Имеет ли коронавирус искусственное происхождение? Как связаны внутренний мир человека и глобальное потепление? И каким может быть мир ближайшего будущего – цифровой антиутопией либо благодатным временем? Об этом и не только мы побеседовали с благочинным приходов Сурожской епархии Шотландии и Северной Ирландии, доктором философии, кандидатом технических наук, магистром богословия, членом Союза писателей России протоиереем Георгием Завершинским.
– Отец Георгий, беседу начнем с предыстории. Ваше мнение: коронавирус – это случайность (в человеческом понимании) или спланированная акция, целью которой было запустить механизмы переустройства мира?
– Вопрос вопросов, ответ на который ищут спецслужбы многих стран. Пока ничего доказать или опровергнуть не удалось. Эпидемии бывали в разные века, например в прошлом веке – грипп «испанка», которая унесла миллионы жизней. Теперь – новая эпидемия. С одной стороны, трудно доказать, что вирус был выведен и его намеренно запустили, чтобы он косил людей по всему миру. Мол, кому-то так будет легче переустроить мир, чтобы остальная часть его была послушной и выполняла лишь инструкции. Это, скорее, предмет догадок и домыслов. Но, с другой стороны, стоит подумать, как работает обратная связь – с точки зрения влияния человеческой деятельности на окружающий мир. Вспомним замечательный рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром», который был написан еще в 1952 году. Это своего рода предтеча нынешних страхов, в том числе экологических, уже отчасти реализующихся как следствие усилий умов и рук человеческих.
Рассказ о том, как путешественники во времени (один проводник, другой охотник) на 60 миллионов лет удаляются назад во времени, чтобы поохотиться на особых, помеченных специальной краской ящеров, которых разрешалось убить. А вообще, что-то трогать в прошлом категорически запрещалось. Но помеченный ящер и так будет убит через несколько мгновений. Когда охотники застрелили его, через несколько мгновений на труп ящера упало огромное дерево, которое и так должно было лишить его жизни. Ходить герои рассказа могли только по подвешенной гравитационным образом тропе, чтобы никуда больше не ступать. Случайно один из них сошел с тропинки и раздавил какую-то бабочку. Узнав об этом, проводник ужаснулся и сказал: «Ты знаешь, может случиться так, что я убью тебя».
Они возвращаются в свое время. Здесь все вроде бы так… да не так. Охотник, который наступил на бабочку, понимает: произошло нечто глобальное и необратимое. И тут он слышит, как его проводник заряжает ружье и… грянул гром. Так завершается рассказ. Мы видим, что необратимое произошло из-за раздавленной случайно несколько миллионов лет назад маленькой бабочки. Запустились процессы, за огромное число лет приведшие к глобальным изменениям. Фантастика – это отображение желания человека понять происходящие процессы и представить их в своей фантазии. Иногда с целью предостеречь от чего-то худшего.
Думаю, что вопрос о случайности или преднамеренности коронавируса – риторический, ответа на него нет
Думаю, что вопрос о случайности или преднамеренности коронавируса – риторический, ответа на него нет. Ведь возможна случайность, которая приводит к преднамеренной акции – переустройству мира – так, пожалуй, говорить можно. Действительно, процесс был запущен. Что будет дальше – увидим. И в это вовлечены все, ведь пандемия и новые условия жизни в той или иной степени коснулись каждого человека на нашей планете.
– Вирус существует, и он опасен – спорить сложно. А вот доверие к вакцине разделяют, как бы это помягче… ну, не ощущается, что люди согласны на прививку, в том числе и в России, добровольно. Страхи разные: от боязни получить серьезные осложнения после укола до духовной конспирологии, дескать, в субстанции содержится чип… В вопросе нет иронии, лишь выборка из палитры народного мнения.
– Проверено и показано на массах людей в некоторых странах: эффект прививки был такой, что заболеваемость остается, но протекание болезни слабей, смертность существенно ниже или даже вообще отсутствует. Есть страхи, будут ли осложнения, особенно для людей с не очень хорошим здоровьем, страдающих иными заболеваниями, патологиями. Такое опасение – обосновано и справедливо. Но принуждать к прививке недопустимо – каждый принимает личное решение! За некоторыми исключениями, когда, например, обязаны прививаться медицинские работники. В некоторых местах обязывают делать прививку людей пожилых, из групп риска, чтобы с ними не случилось худшего.
