Следственный эксперимент

Рассказ-быль

– Вызовите мне, пожалуйста, из алтаря настоятеля, – вежливо попросил алтарника интеллигентного вида мужчина с посеребрёнными проседью висками.

Воскресная многолюдная литургия «отошла», почти все богомольцы отправились по домам. В храме, преизобильно наполненном январским солнечным светом, было тихо и покойно. Кадильный дым не успел рассеяться, и его пронизывали солнечные лучи, паря под куполом и озаряя церковное пространство золотым сияньем.

После богослужения отец Дионисий любил посидеть в храме и послушать тишину. Ему казалось, что это особенное время

Закончив богослужение и наведя порядок в алтаре, отец Дионисий любил посидеть и послушать тишину. Ему казалось, что это особенное время – когда причастился и просто сидишь в одиночестве, уже даже не молясь. Надо постараться не растерять тут же те скромные крохи благодати, которые смог уловить, пытаясь разговаривать с Богом во время совершения Таинства.

«Господи, как хорошо и радостно на душе! – думал священник. – А некоторые ещё говорят: давайте, мол, службу сократим, а то люди утомляются. Какое сократим!? Тут придёшь иной раз на всенощную, и только через полчаса каша в голове начинает проясняться… А уж помолиться-то робко и вовсе к шестопсалмию сообразишь… А Евангелие сегодня какое было? Про слепца, который сидел у дороги и вопил, чтобы Спаситель исцелил его. Какой мудрый образ. Наверное, каждый из нас является таковым слепцом, не видя или не желая видеть главное в своей жизни. Но далеко не каждый вопит о желании прозреть, зная, что Господь рядом проходит…»

– Батюшка, там у северных врат настоятеля спрашивают, какой-то важный разговор, – прервал размышления священника пономарь.

– Ну что ж, разговор так разговор. Сейчас выйду, – ответил отец Дионисий и не спеша, перекрестясь в сторону престола, вышел из алтаря.

Его совопросник, солидный джентльмен с лермонтовскими усиками в поношенном, но аккуратном пальто с мокрым от только стаявшего снега меховым воротником, стоял несколько поодаль и с тревожным любопытством смотрел наверх, на сиявшее золотом паникадило, свисающее на цепях из-под купола над центром храма.

– Здравствуйте, святой отец! Вы настоятель этой церкви? Меня зовут Пётр Аркадьевич. Вы меня извините за то, что вынужден буду занять ваше драгоценное время… Но, думаю, как человеку неравнодушному и, как я понимаю, неглупому, вам будет интересно узнать о том, что происходит во вверенном вам храме.

Когда Пётр Аркадьевич произнёс «неглупому», он несколько замедлил темп речи и, оценивающе-пристально вглядываясь в отца Дионисия, покровительственно кивнул, выдавая в себе лицо начальственное. Ну, или, по крайне мере, видящее себя таковым.

«Святой отец» Дионисий понуро кивнул в ответ. Озабоченно глядя на собеседника, он принялся соображать, что же произошло. Неужели опять цыгане у кого-то бумажник с последними деньгами вытащили? Сколько ведь просил прихожан: не подавайте цыганам, этим вы обрекаете их детей и внуков на тунеядство, а пространство на выходе из храма делаете потенциально опасным, как на толкучке. Так нет, всё равно подают…

– Видите ли, в вашей церкви, прихожанином которой являюсь ещё с середины девяностых, я столкнулся с вопиющим случаем, о котором просто не могу молчать. Дело в том, что я, когда прихожу сюда, покупаю всегда самую большую свечу. Но часто она не успевает догореть, как кто-то снимает её и кладёт в ящик с огарками!..

– Ну что вы, Пётр Аркадьевич, можете даже не переживать из-за такого пустяка, – выдохнул батюшка, ожидавший чего-то уж совсем неприятного…

– Дело в том, что свечи украшают храм во время богослужения, – продолжил он. – А когда богослужение заканчивается, их убирают для того, чтобы почистить подсвечник и зажечь уже на следующей службе. Поэтому ваша свеча никуда не девается, её не выкидывают и не похищают. Просто оставляют для того, чтобы зажечь в следующий раз.

– Ну так в следующий раз её и не зажигают! Знаете, батюшка, я ведь к нашему разговору тщательно подготовился, провёл следственный эксперимент и вычислил этого злоумышленника! – доселе выдержанно-строгое лицо стареющего джентльмена просияло детской радостью и словно ожиданием чего-то сказочно-чудесного.

«На психбольного не похож, к тому же, весна ещё нескоро… Наверное, провокация какая-то. Ждёт, когда я начну возмущаться этой нелепицей, а его помощник на камеру для соцсетей снимет мой обличительный монолог», – подумал священник, краснея от негодования и украдкой озираясь по сторонам. Но снимающего на камеру злоумышленника рядом не оказалось.

– Ещё пару месяцев назад, на Покров, я купил большую свечу и, сделав на ней ногтем отметину, поставил её на один из подсвечников. Пришёл на следующий день и отыскал её в ящике на полу. Она сгорела только наполовину, представляете! Ну а теперь – самое главное! Вчера я заходил на всенощную и, внимательно наблюдая за подсвечником, увидел, кто это делает!

– Это наша работница? – участливо-озабоченно спросил отец Дионисий.

– Нет, просто прихожанка. Я её хорошо запомнил. У вас на выходе из храма видеокамера стоит, если мы с вами сейчас пойдём и посмотрим записи, то я смогу её распознать.

– Видите ли, – облегчённо вздохнул настоятель, – если бы это была работница, то я бы с ней поговорил. А с прихожанки-то какой спрос? Вы, раз запомнили её, в следующий раз и попросите вежливо, чтобы не трогала вашу свечку…

Я в последнее время всё чаще думаю: что же происходит с нашей Церковью сегодня, откуда все беды? И вот теперь, кажется, понял…

Пётр Аркадьевич оторопел. Лермонтовские усики нервно дёрнулись.

– Как?! А вы тогда для чего здесь поставлены? Почему это я должен с ней беседовать? Я и так всё организовал, следствие провёл… Знаете, это возмутительно. При прежнем настоятеле такого беспорядка не было. Я в последнее время всё чаще думаю: что же происходит с нашей Церковью сегодня, откуда все беды? Почему она отворачивается от людей? И вот теперь я, кажется, понял…

– Сервис слабоват? – не скрывая иронии, спросил, улыбнувшись, батюшка.

Но ответа уже не услышал. Решительным шагом мужчина направился к выходу. Следственный эксперимент оказался напрасен. Время потеряно, а преступница спокойно разгуливает на свободе.

