Осенняя депрессия, ковид, инфляция – как не пасть духом?

Ответы пастырей

Осень заканчивается, но связанные с нею депрессия и уныние – нет: слишком много глобального негатива нас окружает. Это и пандемия, и локдаун, и экономический кризис, и страх потерять свободу в эпоху QR-кодов. Причем всё это – на фоне некоей сакрализации «депрессии» в социальных сетях. Мы спросили пастырей о том, как принять вышеперечисленные беды и не впасть в уныние, как побороть тревогу и апатию, наступающую от сознания, что от нас ничего не зависит.

«Дух, которым многие из нас обладаемы, далек от христианского»

Священник Димитрий Шишкин, Симферополь:

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин – По статистике, около 75% наших соотечественников крещены в Православии. Но дух, которым многие из нас обладаемы, увы, далек от христианского. Это дух мира сего с его маловерием, расслабленностью и самолюбием. И вот, поддаваясь влиянию этого духа, христиане постепенно теряют мужество, теряют причастность духу Христову и, встречаясь с неизбежными трудностями жизни, начинают роптать, жаловаться и погружаться с головой в пучину собственных переживаний. Этому способствует и идеология крайнего индивидуализма, распространившаяся в последнее время, когда человек именно себя, свои настроения и чувствования считает главным в жизни. Отсюда происходит и расслабленное саможаление, и даже болезненное упоение собственными страданиями.

Конечно, и время сейчас особенное. Порою кажется, что в самом деле апокалиптическое. Мы живем в условиях глобального кризиса: не только экономического, но и духовного, который непонятно еще чем закончится, и если человек не утвержден в вере, то это только добавляет тревоги и беспокойства.

Но, во-первых, о временах и сроках не знает никто, и, возможно, за нынешним глобальным кризисом нас еще ожидают годы и десятилетия более-менее спокойной и мирной жизни. А, во-вторых, как бы там ни было – надо помнить, что мы христиане, и все приключающиеся напасти и беды нам надо переносить по-христиански, то есть с готовностью и решимостью всё претерпевать с верой и благодарностью… У апостола Павла есть удивительные слова в одном из его посланий (2 Кор. 1, 8–11). Он рассказывает о том, что пережил чрезвычайно трудный период, так что «не надеялся уже и жить», но притом сам себя считал достойным смерти и принимал все беды (вы только вдумайтесь!) – как милость и снисхождение по сравнению с тем, чего он «заслуживает». И, как осужденный на смерть, апостол возлагал надежду не на себя, а на Бога, «восставляющего из мертвых». Вот это мужество, вот это решимость, вот это подлинный пример христианской стойкости, которому мы все, конечно, должны подражать!

Господь говорит, что для человека страшны не сами скорби, а тот урон, который они способны нанести расслабленной и нерадивой душе

Насчет нынешних бед и напастей вроде пандемии, инфляции и прочего, у нас есть ответ от Самого Господа. Он относится к мятежам и нестроениям последних времен, но и к нашим обстоятельствам вполне приложи́м. Господь говорит о том, что страшны для человека не сами скорби, а тот урон, который они способны нанести душе расслабленной и нерадивой. Поэтому Господь и обращается к нам: «Не отягощайте сердца ваши объядением и пьянством и заботами житейскими…» – и дальше призывает: «бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий» (Лк. 21: 36). То есть избежать не самих трудностей и скорбей, а их губительных последствий для души.

Конечно, бывают тягостные и не всегда объяснимые в своих причинах состояния уныния, печали, тоски, когда кажется, что сами бесы ополчились на душу. Ну, так и что? Что нам удивляться! Мы ведь все воины Христовы, а значит, и уныние, и печаль, и тоску надо встречать во всеоружии крепкого упования на помощь Божию, с терпением и молитвой, даже с благодарностью Богу, которая, по слову святителя Иоанна Златоуста, – самое верное средство против бесов, наводящих тягостные и мрачные состояния.

Поэтому как бы там ни было, нам нельзя поддаваться тоске, а напротив, противостоять ей с верой, мужеством и терпением, и тогда, по прошествии времени, обязательно придет от Господа и утешение, и облегчение, и радость – как залог грядущей радости, ожидающей всех «претерпевших до конца». И даже говоря о самых тягостных, последних временах человеческой истории, Господь призывает нас: «Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21: 28).

«Мы эти добродетели даже не утратили, а еще и не обрели»

Протоиерей Георгий Балакин, Горноалтайская епархия:

Протоиерей Георгий Балакин Протоиерей Георгий Балакин – Предложенный вопрос затрагивает две проблемы. Первая – «соцсети», вторая – «депрессия».

Чаще всего тот, кого (или даже – «что») мы встречаем в соцсетях – это не человек, а персонаж, образ, роль. И бывает так, что тот, кто в Интернете предстает постоянно депрессующим меланхоликом, в жизни оказывается вполне психологически устойчивым и даже жизнерадостным человеком. И наоборот – виртуальный «неунывающий оптимист» в «реале» может быть в затяжной депрессии. Но это примеры крайние. А посерединке – масса людей, которые в социальных сетях играют ту роль, что им позволяют таланты и возможности. Роли же «троллей», «хейтеров» и прочих им подобных не требуют образования, таланта и даже элементарных усилий. Поэтому самое лучшее, что можно сделать с этими персонажами, – так это просто не общаться с ними. То есть «не кормить тролля» – игнорировать, ограничивать общение, «банить» – на самом деле грехом не является. Существует стереотип, что «раз мы православные, то мы обязаны терпеть», но, мне кажется, что это ошибочный стереотип. И для православных, и для неправославных важно уметь устанавливать и уважать границы личности. В том числе и своей.

