, и новую землю сотворил, не найдет покоя».

Благоразумный разбойник на кресте не требовал преференций – не рассуждал о том, что могло его оправдать. Он не говорил, что стал бандитом, потому что вырос в неблагополучной семье, или что его избаловала мама, или что у него в отрочестве развилось гебоидное расстройство… хотя всё это могло иметь место! Но он сказал, что терпит поделом, что люди, которые предали его мучительной казни, поступили справедливо. И это рассуждение открыло ему Боговедение, и он исповедал, что Бог Свят. Оттого он получил и силы терпеть мучительную казнь, и дерзновение просить у Господа милости. И был услышан.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алла31 января 2021, 05:59
НН, Серафим Саровский просто ничего не делал. А старик из сказки активно выполнял поручения жены. Так что сравнения некорректны.
Андрей30 января 2021, 07:45
Я 27 января 2021 08:54, существо пытающееся манипулировать человеком явно мнит себя равным богу. А оно вам надо?
И.29 января 2021, 14:30
Алла29.01.2021, 02:24 В том и дело, что мы только «в курсе» о той эпохе. Что Церковь разрешала или нет, со временем стало подкрепляться нормами права. С современной точки зрения аннотацию к сказке можно было бы написать: рассказ о том, как целеустремленная женщина самореализовывалась, строила карьеру, используя связи мужа. И Вы бы уже не осуждали старика за безвольность, писали бы о старухе «имеет право». Что? Не так? Почему Вы считаете, сто старик смирялся перед старухою? Перед Богом смирение, принимал все, что Бог пошлет, в т.ч. и период вздорности супруги, не ломал ее, а дождался логического конца ее завихрений. Многие сейчас на это способны? И он-то ничего не потерял в этой ситуации.
НН29 января 2021, 12:58
Алла29 января 2021, 02:24, На то у нас и разум есть, чтоб отличить потакание от смирения... Каждый на своём уровне. Св.Серафим Саровский на его уровне не считал, что он потакает убийце. Но он не требовал, чтоб все поступали бы также...
А.В.29 января 2021, 10:46
Если мы говорим о разрушении трудных для нас отношений, тогда конечно необходимо объявить кого-нибудь манипулятором, а самому встать в позу невинного страдальца. Но если мы хотим выстраивать отношения и всё таки получать иногда «радости скупые телеграммы», то лучше не пользоваться таким удобным штампом. В отношения надо вкладываться и морально и материально, не имея в виду получения сладких дивидендов в ответ. Так поступаешь просто потому, что по другому не можешь. А чтобы не выгореть и не сломаться, вот и надо учиться доверять Богу, который не ставит без помощи « вопиющих к Нему день и ночь».
Алла29 января 2021, 02:24
И.: "Пожили бы, когда хлопнуть дверью запрещено законом, а под боком неуправляемое создание." Возможно вы не в курсе, но Церковь не запрещала никогда людям разъезжаться, если они уже просто жить вместе не могли. Согласитесь, раздельное проживание и официальный развод это совсем не одно и то же. Но тут иная ситуация. Дожили же они как-то до преклонных лет вместе. Ну поистерила бы одна день-другой, и выдохлась. И в любом случае, вы сами-то как считаете, есть ли пределы в таком "смирении"? Неужели всему надо потакать?
И.28 января 2021, 20:44
Я. 27.01.2021, 08:54 Манипуляция в воздухе не висит, опирается на что-то: страх потерять кого-то или что-то, чувство вины и пр. Вам надо с собой разобраться, чем Вас манипулятор удерживает при себе. Еще что он получает от этих манипуляций. Когда перестанет получать, что хочет, сам прекратит общение. А так, если Вас с ним не связывают кровные узы (дети, родители, братья, сестры и т.д.), отношения начальник-подчиненный или проживание под одной крышей, проще оборвать все связи. «Духовно победить», мне кажется, не правильная постановка вопроса. Вас, возможно, терзает отсутствие результата, который хотите получить –«уложить его на лопатки». В этом случае также с собой сначала надо разобраться.