Придётся жаловаться в надзорный орган…

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Георгий20 марта 2023, 12:38
Да, как много в комментариях людей, которые знают, что священники должны делать, как им надо себя правильно вести...
Солнышкина29 апреля 2022, 01:12
Катерина, святые отцы учат, что надо верить не только в Бога, но и в человека! Помните историю с юношей, который стал учеником Иоанна Богослова, а потом прибился к разбойникам? И как святой Иоанн его опять обратил, когда он, глубокий старик бежал за ним, веря что тот обязательно исправится? Да, человек может и не обратиться, но «верить в победу значит на половину победить» как говорили древние греки. Мы не знаем кто уверует, а кто нет, но мы должны сделать все от нас зависящее, а остальное возложить на Господа. И слово сказанное человеку с любовью никогда не пропадет, хоть на смертном одре но он его вспомнит, а если мы его не сказали,но могли Бог с нас это потом обязательно спросит
Светлана 1 марта 2022, 13:48
А комментарии-то интереснее рассказа, поучительные
Катерина22 февраля 2022, 09:37
Солнышкина,у Вас о человеке представления как о машине - нажал иерей на правильную кнопку (т.е. голосом полным бросающейся в глаза любви), и грешник со свечой тут же понимает свою ошибку и раскаивается. Хотя внизу нам другой иерей уже написал о необходимой в спасении души воли самого грешника спастись. У человека укоренившаяся страсть - Свеча, и эту страсть не вылечить простым разговором. Допустите хотя бы на секунду, что у нас волосы и правда все сосчитаны, потому иерей из рассказа был часть плана о свеченосце,Божий Промысел. Что касается апостола Павла - даже у него были неудачи, те же Афины (ныне православные),что также указывает на решающую роль в спасении состояние души самого человека
Солнышкина18 февраля 2022, 21:44
Кор.Ст. 19-22 «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»
Солнышкина18 февраля 2022, 21:42
Катерина, очень рада за этих людей, возможно им Господь показал какое-то ососбое чудо. Я не оправдываю таких как ПА, но я так же и не считаю, что они безнадежны. Возможно встреться на их пути «пастырь добрый» что-то и перевернулось бы в их душе. И потом, у каждого свое время... Я говорю о том, что надо постараться их понять, как бы взглянуть на жизнь их глазами, чтобы смочь донести до них проповедь Христову, как сказано у апостола Павла.
Катерина18 февраля 2022, 11:10
Солнышкина, не надо искать оправданий гордости в каких-то профессиональных областях, в советском прошлом./Св.Иоанн Златоустый: "А чтобы тебе увериться, что жители этих городов были злы не по природе, Он упоминает о таком городе, из которого произошли пять апостолов; именно из Вифсаиды произошли Филипп и четыре первоверховных апостола. Толкование на От Матфея 11:20./ В нашем зарубежном приходе МП стоят на длиных православных воскресных Литургиях в том числе и перешедшие в Православие инославные. По-русски не бум-бум, по-немецки у нас только ектинии повторяются, что удлиняет Литургическую воскресную службу, т.е. им трудно,но стоят,по храму со свечурками не гоняют - внимают сердцем, может быть?
Катерина18 февраля 2022, 10:45
Ниневяне и содомиты были отвратительные грешники, но ниневянам был послан великолепный праведник с проповедью и обличениями, а содомянам - просто горячая смола и камни с неба. В чем разница между двумя группами страшных грешников? Да в том-то и дело, что одна из них была готова к раскаянию, и простой человек-праведник привел их души в движение. А вторая настолько уже закостенела, что даже сверкающие чистотой Ангелы не смогли пробудить в них ничего, кроме греховных идей. Будут души верующих искать причины нарастающей греховности в себе - будет послан им может даже и Иов праведный. А если как сейчас в комментариях - ... ну тогда не надо обижаться на стирающие их в порошок смолу и камни с неба.
Солнышкина17 февраля 2022, 00:21
Потом, как известно в Церкви нет пустяков, как тут в статье написано «не переживать из-за такого пустяка, – выдохнул батюшка». В Церкви все имеет свое сакральное значение. И «верный в малом во многом верен». А в советские годы, например, была даже расстрельная статья за порчу государственного имущества, и людей реально по ней расстреливали, лично знаю такой пример из жизни. Так что с Церковью действительно что-то происходит в последнее время, вот две последние хорошие статьи об этом. https://pravoslavie.ru/144307.html https://pravoslavie.ru/144266.html
И.16 февраля 2022, 19:35
Алла16 февраля 2022, 14:37, простите я просто не поспеваю за Вашими прыжками от рассказа к жизни и обратно)) На мой коммент о персонажах, Вы вступили со мной в диалог, и фактически предложили выйти за рамки рассказа. Потом пытались подвести к "жизненной" ситуации своим вымышленным примером. Пришлось немного напомнить, что мы литературное произведение обсуждаем со всеми допустимыми преувеличениями для него. Разве нет? Вызвал у Вас один персонаж отрицательные эмоции, так это Ваше дело, может автор и добивался чего-то подобного по отношению к своему персонажу. Его цель тогда достигнута. Всего Вам доброго.
Елена О.16 февраля 2022, 19:05
Братья и сестры! Рассказ же автором на тему был написан.Не зря же там подсказка на целый абзац/«... – А некоторые ещё говорят: давайте, мол, службу сократим, а то люди утомляются.Какое сократим!?Тут придёшь иной раз на всенощную, и только через полчаса каша в голове начинает проясняться… А уж помолиться-то робко и вовсе к шестопсалмию сообразишь… А Евангелие сегодня какое было? Про слепца, который сидел у дороги и вопил, чтобы Спаситель исцелил его. Какой мудрый образ. Наверное, каждый из нас является таковым слепцом, не видя или не желая видеть главное в своей жизни. Но далеко не каждый вопит о желании прозреть, зная, что Господь рядом проходит…»/Про "молчащих,немолящих слепцов" рассказ.
Солнышкина16 февраля 2022, 18:14
И по своему жаль этого молодого Батюшку,чье детство, наверняка, пришлось на разгар строительства общества потребителей, и которому трудно понять менталитет тех, чье детство пришлось на 50-60-е.гг. Действительно сформированное общество потребления диктует свои законы. Для него человек либо «правильно» верующий, либо не верующий, а значит с идеологией потребителя(другого не дано), ну либо псих.
Солнышкина16 февраля 2022, 18:02
У меня есть одна знакомая, лет под 60, она пришла в Церковь, пела в хоре, молились, участвовала в таинствах. А потом лет через 10, отошла не только от Церкви но и от Православия. Говорит, что я думала, что хоть в Церкви есть порядок, а там тоже как и везде в стране БАРДАК и кругом нет порядка из-за того, что у верующих на деле нет благоговениея, к храму, к святыне.И к сожалению, оказалось невозможным ей объяснить, что есть Церковь, как земная организация со своими недостатками и есть СВЯТАЯ Соборная и Апостольская Церковь, как мистическое тело Христово.
Солнышкина16 февраля 2022, 17:45
Думаю, здесь все же не осуждение, а скорее сожаление, причем об обоих героях рассказа. Как тут уже писали они представители разных эпох. И общаются на разных языках. П.А. выходец из социалистического строя, где был(почти)во всем порядок и строгость. По крайней мере так все простым людям преподносили. Поэтому таким людям этого в нашей теперешней жизни этого очень не хватает. И они патаются это найти в Церкви. Он и обращается к начальствующему лицу именно за этим, за наведением порядка, как он его видит. И теми методами, которые ему близки и понятны (возможно в прошлом он служил в милиции))