Существует и представление о некоей «духовной конспирологии», что некоторым образом во время прививки вживляется микрочип, который позволит отслеживать все о состоянии человека, разве что только не сможет читать мысли (впрочем, возможно, даже и это!). Потом какие-то манипуляторы сознанием, телом и душой человека якобы смогут полностью влиять на нашу жизнь. Человек превратится в роботоподобное существо и будет действовать мановением мысли манипуляторов, в руках которых окажется управление этими чипами. Звучит фантастично и абсурдно. Один зубной врач по этому поводу высказался: «Зачем через прививку? Это же трудно. Давайте вживлять чипы у зубного врача. Раздадим тайные инструкции. Там и возможностей больше, к зубному ходят все – кому пломбу поставит, кому коронку. В коронку, например, мощный компьютер можно поместить!». Действительно, для чего заставлять прививаться, если можно вживить чип во время посещения зубного врача.
Осуществить контроль через прививку, чтобы всеми-всеми манипулировать… мне кажется, это плод воспаленной фантазии.
Мир – творение Божие и требует соответствующего отношения
– Под пандемию активизировалась «зеленая» повестка, которую лидеры ряда стран собрались обсудить у вас, в Глазго. По подсчетам экологов, за прошедший год в ходе жизнедеятельности и промышленной активности человечества в атмосферу попало пятьдесят два миллиарда тонн парниковых газов. Наши, правда, не поехали (и китайцы тоже). Вообще, история с загрязнением и медленным убийством экологии в тех или иных регионах планеты довольно показательна. Мир – творение Божие и требует соответствующего отношения. Все ли это понимают? Вопрос, наверное, риторический.
– «Прости им Отче, ибо не знают, что делают». Это относится ко всякому времени, а не только ко времени распятия Христа. Человек – существо деятельное, креативное и, к сожалению, совершает преступления. Но мы говорим не о преступлении, а об обеспечении жизни – своей и окружающих. Человечество придумывает массу полезных, нужных, востребованных вещей. В холодных местах нужно обогреваться, в пустынных нужно добывать воду и пищу, в местах повышенной опасности нужно что-то предпринимать для защиты (от агрессивных стран-соседей – вооружаться, от природных катаклизмов – иметь системы наблюдения и предсказания).
Вопрос о воздействии человека на природу – риторический. Воздействует на природу все, что делает человек. Само появление человека запустило практически необратимые процессы при использовании им природы в своих целях: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 28). Многое меняется в жизненных циклах на планете. Учитывая это, пофантазируем: например, не ледниковый период, а охота древнего человека на мамонтов могла бы привести к их исчезновению. Случись так, что людей размножилось столько, что мамонтов стало не хватать на всех…
Итак, любое действие человека влияет на окружающий мир. Но меняется и сознание человека – начали уделять внимание тому, как мы влияем на окружающий мир. В течение прошлого года, например, в результате деятельности человека в атмосферу выброшено 52 миллиарда тонн парниковых газов! Много это или мало? Вряд ли эта величина сразу что-то скажет. Но расчеты по моделям и системам ученых показывают: если дальше так будет продолжаться, то к концу столетия средняя температура на планете повысится на шесть градусов. Есть регионы, где умирают от жары, а где-то страдают от холода. Но есть и места, где погода меняется не так сильно. Однако, в целом, это чрезмерное повышение температуры, которое решено остановить на полутора градусах. Это, по мнению ученых, спасет планету от начала необратимых процессов.
Деятельность человека должна быть поставлена в какие-то рамки
Понятно, что деятельность человека должна быть поставлена в какие-то рамки. И вот, собрался очередной форум по этому поводу в Глазго (как раз там, где я совершаю пастырское служение). Активность на форуме была довольно высокой, особенно для пандемии, когда проблематично допустить приезд такого количества людей из разных стран. Львиная доля времени у делегатов уходила только на то, чтобы попасть в помещения, где проходили заседания. Повестка форума – остановка глобального потепления и снижение его неизбежных эффектов. Богословски рассуждая, мир – творение Божие и дан человеку для жизни, для использования его ресурсов. Но в разумных масштабах, чтобы самому человеку не стало плохо. Ведь, губя окружающий мир, человек погибает и сам. Чтобы такого не случилось, Бог предоставил нам все необходимое, чтобы устроить жизнь на этой планете разумно, целесообразно и достойно.
