«Отец Серафим был абсолютным бессребреником»

К 50-летию кончины протоиерея Серафима Слободского (†5.11.1971)

5 ноября нынешнего года Русская Церковь отмечает 50 лет со дня кончины одного из самых ярких проповедников Православия ХХ века – протоиерея Серафима Слободского, чей знаменитый учебник «Закон Божий» до сих пор остается одним из самых желанных в любой православной библиотеке. Отцу Георгию Ларину в молодости посчастливилось несколько лет сослужить знаменитому священнику, а затем почти полвека возглавлять Покровский приход, основанный отцом Серафимом в американском городе Наяк близ Нью-Йорка.

Собственно, и священником-то отец Георгий стал во многом благодаря отцу Серафиму, и потому считает его одним из своих духовных наставников и молитвенников. Воспоминаниями о знакомстве и сослужении с ним он поделился с читателями портала Православие.Ru.

Отец Серафим спросил: «А почему бы вам не стать диаконом?»

Протоиерей Серафим Слободской Протоиерей Серафим Слободской Я очень хорошо помню, как мы познакомились с отцом Серафимом. Это было во второй половине 1960-х годов. Мы с женой Екатериной тогда жили в городе Сиракузы в штате Нью-Йорк. Финансовая компания, в которой я работал, предложила мне повышение с переездом в другой город, ближе к самому Нью-Йорку. Мне всегда было важнее, с кем жить, чем где жить, а поскольку жена и наша первая дочка Татьяна могли переехать вместе со мной, я согласился без особых раздумий. Компания поселила нас в гостинице на берегу реки Гудзон, а контора, где мне предстояло работать, находилась поблизости.

Нам было важно найти православный храм поблизости. У моего тестя, известного историка Юрия Владимировича Изместьева, написавшего книгу «История России ХХ века», в Наяке оказался знакомый – Сергей Александрович Третьяков, который, как и я, одно время жил в Шанхае. Он-то нам и рассказал, что рядом есть церковь, где служит отец Серафим Слободской.

В ближайшее воскресенье мы пошли в этот храм. После литургии подошли к кресту, и отец Серафим спросил, кто мы. Он всегда интересовался, если приходили новые люди, откуда они. После службы батюшка пригласил нас к себе домой на чашку чая.

Мы подождали его немного и потом вместе пошли пешком – нужно было пройти только один квартал. Это был приходской дом, где он жил со своей супругой Еленой, которую все очень мило называли «матушка Елочка», потому что она очень любила детей.

По субботам проводились занятия в приходской школе, которую основал отец Серафим, и она там преподавала. Малыши очень любили ее. Она была большой помощницей отцу Серафиму во всем.

За той чашкой чая мы и познакомились. Отец Серафим расспрашивал, кто мы такие, откуда, я ему рассказал, что мы приехали из Сиракуз и искали ближайший православный храм, где могли бы молиться.

Для меня началась новая жизнь

Он принял нас очень тепло, задавал очень много вопросов, узнал, что я закончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле, но еще не имел духовного сана. Уже тогда отец Серафим спросил: «А почему бы вам не стать диаконом у нас на приходе?»

Он объяснил, что у меня практически не будет обязанностей – диакон просто служит в алтаре и помогает священнику, и, таким образом, мне можно продолжать гражданскую службу в компании. Мы с женой подумали, и я согласился. В конце концов, я и учился в семинарии, чтобы стать диаконом и священником. А так у меня еще и оставалась возможность продолжать зарабатывать хорошее жалование, заботиться о семье и помогать отцу Серафиму на службах по субботам и воскресеньям, когда не было работы.

Вот так и началось наше знакомство.

В итоге владыка Лавр (Шкурла), будущий Первоиерарх РПЦЗ, бывший в то время епископом и настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, рукоположил меня на литургии. Я продолжал работать в финансовой компании, а по выходным сослужил отцу Серафиму в церкви. За час до начала литургии приходил на проскомидию, читал помянники, выполнял другие послушания. Для меня началась новая жизнь.

