«Храм на иконе Воздвижения – это символ Небесного Иерусалима»

Иконописец Владимир Ермилов об иконографии Крестовоздвижения

Икону называют богословием в красках, и потому мы продолжаем вглядываться в иконографию двунадесятых праздников вместе с теми, кто изучает ее не просто умозрительно, а опытно, во время работы. Об иконографии Воздвижения Креста Господня рассказывает Владимир Ермилов – иконописец, преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии (теперь иконописного факультета) со дня открытия 30 лет назад.

Воздвижение Креста Господня со сценами обретения Креста св. царицей Еленой. Конец XVI в., Сергиево-Посадский музей-заповедник Воздвижение Креста Господня со сценами обретения Креста св. царицей Еленой. Конец XVI в., Сергиево-Посадский музей-заповедник – Начнем разговор об иконографии праздника Воздвижение Креста Господня с обсуждения двусторонней иконы-таблетки конца XV – начала XVI века из Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

– Эта икона удобна для объяснения построения сюжета праздничной композиции студентам (будущим иконописцам) и всем интересующимся древнерусской живописью.

Сначала хочется сказать, что на первых иконах, которые трансформировались в сложную композицию, был изображен Крест с предстоящими императором Константином и его матерью Еленой. В качестве примера можно привести фреску Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде (XI в.).

С этих изображений начинается иконография праздника Воздвижение Креста Господня. Без такой ранней иконографии не было бы и более развернутой. Точнее сказать, если бы святые император Константин и его мать Елена не решили найти Крест и в итоге Елена не обрела бы его вместе с митрополитом Макарием на Голгофе, то и говорить об иконографии мы бы не смогли.

Со временем византийская иконография становится более «обрусевшей», появляется много древнерусской символики

После того как начали почитать этот праздник, возникла необходимость совершать службу. Поэтому в традиционных изводах изображается именно служба Воздвижения Креста Господня. Интересно, что со временем византийская иконография становится более «обрусевшей», появляется много древнерусской символики.

Итак, рассмотрим икону: действие разворачивается в храме, что указывает на совершающееся богослужение. На кафедре с двумя диаконами стоит епископ, держа над головой крест, украшенный цветами. Есть описание, какие цветы, травы следует использовать для украшения креста.

– Почему два диакона изображаются держащими епископа за руки?

– В этой иконе мы видим два креста. Один, на куполе храма, статичен и крепко установлен. Другой, над головой епископа, выносной, праздничный. И движения диаконов, которые поддерживают епископа под руки, дают движение кресту снизу-вверх и сверху-вниз по вертикали колонн. Таким образом епископ не просто держит крест – он благословляет этим крестом народ, как и происходит во время богослужения. Все это центрует композицию иконы.

В нижней части композиции иконы изображена большая группа людей. Левая группа изображает молящихся прихожан. Рядом с ними правее стоят святители. Затем в центре прихожан изображен хор с регентом в треугольных головных уборах, похожих на ноты. Таким образом весь присутствующий народ изображает тех людей, которые присутствуют на службе и в земной Церкви. Справа чуть выше выделяются фигуры святых равноапостольных Константина и Елены.

Иконописец Владимир Ермилов Иконописец Владимир Ермилов

– А сам храм – это Церковь Небесная?

– Да. Действие разворачивается на фоне храма. Но что же это за храм? Существуют мнения, что это София Константинопольская, храм в Иерусалиме, или что это просто некий собирательный образ храма. Но на самом деле – это символ Небесного Иерусалима.

– Что вы еще говорите своим студентам, объясняя построение этой иконы?

– Любая сложная композиция начинается с левого нижнего угла (например, такие иконы, как «Рождество Пресвятой Богородицы», «Успение», «Благовещение» и другие). Если говорить о композиции рассматриваемой нами иконы, то ее составляют епископ и молящиеся, образующие пирамиду. В нижней части с левой стороны есть молящийся в красной одежде. С этого цветового красного пятна и начинается вся композиция, все изображение этого праздника. И линия идет к епископу, который держит Крест, то есть к центру композиции.

Святые Константин и Елена. Фрагмент росписи Мартириевской паперти Софии Новгородской, XI в. Святые Константин и Елена. Фрагмент росписи Мартириевской паперти Софии Новгородской, XI в. – Кстати, фигуры святых Константина и Елены – довольно большие, они воспринимаются крупнее фигур в центре…

– Более того, эти фигуры расположены под сенью, под киворием. В данном случае – это символ власти.

Композиция начинается с молящегося народа, затем композиционная линия идет к центру, потом наш взгляд переходит на правую сторону, где стоят святые Константин и Елена. Как мы уже говорили, с этих двух святых и начинается весь праздник.

Киворий и палатка, расположенные на противоположных сторонах композиции, уравновешивают ее и ведут наш взгляд в центр иконы, помогая сделать акцент.

– Если брать цвета в иконе Воздвижения Креста Господня, что вы скажете про цветовой строй?

– Любую классическую икону, и эту в том числе, можно разделить на три составляющих: божественный свет (золото), окружающая среда (палатки, горки, храмы, кивории, растения) и изображение святых (и иногда – верующего народа). И в иконе все преображается Божественным светом – отсюда пробела на одеждах, на архитектуре. Если брать цвета иконы, о которой идет речь, то красный цвет, как мы уже начали говорить, держит всю икону и создает ощущение большого праздника. Другие цвета подчиняются этому цвету. Даже сам храм изображается зеленым, который идет дополнительным цветом к красному.