Важно уметь уважать границы личности. В том числе и своей

То есть если нам вместо человека встречается «персонаж», то надо понимать: тут мы помочь ничем не сможем…

А если это реальный, зачастую одинокий и страдающий человек? Ведь то, что мы так легкомысленно определяем как «депрессию», на самом деле может корнями уходить и в духовную сферу («страсть уныния), и в душевную, и даже в физическую, соматическую. Поэтому если мы не видим причины такого состояния, не имеем навыков оказания успешной психологической помощи, если у нас нет достаточно времени и сил принять на себя чужую боль и проблемы, то, может быть, лучше не нарушать границы личности, а просто помолиться об этом человеке? То есть, проявив сочувствие, сопереживание, обратиться за помощью к Тому, Кто видит всякую душу и может всё? Иногда, на самом деле, такая помощь получается самой действенной и плодотворной…

А если в реальной депрессии оказался реальный и, более того, близкий человек? Тут как раз кроме молитвы необходимы чуткость, внимание, такт. Иногда – помощь со стороны. Но, опять же, депрессию, как, например, и зависимость, какими-то внешними средствами и действиями вылечить невозможно. То есть самое большее, что мы можем сделать для близкого, – это создать те условия, когда он сам захочет выйти из этого мерзкого состояния.

И, наконец, если вы сами у себя заметили все признаки депрессии, не надо её «сакрализировать», не надо перекладывать ответственность за свое нехорошее состояние на других. Надо искать реальный и доступный выход. И иногда бывает, что человеку достаточно выспаться или съесть шоколадку. А иногда нужно трудиться месяцы и годы.

Кстати, в Священном Писании есть целая Книга, посвященная данной проблеме, и называется она «Екклесиаст»: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?.. все – суета и томление духа!» И так – депрессивно и беспросветно – с 1-й по 12-ю главы… И вдруг в конце 12-й главы – оптимистичный совет: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12: 13–14).

Я почти три десятка лет служу священником, но до сих пор не могу назвать себя полноценным православным христианином

«Православные христиане» – это кто? Те, кто крещен в Православной Церкви? Или те, кто ходит каждое воскресение на литургию? Или те, кто… Понимаете, я почти три десятка лет служу священником, но до сих пор не могу назвать себя полноценным православным христианином.

Точнее, я хочу быть православным христианином, я учусь им быть, но у меня не все получается. Например, я верю в Бога в той мере, что все положения Никео-Цареградского Символа веры принимаю без малейшего смущения и сомнения, но я не научился доверять Богу как Вседержителю. Или я понимаю, что заповеди Христовы – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39) – это самое высокое и прекрасное, что только может быть в основе жизни, но как это исполнить? Как любить Бога, Которого не видел? Как любить ближнего? И «кто есть ближний мой»?

Вот и получается, что если бы я был на 100% православным и по имени, и по жизни, и по сути, то у меня не было бы ни малейших проблем с доверием Промыслу Божиему… Но раз я «не волшебник, а только учусь», то, значит, я и ошибаюсь, и спотыкаюсь, и запинаюсь… А ведь есть и те «православные», что еще дальше стоят в своей воцерковленности. Значит, их может «плющить и колбасить» даже больше, чем меня. И в этом случае мы – «современные верующие» – эти добродетели даже не утратили, а еще и не обрели. Следовательно, нам на всякие-разные депрессии некогда отвлекаться. Надо, пока не поздно, учиться не только верить, но и доверять, учиться не только зваться, но и быть.

Кстати, слава Богу, мне ведомы многие примеры (даже среди современных христиан), которые вполне в этом преуспели.

Наверное, какой-то «волшебной таблетки» или «чудовключательной кнопки» нет. Есть древний святоотеческий совет: «Молись, трудись – и время жизни пройдет незаметно». Как не впасть в уныние от пандемии? А как не впадали в уныние наши отцы и деды, когда фашисты дошли даже до Волги? А как не впадали в уныние христиане 1920–30-х годов, когда веру в Бога вменяли в уголовное преступление? Как не впадали в уныние те русские люди, что жили по краю Дикого Поля, и на протяжении веков время от времени их деревни выжигались, поля вытаптывались, а население значительно «прореживалось» кочевниками во время диких набегов?.. Неправда, что «от нас ничего не зависит». Всегда, во все дни моей жизни, в ней – в жизни – есть что-то, что не зависит от меня, но есть и что-то, что зависит только от меня. Например, от меня не зависит, какая сегодня погода за окном, но от меня зависит, выходить мне в эту погоду или не выходить? Одеваться в соответствии с погодой или нет? Так и с пандемией, с ограничениями, с инфляцией…

Пандемия дает еще больше свободы – свободы проявить себя таким, какой ты есть на самом деле

Прививаться или не прививаться, выдерживать режим самоизоляции и социального дистанцирования или не выдерживать, использовать средства индивидуальной защиты или не использовать – это тот выбор, что нам предлагается, поэтому говорить, что от нас совсем ничего не зависит, – наверное, все-таки неверно… Даже больше: можно сказать, что пандемия, при определённом ракурсе, дает еще больше свободы. Свободы проявить себя таким, какой ты есть. Даже по отношению к Богу, к Церкви, к ближним… Не секрет, что многие «православные» перестали ходить в храмы из боязни заразиться, но продолжают ходить в магазины и даже в места развлечений.

Но и, наверное, следует не забывать самое главное: Православие – это религия Воскресшего Христа! Жизнь, которую мы живем, – это только начало Жизни Вечной, Жизни Настоящей. Поэтому, если Господь попустил быть такой болезни, значит, и коронавирус – не только причина заболевания, но и в какой-то мере – лекарство от более глубинной болезни, болезни души. Просто на все происходящее надо посмотреть немножко шире: не только до больничной палаты и смерти, но и до будущего воскресения.

«В эпоху катаклизмов необходима проповедь о Великой любви»

Иеромонах Паисий (Новоженов), Вологда, Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь:

Иеромонах Паисий (Новоженов) Иеромонах Паисий (Новоженов) – А чего же удивляться, что люди стали агрессивны? Людей довели до белого каления. Очень многие люди бедствуют. Кто-то носит золотые часы и перемещается на личном вертолëтике, а кому-то трудно купить качественные продукты, чтобы просто пропитаться и чувствовать себя полноценным человеком. Одинокие пенсионеры считают копейки в ладонях и плачут, думая, как им вообще свести концы с концами. Студенты не могут купить себе книги, вещи, инструменты для обучения. А кто-то продолжает пировать во время чумы каждый день, пировать за счëт голода и нищеты тех, кому эти средства предназначались по справедливости. Русский человек обнищал и чувствует себя в своей родной стране, словно на оккупированной территории. Я это вижу и как священник, и как человек, внимательно наблюдающий за жизнью людей разных слоëв и структур.