Он считал русский язык фундаментом жизни

Отец Серафим считал, что нам, русским, живущим в рассеянии, обязательно нужно знать русский язык – это фундамент жизни. В этой связи неудивительно, какое огромное значение он придавал приходской школе. Батюшка всегда говорил, что русскому человеку очень важно знать русский язык и ни в коем случае нельзя его терять. В то время у нас на богослужениях ни одного слова не произносилось по-английски, и сам отец Серафим служил только на церковнославянском. Правда, сейчас нам по объективным причинам приходится отступать от этой традиции, поскольку появилось много прихожан, которые не знают русского языка.

Батюшка всегда говорил, что русскому человеку очень важно знать русский язык и ни в коем случае нельзя его терять

Но вначале для школы просто не было помещения, занятия проводились в подвале под церковью, где умещалось максимум два десятка человек. Денег на расширение просто не было, ведь когда приход создавался, здесь были только отец Серафим и небольшая группа прихожан, приехавших в Америку по линии Толстовского фонда, который помогал русским беженцам из Европы. Наш приход и создан-то был во многом потому, что Толстовский фонд был всего лишь в нескольких милях отсюда.

К счастью, нам удалось после кончины отца Серафима сохранить и развить не только приход в целом, но и школу. У нас нашелся благодетель, который, кстати, тоже приехал из Шанхая. Его звали Михаил Константинович Клуге, он был очень богатым человеком и создал свою компанию на Манхэттене.

Я написал ему, что школа растет, детей много, а помещения нет. Он нашел другого благодетеля – Артемия Михайловича Жуковского-Волынского, который вложил большую сумму в строительство. Сам же Михаил Константинович дал средства для приобретения соседних с приходом домов, и в итоге мы построили большую школу, которая работает и по сей день.

Я научился у отца Серафима отношению к жизни

Протоиерей Георгий Ларин Протоиерей Георгий Ларин Отец Серафим был бессребреником и никогда не беспокоился о деньгах. Сейчас подобное очень редко встречается. Бывает, священники, когда их назначают на приход, узнают, какой будет оклад, где им жить. Отец Серафим никогда даже не говорил о таких вещах: как приход решил, так и хорошо, он на это жил. И всегда радел о церкви и приходе. И супруга его была такой же. Им даже в голову не приходило беспокоиться о каких-то деньгах.

Именно у отца Серафима я научился отношению к жизни. Я очень уважал его и преклонялся перед его талантом. Когда мы познакомились, он уже написал свой знаменитый учебник «Закон Божий», и я не очень много знаю о его создании. Но написать такую замечательную книгу, которая теперь есть в любом храме в России, – это многого стоит. И хотя прошло уже более полувека, она до сих пор является основой образования в нашей приходской школе, что очень важно. И, конечно, дети у нас знают, что ее написал человек, который основал наш приход.

Отец Серафим тяжело переживал клевету на владыку Иоанна Шанхайского

Наш батюшка был большим почитателем архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и очень тяжело переживал ту клевету, которую в 1960-е годы на него выливали. Представляете, прихожане собора, который он помогал строить, обвиняли его в мошенничестве, будто он присваивал себе пожертвования. Дело дошло даже до американского суда, и судья не нашел никаких улик.

Наш батюшка был большим почитателем архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского

Многие архиереи поддерживали этих смутьянов, и вопрос обсуждался на заседаниях Синода Русской Зарубежной Церкви. Присутствуя на них, отец Серафим слышал это. Кроме того, некоторые члены нашего приходского совета тоже поддерживали этих клеветников по каким-то личным соображениям. Они обсуждали данную тему на собраниях при отце Серафиме и даже думали собирать подписи под какими-то прошениями. Это была чистой воды политика, и наш настоятель очень сильно переживал по поводу всей этой смуты. Я думаю, эти искренние переживания и привели его к такой ранней кончине, ведь ему было только 59 лет.