НН28 января 2021, 14:23
Антоний, здесь затронули конкретную ситуацию. В прихотях старухи не было состава преступлений. И время было совершенно другое, мы опять пытаемся перенести современные мирские законы и мораль на позапрошлый век. Это ошибка. Христианские Заповеди неизменны, а мирские- только так... В каждом конкретном случае лучше обращаться за помощью к духовнику и сверять свои поступки и намерения со Священным Писанием. Как поступать с согрешившим против тебя и сколько раз прощать написано в Евангелии; ежели ты виноват в том, что дал повод для обид на тебя - сам попроси прощения, искренне. А это очень трудно- искренне. Обычно люди чувствуют фальш, зачастую потому и не прощают. До прощения ещё дорасти надо.
Иоанна_ 28 января 2021, 11:03
Я. 27 января 2021, 08:54 Согласна с Нат Ростовой и матушкой - в чём необходимость продолжать такое общение? Если же уклониться от него невозможно - хотя бы старайтесь не включаться в эмоциональное поле этого человека. Если он вас не прощает - это не ваша забота.// По поводу статьи: воспитывать взрослого человека - дохлый номер, воспитывать надо ребёнка, и то до определённого возраста. Прощать надо сразу, просто, как Бог нас прощает - сразу. Тем более надо прощать, если просят прощения. Но и без этого - тоже. А для этого надо перестраивать душу на евангельский лад, как говорил о.Сергий Орлов. Всё это не быстро, конечно, но не невозможно.
Наталия Ростова28 января 2021, 00:36
Пожалуй дополню для полной картины. 7 лет я терпела такого манипулятора. Хотя мягкой и податливой меня с трудом назвать можно, но нашел какие-то кнопочки давления на меня этот человек. " У тебя были родители. А я сирота. У тебя есть жильё, а меня обманули и лишили крыши над головой. Ты же христианка. Где твоё прощение и смирение?" Ну и всё в таком же духе. И глаза, как у кота в "Шрэке". Плюс употребление спиртного, чтоб опять жалели и спасали. Надоело мне. Кардинально прекратила общение. Чувствую себя теперь прекрасно. А мой бывший манипулятор теперь исправился, бросил пить, работает. Иногда общаемся,но уже спокойно без итальянских страстей. Всем этот разрыв отношений пошёл только на пользу.
И.27 января 2021, 22:11
Алла27 января 2021, 00:43 По такой современной логике, старик просто развелся бы со старухой, а у рыбки попросил отдельную избу) И все бы обсуждали грех развода. Примечательно, что под любой статьей, где говорится о том, что муж должен "урезонивать" жену, появляется несколько десятков комментов, с доводами в пользу ограничения его прав в этом вопросе. А тут старика другой эпохи заклеймили и слабовольным, и бесхарактерным. Пожили бы, когда хлопнуть дверью запрещено законом, а под боком неуправляемое создание. Убить что ли надо было, раз не слышит доводов?
Наталия Ростова- Я27 января 2021, 21:10
Если этот манипулятор не Ваш родственник, а к примеру друг(подруга), то я считаю, что надо прекратить общение вообще. Очень может быть, что потом, со временем, он сам всё осознает и прийдет наладить общение и контакт. Если, всё же, это человек, с которым Вы не можете разорвать общение, в силу обстоятельств, например, живете под одной крышей...то, намотать кишки на кулак, сжать зубы, и не вестись на его манипуляции. Это сложно, но можно. Вы у себя одна(один) и гробить свою психику не надо. Пожалейте себя. Полюбите себя. А он не хочет прощать- его проблемы. Главное, Вы его простите и живите спокойно. И Бог Вас не оставит.
инокиня Наталья -- Я.27 января 2021, 19:25
А какая нужда общаться с бессовестным манипулятором?
Алла27 января 2021, 12:31
Я, но у христианина нет обязанности с кем-то конкретным общаться! Мы сами выбираем свой круг общения, кроме самых близких родственников.