Чтобы избежать провокаций на агрессию, нужно сохранять трезвый ум и доброе сердце

Люди всех сфер, от здравоохранения до образования, сфер искусства и культуры, поставлены в невыносимые для работы условия. Возмущение проходит по-разному. Кто-то ропщет в унынии тихо, на кухне, кто-то уже сломлен, опустил руки и не находит в себе сил сопротивляться несправедливости. Кто-то, доведëнный до края, превращается в циника и начинает относиться с презрением не только к властям, но и к простым людям, которые его окружают. Главное при окружающих обстоятельствах – всë равно сохранять человечность. Случись у нас переворот какой-нибудь, надо и в этот период быть честным человеком, добрым человеком. Если ты представитель силовых структур, вообще представитель власти, то поставь себя на место простого человека и подумай, понравилось бы тебе самому, если бы тебе дали дубинкой в бок? Быть нужно добрым в нашу смутную эпоху. В эпоху катаклизмов, которая только начинается, необходима проповедь о Великой любви. Чтобы избежать провокаций на агрессию, а они всегда есть и будут, нужно сохранить трезвый ум и доброе сердце. Мы не должны превращаться в остервенелое стадо.

Думаю, что ресурсов на преодоление социального кризиса и взаимной ненависти у нас много. Посмотреть вокруг: люди-то хорошие, по-своему замученные, несчастные, задавленные. Совсем юные студенты, пенсионеры, женщины (наши матери, сëстры), бабушки, дедушки – это наш народ, русский, славянский и многонациональный, интернациональный. Все хотят быть счастливыми, у всех семьи, родные. У всех свои трудности, болезни, потребности. Как-то это нужно понимать, учиться любить окружающих. Как можно быть эгоистом? Конечно, всех нужно любить, жалеть, помогать тем, кто нуждается в этом. Едешь по эскалатору в метро – посмотри вокруг: сколько людей, всех их нужно любить и желать им блага. Можно даже помолиться так: Господи, как много людей, и всех их Ты любишь, помоги им всем в их делах, болеющих укрепи и исцели, унывающих утешь и ободри, подай всем этим людям благодать Твоего Святого Духа.

Когда мы перестаём бессовестно грешить, тогда и Богу легче соприкоснуться с нашей жизнью

Мы унываем, да, и это правда. Унываем и мы – священники, и монахи, и игумены. Все унывают. Но уныние – это болезнь сродни гриппу. Нужно лечиться и выздоравливать, потому что уныние – это грех! Нужно внимательно подумать, почему я унываю, найти причины, по пунктам. Может быть, для уныния есть три или четыре причины. Например, смерть близкого человека, или одиночество, или отсутствие работы, отсутствие возможности самореализации, травля, гонения, проблемы со здоровьем и так далее. И когда мы себе схематично наметим эти графы, напротив них мы должны прописать себе лечение. И нет такой скорби на земле, которую невозможно было бы преодолеть с Божией помощью. А боли не избежать. Наш изуродованный мир наносит нам боль время от времени. Но вставать с колен нужно всегда, изо всех сил ползти и вставать. Дух должен быть бодр. Нам необходима храбрость, находчивость и чувство юмора, иначе мы сошли бы с ума давным-давно. Радость не придет от медитации и самовнушения. Только когда мы решим реальные проблемы в своей жизни, тогда радость сама просочится в наше сердце, словно луч света через тяжелые тучи тревоги. Радость связана и с благодатью Божией. Когда мы перестаём унывать, злиться, ненавидеть, лениться, бояться, вообще – бессовестно грешить, тогда и Богу легче соприкоснуться с нашей жизнью, войти ощутимее в нашу жизнь, нашу душу и ум. Тогда наступит ясная, светлая погода в душе человека, и он, даже удивившись, скажет: «Как всë хорошо-то, оказывается, и зачем нужно было так унывать?»

Мы смотрим слишком узко на то, что происходит вокруг нас сегодня. Какая-то «на повестке дня – осенняя депрессия». А кто нам такую «повестку» определяет? Если посмотреть на нашу жизнь на Земле в еë онтологическом измерении, то повестка о депрессии человечества маячила перед людьми ещë на заре истории мира. И Адам, и Ева видели эти два пути: путь депрессивного пребывания в отчаянии или творческого бытия и управления землëй. Это, в сущности, путь проклятия или путь благословения. И человек сам выбирает, унывать ему на земле или преображать еë и окультуривать. Каин пошëл по пути депрессии, зависти и отчаяния. Хотя кто мешал ему жениться, нарожать детишек замечательных, расселяться по земле и разные вещи творческие создавать в наследие потомкам. Нет, надо обязательно войну учинять, завидовать, отбирать. Сумасшествие. И, конечно, в таком ненормальном состоянии, кроме депрессии, ничего человек не приобретает.

Православный христианин знает, что Господь управляет миром, промышляет о его сохранении, и все негативные события, которые устраивают люди, Бог исправляет ко благу. Вопрос только за нами, как нашу волю направить на разумное поведение. Как правильно прожить земные трудности. На первом этапе – нужно от грехов грубых отказаться. Скорби происходят часто по нашей собственной вине. Напивается человек, а у него потом голова болит, и с работы его увольняют, и так далее. А потом человек ропщет, что жизнь несправедлива, и Бог в чем-то виноват. Бывает, что человек и вправду ведёт образ жизни вот прямо очень-очень правильный, если можно так сказать. Не обижает никого, работает много, честен и порядочен, Бога почитает и молится. Но приходит беда. И человек унывать начинает. Здесь Иова Многострадального нужно вспомнить, и, кстати, Самого Христа. Видимо, это образ того, что не избежать боли, скорби, пока мы живем на земле эти наши краткие годы и десятилетия. Бывает такая боль, что даже молиться не хочется и ничего делать не хочется, но надо себя заставлять, через силу что-то делать, заполнять свою жизнь трудом и творчеством, и тогда мало-помалу можно выбраться из уныния, депрессии. А самый главный здесь путь и верный – это начать помогать другим людям.

