Игорь Дмитриевич, тихий праведник

Коля-алтарник. Художник: Михаил Полетаев Коля-алтарник. Художник: Михаил Полетаев

В Неделю всех святых настоятель храма Игоря Черниговского, что в Переделкино, произнес проповедь о том, что святые – это не какие-то особенные люди, наделенные особыми дарами. Это такие же люди, как и мы, но у них было горячее желание спастись. И Господь возвел их к святости.

Путь к святости возможен из любой точки нашей жизни. И многие совершённые грехи и ошибки не являются к ней препятствием

Слушая эту проповедь, я вспомнила человека, чью жизнь нельзя назвать безупречной, но ведь многие святые являлись кающимися грешниками. Мария Египетская, благочестивый разбойник, апостол Павел – многие! И мне захотелось вспомнить путь Игоря Дмитриевича, чтобы напомнить в первую очередь себе самой о том, что путь к святости возможен из любой точки нашей жизни. И многие совершённые грехи и ошибки не являются к ней препятствием.

***

Игорь Дмитриевич родился в 1942 году в интеллигентной московской семье. Голодное военное детство сказалось на его облике: высокий рост подчеркивал худобу, всегда впалые щеки уже в зрелом возрасте он скрывал бородой. Семья состояла из неверующих людей, его не крестили, в храм не водили. Среда, в которой он рос, никак не соприкасалась с религией, но вера вызывала у Игоря горячий интерес – он даже начал читать антирелигиозные книжки, чтобы хотя бы из них почерпнуть какие-то знания о Боге.

В юности его увлекла и закружила светская жизнь. Выходные в Доме кино, каникулы в Юрмале, звездные знакомые. Один брак, другой брак. От обоих браков – трое детей. К 30 годам светское легкомыслие его утомило, и он принял осознанное решение креститься. Господь привел Игоря в Елоховский храм на алтарническое служение. К этому послушанию он отнесся очень серьезно: записывал все нюансы службы за соборным уставщиком в толстую тетрадь. Эта тетрадь потом еще не раз ему послужит.

Однажды в Елоховский собор пришла девушка. Об Игоре ей рассказала подруга Нина; а теперь Нина умирала от рака. Девушка пришла спросить Игоря, как приготовить человека к смерти – а больше спросить было некого. Он договорился со священником, чтобы тот пришел исповедовать и причастить умирающую. Сам читал Псалтырь у ее постели в день, когда она отошла ко Господу. 27 января – именины святой Нины, и в эту же ночь она умерла. Игорь помог организовать похороны; общение с подругой Нины продолжалось – девушка приходила к нему в храм за книжками.

Он глубоко переживал два неудачных брака, хотя со всеми тремя детьми постоянно общался, крестил их и старался воцерковить. Лишь одного сына не успел крестить – в 17 лет мальчик погиб в автомобильной катастрофе. В поисках дальнейшего жизненного пути Игорь размышлял о монашестве; чтобы определиться окончательно, уехал пожить в один из монастырей. Помогал монаху, который ездил по храмам служить, был у него за чтеца, носил сумки с богослужебными книгами. Часто пешком они ходили из одного села в другое, где батюшка должен был крестить или отпевать. Но в монастыре Игорь себя не нашел и вернулся в Москву. Принял решение снова вступить в брак, на этот раз христианский. Из всех знакомых девушек остановился на той, вместе с которой провожал Нину в вечную жизнь. Людмила долго решалась на этот брак, но в конце концов ответила согласием.

У него была такая миссия – приводить людей ко Христу: многих своих знакомых он покрестил, некоторые из них впоследствии стали священниками

Он говорил, что хочет троих детей, чтобы воспитать их по-христиански. У него вообще была такая миссия – приводить людей ко Христу: многих своих знакомых он покрестил, некоторые из них впоследствии стали священниками. Игорь имел очень живую веру; люди чувствовали в нем подлинное и откликались на это.

