Тряпочки

История из детства

Маленькая швея. Художник: Алексей Харламов Маленькая швея. Художник: Алексей Харламов

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
(Мф. 5, 5)

В глубокие советские времена одной из любимых девчоночьих игр были «тряпочки»: из них шили наряды куклам и просто декорировали ими игровое пространство. Тряпочки были едва ли не главной ценностью – счастье той, у кого мама или бабушка подрабатывала портнихой: многочисленные обрезки делали её обладательницей несметного богатства. Тряпочки выносили во двор в кулях, на траве расстилались покрывала, и девочки рассаживались на них с иголками и ножницами. У каждой была с собой куколка; на нее и шился наряд в этой стихийной мастерской. Нужно было продумать фасон, подобрать подходящую тряпочку, раскроить и сшить. С соседками советовались и обменивались тряпочками, чтобы наряд вышел наиболее удачным.

Конечно, чем красивей была сама ткань, тем проще фасон и эффектней платье. Можно было даже не шить ничего: проделаешь в лоскутке дырки для рук, запахнешь его на манер халата, пояском подвяжешь – и готов вечерний туалет в богемном стиле. Смотришь – и глаз радуется.

Через дорогу находилась трикотажная фабрика – самые отчаянные пробирались туда за обрезками и приносили целые мешки

Тряпочки добывали всеми правдами и неправдами. Через дорогу от двора находилась трикотажная фабрика – самые отчаянные из нас пробирались туда за обрезками и приносили целые мешки. Трикотаж – не особенно нарядная ткань, но для повседневной жизни кукол вполне годился. Да и кукольные постели из него выходили очень уютные. А еще, если таких обрезков много – их можно менять на ткани по-настоящему ценные: парчу, гипюр, шёлк… Один лоскуток парчи – за толстую пачку трикотажных тряпочек.

Однажды во двор вышла девочка, которая появлялась у нас редко – не помню, почему: может, просто приезжала туда к кому-то в гости… Эта девочка вынесла огромный мешок с тряпочками, и у нас просто глаза разбежались от такого богатства. Мы перебирали их, гладили, воображали наряды, которые сотворили бы из них. Где она набрала таких, один лоскуток краше другого!

Зависть привела за собой коварство: мы стали совещаться, как бы завладеть хотя бы частью этих богатств

Сначала в глубине каждого детского сердца родилась зависть. Это было понятно по взглядам и вздохам. Зависть привела за собой коварство: мы отошли в сторону и стали совещаться, как бы завладеть хотя бы частью этих богатств. Девочка, рассуждали мы, здесь не живёт; когда она спохватится и обнаружит пропажу, её уже здесь не будет, а значит, и предъявить обвинение в воровстве она нам не сможет. А если и придёт разбираться – ничего не знаем, ничего не видели. Какие такие тряпочки? Сама ты их потеряла, а мы ни при чём.

Для порядка мы сначала предложили ей обменяться. Много трикотажных обрезков – на некоторые её сокровища. Девочка предсказуемо отказалась. «Ну, и сама виновата тогда», – промелькнула в наших глазах одинаковая мысль.

Мы разработали хитрый план – уже не помню деталей, но суть его заключалась в том, что мы по очереди отвлекали её, и каждая вытаскивала из мешка тот лоскуток, который ей приглянулся. Операция прошла как по маслу, доверчивая девочка ничего не заподозрила, и в наших карманах вскоре оказалось всё, чем мы хотели обладать.

Отойдя в сторону, мы похвастались друг перед другом своей добычей. Это был определенно удачный день.

Мы были готовы к отпору и вранью. Если бы она начала возмущаться и обвинять нас, мы бы разыграли целый спектакль «Оскорбленное достоинство». И ощущали бы себя победительницами в непростой жизненной схватке.

Но девочка как ни в чём не бывало сидела на покрывале и шила. Она рылась в своём мешке, доставала оттуда нужные лоскутки и словно не замечала, что её коллекция поредела!

Мы расселись рядом и тоже начали шить, бросая друг на друга многозначительные взгляды. Разговаривали с девочкой – она отвечала нам спокойно и дружелюбно, как будто это не мы расхитили её имущество вероломно и коварно. И постепенно ощущение триумфа угасло, сменившись какой-то гадливой тоской. Ворованные тряпочки жгли карман. Одна из нас вскочила, отбежала в сторону и начала плакать. Мы тут же окружили её.

Постепенно ощущение триумфа угасло, сменившись какой-то гадливой тоской. Ворованные тряпочки жгли карман

«Я не могу! – всхлипывала подружка. – Я верну!»

«Ну, да, – вдруг разом согласились все. – Давайте вернём».