Пандемия – вопрос многогранный. Она идëт, эпидемия есть. Безумцев, которые отрицали бы это, думаю, что уже не осталось. Она есть, и необходимы меры – именно те, которые всем известны: не ходить нигде, если ты чувствуешь себя нездоровым, не распространять вирус. Но самое плохое – это то, что есть общая беспомощность у всех нас. Мы же знаем, что санитаров и врачей не хватает, мы не были готовы. Больницы не обустроены. Спасение заболевшего человека – дело рук самого заболевшего. И многие трагедии связаны с тем, что слишком поздно началось лечение…

«Верующий человек ничего не боится, потому что он живет с Богом»

Священник Антоний Русакевич, Тверь:

Священник Антоний Русакевич Священник Антоний Русакевич – Люди сейчас очень часто ищут оправдания своим поступкам, чтобы их совесть была чиста. Выстраивают очень логичные рассуждения о том, почему они правы (это, конечно, идет от гордости) и всегда находят причину: то у них весна, то у них осень, то у них кризис, то коронавирус, и это для многих служит оправданием своего нетактичного и хамского поведения. Это, конечно, неправильно. Кроме того, чтобы не было какой-то хандры и настроение было хорошее, нужно очень четко фильтровать информацию, которую мы получаем. Нет ничего плохого в том, чтобы погулять по парку, полюбоваться природой, как она готовится к зиме, за птицами понаблюдать; это хорошее, интересное занятие. Но человек очень часто вместо этого смотрит новости, читает какие-то соцсети, где всегда много негатива, и от этого настроение у человека всегда плохое. А если он видит еще и на улице, что погода не такая радостная, как ему хотелось бы, – это еще добавляет плохого. Нам всегда нужно смотреть, что происходит вокруг, и искать в этом что-то хорошее. Будет гораздо легче жить.

Насчет доверия Богу – все зависит от силы нашей веры. Если человек только воцерковляется, еще на пути к Богу, то, конечно, он больше надеется на свои силы и думает, что он очень много может, но потом, когда человек укрепляется в вере, он все больше и больше понимает всемогущество Божие и то, что от самого человека на самом деле зависит не так много. Хотя у нас есть полная свобода, чтобы менять нашу жизнь, но очень часто мы этим не пользуемся. Именно в этом Господь дает нам свободу: что мы избавляемся от каких-то страхов, предрассудков, суеверий, и верующий человек ничего не боится, потому что знает, что он каждый день живет с Богом, и даже пандемия становится не такой страшной, потому что мы знаем: Господь с нами даже в этой ситуации, и если мы соблюдаем все необходимые меры предосторожности, которые предписывают нам врачи, то риски для здоровья становятся гораздо меньше. И, конечно, важно наше настроение: если мы пребываем в депрессивном состоянии, то нам может показаться, что все плохо и мы все умрем. Но если мы смотрим на жизнь с радостью и оптимизмом, то даже в каких-то сложных ситуациях мы будем уповать на Бога и надеяться на лучшее. Это очень помогает победить болезнь и гораздо легче перенести то, что происходит вокруг. И, конечно, нужно следить за потоком информации и избегать большого количества негатива. Те люди, которые постоянно смотрят телевизор и читают новостные сайты, – никак не могут на это повлиять, но тем не менее думают, что им нужно быть в курсе событий, – очень часто впадают в уныние, видя, как много вокруг негатива.

Почему мы не можем принять мир вокруг нас? Потому что мы за Бога начинаем решать, как должен быть устроен мир

Очень хорошо читать молитву Оптинских старцев. Многим ее сейчас рекомендую. Есть сокращенный вариант этой молитвы. В ней мы просим у Бога дать силы, чтобы принять то, что происходит вокруг нас, смириться с тем, что мы не можем изменить, и разум, чтобы отличить одно от другого. Если человек будет мыслить таким образом, он не будет впадать в уныние. Что такое уныние? Почему мы не можем принять мир вокруг нас? Потому что мы за Бога начинаем решать, что должно быть, а чего не должно быть, как должны вести себя другие люди, как должен быть устроен мир, – это говорит о нашей очень большой гордости. Когда же мы не пытаемся изменить мир силой, а пытаемся изменить прежде всего себя, избавиться от своих грехов, то и жить становится легче, и мир мы начинаем видеть таким, каким его создал Господь, замечаем гораздо больше хорошего. И действительно начинаем в сложные моменты жизни видеть, что Господь рядом, что Он помогает нам через других людей. Через это наша вера может укрепляться. Конечно, когда человек не имеет искренней веры в Бога, упования на Бога, ему всегда будет страшно жить, потому что он всегда будет видеть вокруг нехорошие примеры: как люди стремятся ко греху, как грех действует разрушительно на их жизни. Конечно, все будет страшно. Из-за этого у нас многие люди впадают в различные суеверия, в гадания, в магию. Это просто говорит о том, что люди не имеют достаточной веры в Бога, ищут еще какие-то подпорки. Нам нужно укреплять веру, избавляться от греха. И постепенно, постепенно мы будем совершенно по-другому ко всему относиться: не будем углубляться в житейскую суету, не будем в этом тонуть, как у многих людей бывает, которые суетятся, суетятся и говорят, что даже нет времени в храм сходить. Если у нас будут другие приоритеты, то и время на все появится.