Я. 27 января 2021, 08:54
Матушка Наталья, как быть в ситуациях, когда человек, не выдержав манипуляций, обидел наконец в ответ. Получил ещё 3 короба оскорблений в том числе и за то, что веру исповедует, а всё без толку. Попросил прощения за несдержанность и злость (по сути да, за то, что не промолчал не проглотил очередную манипуляцию). Его не простили. Эту стену пробить невозможно. Сам человек не достиг того уровня духовности, чтобы любить врагов своих. Возможно, ли христианину отказаться от такого общения? Или он должен ломать себя до какого-нибудь конца (и вряд ли он духовно, по-христиански победит, предпосылок для этого нет). Буду благодарна, если матушка или кто из читателей, ответят.
Алла27 января 2021, 00:43
НН, почему вы никак не прокомментировали первую часть моего сообщения? Дед потакал греховным желаниям старухи - это не имеет ничего общего с христианским смирением. По такой логике, будь они помоложе, да будь медицины "поразвитей", он должен был бы "смиренно" возить её раз за разом в абортарий, и оплачивать аборты, если бы та не хотела рожать. Потакать греху ближнего - тоже грех.
Антоний26 января 2021, 23:59
P.P.S. Можно богословски трактовать сказку и иначе: рыбка - все же истинный дар Божий, но жадность и ненасытность почтенной дамы и безрассудство ее супруга привели к тому же итогу: оба искушены и уловлены диаволом (дама в безумии требует все царства мира, старик произносит на свою некогда любимую жену страшные слова проклятия), а дар Бог забрал назад, раз им не по назначению пользовались. P.P.P.S. И последнее. Сказка - не Священное Писание, так что стоит ли ее "толковать" - каждый решает сам. В любом случае, "канонического толкования" здесь нет и быть не может. Для желающих углубиться - вот, например, "толкование" от епископа Цалкского Григория: https://pravoslavie.ru/106064.html.
Антоний26 января 2021, 23:30
P.S. Сказка - ложь, да в ней намек... При желании и богословскую трактовку можно сказке найти, восприняв ее как притчу. Много ли мы знаем случаев, когда Бог давал человеку то, что ему не полезно, давал на погибель? Часто ли посланники Божии от предлагают "откупиться чем только пожелаешь"? Предложение рыбки весьма похоже на слова диавола: "и говорит Ему: все это дам Тебе". И действительно, дала: в оригинальной, первой версии сказки Пушкина, дама стала даже "римскою папой" (в точности как у братьев Гримм) и воссела на Вавилонской башне. Диавол нащупал слабые места (жадность и бесхребетность) героев, через волшебную рыбку ловко уловил две души, да и утащил почтенную чету в пучину греха.
Катерина 26 января 2021, 23:10
А я другую формулировку читала: "Бог простит, и ты меня прости". Мне она как-то симпатичнее.
Катерина 26 января 2021, 23:08
С основной мыслью статьи согласна. Очень часто обида другого лица манипулятивного свойства (на это указывает приведенная в пример присказка о провинившемся муже), что-то вроде рычага воздействия и не соразмерна вине. Это чувствуется и это может страшео раздражать. Но тем не менее мы же не можем заставить другого человека в стиле "тебя излупят плетками, и ты полюбишь меня как миленькая" (с), у другого тоже свобода воли. Поэтому ничего другого, как "по делам своим приемлю" и сделать нельзя и, наверное, и не надо.
священник Андрей 26 января 2021, 23:02
Очень хорошая статья- четкая, здравая, духовная! Конечно бывают ситуации, когда виновная сторона беззастенчиво аппелирует к заповеди прощения не меняя своё поведение по сути. Но для пострадавшей стороны важно не это. Чтобы было легче простить, надо тоже признать свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию. Может быть именно для этого и происходят в нашей жизни такие несправедливости. А прощать с рассмотрением никто не запрещает.
