Курская Коренная пустынь. Художник: Дина Безбородых
Как и обещала, продолжаю истории отца Евгения о его паломничествах в Курско-Коренную пустынь. Точнее, это уже не столько о самом паломничестве, сколько об удивительном случае, который когда-то произошел с одним из насельников – отцом Л.
Трудился тогда отец Л. в монастырской трапезной. Он и сейчас там трудится. Но в те времена, о которых идет речь, наступил в его монашеской жизни тяжелый момент. И подумывал он даже покинуть монастырь.
– Но Курско-Коренная – это удел Богородицы. Там Она – Хозяйка. И утешить может, и укрепить. И чудо явить, – говорил мне отец Евгений.
«Сил моих больше нет»
Тогда в обители строился основной храм. И было очень много рабочих разных национальностей. Строители, не строители, случайные люди. Кого и чего там только не было. Разные взгляды, разные нравы, разные искушения. Ну и очень большая нагрузка на трапезную в том числе.
– Не обошли эти искушения и отца Л., – говорил отец Евгений. – Он мне рассказывал несколько случаев, когда ему было очень тяжело. Настолько, что уже думал: «Ну все, сил моих больше нет! Надо, наверное, куда-то уходить».
И тогда же игумен благословил давать при монастыре приют людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
– Иногда приезжаешь, а там кого-то катают на инвалидной коляске, – рассказывал отец Евгений. – Или под руки водят. И приютили там одного мужичка-инвалида, у которого были большие проблемы с ногами. Мог он ходить только с двумя костылями. И я уже не помню точно, что там было еще. То ли родственников никого, то ли кто-то квартиру на себя переписал. Главное – что остался человек за бортом жизни без жилья, без документов и инвалид. Унывал очень. Ну и попросился в монастырь, и игумен его благословил.
Однажды в трапезной был очень вкусный компот. И этот человек попросил отца Л., чтобы он дал его ему с собой в келью.
– Бери, конечно, – ответил тот.
И налил ему полуторалитровую бутылку.
«Чудо случилось!»
Утром прибегает этот человек к отцу Л., кричит:
– Где игумен? Где игумен? Позовите игумена! Чудо случилось!
– Ты чего кричишь? Какое чудо? – удивился отец Л.
– А чего не кричать? Видишь, я без костылей пришел.
«Ты чего кричишь? Какое чудо?» – удивился отец Л. – «А чего не кричать? Видишь, я без костылей пришел»
Смотрит отец Л., а мужчина этот, которые еще вчера еле ноги свои волочил с костылями, и правда сам ходит. И даже не ходит, а бегает. Да быстро как…
– А случилось вот что, – рассказывал мне отец Евгений. – Взял этот мужичок компот, выпил одним махом на ночь и начал (прости за подробность) бегать в туалет. Туда-сюда, туда-сюда… А это не гостиница пятизвездочная, туалет не в «номере», а на этаже. На другом причем… И в очередной такой «забег» он вдруг понял, что мчит по нужде без своих костылей. Так припекло, что даже взять их забыл.
– Все, без костылей ходить могу! Выздоровел я от твоего компота, – прыгал мужчина вокруг отца Л.
– Ну а зачем тебе игумен? – ответил тот. Вода-то у нас с святого источника Божией Матери. Иди к источнику тому, благодари Пречистую.
Когда-то в Курско-Коренной пустыни в корнях дерева обрели икону Богородицы «Знамение». Подняли ее с земли, и в этот момент там забил святой источник. Сейчас над ним построен храм, все облагорожено. И отец Евгений рассказывал, что из этой воды и готовят в монастырской трапезной.
И мужчина тот правда пошел к источнику, благодарил. Ну и, понятное дело, бегал потом от радости по монастырю. Рассказывал всем про случившееся с ним чудо.
«Ну куда я уйду?»
Это была первая часть истории. Есть у нее продолжение.
Два раза в год в Коренной пустыни проходит крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение». Из монастыря в Курск и из Курска в монастырь.