Подготовила Елена Цыганова

29 ноября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Хочешь радоваться? – понеси прежде крест» «Хочешь радоваться? – понеси прежде крест»
Прот. Валериан Кречетов, игумен Киприан (Партс)
«Хочешь радоваться? – понеси прежде крест» «Хочешь радоваться? – понеси прежде крест»
Духовники об унынии и радости
Если у нас на первом месте будет Господь, то какое в присутствии Божием может быть уныние? Оно тогда невозможно!
Как бороться с осенней депрессией? Как бороться с осенней депрессией?
Отвечают пастыри
Как бороться с осенней депрессией? Как бороться с осенней депрессией?
Отвечают пастыри
Осенней депрессии противостоять нужно так, как и любому другому искушению – молитвой. Если грустно на душе, возьми любой акафист – там столько радости!
«Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО) «Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО)
Епископ Душанбинский Питирим
«Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО) «Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО)
Встреча епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима с редакцией сайта «Православие.ру»
Кто такой воин Христов? Как следовать обетам нестяжания, послушания и целомудрия в мирской жизни? Что делать женщинам, в унынии переживающим грех аборта? Как не увлечься теми, кто прельщен?
Комментарии
Игорь Ковалев15 декабря 2021, 13:41
И. "Так понятно?"//Так я и не спорил,что какие-то случаи,возможно,нарушения в мозгу,но у подавляющего большинства депрессия -это следствие греховной жизни.Что ЯВНО подтверждают такие симптомы,как панические атаки,навязчивые помыслы о бессмысленности жизни и суициде,т.е. нападения бесов.А насчёт моего вИдения аскетики,привёл вам цитаты из Писания и св. Отцов.Так,что это не мои мысли,а святоотеческие,которых я и придерживаюсь.
И.15 декабря 2021, 04:45
Игорь Ковалев, "Уныние томящее, неопределенное есть или болезнь, или вражье дело" (Святитель Феофан Затворник). Если уныние от "...пандемии, инфляции и пр." - пост и молитва. А если "уныние" эндогенная депрессия, то к психиатру за "таблетками", к Богу и в Церковь - с молитвой. Так понятно? И Ваше вИдение аскетики неплохо бы было сравнить со святоотеческим учением. На сем позвольте откланяться.
Игорь Ковалев15 декабря 2021, 00:20
И.//Продолжение. Св. Паисий Святогорец:"Если человек постигает глубочайший смысл истинной жизни, то из его души исчезает вся тревога, к нему приходит божественное утешение и он исцеляется. Если бы больным в психиатрической лечебнице читали вслух Авву Исаака Сирина, то больные, верующие в Бога, становились бы здоровы, потому что им открывался бы глубочайший смысл жизни."
Игорь Ковалев15 декабря 2021, 00:11
И.//Св.Паисий Святогорец:"Внешняя образованность в сочетании с душевной тревогой ежедневно приводит сотни людей (даже потерявших душевный покой маленьких детей) к психоанализу и психиатрам,строит все новые и новые психиатрические лечебницы,открывает для психиатров курсы повышения квалификации,в то время как многие из психиатров ни в Бога не верят,ни существование души не признают.Стало быть,как могут помочь другим душам эти люди — сами наполненные душевной тревогой?Как может быть истинно утешенным человек,не уверовавший в Бога и в истинную,вечную жизнь после смерти? Если человек постигает глубочайший смысл истинной жизни,то из его души исчезает вся тревога,... "
Игорь Ковалев14 декабря 2021, 18:07
И.//Иерей Спиридон Скутис:"Брат,думающий,что без помощи Христа победил чудовище,называемое депрессией,должен знать,что ошибается...Депрессия – это пустота,отсутствие Бога в душе человека.Депрессия – это когда молчание наполняется воплями.Православная психотерапия с помощью покаяния и Христа укротит зверя,освободит тебя от него,и ты снова сможешь насадить в своей душе цветы добродетелей.Депрессия – это страсть,от которой необходимо избавиться.Отцы-аскеты называют эту страсть унынием." Святой Иннокентий Херсонский:"Что сказать неверующим об их унынии?Оно благо для них;ибо служит призыванием и побуждением к покаянию."
Игорь Ковалев14 декабря 2021, 13:49
И.// "Трезвитесь, бодрствуйте,потому что противник ваш диавол ходит,как рыкающий лев,ища,кого поглотить."( Послание Ап. Петра 5:8.) Игумен Никон Воробьёв:"...все мы находимся в области падших духов,у всех нас испорчены,искажены грехом и ум,и сердце,и воля, всеми нами через падшую природу нашу владеют эти духи,омрачают ум,внушают разные мысли,уводящие от Бога,ослабляющие веру;оскверняют сердце,подавляют волю к добру,к деланию заповедей евангельских и усиливают, разжигают влечение ко греху...во всех нас он [князь этого мира] имеет очень много своего,и через это своё неустанно нам всякие пакости делает.В этом мы легко можем убедиться,если присмотримся к себе." Таково наше реальное положение!
Игорь Ковалев14 декабря 2021, 00:16
И.//Продолжение.Святитель Феофан Затворник:"Вы слыхали,конечно,что у всякого есть как Ангел-Хранитель,так и враг искуситель.Есть воистину.- Враг непрестанно подсовывает то мысли,то желания по роду своему.Не стань внимать себе и блюстись,-пропадешь.Он затуманит и закружит голову."Свт. Игнатий Брянчанинов:"Сочетавающийся с греховными помышлениями и мечтаниями сочетавается с самим сатаною и подчиняется ему в сей век и в будущий, почему необходимо бороться с помыслами." Помыслы о бессмысленности жизни и самоубийстве,причём навязчивые,явно греховны и исходят от духов злобы.Соответственно и лекарство должно быть направлено на отгнание злых духов,а это Благодать Святого Духа.
Игорь Ковалев13 декабря 2021, 23:55
И.//Повторяю,это аскетика,а вы с ней не знакомы.Во-первых,если человек ведёт правильную духовную жизнь,никто и ничто его психику не сломает.(см. жития мучеников)Во-вторых Бесы используют и других людей для нападений.И борьба у нас не с людьми,а с падшими духами."Несть наша брань к крови и плоти,но к началом,и ко властем,и к миродержителем тьмы века сего,к духовом злобы поднебесным»(Еф.6,12)И "мир во зле лежит",а сатана "князь мира сего",отсюда естественно,что дух мира- бесовский,а "дух творит себе формы"(культура,СМИ и т.д.)"Бодрствуйте и молитесь,чтобы не впасть в искушение"(От Марка14:38) Из-за аппендицита,или сломанной руки и т.п. никто самоубийством не кончает и даже мыслей таких нет.
