Вожегодский лагпункт – это остатки поселений, разбросанных по тайге на границе Вологодской и Архангельской областей. Здесь в 1930–1950-е годы заключённые отбывали сроки на лесозаготовках ГУЛАГа. Кажется невероятным, что сегодня, спустя 80 лет, здесь хоть что-то уцелело от лагеря. Однако видны канавы, вдоль них – ржавый пунктир колючей проволоки, упавшей на землю, полусгнивший угол барака и бывшие землянки, жильё узников Вожегодского лагпункта.
Силами местных жителей и паломников на поляне бывшего лагерного пункта был воздвигнут поклонный крест
Силами местных жителей и паломников на поляне бывшего лагерного пункта был воздвигнут поклонный крест. Заботу об этом месте скорби и памяти митрополит Вологодский и Кирилловский Савва поручил настоятелю харовского храма в честь Преподобного Серафима Саровского – протоиерею Анатолию Савчуку.
Среди заключенных были разные люди, в том числе священнослужители и активные миряне. Многие из них остались лежать на лагерном кладбище, чье место ещё предстоит найти. Из сотен погребённых в Вожегодском лагпункте мы знаем пока только 5 имён. Последним стало известно имя Пелагеи Матвеевны Бубновой (см. https://pravoslavie.ru/146113.html).
Примирение в Руслино
Целый год ожидала встречу с местом упокоения своей бабушки Пелагеи жительница города Кириши Ленинградской области Екатерина Сергеевна Коляда, приехавшая в Вожегодский лагпункт вместе с супругом и племянницей.
Но не только место упокоения своей бабушки посетили в этот год потомки Пелагии Матвеевны Бубновой, но и её родную деревню Руслино Любытинского района Новгородской области, где та прожила большую часть жизни и откуда была отправлена умирать в лагерь.
В сельской часовне шла служба, а рядом с часовней состоялась знаковая встреча двух женщин, чьи предки повздорили в начале ноября 1941 года. Тогда трагедия малодушия одной из них стала началом лагерных страданий для другой. Восемь десятилетий спустя Господь соединил пути их потомков, чтобы они примирились между собой. Так этот день стал для двух женщин границей между прошлым и будущим, где меньше стало непрощённых обид, греха и зла.