– Все начинается с внутреннего устроения человека. Этому, кстати, посвящена книга митрополита Каллиста (Уэра) «Внутреннее царство».
– Говоря о внешнем действии человека, невозможно обойти стороной то, что происходит внутри человека. Как он видит себя самого изнутри? Во «Внутреннем царстве» митрополита Каллиста есть интереснейшая мысль о времени, о том, что оно возникло вместе с появлением материи и имеет не только поступательное, но и круговое движение. Это можно представить в виде спирали. Мы можем замечать возвращение к некоторым похожим моментам из прошлого и можем видеть, что движение иногда происходит быстро, стремительно, а иногда очень медленно. Допустим, когда человек страдает, кажется, что время тянется бесконечно долго. Когда же радуется, это происходит быстро, стремительно и незаметно проходит. Во «внутреннем человеке» и есть то царство, которое ему уготовано. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21), – говорит Христос.
– Святитель Николай (Велимирович) писал о прямой связи происходящих катаклизмов с общей духовной «температурой по планете». Недаром с древности стихийные бедствия воспринимались как одна из форм гнева Божия. Отец Георгий, вы ведь постоянно пишете. Получалось ли осмысливать в книгах феномен зависимости состояния нашей окружающей среды от духовного состояния человека?
– Устройство приходской общины и Церкви в целом отображает внутренний настрой человека. И можно говорить о «духовной температуре» не одного человека, а даже людей по всей планете. Святитель Николай (Велимирович) говорил о прямой связи катаклизмов с общей «духовной температурой». Действительно, из многих книг Ветхого Завета мы узнаем, что действие стихии воспринималось как одна из форм Божьего гнева.
Намерение совершить преступление – это фактически и есть преступление, даже если оно не произошло в реальности
Многие пишут о зависимости окружающей среды от духовного состояния человека. В одной из моих художественных книг, повести «Лето потухшего вулкана», действие происходит на вулканическом острове в Атлантическом океане. Случается трагедия – смерть одного из персонажей. Подозревать начинают тех, кто был рядом с умершей. И оказывается, что каждый из них, людей элиты, писателей и ученых, был заинтересован в том, чтобы избавиться от героини. За этим всем как бы наблюдает свысока потухший, но готовый вновь активизироваться вулкан. И есть намек на то, что, взирая на духовное состояние тех людей, которые обнаруживают тело коллеги, он скоро может воспламениться. Речь не идет о том, что кто-то из них совершил убийство. Но внутренне каждый был уже готов это сделать. В произведении последовательно раскрывается, где и при каких обстоятельствах созревала эта внутренняя готовность. Намерение совершить преступление – это фактически и есть преступление, даже если оно не произошло в реальности.
Вот такое аллегорическое наблюдение, взгляд потухшего вулкана, готового вновь разразиться брызгами серы и пепла, чтобы покрыть человеческое общество, которое никак не хочет жить по человеческим законам. Этого не происходит, но такая мысль присутствует. Как автору и священнику мне хотелось быть услышанным и прежде всего услышать себя самого. Думается, «духовная температура» по планете – она и есть источник тех изменений, которые происходят в отношении экологии, и она, возможно, изначальная причина появления вирусов. А в связи с этим происходит трагическое развитие событий. Вирус как зловещий зонтик покрыл целую планету. От него не сбежишь и не скроешься. Надо что-то делать, но только с разумом и вниманием к другим людям. Когда говорят: «Надень маску», ты это делаешь не только ради себя, но и ради других, потому что ты, возможно, не знаешь, что переносишь вирус. У тебя он пройдет бесследно, а другого человека, пожилого или больного, без достаточного иммунитета, вирус поразит и доведет до летального исхода. Об этом, конечно, каждый должен думать, и это говорит о внутреннем устроении человека и о его «духовной температуре».
Экология на планете начинается с экологии духа
Победа над пандемией остается в руках не только Бога, но и человека. И нужно измениться внутренне, тогда эффектом этого будет избавление от «злого поветрия» и улучшение экологии на планете, которая, как мы видим, начинается с экологии духа.