И.13 декабря 2021, 05:30
Игорь Ковалев, есть люди, ломающие психику других вольно или невольно, действием или бездействием. Не замечают, как вместо бесов работают. Слона в виде современной "культуры" и СМИ тоже не приметили? С собой разобраться, конечно, надо. Но разве можно признать, что зацепился за внешнее, и, тем более, что генератор черных мыслей сам и есть?! Обязательно внушили и не меньше чем бесы(!). Ошибаетесь Вы, утверждая, что телесные недуги не могут породить депрессию, которая не сводится к суициидальным мыслям только и нередко сопровождает соматические заболевания. А кроме "прелести" есть еще православная антропология. Тоже весьма полезно ознакомиться во избежание той самой прелести.
Ольга11 декабря 2021, 20:25
Иеромонах ПАисий все очень верно сказал по поводу нищеты вокруг, невыносимого неравенства.
Игорь Ковалев11 декабря 2021, 15:18
И."Вот лучше искать "дела Божьи",а не "бесов"."//Многие принимают дела бесов за "дела Божьи". " И неудивительно:потому что сам сатана принимает вид Ангела света,"(Второе послание св. Ап. Павла к Коринфянам 11:14.)Чтобы не быть обольщённым бесами,т.е. не впасть в прелесть нужно не доверять своим мыслям, чувствам,влечениям.Это духовная безопасность. Почитайте творения св. Отцов о прелести.
Игорь Ковалев11 декабря 2021, 00:33
И./"/Чтобы бесы лично что-то "внушали" сначала надо бы стать весьма благочестивым человеком,"//-Ошибаетесь!У вас никогда не было хульных мыслей?А это 100% внушение от бесов,как и многие другие страстные мысли.Бесы нападают,как на подвижников, это духовная борьба(пример св.Марии Египетской и др.), так и на людей не воцерковлённых,либо ослабивших духовную жизнь, таких пытаются довести до суицида.Это всё аскетика.Видно вы не любите читать аскетические творения св.Отцов?А зря,без этого не возможно понимать духовную жизнь.По поводу аппендицита и других телесных болезней,при них же не возникают навязчивые мысли о бессмысленности жизни и суицидальные.А это и есть показатель нападения бесов.
И. 9 декабря 2021, 22:09
Игорь Ковалев, Вы сами пишете о том, что депрессия следствие греховной жизни. Что тогда "греховная жизнь", если не потакание страстям? В чем же клевета? Чтобы бесы лично что-то "внушали" сначала надо бы стать весьма благочестивым человеком, и это не мое личное мнение. Насчёт биохомии и мыслей известный пример святителя Тихона Задонского, уж его-то в ряд ли заподозрите в небрежении и "греховной жизни". О слепорожденном Господь что ответил? Вот лучше искать "дела Божьи", а не "бесов". "Биохимию" аппендицита почему-то все признают и бегут к хирургам. Как до мозга дело доходит, так что? Мозг не часть тела? Малоизученная, но часть. Всего Вам доброго.
Игорь Ковалев 9 декабря 2021, 00:08
И.//Психиатры утверждают,что у подавляющего большинства больных депрессией бывают навязчивые образы,мысли об отсутствии смысла жизни,суицидальные мысли(частые).Перечисленные симптомы ЯВНО,НА 100% подтверждают,что это духовная болезнь(нападение падших духов) и лечить её надо духовными средствами. В этом суть!Или вы серьёзно будете утверждать,что суицидальные мысли и т.д. возникают от нарушения биохимии в мозгу?Ко мне за советом никто не ходит,не волнуйтесь.Естественно с депрессией надо идти к священнику.И никому "обвинительный приговор,как погрязшему в страстях" я не выносил,не надо клеветать.Но мы своими грехами даём бесам власть над собой,это духовный закон и в этом причина депрессии.
И. 8 декабря 2021, 18:32
Игорь Ковалев, существование разницы между больным и бесноватым, видимо, не допускаете. Похоже Вам достаточно Вашего личного опыта и не надо видеть человека, вникать в его проблемы, анализировать симптомы, чтобы заочно поставить диагноз "депрессия" или вынести "обвинительный приговор" как погрязшему в страстях. Дай Бог!, чтобы к Вам за помощью обращались люди максимум с плохим настроением. Им Ваш совет не повредит. Но на всякий случай, если такие найдутся, все же порекомендуйте им советоваться со священниками.
Игорь Ковалев 8 декабря 2021, 00:46
И.//Я не говорил,"что дверь закрыта",просто кто будет её искать,если "вылечился" таблетками!Многие же обращаются к Богу,когда проблемы,а когда всё хорошо,то и сами справимся.Что основное лекарство-молитва и пост,не я придумал,а Сам Господь сказал:"сей же род изгоняется только молитвою и постом."(Мф.17:21). Заметьте сказано "ТОЛЬКО"!И Алина утверждала,что депрессия(в основном)-это психическая болезнь,как и православный психиатр,которого она цитировала и "лечится таблеточками".С чем я категорически не согласен. Да,психотерапия это не только таблетки,но ещё и ложные внушения,что депрессия следствие не греховной жизни,а стресса и т.п.А при разных диагнозах, требуется и разное лечение!
И. 6 декабря 2021, 15:03
Игорь Ковалев, здоровому человеку иногда тоже приходят в голову мысли покончить со всем разом. Вопрос в том, станут они навязчивыми или нет. Только "мысли" не депрессия. Про США разве что ленивый не знает, что психологи, таблетки, диетологи и пр. там давно оторвались от здравоохранения и стали бизнесом. Какой пост человеку, у которого уже и инстинкт самосохранения отключился? Не каждому священнику хватит опыта выводить такого из глубочайшего кризиса. И с чего Вы взяли, что после или одновременно с лечением (еще раз - это не одни таблетки) дорога к Богу или дверь в Церковь закрыта? Вы противопоставляете психотерапию и Церковь, а Вам пытаются сказать, что сообща надо помогать.
Игорь Ковалев 6 декабря 2021, 00:06
И. //В легкой форме тоже приходят суицидальные мысли.А если человека, далёкого от Церкви,"вылечат" таблетками,то он в Церковь и не пойдёт.Зачем?Очевидно же,что Бог попускает бесам нападать на людей,чтобы они обратились за защитой к Нему,а не подсаживались на таблетки.Кстати,в США 30 млн.сидят на антидепрессантах и к психотерапевтам ходит наверное большинство,а количество суицидов только увеличивается.И с чего вы взяли,что если человек в депрессии обратится к священнику,то покончит с собой,а если к психиатру,то нет?.Раньше депрессию "лечили" опиатами,потом амфетаминами,теперь антидепрессантами.А,как вы догадываетесь от нападения бесов никакая химия не защитит,а "только пост и молитва"