Антоний26 января 2021, 23:00
Дорогая сестра НН, верно ли я понял, что слепое потакание прихотям ближнего - это и есть "высший пилотаж" христианства? Сказала тургеневская барыня избавиться от собачки - значит, надо топить. Герасим - молодец! Сказала жена убить и закопать свою знакомую - муж пошел и сделал (реальный случай). А Антонина Макарова (Гинзбург) - отсекла свою волю (хотела ведь уйти к партизанам, да попалась немцам) и "смиренно" работала палачом у фашистов. Подвижники? Нет, не подвижники? Тогда где грань? Скажем, если муж-чиновник, чтобы обрадовать свою благоверную - берет взятки, например (зависимый от него бизнесмен - та же "золотая рыбка", принесёт сколько надо в обмен на подпись)? Это "смирение" или грех?
инокиня Наталья -- Марие26 января 2021, 20:57
Вторая часть фразы - из предсмертных слов благоразумного разбойника на кресте. Первая - из опыта любого кающегося человека.
инокиня Наталья -- Наталие Ростовой26 января 2021, 20:53
Лично я говорю "Бог простит. И Вы меня простите" или просто "И Вы меня простите". Но выражение "Бог простит, и я прощаю" довольно устойчивое в некоторых местностях - оно не несет там барственно-снисходительного отношения - это просто форма примирения. В нашем небольшом городе, где народ съехался отовсюду, иногда сталкиваешься с таким отношением к чему-то: "так ведь положено!" И не знаешь, как объяснить человеку, что положено это только на его родине. Одна бабуля лет 15 назад начала в Прощеное воскресенье всех ругать: "Вы что, не знаете, как ПОЛОЖЕНО отвечать? Надо говорить: Бог простит и я прощаю!" Для нее это именно ПОЛОЖЕНО.
инокиня Наталья -- Ольге26 января 2021, 20:44
Простите, не могу посмотреть видео по причине ограниченного трафика моего интернета и личного недостатка времени((( Но, думаю, Пушкин как бы ни был почтенен, всё ж не пророк Исаия - верно? Поэтому его творение может быть понято по-разному. Профессор, видимо, разглядел в поведении старика исключительно подвиг смиренномудрия... а кто-то может увидеть, что смирение старика в значительной степени было и от слабости характера. Тем литературное произведение и отличается от Священного Писания, что в нем мы можем много додумывать и гадать.
Андрей26 января 2021, 19:47
Если жена считает виноватого мужа полезнейшей вещью в хозяйстве, то не надо забывать, что в каждой шутке есть доля шутки.
И.26 января 2021, 19:46
Владимир25 января 2021, 07:52 А мне казалось, что сказка о черной неблагодарности и гордыне, доходящей в смоем стремлении до желания подчинить себе Бога. Старик и не просит исполнять желания старухи, рассказывает о своих печалях, оставляя все на усмотрение золотой рыбки. Раз пытался сам вразумить старуху, не вышло. В последний приход взмолился "Что мне делать с проклятою бабой?". Опять же, как рыбка решит, так и будет. А так и рыбку можно обвинить, не пошла на сковородку, а потом потворствовала желаниям старухи вместо того, чтобы на корню пресечь их сразу и бесповоротно. Все же от нее зависело.
Алексей26 января 2021, 17:53
Эх, не так всё оно. 1. Есть преступление и наказание. 2. А есть обида и прощение. Преступление не прощается. И пример из Кн.Соломона справедлив: слово начальника надо учесть и исправиться на работе. Начальника незачто прощать - он установил правила. А пример разбойника в статье ну вообще ни при чем. Потому что нужно прощать обиды. И за обиды нужно просить прощения и возмещать. Как возмещать: тепрением ответной обиды или прихотей обиженного, или бойкота от него на 2-3 дня и т.д. Это психология, ну как 2+2, что ли...
Мария26 января 2021, 13:25
Подскажите, пожалуйста,откуда эта цитата:«С моим грехолюбием мне неполезно благополучие… но помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!»?