– А все-таки: какой она вам видится, жизнь после пандемии (если вообще объявят о ее окончании)? Давайте попробуем сделать футурологический прогноз на 3-5-10-20 лет. Рискнем? Как говорится, если все будет хорошо, и планов строить не хочется. А если все свалится в мрачную утопию, киберпанк и цифровой кошмар? Как жить христианину в таком мире?
– Попробуем пофантазировать и составить футурологический прогноз. Заглядывать в будущее, конечно, не дело христианина. Мы говорим, что на все воля Божия и принимаем это как приходящее от Бога, будь то благо или что-то недоброе. Мы понимаем, что есть Божие попущение, но Его воли на то, чтобы совершалось зло, нет.
Итак, какова может быть картина ближайшего или далекого будущего после того, как мир погрузился в пандемию и локдауны, бесконечные предостережения, опасения, страхи, неизбежно наложившие отпечаток на внутреннее устройство человека и его духовное восприятие? Понемногу уже привыкли к ограничениям, и, по всей видимости, ближайшие 3 года все будет выглядеть примерно так же, как и теперь. Эпидемия охватила весь мир. Есть места, где заявляют об отсутствии каких-либо случаев заболевания, но это закрытые страны. Когда-нибудь покажется, что одержана победа над пандемией, и вдруг выползет некий новый штамм, к примеру, из Северной Кореи, где он мутировал. Тот вирус и будет самым опасным. И вновь от него нужно будет оберегаться, ходить в скафандрах и держаться не то что на расстоянии двух метров, а за километр! Тогда вообще все может уйти в киберпространство, а люди будут в страхе и трепете ожидать, что можно заразиться не только через живое общение с человеком, но, например, и через еду, которую тебе доставляют по заказам через интернет…
Фантазируя, можно дойти до абсурда и умопомешательства, которое произойдет раньше, чем заражение вирусом. И это помешательство повредит разум человека, а за ним и все остальное. Мало ли что взбредет в голову тому человеку, который помешался умом? В приступе он может поднять руку и совершить что-то трагическое!
Через 5–10 лет все, может быть, и уляжется, но останется привычка работать и общаться в виртуальном мире
Впрочем, через 5–10 лет все, может быть, и уляжется, но останется привычка делать работу и общаться в виртуальном мире. И она будет выработана теми ограничениями и страхами, которые породила пандемия. В какой-то момент виртуальная реальность достигнет того, что можно будет в пространстве получать квазиреальные изображения – даже похлопать по плечу или почувствовать запах духов.
Можно развивать фантазию, почему бы и нет, но важно другое: хочется где-то остановиться. Хотя для фантазии нет предела и велика способность человека создавать образы, которые уже начинают жить параллельно со своим создателем. Автомобили ездят без водителя, самолеты летают без пилота. Может быть, появится возможность перемещаться во времени, как в том рассказе Брэдбери. Иногда будущее кому-нибудь представляют цифровым кошмаром или мрачной антиутопией, где люди настолько разъединились и стали агрессивны в отношении друг друга из-за подозрений инфекции, что, завидев человека на большом расстоянии, тут же возникает мысль спрятаться или напасть на него. Ведь были же нападения на тех, кто не надел маску в транспорте…
Хочется нарисовать положительную картину будущего, одухотворенную тем, что мы имеем «внутреннего человека»: умственные возможности, источник духовной силы и блага. Ведь присутствие Божие не откуда-то извне, а изнутри человека – «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). И оно достигается усилием над собой, а не пребыванием в неге роскоши. Это, в конце концов, надоедает: «Все суета сует и томленье духа» (Еккл. 1: 2,17). В конечном счете человеку нужно узнать себя. И, может быть, сосредоточенность на себе, экология духа, займет нас больше, чем когда-либо прежде, и таким образом человек достигнет духовных вершин. В своем эссе «Дух и машина» философ Николай Бердяев писал, что машины, которые появятся в будущем, освободят человеку его духовные возможности. Возможно, это уже частично осуществляется благодаря роботизации и виртуализации, что высвобождает возможности для человеческого духа. Осталось лишь поддерживать «духовную температуру» нашей планеты.
Если Богу угодно, то и в противогазе на тебя кирпич из космоса упадет, одел ты маску не одел,греха твоего в этом нет,если кто вдруг заболел, т.к.нет твоего волеизъявления.
Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.(Гал.1.8)