И.16 февраля 2022, 16:55
Катерина15 февраля 2022, 23:19 По-моему, Вы слишком много додумывает за других, вследствие чего приписываете людям не совойственные им действия, поступки, мысли. А завидовать вообще противопоказано, каким бы благовидным предлог не казался.
Алла16 февраля 2022, 14:37
И., вы уж определитесь, мы этого субъекта не видели или и не можем видеть ибо он всего лишь персонаж. А то ваш подход это и есть та самая демагогия. Мы обсуждаем представленный рассказ, вот и не надо ничего додумывать. Герой его не вызывает ни сочувствия, ни приязни, ни даже интереса, как иные чудики.
Ира16 февраля 2022, 10:00
С одной стороны понятно, что заходить в храм только для того, чтобы поставить свечу, особого смысла не имеет. С другой стороны, можем ли этих людей осуждать , считать их менее значимыми членами окружающего нас социума и при этом мнить себя христианами? В воспоминаниях об отце Иоанне Крестьянкина и отце Павле Груздева написано, что они с равной любовью относились и к верующим и к невоцерковленным людям. Думаю, что можно и нужно нам у них поучиться
Катерина15 февраля 2022, 23:19
И.15 февраля 2022, 21:13 -- совершенно верно, духовную болезнь иерей может лечить разными способами, и лекарство именно иерей выбирает, как власть имеющий. Причем лекарство может быть как сладким, так и горьким. Вы же, будучи простой не облаченной властью мирянкой или мирянином (извините, гендер за буквами, заменяющими имя, не всегда угадывается), без опыта пастырства, почему-то решили, лекарства духовно больным можете назначать именно Вы. И оно должно быть только сладким и никаким иным. Если и в реальной жизни со священством также по любому поводу в споры вступаете, то я Вам не завидую. Я б вот не рискую.
И.15 февраля 2022, 21:13
Катерина15 февраля 2022, 12:47 Комментаторы здесь не о себе писали и не себя защищали или оправдывали. Кого и как из них "разносят" на исповеди, Вам неизвестно. И если кто-то из батюшке делает так, это не означает, что другим можно бездумно ему подражать. Сомневаюсь, что упомянутый Вами батюшка "разносит" всех без разбора и не учитывает, сможет ли человек понести его "разнос" или сломается. А Господь единственно кого разнёс, так это книжников и фарисеев, с грешниками как-то поделикатнее обращался.
И.15 февраля 2022, 20:59
Алла15 февраля 2022, 16:32 Ваше утверждение "на демагогию не ведусь" весьма спорно. "Субъект" представлен рассказчиком, не являющимся участником событий. Ни Вы, ни я "субъект" не видели, при разговоре не присутствовали. И вообще речь о литературном произведении - рассказ-быль, так его автор обозначил. Автор как хочет, так и представляет персонаж, какие хочет, такие литературные средства и приемы использует, его право. А мое право не соглашаться на его линейную и однобокую позицию.
Алла15 февраля 2022, 16:32
И., я на демагогию не ведусь. Есть объективно ненормальное поведение, и субъект из рассказа его демонстрирует во всей красе.
Алла15 февраля 2022, 14:56
Солнышкина, ну если это называется осуждением, то вы и другие осуждаете священника, что намного неприемлимей.
Катерина15 февраля 2022, 12:47
Солнышкина, возможно, и с примером из рассказа произойдет катарсис, когда, разгневавшись на одного, он пойдет искать "правды" у другого,третьего иерея, а там глядишь,перебрав всю цепочку,еще и раскается в том, что не послушал самого первого. Я могла бы привести в пример другого очень любимого у нас пастыря, он иногда так ругает во время Таинства Исповеди, что от него иные заплаканные выходят. Глаза в слезах - но сквозь слезы уже сияет лицо раскаявшегося грешника. Реально сияние идет от лиц. Владыка Тихон (б. Подольский) однажды разнес нас за плохие поклоны. Был прав! А для некоторых здесь уже трагедия была бы "о ужас он сдвинул брови!" Шкурку своего самолюбия бережем очень, а надо наоборот..
И.14 февраля 2022, 21:49
Алла14 февраля 2022, 18:02 Меня просили не раз следить за подсвечниками, послушание такое, знаете ли, хотя не работаю в храме. И восторга от него не испытываю, а есть те, кто прямо рвется это делать, почему им не поручают, не знаю. После первой же претензии от прихожанина за снятую по указанию работницы храма свечу как-то пытаешься вникнуть в состояние человека, найти золотую середину, а не безрассудно выполнять указания. Конфликтов не было, Слава Богу! А неадекватом можно любого назвать, чье поведение не понимаешь, что в храме, что на работе, что просто на улице. И меня, и Вас тоже кто-то может так оценить по своим критериям и с кем-то обсудить, не стоит обольщаться по этому поводу.
Солнышкина14 февраля 2022, 21:08
НН, тем более если человек не здоров или не совсем здоров, он заслуживает снисхождения и доброго слова, а не «подкола» и иронии...Не даром же священника называют Батюшка, т.е. ждут от него отеческого отношения к себе и прежде всего отеческой любви.
Солнышкина14 февраля 2022, 18:53
Алла, согласна, что священников осуждать нельзя. А мирян можно? Судить всех Бог будет. Но как тут уже писали, кому много дано, с того больше и спросится. А поколение Петра А-ча,будет судиться не так строго как наше, они росли при воинствующем атеизме им труднее меняться. А в наше время столько информации о Церкви, о духовной жизни, а многие все равно выбирают Pepsi
Солнышкина14 февраля 2022, 18:31
Катерина, хороший пример Вы привели. Здесь как раз то, что я упустила, здесь скорей всего, количество перешло в качество, т.е. все эти батюшки за него стали молиться и Господь по их молитве коснулся его сердца, что этот ответ наконец до него дошел. Конечно, прежде чем обращаться к такому человеку, надо за него еще усердно помолиться. Да, свободной воли человека никто не отменял, но тогда по крайней мере священник сделал все что мог перед Богом.
НН14 февраля 2022, 18:08
Елена:/Очень много неодыкватного,после 70 лет безбожия.И батюшки не психиатры.Я насмотрелась как они загружены./- Не Вы одна насмотрелись и наработались в храмах и монастырях.И во времена безбожия в храмы ходили.Да-да,и таких пока немало.Вот когда их не останется-тогда можете сваливать все грехи и болезни на безбожную всласть,и уверять,что время и общественно-политический строй виноваты,что-кто-то там в Бога не верил.Священнослужители,которым сейчас за 50,в то же время жили,но они в Бога верили,в храмы ходили и в семинариях/академиях учились.Здесь разбирается конкретный случай.Неправы бывают все,надо выводы делать. О.Димитрий мудро поступил, написав этот рассказ: обратная связь очень нужна!
Алла14 февраля 2022, 18:02
И., то есть ведение следствия по "делу о недогоревшей свече" для взрослого мужчины - это адекватность? Это даже для подростка неадекватно. Представьте, что вам бы о подобной своей "проблеме" сообщил коллега по работе, вы бы как к этому отнеслись? Я бы его десятой дорогой впредь обходила.
Елена14 февраля 2022, 16:38
Если бы начинали с себя,не требовали отношения от священников к "себе любимым" трепетного и нежного. Приходили к Богу,в покаянии старались исполнять заповеди,хотя бы " не суди".Меньше и таких ситуаций было.Никто из "судей" не вспомнил о "преступнице"(ведь тот прихожанин требовал именно этого,чтобы нашли виновного,поучаствовали" в его сл. эксперименте.)Лично я встречалась по настоящему с отеческим отношением и духовными советами и молитвой! И много видела поддержки по отношению к другим,включая материальную.Не актуально замечание,что овцы разбегуться.Скорее по самолюбию,можно попасться на "волков",которые всегда сначала улыбаются,удобно.не говорят о покаянии,очищении сердца.