НН26 января 2021, 12:40
Алла, Ваш вариант имеет полное право на существование, я говорю о "высшем пилотаже" для христианина. Руку хотящего тебя ударить по щеке тоже можно остановить решительно мягко, или даже самому уклониться. Но Господь говорит другое. Я, напр, слышу это, но поступлю ли так сама- вовсе не факт, увы. Отойдёт Господь от человека- он(человек) вообще может сказать, что никогда не знал Господа. Апостол Петр всем нам хороший пример. А вот старик своим безмерным смирением сподобился всегда быть с Господом, Господь всегда помогал ему, в самые трудные моменты брал на Свои руки и нёс. Поэтому старик и трости надломленный не переломил, смирился перед своей сварливой женой, а не просто терпел. Каждому- своё.
Игорь Александрович26 января 2021, 02:51
Не прощают тому, кто не прощает. Не обижается тот, кто не обижает. Христоцентричность не отбрасывает теней. Ясность дня Господнего присутствия освещает доброй прямотой и простотой, избавляя от многословия, суеты и опасных умозрений.
Алла26 января 2021, 00:04
НН, это не смирение. Действия старухи явно носили греховный характер, а муж ей просто безвольно потакал. Если старик отказал бы жене в выполнении вздорных желаний, и просто потерпел её ответные истерики - вот это было бы смирением. И то, даже в таком случае никто не обязан терпеть беспредельно: можно и пресечь твердо, но беззлобно.
Наталия Ростова25 января 2021, 22:25
Матушка Наталья, прокомментируйте, пожалуйста, выражение- "Бог простит, и я прощаю." Очень часто его слышу среди православных, но лично мне оно не импонирует. Чувствую какое-то лукавство и скрытое самодовольство. Я всегда в таких случаях, когда у меня вдруг попросили прощение за какое- причиненное неудобство, чувствую неловкость и мямлю что-то вроде- " Да, всё нормально.Не переживайте. " А что отвечаете Вы? Простите за любопытство.
Ольга25 января 2021, 22:14
инокиня Наталья (25 января 2021, 18:33), проф. А.Н. Ужанков считает иначе: https://pravoslavie.ru/129665.html (51.22;1.03 видео).
Елена25 января 2021, 21:31
Спасибо автору за прекрасную статью! Очень поучительно!
НН25 января 2021, 21:02
Антоний, А как быть со второй щекой, двумя поприщами и другими нелогичными с бытовой точки зрения поступками христиан? Не будем ли мы потакать злодеянию, когда вместо того, чтоб ответить или просто схватьть за руку, хотящего тебя ударить,т.е., не дать ему совершить зло, а подставим ударяющему другую свою щеку? Это кому Господь говорил - не своим ли ученикам? Может, я что-то неправильно понимаю? Старуха-то осталась при своих, у того же корыта(мб, она и пожалеет потом, что во время не остановилась, вспомнит, что старик для неё делал, извлечет какой-то полезный урок?); а старик - пусть не по любви, а по нежеланию ссор, сокровища собрал, ибо смирение - это "высший пилотаж" для христианина. Нет?
инокиня Наталья -- Владимиру25 января 2021, 18:33
Ух, как Вы... То есть, если муж поздно ночью пришел пьяным домой, расскандалился и наговорил гадостей, то жена - капризная, вздорная баба? Забавно... И сказка о золотой рыбке - пример слабовольного деда, а не смиренного. Смирение - Божественно; от него не бывает таких глупых последствий.
Антоний25 января 2021, 17:05
Верно, брат Владимир (25 января 2021, 07:52)! Безрассудный и безвольный старик помог жене пасть, потакая ее сребролюбию и властолюбию. С тем же успехом некто может "смиренно помогать" бандитам: на место преступления смиренно привезти, смиренно постоять "на стрёме", пока ребята работают - грабят и убивают, потом тело смиренно закопать и смиренно отвезти обратно. Понятно, что за такое похвала не ожидается. Ни в этой жизни, ни в вечной... В общем, дорогая сестра НН, полагаю, что вместо сокровищ на Небесах таким путем прямого соучастия в грехе есть шанс снискать себе раскаленные уголья...
