Рождество Богородицы – интересный разговор с детьми

Мы стараемся заинтересовать и удивить детей на уроках, чтобы им захотелось побольше узнать. А им и стараться не приходиться – они и так удивляют. Может, для того, чтобы нам захотелось подумать. Много раз я беседовала о церковных праздниках со школьниками разного возраста. Надеюсь, что эти беседы были им интересны.

    

Время важных вопросов

– Послушайте! Вы святой человек?
– Если честно, пока нет.
– Но ради всего святого, что есть у вас, скажите: как бороться с тьмой в своей душе?

Ради всего святого, что есть у вас, скажите: как бороться с тьмой в своей душе?

Это не цитата из русской классики, не Патерик и не богословский диспут. Это отрывок из моего разговора с учеником 4 класса школы № 5 города Энгельса (Покровска) Саратовской области. Обычной очень школы.

Каждый раз, общаясь с учениками, изучающими в 4-м классе предметы, посвященные духовной культуре (их много, и они довольно часто меняют свое название), я поражаюсь Промыслу Божию. 10–11 лет – идеальный, на мой взгляд, возраст для подобного рода бесед. Уже не малыши и еще не стеснительные подростки. Самое время задавать вопросы о свете и тьме в своей душе. И так грустно думать, что не все вопросы находят людей, желающих дать на них ответ.

Рождество Пресвятой Богородицы открывает не только церковный, но и учебный год. И в школе, и в храме, и дома – это повод для интересной беседы. Церковные праздники – прекрасный повод поговорить с детьми не только об истории. Этот удивительно светлый и радостный праздник предлагает нам подумать о важных понятиях. Таких, как…

Чудо

Рождение Матери Божией от престарелых родителей – очевидное чудо. Но ведь сначала нужно договориться о понятиях с учениками, подчас или даже зачастую из нецерковных семей. И потому перед нашей встречей они пишут ответ на вопрос: «Что такое чудо?»

Ответы детей я храню и временами перечитываю.

  • Дарья: «Некоторые думают, что чудо – очень редкая штука. Я считаю, что это не так, надо просто присмотреться».
  • Дмитрий: «Чудо – это радость, которую приносит нам Бог».
  • Артём: «Чудо – это красота: воздух, деревья, цветы, радуга, всё, что нас окружает».

Забавное – «глаза, потому что они у нас разные».

Критичное – «то, что не может сделать человек».

И ошеломляюще мудрое для девочки 10 лет – «это когда тебя любят».

Вначале мне казалось, что про чудесное рождение ребенка нужно будет объяснять. Но каждый третий написал «рождение ребенка» самостоятельно. Причем обычное рождение, в обычной семье.

Икона Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы Икона Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы     

Дальше беседу строить уже несложно – говорим о родителях и роде. О том, что каждый из них уже сейчас приносит в свою семью что-то ценное и доброе. И, конечно, о том, за что и почему мы чтим родителей – Богородицы и своих.

Память

Чудо мало пережить, его важно запомнить. Вторая тема беседы об этом празднике – память. Размышляем вместе с детьми на тему «Что помогает нам сохранить память о важных событиях?» Чтобы нагляднее был разговор, вспоминаем о знаменательном событии, которое произошло на Рождество Богородицы в 1380-м году.

Памятные даты, памятники, поминовение. Все находит подтверждение в благодарной памяти об этой битве. Здесь мы и с храмами в честь Рождества Богородицы знакомимся, и с памятниками героям, и о Димитриевской субботе говорим.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Монастырщина Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Монастырщина     

А еще говорим о помянниках. Дети слушают и рассматривают книжечки с именами с интересом, а взрослые – учителя, библиотекари – с удивлением: «Это, оказывается, помянник у моей бабушки был! Она его каждый день читала». А говорить о них, конечно, нужно. Чтобы ценили память о мамах и бабушках, чтобы не выбрасывали после их смерти эти драгоценные сокровищницы памяти. За ненадобностью.

Благодарность

Но память бывает и злой, и тогда какой в ней прок? Мы должны в себе воспитывать добрую, благодарную память. Предлагаю ученикам заполнить небольшие открытки со словом «Спасибо» и подарить их кому захочется.

Мы должны в себе воспитывать добрую, благодарную память

Наступает тишина – дети пишут добрые слова родителям, бабушкам, учителям, друзьям. Они проникаются торжественностью момента. И столько добрых благодарных слов находят дети, что нам, взрослым, впору поучиться.

    

На вопрос: «А за что каждый из нас может поблагодарить Бога?» дети дают очень осмысленные ответы. Где-то быстрее, где-то медленнее. Вот мальчик поднимает руку и говорит: «А у нас в субботу сгорела крыша…». Делаю глубокий вдох и готовлюсь услышать привычное: «Где был ваш Бог? Почему Он это допустил?» И слышу продолжение: «Я думаю, что нужно поблагодарить Бога, что все остались живы».

А вам сегодня есть за что поблагодарить Господа?

Марина Шмелева

20 сентября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как уроки литературы приводят к Богу Как уроки литературы приводят к Богу
Николай Лобастов
Как уроки литературы приводят к Богу Как уроки литературы приводят к Богу
Учитель Николай Лобастов о вечных вопросах
Мучительные и «проклятые» вопросы, затронутые в классике, будут до скончания века. И дело учителя понять, под каким углом на героев Пушкина или Лермонтова посмотреть. Я смотрю на русскую классику через Евангелие.
Праздник Рождества Богородицы вместе с детьми Праздник Рождества Богородицы вместе с детьми
Анна Сапрыкина
Праздник Рождества Богородицы вместе с детьми Праздник Рождества Богородицы вместе с детьми
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Богородица родилась две тысячи лет назад — но при этом именно сегодня Ее рождает Анна, и сегодня радуется этому рождению Иоаким, и вместе с ними радуемся мы…
Как привить ребенку любовь к Богу? Как привить ребенку любовь к Богу?
Ответы пастырей
Как привить ребенку любовь к Богу? Как привить ребенку любовь к Богу?
Ответы пастырей
О том, что делать родителям, чтобы любовь к Богу укрепилась в сердце их чада, и чего ни в коем случае делать не надо.
Комментарии
Марина Шмелева22 сентября 2021, 17:22
Екатерина, злых проявлений и в яслях хватает. Но по опыту общения с детьми именно на уроке (2015 и по настоящее время) отметила, что многие открыты к диалогу по теме. Я же не писала, что они как ангелы общаются между собой, об этом судить не могу. Сложности именно такого общения заметила только один раз - класс был из самой престижной школы нашего города. Что касается русского языка, Вы меня не поняли (наверное, моя вина). Мы стараемся удивить детей, а им и стараться не приходится - они удивляют НАС. А не удивляются сами.
Екатерина22 сентября 2021, 07:25
"Мы стараемся заинтересовать и удивить детей на уроках, чтобы им захотелось побольше узнать. А им и стараться не приходиться – они и так удивляют." Может -" ... они и так удивляются". С русским языком сейчас очень странные вещи происходят.
Екатерина22 сентября 2021, 07:16
Интересно! 10-11лет в школах обычно в этом возрасте уже ехидство, издевательства между детьми в классе. Взрослые не замечают этого или отстраняются. знаю по нескольким московским школам 2016-2018 гг.
Вера20 сентября 2021, 22:10
Какие славные дети!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×