Елена14 февраля 2022, 16:13
помогала при церкви на воротах. Например один"непризнанный,талантливый "писатель".Пол часа пока подметала на улице,он доказывал,что Серафим Саровский в беседе о духе святом не правильно сказал слово. Слушать не хотел о доводах,что святой имел в виду.Слава Богу,есть толкования.Или в женский монастырь, пришел недавно освободившийся из мест заключения. Встречать довелось его мне. Сразу было понятно, что не к Богу пришел,требуя батюшку. Скрепя сердце ,привела к батюшке. Потом выяснилось,что он просил у батюшки,чтобы ему дали именно девушку,для его плотских утех. Очень много неодыкватного,после 70 лет безбожия.И батюшки не психиатры.Я насмотрелась как они загружены.
Елена14 февраля 2022, 15:51
Извините.Если верующий человек приходит в церковь,наверное подразумевается для своего исправления,исполнения заповедей Божиих,в том числе о неосуждении.Тут столько судей священников.И ни в одном комментарии судей не вспомнили,не увидели, что в рассказе то "следователь" и слушать не хотел,ему нужно было,чтобы все шло по его сценарию,"следственному",чтобы батюшка пошел и нашел в видеозаписях "преступницу". Когда батюшка совершенно резонно предложил поговорить об этом самостоятельно с это женщиной,просто попросить,в гневе ушел. И не собирался слушать.Я насмотрелась таких ситуаций когда помогала "на воротах". Бедные батюшки,они не психиаторы. После 70 лет безбожия,много встречалось.
Катерина14 февраля 2022, 15:27
Солнышкина,не все так просто и однолинейно в нашей духовной жизни, как Вам кажется. История о прихожанине, перебравшим в храме весь многочисленный клир своим духовным неразрешенным вопросом. И отвечали ему молодые и совсем старенькие, "белые" и чернецы с кротостью и любовью, строго и внушительно, по-разному, но духовно - одно и то же. А мирянин все никак не мог с этим ответом согласиться. Оставался последний священник... и вот идут клирики и беседуют об этом, советуются, что делать - вдруг прихожанин этот навстречу последнему клирику тот же вопрос. Получает ес-но слово в слово тот же ответ. Но он просиял весь! Да, он так давно искал!! Благодарит и уходит счастливый. Клирики руками развели.
Алла14 февраля 2022, 13:57
Солнышкина, нет, сестра, печально не что так пишет священник, а что вы так смотрите на священников. Где уважение к сану, чтобы допускать возможным такие нелепые беседы, как вёл этот захожинин? А батюшке-то Димитрию Фетисову виднее, кто и с какими вопросами обращается в храм, это может ещё и не худший вариант. Должно быть благоговение к священному месту и к священному сану! Нельзя допускать профанации.
Алла14 февраля 2022, 13:51
Ольга, не драматизируйте, Россия не Зимбабве, чтобы нужно было недоедать для того, чтобы поставить самую дорогую свечу. Сколько она там стоит, рублей 250? Смешно же.
Алла14 февраля 2022, 13:50
Наталья, ну очевидно же, что если свеча недогорела, то это сэкономит материал на новую, вот вам и забота о Земле. Преимущество же электрических свечей в том, что они не коптят своды храма.
Елена О.14 февраля 2022, 13:43
Не надо никуда разбегаться. Если разбежимся, всех овец волки съедят. Новое поколение всегда отличалось от предыдущего. Снисходительная мудрость приходит с годами. Будем снисходительны к новому поколению.Это же наши дети и внуки. А новое поколение пусть не забывает об уважительном отношении к "бабкам и дедкам".(даже к больным и немощным, ведь ещё неизвестно какими вы с годами станете, деменция, говорят, тоже прогрессирует).
Катерина14 февраля 2022, 12:08
Света, мою маму несколько лет назад священник Знаменского храма в Дубровицах причастил в сложных для пастыря условиях, а потом маму накормили на приходской кухне и домой на машине отвезли. Уж она хвалила их,хвалила...а ведь она заранее против "церковников" настроена. Да. Свечи-это вообще испытание. У меня была ситуация, когда меня в буквальном смысле слова преследовала женщина со свечами в нашем храме. Причем нас всего было 4. Прихожанка металась за мной по всему огромному верхнему храму, иногда пытаясь меня оттеснить от икон. Я влево - и она влево. Я вправо - и она вправо.Причем женщина совершенно внешне безобидная! В конце концов пришлось застыть на месте, чтоб она в себя пришла наконец.
Елена О.14 февраля 2022, 11:30
Если у учащегося не хватает способностей для учебы в университете, можно было бы ему хотя бы преподавателя в группе ликбеза порекомендовать. Кто-то же занимается оглашением.
НН14 февраля 2022, 11:26
О.Димитрий:/Каким надо быть мстительным,мелочным и злым человеком,чтобы....посвятить такой ерунде? Я думаю,что такой человек вообще вряд ли способен стать христианином/- Батюшка,не исключено,что человек этот не совсем здоров, а"пограничник",коих в храмах немало.И слава Богу,что он приходит в храм,а мог бы попасть в психушку. В данном случае"оба хороши",уж простите. О Дионисий мог бы пообещать,что понаблюдает и непременно разберётся сам,и действительно разобраться,поскольку мб, что эта прихожанка(не исключено,что и она не совсем здорова) смущает не только П.А. Возможно,что П.А. не станет христианином,но только Бог знает,как будет.СОЛНЫШКИНА,зацикленность П.А.,видимо,снимается медикаментозно.
Елена О.14 февраля 2022, 11:03
Странно, когда учитель любит учить только способных детей, или врач любит лечить только относительно здоровых больных. Тут и до выгорания недалеко).
Светлана Н.14 февраля 2022, 09:37
Марине13 февраля 2022,вы правы, говоря, что ушло старое поколение верующих, в церкви приходит новое, с иными ценностями. Но ведь это касается не только прихожан, такая же ситуация у священников. Приходит новое поколение, настроенное служить Богу, но в этом служении (как они его представляют) люди с их проблемами, зачастую смешными для молодых, становятся помехой, отрывают от высоких мыслей, спускают, так сказать, с Неба на землю. Вот и получается, что Богу служат, а людей обслуживают (слово "сервис" не прихожанин сказал). Так что беда эта - смена ценностей - с обеих сторон идет, и если пастыри с ней не справятся, то и овцы разбегутся, к иным пастырям уйдут. Уж простите, батюшки, но наболело.
Ольга 14 февраля 2022, 08:51
Марина (13 февраля 2022, 21:23), по поводу "нового поколения", пришедшего в храмы: ошибочно считать, что поколение клириков не "обновляется". Оно такое же новое, живущее в том же самом обществе, что и все мы. Не сомневаюсь, что батюшка из этого рассказа раза в полтора моложе прихожанина. И потому скорее он жертва нового времени, чем Петр Аркадьевич.
Катерина14 февраля 2022, 00:48
Ольга13 февраля 2022, 12:49 -- так Господь врачует, ну не мы же. А мы... несовершенны сами, но от других ожидаем почему-то совершенства св. Иоанна Кронштадского как минимум, который, между прочим, если верить его жизнеописанию, произвел на меня впечатление человека неровного характера, притом не склонного к сюсюканью. И ничего... и не пикнул ведь никто ах он такой безлюбовный. Потому что люди были гораздо самокритичнее нынешних и к тому же искали в храме не свечей, а спасения души. Лекарство для души ж могло быть и горьким. А сейчас - нет-нет! Только сахар лечит! Самомнения много у мирских при нулевых душевных данных, отсюда тяга к сюсюканью и сахарку.