И. 5 декабря 2021, 01:27
Игорь Ковалев, Человек на грани суицида - не легкая форма и даже не средняя. Чаще всего там оказываются люди, которые как раз далеки от Церкви. Таким помогали? Таблетки при условии не самолечения и контроля - костыли, которые поддержат и помогут таким вспомнить, что есть жизнь. Увидеть, что она может быть другой, а не беспросветной. Появляется шанс сказать им о Боге. К тому же лечение не ограничивается одними таблетками. Не путайте бесов с корыстными людьми, которые именно подсаживают на них, а не лечат. Бесам-то зачем сажать на таблетки тех, кто и без них на пороге непоправимого? Дать дополнительное время, чтобы одумались? Обратились к Богу?
Игорь Ковалев 4 декабря 2021, 11:16
И. 3 декабря 2021, 20:37 Почему же теоретик? Я сам это проходил в лёгкой форме. Быстро понял откуда ветер дует и после исповеди и Причастия всё сразу прошло.У родственников тоже было, разговаривал и уговорил на исповедь и Причащение,тоже всё сразу прошло.В тяжёлых случаях и для людей далёких от Церкви ,понятно,что нужен свой подход.Но утверждать, что это не духовная болезнь (за редким исключением) и "лечится таблеточками" ошибочно.Мне кажется, что при приёме антидепрессантов,в большинстве случаев, бесы ослабляют своё воздействие, чтобы человек подсаживался на таблетки,а не обращался к Богу за помощью.
И. 3 декабря 2021, 20:37
Игорь Ковалев, простите, Вы теоретик? Вы хоть раз пытались достучаться до человека в глубокой депрессии на пороге суицида, разговорить его хоть на какую тему, не то что о душе? Не задавались вопросом, почему священники сами направляют таких людей к психотерапевтам или психиатрам?
Игорь Ковалев 2 декабря 2021, 23:12
Алина//Привожу цитату из комментария к той же статье. Явно написано из опыта. Все признаки нападения падших духов(панические атаки, страх, ужас, суицидальные мысли) "Депрессия это не только лень и апатия.Депрессия бывает невыносимой!Не произвольные приступы страха!Да что там страха - ужаса!От которого ты начинаешь задыхаться. И кажется это конец!Ты постоянно. Постоянно слышишь стук своего сердца.В каждом своём сосудике.В кончиках пальцев.И тебе кажется оно вот вот остановится!Это ужасно!Ты боишься подходить к окнам или к краю дороги. Тебе кажется,что ты можешь выпрыгнуть из окна или кинуться на дорогу.Причём ты не собираешься умом это делать.Но кажется что сделаешьЭто страшно"
Игорь Ковалев 2 декабря 2021, 19:57
Алина//Вы привели слова врача -психиатра. Естественно, что он настоятельно рекомендует обращаться к врачу-психиатру. О мыслях во время депрессии, его слова из этой же статьи:"...настойчиво преследует мысль о бессмысленности жизни, возникает желание покончить самоубийством."Ещё раз обращаю ваше внимание, что навязчивые мысли о суициде не являются следствием нарушения каких либо химических процессов в организме.Это же очевидно!А есть следствие влияния нечистых духов на душу человека, от которой по каким либо причинам отошла Благодать Святого Духа.Это раздел аскетики, а не психиатрии.
Алина 2 декабря 2021, 11:04
Игорь Ковалев 1 декабря 2021, 16:26. «Симптомы болезненных пограничных состояний человеческой психики очень похожи на проявление чисто духовного недуга… В этом состоянии верующий остро нуждается в поддержке духовника. Но одной только этой поддержки в некоторых случаях недостаточно. При умеренной или тяжелой форме депрессии священник обязан, я подчеркиваю — обязан! — направить этого человека к соответствующим специалистам, потому что на фоне депрессии велика вероятность суицида». В.Г. Каледа, врач-психиатр, профессор кафедры практического богословия. В.Г. Каледа, врач-психиатр, профессор кафедры практического богословия. Статья «Депрессия — это тоже испытание для верующего...»
Игорь Ковалев 1 декабря 2021, 16:26
Алина 1 декабря 2021//Во первых изменение биохимияеских процессов не доказано. Притом, что падшие духи тоже могут изменить биохимию человека(См. Ветхий Завет,болезнь Иова). Во вторых при депрессии приходят мысли об отсутствии смысла жизни, суицидальные мысли. А мысли явно не от изменения биохимии , а от бесовского внушения. Даже по этому признаку можно утверждать, что это - духовная болезнь и лечится "постом и молитвой" и т.д.
Алина 1 декабря 2021, 09:12
Игорь Ковалев 30 ноября 2021, 20:37. Тем не менее депрессия - это болезнь, определённая со всеми своими разновидностями в Международной классификации болезней. Падшие духи падшими духами, конечно, они влияют на нас при каждом удобном случае через всё что только можно, это понятно. Но при депрессии меняются биохимические процессы в головном мозге, и бывает, что нет сил не то что на молитву или исповедь, а просто с кровати встать. При раке ведь люди не теряют времени, сразу к врачу обращаются, не оставляя при этом молитвы, конечно. А депрессивного ещё можно долго уговаривать на врача, потому что у него утерян стержень жизни - её смысл. Ему всё кажется бессмысленным, и хочется просто не быть.
Игорь Ковалев30 ноября 2021, 20:37
Алина29 ноября 2021, 15:20 Депрессия – психическое расстройство!//-Как раз депрессия-это чаще духовное расстройство,влияние падших духов на нас.И лечится постом, молитвой, исповедью, Причащением и покаянием. Как сказал Господь:"Сей род изгоняется только постом и молитвой."А уже если не поможет, тогда таблеточки.
И.30 ноября 2021, 15:37
Знать историю не означает знать, что люди чувствовали в тот или иной период, как переживали, были у кого депрессии и уныние или нет. Сейчас легко об этом рассуждать, потому что взгляд со стороны и известно, чем то или иное бедствие закончилось. А что они думали, находясь внутри событий, только догадки. И каждый чих со скоростью интернета не распространялся. Масштаб манипуляции сознанием людей явно был поменьше.