Как и хотел Игорь, у них с Людмилой родилось трое детей, два мальчика и девочка. Сначала они жили в двухкомнатной квартире Людмилы, а когда с Кубы вернулась ее родная сестра, решили переехать в однокомнатную квартиру Игоря. Сестра Людмилы работала врачом, и супруги посчитали, что дома ей нужно отдыхать, а не заниматься шумными племянниками, хотя сестра их очень любила и посвящала им много времени.

В той однокомнатной квартире они и прожили всю оставшуюся жизнь. Один из сыновей вспоминал, что жили они очень спокойно, не конфликтовали, чего можно было бы ожидать, когда пятеро людей обитают в ограниченном пространстве. Игорь обладал прекрасными организаторскими способностями; в юности он много ездил в геологические экспедиции и там приобрел навык обустраивать пространство вокруг себя. В квартире он так приспособил каждый метр, чтобы всем было удобно. Для большой библиотеки сам сделал стеллаж из досок. Каждому из детей устроил уголок, чтобы у них было свое пространство; для уроков каждый имел отдельное рабочее место. Середину оставили свободной, чтобы дети могли играть, не чувствовали себя стесненно. По мере роста детей Игорь все время что-то придумывал, менял, чтобы им было удобно.

А самое главное – постоянно занимался их воспитанием. Много читал им, рассказывал про церковные праздники, знакомил с Писанием, с житиями святых.

В конце жизни Игорь Дмитриевич служил уставщиком в Заиконоспасском монастыре. Он хорошо знал устав еще с тех пор, когда был алтарником в Елоховском соборе, – тогда и пригодилась его толстая тетрадь. Когда заболел, его назначили библиотекарем; он заказывал для монастыря книги, смотрел каталоги.

После обширного инсульта Игорь Дмитриевич получил инвалидность. Долгие годы жил, превозмогая себя, – даже руку поднять ему было тяжело, но он ездил в метро на службу. Когда совсем не было сил, жена довозила на такси до ближайшего храма. Игорь Дмитриевич утверждал, что служба дает ему силы. Выходил из дома с палкой и со складным стульчиком. Пройдет несколько шагов – остановится, отдохнет. А после службы и причастия откладывал палку и стульчик, ехал домой другим человеком.

Последний год своей жизни он 8 месяцев лежал, не мог даже есть за столом. Но к Пасхе собрался, ночную службу провел в храме, причастился. На Светлую седмицу уже не оставался в постели.

Отслужили отдание Пасхи; в последнюю неделю перед Троицей Игорь Дмитриевич снова слег. На Троицу жена с утра собиралась в храм. Думала, муж еще спит. Умылась, вышла из ванной – а он стоит на коленях у своей кровати, голову на руки положил: он всегда так молился по утрам. Позвала его: «Игорь!» – не отвечает. Вызвала скорую; они приехали и констатировали смерть.

Отпевали раба Божиего Игоря в Заиконоспасском монастыре, где он служил долгие годы. Игорь Дмитриевич отошел ко Господу в 70 лет. «Дние лет наших в нихже седмьдесят лет…» (Пс. 89: 10).

***

Ни легкомысленная юность, ни стесненные бытовые условия, ни тяжкая болезнь не стали для него препятствием на пути ко Христу