Солнышкина14 февраля 2022, 00:42
«Я думаю, что такой человек вообще вряд ли способен стать христианином...» Печально что и это написал священнослужитель. А разве что-нибудь в первой половине жития прп. Марии Египетской или прп. Никиты Столпника, Переяславского предвещало что они станут святыми? Святые отцы нас учат, что надо верить не только в Бога, но и в человека! И что если человек жив, значит Бог дает ему еще шанс исправиться. И что интересно скажет священник упустившиший такой шанс, в свое оправдание на Страшном Суде? Как иногда отвечают врачи на упреки пациентов:«Ну мы же не святые, чудотворцы, бессребреники!»
Солнышкина13 февраля 2022, 23:42
«Печально, что всё чаще христианское понимание фразы "оказать любовь ближнему" ассоциируется с лукавым "сделать ближнему комфортно"».Печально, что вот это пишет священник!(можно только для утешения сделать скидку на возраст)Автор сам придумал, что якобы батюшка д.б. идти на пульт. НИКТО из комментаторов этого не писал, писали О ДРУГОМ, что надо было отвлечь его внимание от свечки, и прстараться С ЛЮБОВЬЮ привлечь его к таинствам, к молитве. Вот Иоанна_ 12 февраля 2022, хорошо написала.
Света13 февраля 2022, 23:05
А еще я с теплотой и большой благодарностью вспоминаю одну историю. Где-то в конце 90-х отдыхали на пляже и я попала под жуткий ливень. Вымокла буквально до нитки, меня начал бить сильный озноб. Бежать было некуда и в храме арх. Михаила, что в Архангельском, меня буквально высушили, дали что-то теплое и сухое, помогли высушить мой сарафан. И я в результате не заболела, хотя перед этим было несколько лет рецидивов легочных заболеваний. Не знаю кто была эта женщина и как звали того священника, которые с такой любовью отнеслись ко мне. Может они прочтут, спасибо вам большое! Спасибо! Мой путь в Церковь прошел и благодаря вашему участию, неравнодушию и доброте.
Света13 февраля 2022, 22:53
А вообще, конечно, со свечами всегда какие-то недоразумения выходят. Большое спасибо Катерине за комментарий от 10 февраля. Ведь и вправду, пока мы будем зациклены на себе, все будет нас раздражать...
Марина13 февраля 2022, 21:23
Марфа Васильевна пишет "Больше всего поразили комментарии. Понятно, для чегобатюшки, одаренные литературным талантом, пишутмаленькие зарисовки".Являясь постоянным читателем сайта более 14 лет, заметила что комментарии здесь стали, как на яндекс дзен. Совсем скоро священникам писать станет не зачем и не для кого! За эти годы ушло в иную жизнь, старое поколение православных. Мне 55 лет и с грустью наблюдаю, что общество потребления, о котором много писали, уже сформировано и находится в самой активной фазе своего существования. В храмы пришло новое поколение с иными ценностями! «Обаче Сын человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли?»
священник Димитрий Фетисов13 февраля 2022, 20:06
Да и вообще, что за мода такая спекулятивная - человека воспринимать как пассивный предмет у которого нет воли и элементарного рассудка? Неужто, когда на Страшном суде Господь спросит "что же ты друг не искал встречи со Мной? Дожил до полтинника, имел образование, сносно знал английский, а Евангелием так и не поинтересовался?" кто-то из нас сможет нести ахинею "про свечи с отметинами" и проч.? Ерунда какая... Мало кто из комментаторов постарался представить эту историю со стороны "пострадавшего". Каким надо быть мстительным, мелочным и злым человеком, чтобы много дней и даже месяцев своей жизни посвятить такой ерунде? Я думаю, что такой человек вообще вряд ли способен стать христианином...
Солнышкина13 февраля 2022, 19:58
Катерина,«Всегда-всегда сосуд, переполненный любовью к ближним?» В том то и дело, что мы верующие, после принятия Причастия должны быть переполнены благодатью Божией и Его Любовью и не замыкаться, наслаждаясь ей, а идти в мир и делиться с ближними...как сказано в Евангелии:«вы свет миру«. Бог разговаривает с человеком через обстоятельства его жизни, как учат старцы. Так вот, возможно Господь хотел чтобы батюшка, чувствующий благодать, излил ее на этого странного человека, которого Он ему послал, чтоб он увидел на лице священника отражение Фаворского Света, а не елейную улыбку, как тут писали. Но, увы служитель алтаря не сдал этот экзамен.
священник Димитрий Фетисов13 февраля 2022, 19:42
Печально, что всё чаще христианское понимание фразы "оказать любовь ближнему" ассоциируется с лукавым "сделать ближнему комфортно". Конечно же о. Дионисию следовало пойти с П. А. к пульту охраны и, попивая вдвоём "Латте" с корицей, вычислить "негодяйку". А потом устроить ей публичную обструкцию, видеоотчёт о которой прислать "следователю" на мейл) Это было бы по-христиански). Душа несчастного была бы спасена и, как следствие, он бы даже почаще забегал свечку поставить) Ну а если серьёзно, то священника толком никто и не приглашал побеседовать. Ему ультимативно предъявили требование, исполнить которое просто неправомерно. Вдруг П. А. маньяк, который преследует некую женщину?
НН13 февраля 2022, 14:28
Катерина13 февр2022 02:02:/положа руку на сердце, каждый из вас реагирует на окружающих ближних в любое время дня и ночи идеально-безупречно?/- Катерина, каждый из нас, мирян - не священнослужитель, извините за тавтологию. Из мирских профессий врач обязан оказать помощь человеку в любое время дня и ночи; полицейский - защитить. Знаю священнослужителя, которому звонили ночью 22 раза с пьяными угрозами, но он всё равно не отключал телефон: а вдруг кто-то позвонит по неотложному делу? Священники служат, а не работают, и их служение в корне отличается от работы где бы то ни было. И они об этом прекрасно знают. И знали, на что шли. "Ох, нелёгкая эта работа-/Из болота тащить бегемота". Сочувствую.
Ольга13 февраля 2022, 12:49
Катерина (13 февраля 2022, 02:02), Вы правы. Все одинаковы. Мы – люди разных профессий, образования, возраста... – точно такие же. И «врачеватели душ человеческих» – это точно не про нас.
Катерина13 февраля 2022, 02:02
Те из комментаторов, кто недоволен поведением священника... положа руку на сердце, каждый из вас реагирует на окружающих ближних в любое время дня и ночи идеально-безупречно? Всегда? Всегда-всегда сосуд, переполненный любовью к ближним?
Кира13 февраля 2022, 01:19
Признаюсь, неприятное впечатление рассказ оставил. Мне лично тоже не нравится, когда свечки быстро гасят, а бываю я в разных храмах и вижу, что это распространенная практика. Понятно про расходы и экономию, но не до такой же степени, а заупокойную свечу гасить тут же вообще некрасиво. Я, пока свечка горит, всегда читаю молитвы, обращаюсь к Господу, к святым, думаю, что и другие люди тоже. Конечно, когда вера на уровне свечки - не лучший вариант, но все равно хорошо, что человек пришел в храм. И, ежели священники будут общаться с прихожанами, как здесь описано, люди не только не станут праведней, но могут уйти из храма совсем.
Светлана Н.12 февраля 2022, 23:22
Согласна с НН12 февраля12:56, земная Церковь постепенно превращается то ли в клуб по интересам (см.,например,статьи ин.Натальи, предлагающие варианты деятельности на приходе), то ли в организацию по оказанию услуг. Вспоминаю как все начиналось в 90-е и больно от понимания насколько глубоко зашло сейчас обмирщение земной Церкви. Виноваты в этом и миряне, и священники, но, уж простите меня грешную, вина священников больше. Они пастыри, они ведут и задают тон отношений в Церкви и к Церкви. И если священник за криком души, что при прежнем настоятеле лучше было, слышит только упрек для себя, то это беда. И никакая елейность не заменит отсутствие внимания и доброты, не говоря уж о Христовой Любви.