Здоровье отца Серафима стало ухудшаться через несколько месяцев после того, как я стал диаконом. Он говорил, что ему трудно служить, и предложил мне стать вторым священником и помогать ему. При этом, опять-таки, у меня оставалась возможность работать на гражданской службе.

Я согласился, и в один прекрасный день мы все собрались – отец Серафим, его «матушка Елочка», моя супруга и я – и поехали в Джорданвилль, где владыка Лавр рукоположил меня во иереи.

Первое время после этого отец Серафим мог часто приходить в храм. Однако ему уже трудно было проводить всю службу, поэтому я сослужил ему. Потом ему стало совсем тяжело, и он не мог вести богослужение. В конце концов его сердце не выдержало.

Я чувствую молитву отца Серафима, для меня он живой

Я уверен, что без нашего первого настоятеля никакого прихода в Наяке не было бы. Это какое-то чудо, что людям, едва приехавшим в Америку и жившим очень бедно, удалось построить храм. Получилась удивительная история. Денег не было ни у кого, все беженцы зарабатывали мало, и потому можно было купить только маленький участок земли.

Без нашего первого настоятеля прихода в Наяке не было бы

Это было еще до моего приезда в Наяк, и мне рассказывали, как хотели взять заем на строительство, но банк отказал. Однако случилось так, что управляющий банка как-то проезжал мимо нашего участка и увидел отца Серафима, который в подряснике лопатой мешал цемент. Тогда он сказал, что этим людям можно доверять, и согласился дать заем. Его очень удивило, что сам священник работает наравне с остальными. В итоге он выделил деньги, и храм был построен. Все это не случайно, во всем есть Промысл Божий, Его Перст.

До сих пор я чувствую молитвы отца Серафима обо всем, что происходит у нас на приходе. Для меня он живой, как и святитель Иоанн Шанхайский, владыка Лавр, вся братия монастыря в Джорданвилле. Все это святые люди, единая семья, которая сейчас молится о нас. И я благодарю Бога за то, что я знал этих людей, без которых моя жизнь была бы совсем другой и вряд ли бы прошла в Церкви.

Протоиерей Георгий Ларин
Записал Дмитрий Злодорев, Вашингтон

5 ноября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Стопами отца Стопами отца
Прот. Константин Семянко
Стопами отца Стопами отца
Рассказ протоиерея Константина Семянко
Тем американцам, кто хочет перейти в Православие, – им либеральность не нужна. Почему они стремятся к Православию? Не потому, что они хотят увидеть протестантизм в Православии, – они хотят увидеть Апостольскую Церковь.
«Не сказом, а показом» «Не сказом, а показом»
Прот. Андрей Папков
«Не сказом, а показом» «Не сказом, а показом»
Истории протоиерея Андрея Папкова
Святитель Иоанн Шанхайский, митрополит Лавр, архиепископ Аверкий (Таушев), епископ Нектарий (Концевич)… Об этих удивительных подвижниках вспоминает отец Андрей Папков, ключарь Покровского собора в Дес-Плейнс под Чикаго.
Давид и Голиаф Давид и Голиаф
Алексей Слободской, Ольга Толстая
Давид и Голиаф Давид и Голиаф
Алексей Слободской, Ольга Толстая
Запомни на всю жизнь: Бог всегда с тобой. В самые страшные минуты твоей жизни не приходи в отчаяние и помни: ты не один — с тобой Бог, и Он всегда тебе поможет.
Комментарии
Наталья Богоявленская 8 ноября 2021, 21:17
А ведь я ничего не знала о Серафиме Слободском! В моём представлении это был русский священник 19-го века, живший в России. Верно сказал поэт: мы ленивы и нелюбопытны. Спасибо за такие тёплые воспоминания об этом замечательном человеке -- авторе знаменитого "Закона Божия", по которому в своё время училась моя дочка в воскресной школе, а вместе с ней и я.
Марина 5 ноября 2021, 14:23
Спасибо за о.Георгию за такие нужные воспоминания! Они навсегда останутся в памяти! Еще с одним праведником познакомилась ближе!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×