Антоний25 января 2021, 15:28
Как известно от Иоанна Златоуста, "Обида состоится, или не состоится, не по желанию наносящих ее, но по расположению тех, которые терпят обиду". Так что Православные не обижаются. А Православные Патриоты - тем более. Ибо каждая минута, потраченная на чепуху, это упущенное время, которое могло принести пользу Родине. Насчет же обличения виновных в том, что "я болею", "я нуждаюсь", и "мой ребенок плохо учится" - добросовестнейше исполняя свои обязанности, с великой ревностью относясь к своему Труду, каждый Гражданин должен знать и свои права. И если они попраны кем-либо, будь то недобросовестный врач, чиновник или учитель, нужно бороться за восстановление порядка. Русь - Правовое Государство!
НН25 января 2021, 12:51
Владимир:/Сказка о золотой рыбке-пример смиренного деда,погубившего и себя и жену своим смирением/- Каждый получит своё: старик сокровища на небесах,старуха-по-полной огребёт в другом месте.Меня учили,что если тебя не прощают-молись за того,кто не прощает,и это его трудности; если ты не можешь простить- представь обидчика в гробу.Духовный уровень у каждого свой: кому-то достаточно не переходить на другую сторону улицы при встрече с обидчиком/обиженным; кому-то надо обязательно сделать что-то хорошее для обидчика/обидимого,напр, заказать Сорокоуст о здравии или что-то подарить. Мне бабушка с детства говорила: на обиженных рогатые(она слово черти не произносила) в аду воду возят.Пока помогает.
Наталия Ростова продолжение25 января 2021, 09:53
Заметила, что и правда, если слёз нет, значит не очень-то и обидели, а значит можно просто простить и забыть. Бывает также, хочется и отзеркалить и тоже что-нибудь гадостное сказать. Но я с этим борюсь всю свою жизнь. Язык у меня длинный. А если действительно, проступок серьезный?..Тут время нужно. Хотя святые отцы и учат прощать сразу в ближайшие 5 минут, но только кто на такое способен? А если тебя не прощают? Тоже нужно дать человеку время. Не хочет категорически прощать...ну что сказать. Уйти и постараться не пересекаться с ним. Зачем своим видом бередить ему раны, которые сам же и нанёс. Вообще, обида - это как опухоль. Лучше сразу сделать операцию и отсечь, чем потом мучиться болями...
Наталия Ростова25 января 2021, 09:42
Однажды, когда мне было лет 7, я пришла домой, переоделась, помыла руки и зашла на кухню, где сидел отец. Спрашивает, почему я такая надутая. Говорю, что Сашка обзывался. Отец внимательно на меня смотрит. И я, желая вызвать жалость и сочувствие к себе, начинаю выдавливать из себя слезу. Отец задумался, а потом говорит: "Когда человеку больно, выдавливать из себя слёзы не нужно. Они сразу САМИ начинают капать. И остановить их быстро не получиться. Ты его простила, как только развернулась и пошла домой. И теперь вызывать у себя эту обиду поздно и глупо. Забудь." Мне сразу расхотелось плакать и даже стало легко. Я этот случай запомнила. И потом, в дальнейшем, заметила, что и правда..продолжение
Владимир25 января 2021, 07:52
Насколько такое поведение, как кажется, полезно для мужа, настолько же оно неполезно для жены. Потокая сварливости и смиряясь перед вздорным капризами и придирками, муж растит из своей жены дурную базарную бабу. А за жену и детей перед Богом отвечает муж. Ко всякому делу, в том числе - и смирению надо подходить с разумом. Сказка о золотой рыбке - пример смиренного деда, погубившего и себя и жену своим смирением.
Елена25 января 2021, 06:40
СПАСИБО! Очень важное услышала через Вас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×