раба Божия12 февраля 2022, 21:49
С кого больше спросит Господь, с того кто больше знает или с того кто мало? Конечно же с того, кому больше дано от Бога,тот должен потрудится как и донести и утешить!!!
Ольга12 февраля 2022, 21:48
Это история о никому не нужном «маленьком человеке». Батюшка сразу оценил: пальто поношенное. Пришел бы статусный захожанин, разговор был бы другим, и не было бы рассказа. Правильно заметила комментатор Лариса: «Вы не знаете, почему этот человек покупал и покупает большую свечку. И почему это ему так важно». Герой рассказа ставил самые дорогие свечи, а не экономил на них, собирая деньги на новое пальто. И кто знает, может он недоедал, чтобы иметь возможность купить большую свечу. Нужно не на наружное смотреть, а хотя бы попытаться понять, что происходит с человеком.
Катерина12 февраля 2022, 21:35
Если нет опыта общения с людьми, у которых диагноз, то не сможешь правильно регировать, и лучше не начинать реагировать вообще. Мне приходилось несколько раз наблюдать в общественном транспорте, как обращаются с их взрослыми подопечными социальные педагоги-сопровождающие. Они требовательны, не сюсюкают как с младенцами и не потакают их слабостями, ведь четко очерченные границы дозволенного позволяют таким группам мирно существовать. Одна ситуация напомнила мне эту. Только вместо проблемной свечи был назойливый вопрос в форме: "«Это что за полустанок?» — Закричал он спозаранок." Женщина не понимала, что перед ней больной, начала нервничать и реагировать примерно так, как пастырь из рассказа.
Людмила12 февраля 2022, 21:33
Господи помилуй нас грешных!!! Вот так вот люди и незамечают как по своему умозаключению все рассудили-осудили, а любви к ближнему не почувствовали! Любовь все покрывает! Главное незабывать об этом, вмпевую очередь священнослужителям, ведь на них смотрят как нанебожителей, особенно те кто только воцерковляется!!! Пошли нам Господи вразумление, смирение и любовь друг к другу!!!
Дарья12 февраля 2022, 17:40
Дааа, скорее всего зашедший просто захожанин,только удивительно почему не стремится ко Христу, познать его, если заходит давно. Идут ведь в храм, даже если просто из интереса, начинают задумываться о существовании Бога, а значит - с покаянием, с того кокой я в личных отношениях к Богу. Человек Не дошедший до исповеди, иначе знал бы как обратится к священнику, даже если с притензией, у всех разное настроение бывает, и носители разного духа можем быть, да и вообще не ушел бы так резко от "родного священника" - завалил бы вопросами, и прислужниц и прихожан потом уже батюшку, и в такой - то ситуации легче настоятелю повернуть разговор о назначении свечи. Жаль таких большенство, благодать бы им.
Елена12 февраля 2022, 17:12
Сколько колкостей,начните с себя, подробый тщательный суд и требование. Не подумали о бедной "преступнице",которая снимала свечу,она же не выкинула. Батюшка поступил тактично,не подставлять женщину.
И.12 февраля 2022, 16:44
Алла12 февраля 2022, 04:23 Вы не видите разницы между "поправить, когда ошибаются" и "нянькаться"? С чего решили, что речь о неадеквате? так его рассказчик подал, кто он на самом деле Вас, видимо, не интересует? Каждый необученный/ошибающийся неадекват? И у современных христиан есть такая отличительная особенность: во всех вопросах полагаться на свои оценки, не потрудиться задать вопросы, чтобы что-то выяснить дополнительно, зачем?! они же всезнайки. И давать советы направо-налево, особенно когда их об этом не просят. Правильно отметили в комментариях, элементарной вежливости не хватает, и не только некоторым священникам.
НН12 февраля 2022, 12:56
св.Димитрий Фетисов11февр2022,19:19, Согласна с Вами. Но, простите,"Что посеешь-то и пожнёшь". За последнее примерно 10летие не без помощи священнослужителей всякого ранга церковь семимильными шагами превращается в институт, где оказывают именно услуги. Даже в воскресных школах при храмах, с одобрения священства, занятия ведут по пособиям диакона И.Кокина! а народ в храмы стали зазывать, как на ярмарку. И чего же священники хотят? Да и прихожане тоже. Сами превращаем храмы в клубы по интересам, в лучшем случае. Самая главная и действенная проповедь Христа и православия - наша с вами жизнь в семье, отношения на работе, поведение на службах в храме. А идеальных нет ни священников, ни прихожан.
Иоанна_ 12 февраля 2022, 11:37
Священник Димитрий Фетисов, можно было вообще с другого конца зайти: спросить, зачем вообще ходить в церковь, знает ли человек, что такое исповедь и Причастие, молится ли он - за всем этим проблема со свечкой затерялась бы. Разве в семинарии не учат миссионерским приёмам? Да на самом деле не так важно, о чём говорить, важно - чтобы далёкий (пока) от Церкви человек увидел в глазах священника свет Христовой любви, без чего, по словам митрополита Антония (Сурожского), никто не может прийти к Богу.
Марина12 февраля 2022, 09:50
Вопрос к автору: что Вы хотели рассказать читателям, что хотели донести до нас? Как не надо отвлекать настоятеля, когда он отдыхает в алтаре? Какие же есть бестолковые прихожане? Мужчина ушёл без ответа и объяснений на свой вопрос и негодование. Вывод какой?
ИН12 февраля 2022, 08:55
отцу Димитрию. Батюшка, а что если этот человек действительно больной? Вы так пошутили насчет весеннего обострения, а Вы знаете, что это такое? В каком аду живут люди, у которых эти самые обострения бывают? Я понимаю, что духовенству тяжело, п.ч. даже один такой чудик может все нервы вымотать... но, поверьте, что ему еще хуже. А по нескольким признакам у человека, действительно, какое-то отклонение. Искать справедливости до такой карикатуры - это не повод для сатирической заметки, это повод для обращения к врачу.
Алла12 февраля 2022, 04:26
Ольга, в русском языке слово "ирония" не имеет негативного значения. Сам Господь вполне допускал ироничные высказывания, например самарянке про её пять мужей.
Алла12 февраля 2022, 04:23
И., батюшка Димитрий Фетисов во всём прав, священник не должен нянькаться с неадекватам, у него и других дел много. Почитайте в Священном Писании, для чего существует священство со времен Аарона.
Лариса12 февраля 2022, 04:02
Прости Господи. Батюшке надобно быть повнимательней с прихожанами. Тем более тот, который чувствует благодать. Вы не знаете почему этот человек покупал и покупает большую свечку. И почему это ему так важно. Не судите, а уделите внимание. Прости Господи нас грешных.
Катерина12 февраля 2022, 01:01
Подобное ментальное "застревание" на одном предмете и эти сложные ритуальные пляски, которые он вокруг предмета регулярно заметьте выстраивает, это торжественное установление свечи определенного размера, защиты так сказать ее чести и достоинства от посягательств, выслеживание преступника, отметки ногтем ненормальны. Священник правильно сделал, что поставил своим поведением твердые границы и не позволил втянуть себя в свечной мир нездоровых свечных отношений. Кстати, у святых отцов встретилось, что в безумие впадают страдающие гордостью...
Наталья12 февраля 2022, 00:52