Natalja30 ноября 2021, 14:19
Спасибо, очень полезная статья!
Читательница (Подмосковье)30 ноября 2021, 13:30
«29 ноября 2021 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем сайте данные опроса россиян, посвященного счастью, сообщает сайт ВЦИОМ. Большинство россиян (84%) считают себя счастливыми, не считают — 14%. Индекс счастья составил 71 п., что на 17 п. превышает показатель марта 2021 г. (54 п.), и на 5 п. превышает показатель предыдущего года (66 п. в ноябре 2020 г.)». Так что можно не уговаривать: «буревестник» отдыхает.)
Галина И.30 ноября 2021, 11:56
Простите. Отправила комментарий и подумала, что мрачновато. Все пройдет. Ап. Павел: «Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». А насчет надоевших упреков о вакцинации и оценке соврем. жизни священниками уже столько много сказано. Армейский приказ для всех невозможен, все мы разные. «Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Рим.14,5). А все остальное- по Писанию, см. Лк. 21,26. О.Андрей Ткачев и др. уже устали каждодневно убеждать всех читать Слово Божие. Вопросы исчезнут.
Галина И.30 ноября 2021, 10:31
Спасибо! Унывал в гонениях и пророк Илия, но Бог его не оставил (Рим.11,2-4). Наше же уныние- от слабой веры, оно сопряжено со страхом и боязливостью. Жизнь-как чередование белой полосы с черной, и «рецепт» от уныния в светлой полосе не годится для черной. Прп. Иоанн Лествичник: "Боязливость есть младенчественный нрав в старой тщеславной душе. Боязливость есть уклонение от веры в ожидании нечаянных бед». О Серафим [Роуз]:«Без огня подлинной ревности и благочестия...наша православная духовность – подделка и пародия, причастная духу грядущего Антихриста, так же точно, как и догматическая апостасия, окружающая нас со всех сторон». // Будем нянчиться со своим унынием и страхом- будет шизофрения.
Елена30 ноября 2021, 08:38
Согласна с Елена29 ноября 2021, 10:37 Самые актуальные вопросы обошли молчанием.
Антон29 ноября 2021, 20:27
А вот мне куда больше по сердцу мысль "Все разговоры об особой тяжести настоящего времени идут исключительно от плохого знания истории". Потому что такие разговоры - это просто такая изящная форма саможаления и, может быть, именно в этом корень общей депрессии. В связи с этим, очень благодарен отцу Георгию за его сравнения! Вот правда, кто бы сейчас всерьез хотел оказаться 80 лет назад, когда не было ни пандемии, ни QR-кодов...? Плюс еще тот факт, что на Земле есть бедные страны и их не так уж мало, в которых текущее тяжелое время мало чем отличается от предыдущего, тоже тяжелого. Как можно все мерить по себе?
Александра Г.29 ноября 2021, 20:17
Благодарю за статью! "Русский человек...чувствует себя в своей родной стране, словно на оккупированной территории" - очень точно сказано. У меня недоумение, нас буквально уничтожают и морально (угрозы, штрафы, ограничения прав, присвоение номеров) и физически (отстраняют от работы, отказывают в мед.помощи и т.д.), а наша Церковь молчит? Неужели поддерживает эти драконовские меры? И в чем виноваты "обвиняемые", в том, что здоровы? Например, мои коллеги, вакцинированные весной и летом сейчас заболели этим вирусом и заразили как минимум близких. А мой отец уже 4й месяц болеет после ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ вакцинации. Одним словом - фашизм!
Тамара29 ноября 2021, 17:13
Спаси Господи, дорогие батюшки , за ваши советы..Работать надо и не будет никакой депрессии!!! Почему- то в деревне об этом не говорят!!! Природа вокруг какая, огород, кто- то держит животных, ходит ещё и на работу!!! Живи по своим средствам и радуйся жизни и благодари за всё Бога!!! Ходи в храм обязательно!!Помоги ближнему!!! Вот и весь рецепт!!! Божией помощи всем!!!
Павел29 ноября 2021, 16:52
Не совсем понятна мысль о. Георгия Балакина о выборе между принятием прививки и отказе, и использованием ср-в защиты и неиспользованием. Что именно из перечисленного о. Георгий считает благом, а что нет? Кто-нибудь может пояснить?
Читательница (Подмосковье)29 ноября 2021, 16:03
Жители Татарстана, Свердловской области и др. регионов прочитали и остались довольны.
Алина29 ноября 2021, 15:20
При депрессии хорошо бы исключить психиатрию. Депрессия – психическое расстройство! Основные признаки: угнетённое, подавленное, тревожное, боязливое или безразличное настроение и снижение способности получать удовольствие. Обычно плюс некоторые из следующих симптомов: сниженная самооценка, неадекватное чувство вины, пессимизм, нарушение концентрации внимания, усталость или отсутствие энергии, расстройства сна и аппетита, суицидальные мысли. Согласно диагностическим критериям МКБ-10, диагноз депрессивного расстройства определяется, если длительность симптомов не менее 2 недель. Лечится таблеточками и психотерапией, а если запустить – человек может и в окно выйти.
Елена29 ноября 2021, 10:37
Настало время духовным пастырям прямо ответить на вопрос "Как Вы относитесь к принудительной вакцинации и к тому, что людям навязывают принудительную вакцинацию, отстраняя от работы, и куар-коды, лишая возможности пользоваться транспортом?" А то пока Шукшина и её коллеги протестуют против грубого подавления воли человека и нарушения прав. А священники молчат или поддерживают власть, призывая на проповедях к вакцинации
Дионисий29 ноября 2021, 09:39
Очень рекомендую посмотреть документальный фильм к 75-летию Патриарха Кирилла "Ничего не бойся, кроме Бога". В фильме Святейший рассказывает о своем дедушке, который прошел через 47 тюрем, пробыв в заключении около 30 лет. И после всего этого ужаса дедушка говорит будущему Патриарху: "Ничего не бойся в этой жизни, кроме Бога". Это весьма впечатляет. А насчет депрессии... Как говорил один батюшка: "Депрессия? Заведите корову, а лучше - две".
Роман29 ноября 2021, 09:23
Иеромонах Паисий очень в точку сказал, мы не можем ничего купить ни книгу ни материалы столько идей было , деньги невозможно накопить ни на что. Ладно в Вологде, у нас на юге богатейшая земля а народ нищий
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×