С такой морды иконы не напишут,
или Тернистый путь к терпению

Художник: Леонид Баранов Художник: Леонид Баранов

Не спешить – не значит лениться. Уметь не торопиться – потрясающая наука. Изучение которой, надо признаться, здорово нас потрепало. «Двоек» нахватали – мама не горюй. Помню, с каким самозабвенным азартом выносили свои приговоры, например, родителям, не так, по нашему благочестивому и просвещенному мнению, воспитывавшим своих детей. Хотя сами-то от горшка два вершка, не говоря уж о том, что детей своих не было. «Ух, был бы ты мой, я б тебе показал/-а!» – частенько слышалось от возмущенных молодых прихожан, когда те становились свидетелями неподобающего, по их мнению, поведения детей и подростков и безуспешных попыток родителей вразумить их. С подростками вообще беда: дома не ночуют, на службы ходить перестали, всякими пакостями занимаются. «А вот мы, в наши-то годы…»

– А что – «в ваши годы»? – помню, поинтересовалась одна бабушка. Сидела себе, главное, тихо и смирно в трапезной, слушала наши педагогические беседы «в рассуждение, а не в осуждение» и не вытерпела. – Сами-то чем лучше? Ну-ка вспоминайте давайте.

В ответ мы гневно воззрились на бабулю: «А что?! Что такого было?!» Бабуля печально улыбнулась:

– Ладно, потом вспомните.

Нашему негодованию не было предела: какая-то бабка вздумала учить жизни!

Негодование начало проходить. Со временем, разумеется. Вдруг кто-то женился, вышел замуж, каким-то таинственным образом начали появляться дети. И оказалось, что далеко это не такая простая штука – воспитание. Что, несмотря на твое благочестие, подросток ведет себя ну точно так же, как те, родителей которых ты, помнится, готов был научить не только правильно готовить щи, но и вообще семейной жизни. Точно так же, а то и похлеще, увлеклись пакостями, уткнулись в телефоны, ушли из дома, набили татухи, поснимали кресты – сами, говорят, разберемся, а вы в наши дела не лезьте. Кто-то по молодости даже вышел замуж или женился, потом – развод, скандал, алименты. Ну да: «не сошлись характерами» православные. Больно.

И вот стоим мы однажды, уже морщинистые и поседевшие, в притворе после службы, вспоминаем былые дни, ужасаемся дням сегодняшним. Молодежь в стихарях и подрясниках на нас гневно поглядывает – чем-то опять не угодили. «Ходят со своими малолетками, шумят. А у этого старшая дочь – и говорить неохота», – вполголоса сообщил один иподиакон лет шестнадцати другому. «Этот» встрепенулся, не выдержал – под локоток взял ревнителя Православия и говорит печально так, но внятно: «Лет через десять поговорим, обсудим, ладно?» Ревнитель отпрянул даже, покраснел.

Поспешное вынесение приговора кому бы то ни было вызывает не столько смех у людей, сколько смех, как писал Солоухин, «за левым плечом»

Кто-то возьми и вспомни потом ту бабулю: «А как мы гневались на нее! Главное, за что? Ведь за правду, если честно». Действительно, сами-то чем лучше были? Достойно ли, несмотря на всё свое благочестие, перенесли-вынесли искушения юности? «От юности моея мнози борют мя страсти» – так вспомни-ка юность, мил человек. «Икону с моей морды точно не напишут», – сообщил, поразмыслив, один из родителей. Вздохнул: «В преподобные не втиснешься, даже по блату».

Только со временем начало доходить: поспешное вынесение приговора кому бы то ни было вызывает не столько смех у людей (какое уж тут веселье!), сколько смех, как писал Владимир Алексеевич Солоухин, «за левым плечом». Очень противные звуки, надо признаться. И сколько времени и усилий нужно потратить, чтобы хотя бы азы этой науки усвоить – овладеть умением не осуждать человека, уступать место Богу, Он лучше разбирается.

Петр Давыдов

5 августа 2024 г.

Комментарии
Галина И . 5 августа 2024, 12:20
Простите, можно ещё привести пример из Ветхого Завета как "истории взаимоотношений человека с Богом". Священник Илия, 40 лет бывший судией Израиля, к свои сыновьям - Офни и Финеесу- был мягок, и относился с попустительством к их беззаконным действиям и поступкам. Пророк Самуил возвестил Илии приговор от Бога. И сами сыновья, и их отец погибли (1 Цар. 2:17,3-4). Напоминание об этом событии есть в каноне Великом святого Андрея Критского.
Галина И . 5 августа 2024, 11:27
Ув. Петр, спасибо за ваши рассказы. Но воспитание детей и подростков нельзя, отмахиваясь, пускать на самотек. Бог спросит с нас. Также как, по мнению многих, умильно соглашаться с беззакониями ближних и "принимать их такими,какими они есть". Это, конечно, удобно и безопасно для нашего эго. Но Свящ.-е Писание учит нас "с кротостью и любовью", для общего спасения, предупреждать их об их неправильном пути. Если "ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконика от пути его,-то беззаконик тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконика от пути его, чтобы он обратился от него,...то ты спас душу твою" (Иез.33,8-9). Мы ответственны за ближних.
рБ Марина 5 августа 2024, 11:01
СПАСИ ГОСПОДИ ПЕТР за статью!!!Так все и есть! ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В ТРУДАХ!!!
р.Б.Сергий 5 августа 2024, 06:35
Не судите,да не судимы будете.Не нами,но нам сказано.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×