У нас как-то спокойно в этом плане, совсем до конца свече не дают догореть, иначе её потом замучаешься выковыривать, где-то сантиметр-другой над подсвечником остаётся. Что с огарками потом происходит, понятия не имею, хватает других вопросов. Алла, а чем переплавленная свеча более полезна для земли, чем полностью сгоревшая? (видимо, я что-то упускаю, на переплавку ведь тоже тратится энергия) И лампочки потребляют электричество, которое, к сожалению, ещё не всегда производится из возобновляемых ресурсов. А ещё, на мой взгляд, лампочки хороши как жертва, но не как символ горения живой души верой. Слишком ровный свет, и не колеблется :)
Иоанна_ 11 февраля 2022, 23:52
/Выслушивать довольно агрессивно поданную чепуху от людей, которым абсолютно параллельна всякая церковная жизнь как таковая..// Откуда вы это знаете - вы прозорливый? Скорее всего, его просто не научили, ничему! Единственное, что оказалось доступным - ставить свечи, но зачем-то же он приходит в храм, причём уже не один год? Помочь человеку некому, был шанс - но он так и остался нереализованным. Жатвы много, а делателей мало, увы..
Катерина11 февраля 2022, 23:45
Алла, в уважающих себя католических храмах нет электрических свечек. Живу я тут уже больше 20 лет и такой дикости ни разу видела, а прочитала об этом явлении здесь на сайте православном. Как отдельный заскок - может быть. В наших приходах тоже емть м заскоками. Но как явление широкомасштабное...
Солнышкина11 февраля 2022, 20:14
Жрец отвечал на это: «От приветствия твоего я пришел в умиление и понял, что ты великий служитель Бога. С этими словами он пал к ногам Макария, обнял их и воскликнул: «Не оставлю тебя, доколе не сделаешь меня монахом». По этому поводу авва Макарий сказал: «Слово гордое и злое направляет ко злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых людей».
Солнышкина11 февраля 2022, 20:11
Однажды святой Макарий Великий, идя в Нитрийскую гору в сопровождении ученика своего, повел этому ученику идти несколько впереди себя. Ученик, уйдя вперед, повстречался с языческим жрецом, который куда-то очень спешил, неся большой обрубок дерева. Ученик крикнул ему: «Куда бежишь, демон?». Жрец, рассердившись, побил его жестко, оставив едва дышащим. Пройдя немного, он встретился с Макарием, который приветствовал его так: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!» Жрец. Удивившись, отвечал: «Что нашел ты во мне доброго, чтобы приветствовать меня?» Старец сказал: «Я приветствовал тебя, потому что увидел тебя трудящимся и заботливо спешащим куда – то».
Елена П.11 февраля 2022, 20:10
Согласна с Еленой О. вежливость города берет). А тут дом Божий,где профессионально вам любую непонятность переплавят в мир и любовь, начиная с наших любимых бабушек. Как грустно. Храмы есть, а христианской любви нет. Все ждём когда Россия начнет возрождаться.
священник Димитрий Фетисов11 февраля 2022, 19:19
Вообще, о. Дионисий - это не идеальный священник, конечно же. Ему вполне можно было бы быть дипломатичнее. Но совершенно ошибочно полагать, что если бы он действительно пошёл на пульт охраны отслеживать по записи видеокамер "злодейку" - скорее всего такую же стабильную "захожанку" как и сам Пётр Аркадьевич, этим бы батюшка "уловил" душу последнего. И обратите внимание: прекратил диалог вовсе не священник, а именно жалобщик. Скорее всего - это очередная история о том, как интеллигент пришёл в храм спасать Церковь но не себя. Это очень комфортная позиция. Благодаря ей, можно вообще не рефлексировать, а просто бороться за "правду" и обличать многочисленных негодяев...
Алла11 февраля 2022, 15:14
А я, наоборот, хочу, чтобы мою свечку быстрее убрали, дабы переплавить в новую. Позаботимся о Земле! Я бы и не против электрических "свечек", как у католиков.
Елена О.11 февраля 2022, 14:49
священник Димитрий Фетисов11 февраля 2022, 11:16 Вопрос философский: гнать их или не гнать. Скорби начнутся - сами разбегутся, или, наоборот,- прибегут. А вежливость города берет).
И.11 февраля 2022, 13:47
священник Димитрий Фетисов11.02.2022, 11:16 Также можно сказать, что настоятель упустил свой шанс вернуть заблудшую овцу на путь истинный. Его устраивало, пока овца молча покупала "самую большую свечу" и не беспокоила его "чепухой". Один раз подошёл, можно было бы научить обращаться к священнику и объяснить, что свеча (как и правильное обращение к священнику) второстепенное, есть более важное. А вышло в очередной раз, с чем пришел, с тем и ушел, можно ещё подождать, когда он там сам из простого обывателя дозреет до "продвинутого" христианина, тогда и поговорить о главном. Однако на взаимных обвинения далеко не уедешь, так и будут одни ждать елейного выражения, другие "продвинутых" прихожан.
Anwil11 февраля 2022, 12:32
Если бы не была свидетелем похожей ситуации, не поверила бы. Прям точь-в-точь. Только прихожанин это высказывал сначала работницам, а потом алтарнику. Скорее всего и до батюшки потом добрался.
Алла11 февраля 2022, 11:35
Я однажды спросила у своего батюшки, плохо ли, что на ночь в целях безопасности задумаю лампадку дома перед иконами. Он улыбнулся и сказал, что главное, чтобы лампада горела в душе. Со свечами, мне кажется, то же самое. Однажды в одном храме отец-настоятель очень попросил прихожан когда ставят свечи, сразу их гасить. Оставлять так или уносить домой, если хотят. Потому что свечи очень коптят, каждый год красить своды храма нет средств. Так что причины могут быть разные. Я ставлю свечи в храме очень редко. Вместо этого все деньги разношу по ящикам для пожертвований. Свеча, как и сказал батюшка, должна гореть в душе во время молитвы.
священник Димитрий Фетисов11 февраля 2022, 11:16
Удивительно, насколько обыватель убеждён в том, что священник - это работник из сферы обслуживания. Он непременно должен с елейным выражением физиономии, выслушивать довольно агрессивно поданную чепуху от людей, которым абсолютно параллельна всякая церковная жизнь как таковая. Герой рассказа пришёл к концу воскресной литургии (только снег на пальто растаял), он много лет периодически заходит в храм, но не удосужился даже узнать как правильно к священнику обратиться. Евангелие, молитва, его вряд ли интересуют вообще. Главная же проблема в том, что невозможно ему всё это объяснить. При любом раскладе он будет искать справедливости и пытаться улучшить не себя, но систему или окружающих...
Марфа Васильевна11 февраля 2022, 09:07
Больше всего поразили комментарии. Сразу стало понятно, для чего наши батюшки, одаренные литературным талантом, пишут такие маленькие зарисовки с натуры. Держитесь, дорогие наши "святые отцы"! Малое стадо ведь ещё осталось, надо полагать?
Солнышкина11 февраля 2022, 00:25
Про сервис и про надзорный орган батюшка уже сам додумал. А ему действительно стоило проявить побольше такта и уважения к человеку. Постараться понять его, ведь для него это не мелочь, а нечто важное, ради чего он и эксперимент провел и настоятеля побеспокоил. Данная ситуация ведь могла стать отправной точкой для его воцерковления найди священник добрые, нужные слова, прояви внимание, как к образу Божию. Ведь каждый человек, который приходит в храм не просто так пришел, случайно, его Господь привел.А священник перед Богом потом ответит за каждую такую душу.
р. Б. Алла 10 февраля 2022, 22:17