И мы, так же по очереди, как до этого воровали, стали подходить к девочке и возвращать тряпочки со словами: «Ты вот там обронила… Ты потеряла и не заметила… У тебя вот тут упало…». Она не стала спрашивать, как могла она обронить и потерять, если не уносила мешок с покрывала – просто взяла у нас тряпочки и молча положила на место. Без упрёков и подозрений.

Мы снова расселись шить – с огромным облегчением. Ни у кого из нас не прибавилось красивых тряпочек, но каждая была весела и радостна. Мне было тогда лет 5 или 6, но я до сих пор помню то ощущение – ощущение груза, упавшего с совести. Много лет спустя я прочитала, что совесть – это голос Бога в душе человека. Еще не зная об этом, я твёрдо усвоила, как важно слушать этот голос и следовать ему. Какое облегчение и праздник поселяются на душе, когда ему не противоречишь.

И ещё – я уже своими детскими мозгами поняла, что именно кротость той девочки позволила нам, воровкам, расслышать этот голос. Началась бы свара – и ничего бы мы не осознали, отстаивая свои интересы.

«…и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра…» (3 Цар. 19, 11–12).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Укина купюра Укина купюра
Деян Бальошевич
Укина купюра Укина купюра
Деян Бальошевич
Смотрю: прямо под ногами лежит эта купюра. Поднял я деньги, посмотрел в сторону дурачка Уки: его карман был пуст. И я решил оставить эти деньги себе.
Воздушные мытарства. Мытарство шестое – кражи Воздушные мытарства. Мытарство шестое – кражи
Прот. Олег Стеняев
Воздушные мытарства. Мытарство шестое – кражи Воздушные мытарства. Мытарство шестое – кражи
Цикл «Путь всей земли». Беседа 8-я
Протоиерей Олег Стеняев
Святитель Григорий Великий: «Некоторые думают, что заповеди Ветхого Завета суровее, чем заповеди Нового, но они заблуждаются. Ибо в том карается не скупость, но хищение. А здесь богач порицается не за то, что украл чужое, но за то, что не отдал своего».
То, что не слышно в шуме обычного дня То, что не слышно в шуме обычного дня
Прот. Андрей Ткачев
То, что не слышно в шуме обычного дня То, что не слышно в шуме обычного дня
Протоиерей Андрей Ткачев
Ночью слышно совесть. Она может надевать маски и разыгрывать спектакль, а иногда вдруг как блеснет молнией отчетливой мысли: «Я вор!» Я – вор? Да нет же!.. Почему? Что я украл?
Комментарии
Людмила19 марта 2023, 14:23
Спасибо автору за статью и редакции за уютную, теплую иллюстрацию к ней. Всколыхнули память далекого девчачьего детства: куколки... собираемые невесть где обрезки тканей для "моделирования" им одежды...
Марина15 марта 2023, 15:12
Спасибо огромное! Благослови Вас Бог!
р. Б. Алла 14 марта 2023, 17:54
Замечательный рассказ! Как же хорошо, что девочки вняли голосу совести!
Марина14 марта 2023, 17:00
Сразу вспомнила похожую историю из своего детства: у девочки с которой мы с сестрой периодически играли был замечательный детский бидончик с крышечкой, и как же мне захотелось такой же. В конце концов я его всё-таки украла, но ненадолго. Девочка сразу всё поняла и стала обвинять меня с сестрой в воровстве, ругалась и обзывала. Как мне было гадко и стыдно, а ещё обидно, ведь я хорошая, я не ворую... но своровала же. Поэтому в этот же день я подбросила его в траву и сказала ей, что нашла. Конечно, она мне не поверила. Было это где-то в начальной школе, а до сих пор помню это ужасное чувство и теперь даже не манится чужое.
Майя14 марта 2023, 12:00
Анна, спасибо вам за этот действительно замечательный рассказ!!
Михаил 14 марта 2023, 07:08
Впервые пожалел, что нельзя поставить за статью оценку больше 10. Коротко, но невероятно ярко и ёмко. Наверное потому, что вспомнилась пара эпизодов из собственного детства. Спасибо автору!
Василий 14 марта 2023, 06:23
Спаси Господи за прекрасный рассказ!!! Стоит над многим задуматься!!! Сла́ва тебе Боже, наш слава тебе!!!
Геннадий13 марта 2023, 11:09
Благодарю! Хорошо написано. Да, в детских душах совесть, как присутствие Божие, даёт о себе знать ...
р.Б13 марта 2023, 08:08
Мне было тоже лет 5-6. В моем детстве на почтах были чернильницы и перьевые ручки. Как-то мы с мамой зашли на почту, и пока она разговаривала со служащей я потихоньку решил стащить ручку. Но служащая увидела... Как же стыдно мне было. До сих пор помню...
Василий13 марта 2023, 07:50
Сохраню для дочери. Когда вырастет, прочту ей.
Фотинья13 марта 2023, 07:16
К сожалению, не у каждого этот голос в душе звучит. Или человек его не слышит.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×