– И вот однажды во время такого крестного хода кто-то меня по плечу хлоп! – рассказывал отец Л. отцу Евгению. – Поворачиваюсь – старец. Волосы длинные, седые. Борода длинная, седая. Рубашка под косоворотку из льна, штаны какие-то простые, препоясанный весь. И босиком…
– Ты меня узнаешь? – спросил «старец» отца Л.
– Узнаю. Ты ж тогда на костылях был. А потом у тебя ноги выздоровели.
– Да! И я теперь хожу босиком по всей матушке-Руси. От монастыря к монастырю. Славлю Божию Матерь и рассказываю, какое чудо Она со мной сотворила…
– И тут два важных момента, – объяснял мне отец Евгений. – Первый – человек получил исцеление. И я уж не знаю, был ли он верующий до того, как попал в монастырь, и насколько. Но суть в том, что это исцеление произвело на него такое впечатление, что он не просто поскакал восвояси на своих здоровый ногах и забыл о Боге и Богородице, как это часто бывает, а решил ходить из монастыря в монастырь, прославлять Пречистую. Рассказывать людям, какое чудо с ним произошло. Такое для человека духовное полезное событие. А второе… Отец Л. тогда все так же думал, что тяжело ему очень, невыносимо. И нужно куда-то уходить. А как увидел не только чудо, но и такую вот метаморфозу, которая произошла с человеком, что он не просто выздоровел, но жизнь свою посвятил Божией Матери, как будто бы прозрел: «Ну куда я уйду? Куда я от Матери Божией уйду? Слава Богу за все!» И легче стало.
«Прозорливец? Ты в своем уме?»
– Ты знаешь, каждый человек идет путем, на котором много непонятных вещей, – заговорил отец Евгений после недолгого молчания. – Скорби, искушения, что-то, смысл чего нам не понятен. И думаешь, что не сможешь это понести. Непосильной кажется ноша. А потом Господь показывает тебе, что у Него есть глаголы вечной жизни. Дает тебе это почувствовать через какую-то ситуацию. Через «компот», как болящему тому. Через преображенного болящего – отцу Л. И тебе становится неважно все остальное. Только то, что Бог есть. И ты останешься с Ним. В монастыре. Или идешь босиком по Руси. Или душу свою, наконец, меняешь… Господь часто так действует. Дает нам чудесное утешение, чтобы укрепить. Иконы когда мироточат, например, это же для этого. А не чудо ради чуда…
Отец Евгений рассказал еще одну историю. Она, правда, не про Коренную, а про Афон. Но, мне кажется, очень сюда подходит.
Его знакомый батюшка отец Алексий побывал с прихожанами на Афоне. У одного из них была большая жизненная проблема. Он и поехал в это святое место, чтобы как-то ее разрешить.
В какой-то момент прибегает этот человек к отцу Алексию:
– Батюшка! Батюшка! Я такого старца сейчас встретил! Он мне все про мою жизнь рассказал, весь расклад дал, все расписал и вразумил! Прозорливец! Теперь мне все ясно!
Ему и правда очень полезные вещи тот монах сказал, которые многому потом помогли разрешиться.
И отец Алексий, и монахи афонские начали выяснять, что за геронда такой у них объявился.
– Да вот этот…
– Что? Этот?! Старец?! Прозорливец?! Да ты в своем уме?!
Когда человеку правда нужно что-то важное для себя понять, Господь и через нерадивого монаха ему это скажет
– Был там один монах, – рассказывал мне отец Евгений. – Не по-афонски борзый. Гонял всех, командовал, ругался и вообще неприлично себя вел. Хотя сам молодой еще был. И все на него косились: «Что ты здесь забыл?..» Но то – человеческое. А в Своем уделе Хозяйка – Пречистая. И когда человеку правда нужно что-то важное для себя понять, Господь и через нерадивого монаха скажет. И Курско-Коренная – Ее удел. Надо будет – скажет и через компот! И через чудака босого.