Свеча, это наша жертва. Раньше прихожане жертвовали десятину от своего дохода на храм. Сейчас это практически никто не делает, а жаль. Храмы платят налоги Государству, за коммунальные услуги, отчисления в Патриархию, з/плату священникам , уборщицам. Всё, что продаётся в лавке:свечи, книги, утварь и др. храм покупает, а затем продаёт. Где брать деньги на всё? Если пожертвований в виде десятины от прихожан нет? То что свеча не полностью сгорела, в этом нет никакого греха или беды! Господь принял вашу жертву, если со смирением и молитвой зажгли её перед иконой,а это важнее. Всем терпимости и любви друг к другу , а батюшку благодарю за рассказ.
ИН10 февраля 2022, 21:13
Мария10 февр.11:18 Ой, я Вас умоляю... живу на севере, в тьмутаракани - от нас огарки куда-то везти, так они золотые выйдут - настоятель не знает, куда их девать. Свечи уж никак не выгодно снимать пораньше... и всё равно скандалисты находятся - "ах, зачем вы мою свечу сняли! я специально за ней следил - мне тетя сказала, что надо, чтоб догорела до конца!" Мужик, конечно, странноватый описан в рассказе. Другое дело, что у священника должно быть чуть больше терпения и к странноватым, и к откровенно больным.
Сергей10 февраля 2022, 20:07
В моем понятии, свеча это денежная жертва. Богу Творцу невидимого и видимого мира она не нужна, нужна только душа человеческая. Эта жертва нужна Храму и людям служащим в Нём. Господь сказал, как вы сделали братьям моим, то сделали Мне. Свеча нам больше напоминает о скоротечности жизни, помогает нам настроиться на молитву. Не более того. У многих прихожан свеча является каким-то магическим инструментом, благодаря которому можно и нужно изменить все плохое в жизни на хорошее, поправить здоровье, найти жениха и т.д. Зачем идти трудным христианским путем в молитве, постах, поклонах, покаянии? Главное поставить свечку потолще, да горела бы подольше, своим огнем очищая грехи , да давая здоровье.
Татьяна10 февраля 2022, 17:24
А мне рассказ понравился. С оттенком чеховской интеллигентности. Образы-собирательные(по крайней мере, организатор следствия). Сюжет, мне кажется, не про героев, а про ситуацию. Поэтому можно не переживать за будущее воцерковление "борца за порядок", а просто насладиться художественным слогом.
Ольга10 февраля 2022, 17:20
Возможно,Петр Арк.–человек с юмором и решил поприкалываться.)А батюшка,чей покой нарушили («любил посидеть и послушать тишину»),этого не понял и сразу стал мысленно превозноситься:я неглупый,ты дурак;я нормальный,а ты психбольной.В таком диалоге,он,«покрасневший от негодования», точно растерял «скромные крохи благодати».«Сервис слабоват?–не скрывая иронии...»Ирония (не путать с юмором) и православие–«две вещи несовместные».В переводе с греч-го ирония–притворство.Так что неизвестно,кто угодил Богу больше:педантичный Петр Арк. или посмеявшийся–пусть и не явно–над ним батюшка,к тому же придавший такое значение этому ничтожному случаю (раз он рассказал об этом автору).Хорошо,если без осуждения.
Екатерина10 февраля 2022, 16:41
Держитесь батюшки! Помоги и укрепи вас Господи!!!
Катерина10 февраля 2022, 15:27
Дорогие мои, да не возмущайтесь вы так из-за этих свечей, то, что гасят их - так это ваш личный соблазн, которым враг рода человеческого цепляет вас в храме. И как успешно-т... пока вы не раскаетесь в грехе несмирения - будут и дальше ваши свечи тцюуда-сюда переставлять,гасить и чего там еще:) И меня цепляет, только не свечами - пение/разговоры прихожан во время богослужения. Я обычно каюсь на Исповеди как в несмирении, так и в отсутствии евангельской любви в моем сердце. Да. Враг отступает на долгое время. Я заметила эту связку довольно давно:)
Наталья10 февраля 2022, 13:28
Что за сложности? Подошёл бы к этой прихожанке и попросил бы не убирать его свечку и всего делов ))
Владислав10 февраля 2022, 13:27
История такая себе. 1) Если этот "джентльмен" так давно ходит в этот храм ("с середины девяностых"), то почему он сначала обращается к священнику "святой отец", как какой-то католик (при том, что затем обращается правильно - "батюшка")? 2) То, что этот прихожанин, столкнувшись с тем, что его огорчило в храме, обратился именно к настоятелю, а не стал разбираться сам с "похитительницей свечей" (и тем более - не стал направлять жалобу архиерею или в Патриархию), характеризует его положительно. 3) Отцу-настоятелю сложно было сказать несколько добрых слов (а не ироничных) в утешение человеку, который соблазнился этой ерундой со свечками? "При прежнем настоятеле такого не было" - верный диагноз!
Елена Л.10 февраля 2022, 12:29
К сожалению, для многих в храме самое главное - свеча, ни молитва, ни Литургия, ни исповедь, ни причастие...
ОльгаN10 февраля 2022, 12:15
Да, первая мысль, возникшая после прочтения: странный рассказ! О чем он? О немощном в вере? О том, что Батюшка не нашёл слов для человека, чтобы объяснить маловажность этих событий? Я твёрдо уверена только в одном, что спустя время этому мужчине будет очень стыдно за разговор с батюшкой о свече. Уже неоднократно сталкивалась с тем, что человек сначала отстаивает права в храме, а потом приходит и извиняется, особенно если ему попытаться объяснить ситуацию с любовью. Да и самой мне стыдно за свои первые шаги в храме!
Мария10 февраля 2022, 11:18
Возможно я ошибаюсь, но храмы сдают огарки на переплавку за деньги. Чем больше огарок - тем больше денег. Неоднократно видела как свечи снимают, едва дав им погореть. И вряд ли настоятель или Староста не в курсе. А дальше начинается мочало про Церковные доходы/расходы, певчих/уборщиц/сторожей-«типа-волонтёров», которых можно выставить, не заплатив за полгода, что тема для отдельной статьи
Ольга10 февраля 2022, 11:18
А со мной был такой случай. Я всегда стараюсь ставить свечу, когда рядом нет никого из работников храма. С самого начала моего воцерковления я их немного побаиваюсь, ) т.к. всякое бывало. И вот как-то, осмотревшись по сторонам, чтобы убедиться, что рядом никого нет, я поставила свечу. И стою, мысленно молюсь, смотря на нее. Вдруг, как из-под земли, вырастает работница храма, тянет руку именно к моей свече и переставляет ее в другое место, видимо, с ее точки зрения, более правильное. При этом, от резкого движения, свеча погасла. Я молча отошла. Мне было очень обидно и неприятно. И до сих пор продолжаю ставить свечи, когда никто из «хозяек» не видит.) Так что я отчасти понимаю Петра Аркад-ча.
Елена10 февраля 2022, 09:54
Вроде бы рассказ добрый и ироничный и симпатии должны быть не на стороне пришедшего с вопросом прихожанина, но что-то не так. Я разделяю негодование усатого гражданина. Бабки - свечницы в храмах реально достали. Свечу не успеваешь поставить, они её гасят и выбрасывают. Если не успели задуть, на твоё замечание "я её только что поставила..." отвечают "так она у вас не вертикально стоит!" Серьёзно? Так важно, под каким углом свеча стоит, когда ты молишься о упокоениее близких? Это в Марьино, если что, да и в монастырях тоже
Светлана Н.10 февраля 2022, 02:15
Странная какая-то история. Во-первых, не особо понятно в чем тут преступление, если свеча догорит на следующей службе? А во-вторых, почему свечи снимает простая прихожанка, а не работница храма и никто эту прихожанку не одернул? Понятно, что не священнику вникать в подобные мелочи, но чем так заняты работницы, если не следят за порядком? А совет самому сделать замечание все-таки не совсем удачный - если прихожане будут во время службы замечания друг другу делать, то вместо общей молитвы может выйти только общая суета и раздраженность, разве не так?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×