Ни легкомысленная юность, ни стесненные бытовые условия, ни тяжкая болезнь не стали для него препятствием на пути ко Христу. Игорь Дмитриевич использовал эти обстоятельства как точку опоры, оттолкнувшись от которой, обрел в своей жизни Бога и ушел к Нему во время тихой молитвы в великий праздничный день. Он сподобился кончины неболезненной, непостыдной, мирной – о чем и просит Господа каждый христианин.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Мне надо всем успеть помочь» «Мне надо всем успеть помочь»
Памяти Алексея Тарасова
«Мне надо всем успеть помочь» «Мне надо всем успеть помочь»
Памяти Алексея Тарасова
Ольга Орлова
У него не было «своей» жизни. Он жил для других. Был безотказен, а зачастую его и не надо было просить – сам узнавал, вызывался помочь.
«В страданиях рождается монах» «В страданиях рождается монах»
Памяти монаха Мелхиседека (Гридчина)
«В страданиях рождается монах» «В страданиях рождается монах»
Памяти монаха Мелхиседека (Гридчина)
Марк Сикоев
Музыка вдруг освободила от всего тяготящего. Силы обновились, и была надежда на милость Творца, в Чьем мире столько возвышенной гармонии…
Человек-легенда Человек-легенда
Памяти Константина Ефимовича Скурата
Человек-легенда Человек-легенда
Памяти Константина Ефимовича Скурата
Имя Константин как нельзя более соответствует образу мысли и жизни нашего профессора – постоянного в исповедании православной веры, в подвиге служения людям, в готовности делиться сокровищами премудрости.
Комментарии
Наталья М. 28 ноября 2023, 08:50
Хорошее, полезное повествование, спасибо. ( Предыдущие комментарии все то же очень емки и полезны, не смотря на разные точки зрения.) Некоторые выдержки из святоотеческих трудов вообще дорогого стоят.) Всем хорошего настроения и терпения на Рождественский пост!
Тамара28 июня 2023, 15:45
Царствие Небесное р.Б Игорю!! Антоний , а зачем же вам обсуждать Игоря , ведь суд Божий для него был, а не ваш!! А у вас самого такая святая жизнь?? Сколько было грешников ,а стали святыми, даже убийца - разбойник, который первым попал в Царствии Небесное!!!!??.Себя надо судить,а не других!!
Александр28 июня 2023, 10:04
К сожалению, очень высокомерная и надменная позиция р.Б. Антония. И к сожалению, много таких. То ли это новоначальные, то ли не имеющие любви к ближним. Читают Писания и чёрствые сердцем. Каким судом судите, таким и будете судимы и от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Сколько разбойников покаялись и стали святыми? Сколько людей только и успевали как исповедать свою веру и принять мученическую кончину? А какие добрые дела успел совершить Благоразумный разбойник, который от момента исповедания Христа Богом до момента своей смерти прожил считанные часы и уже не мог сотворить никакого доброго дела. А Христос сказал "ныне же будешь со Мною в раю".
Demetrius27 июня 2023, 14:35
Антонию, 27 июня 2023, 06:12 "Нет, не понимаю. Удалая юность, две разрушенных семьи, три брака": в последнее время под такую аудиторию всё чаще появляются истории на православных сайтах. Мне это тоже не близко. Но, что ж, приходится смиряться... Святость - она и после двух браков возможна. Если заметить, то тут речь о человеке, который принял в сознательном возрасте Крещение, и после этого уже не наломал дров и стремился всю оставшуюся жизнь оставаться при храме. Видимо, в этом рассказчица и хотела показать пример читателю.
Дм27 июня 2023, 12:54
Грех мы видим, покаяние - нет.
Антоний 27 июня 2023, 09:06
"Не может ли нужда извинить отступление от брачного закона, например когда от несчастного супружества ищут другого супружества? – Никак. Что может быть несчастнее мужа, у которого жена безумна до такой степени, что ее нужно держать на цепи? Но правило церковное говорит, что и в сем случае он не должен оставлять ее и искать другой" (свт. Филарет Московский); "Вторый брак есть врачевство противу блуда... Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года, и нарицают таковый союз уже не браком, но многоженством, или паче наказанным блудом" (свт. Василий Великий). Так и живем по учению Святых Отцев, каждый шаг сверяя с Писанием, дабы не уклониться.
Антоний27 июня 2023, 06:12
Нет, не понимаю. Удалая юность, две разрушенных семьи, три брака. Святые отцы очень ясно давали понять, что это не тот образ жизни, который является лучшим в глазах Божиих. Праведник для меня тот, кто от рождения до смерти строго следовал канонам. Значит, или монашество, или единственный законный брак, или одиночество в миру. Таких знаю, таких почитаю праведниками.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×