Воздвижение Креста Господня. XVI в., Государственный исторический музей Воздвижение Креста Господня. XVI в., Государственный исторический музей – Со временем на иконе стали изображаться и другие сюжеты. Например, история о том, как в VII чеке персидский царь Хозрой II разграбил Иерусалим и забрал святыню – Крест Господень. И лишь через 14 лет император Ираклий смог вернуть реликвию.

– Обычно этот и другие подобные сюжеты пишутся в клеймах, которые не входят в состав центральной композиции, но могут более подробно раскрывать ее содержание. Клейма бывают разнообразными: как святые Константин и Елена находили Крест, как прикладывали к усопшему. Но здесь речь идет о частных случаях. Например, в поздних изводах XVIII–XIX веков в композиции могли появиться и русский царь, и московские патриархи.

А мы обсуждаем чистый образ, канонически выверенный. На иконописном факультете мы изучаем композиции на примерах русской иконописи XIV, XV и начала XVI веков. Они отвечают всем требованиям и техникам иконописи, иконописной композиции в раскрытии сюжетов образов.

Поздняя икона, как правило, утрачивает духовность, переходя из реалий Горнего мира в реалии мира земного

В более поздних иконах композиция может быть в виде горизонтали: в нижней части иконы фигуры выстроены в две линии. Но это уже более поздний вариант, который не так полно раскрывает сюжет иконы. Поздняя икона, как правило, утрачивает духовность, становится более материальной, переходя из реалий Горнего мира в реалии мира земного. Поэтому мы учим будущих иконописцев на древних образцах. Но когда студенты делают списки с древних духовных образов, в них отражается и современное, несколько обмирщенное мировоззрение.

– А вы сами писали композицию «Воздвижение Креста Господня»?

– Я участвовал в написании образа Воздвижения Креста, ведь художники обычно работают коллективно. Например, когда создается праздничный ряд иконостаса. Икона Воздвижения расположена крайней правой в ряду, после Успения Пресвятой Богородицы. Я не раз руководил росписями. Но если не принимал непосредственного участия в работе, то выступал в роли художественного руководителя.

Воздвижение Креста Господня. Конец XV — начало XVI вв. Воздвижение Креста Господня. Конец XV — начало XVI вв. – На каком курсе студенты-иконописцы смогут приступить к работе над иконой «Воздвижение Креста Господня»?

– По учебному плану любая сложная композиция может выполняться только на старших курсах. На первом же курсе выполняются простые задания в технике гризайля. До написания праздников нужно получить необходимый опыт.

– А если взять монументальные примеры композиции Воздвижения Креста Господня?

– Не в каждый храм можно ввести это композицию, и монументальные композиции на этот сюжет встречаются не часто.

Икона должна помогать молиться предстоящему перед ней человеку

Чем икона отличается от фрески? Икона должна помогать молиться предстоящему перед ней человеку. Роспись же благоукрашает храм, добавляя определенные смысловые оттенки. Если сюжет участвует в архитектуре храма, он должен располагаться на своем месте, быть вписанным в эту архитектуру.

Но, с другой стороны, композиция и в иконе, и в храмовой росписи остается одинаковой. Однако архитектура требует особого отношения. Скажем, если композиция не умещается на площади стены, возможны варианты: изобразить часть композиции с Крестом или же Константина и Елену. Если пространство позволяет, появляется возможность написать более расширенную композицию.

С Владимиром Ермиловым
беседовала Оксана Головко

27 сентября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Иконография обращается к каждому из нас» «Иконография обращается к каждому из нас»
Дмитрий Мироненко
«Иконография обращается к каждому из нас» «Иконография обращается к каждому из нас»
Иконописец Дмитрий Мироненко об иконографии Преображения
На этой иконе в полноте является свидетельство трёх миров: мира земного в лице апостолов, мира загробного в лице Моисея и мира Небесного (Горнего), к которому относится пророк Илия.
«Ты и ныне даруй Крест Твой честный нам» «Ты и ныне даруй Крест Твой честный нам»
Комментарий к песнопениям праздника Воздвижения Креста Господня
«Ты и ныне даруй Крест Твой честный нам» «Ты и ныне даруй Крест Твой честный нам»
Комментарий к песнопениям праздника Воздвижения Креста Господня
Лариса Маршева, Петр Садыков
Тексты данного праздника наполнены множеством символов, прославляющих оружие победы Христа над смертью, раскрывают сотериологические аспекты богословия.
Логика Евангелия – логика Креста Христова Логика Евангелия – логика Креста Христова
Истории о Кресте и силе Крестной
Логика Евангелия – логика Креста Христова Логика Евангелия – логика Креста Христова
Истории о Кресте и силе Крестной
Я изнемогал. И вот я вижу небольшое строеньице, вхожу… Я очутился прямо перед огромным старинным Распятием. Я ожил. Я точно вышел в открытый космос, и время явно остановилось. Крест! Чтобы понять его истину, ее надо впустить внутрь себя.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×