Первые шаги в храме.
О поминовении

Фото: В. Корнюшин / Православие.Ru
Фото: В. Корнюшин / Православие.Ru
Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.

Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.

Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.

Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).

В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

5 февраля 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
диакон Дионисий Анаприенко27 октября 2023, 23:42
//У меня отец крещёный, православный - формально, в душе считает себя атеистом и существование Бога не признает, несмотря ни на что. Можно ли за него подавать записки о здравии?// Татиана, подавать записку о здравии отца на Литургию, чтобы за него была вынута частица, нельзя: он пребывает в нераскаянном и упорном ("несмотря ни на что") грехе неверия. Ему это послужит во осуждение, по слову свт. Симеона Солунского: "Нельзя также приносить [частиц] за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно: потому что приношение служит им к осуждению". Лучше попросить священника отслужить по нему молебен, напр., об обращении заблудших - тот, который бывает в 1-е воскресенье Великого поста после Литургии
Ирина 7 ноября 2020, 09:06
Упокой Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (Александра,Тамары,Тимофея,Анны,Дмитрия,Пелагеи,Николая.Валентины,Виктора,Анны,), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное
М21 марта 2020, 14:38
Спаси и сохрани!!!!
сергей27 октября 2017, 16:34
Доброго здравия!Цитирую преп.Льва Оптинского из двухтомника "Душеполезные поучения оптинских старцев" в разделе Поминовение :"О поминовении на проскомидии справедливо вам говорит духовная особа, что не должно поминать явно грешников,пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах;по толкованию учителей церковных- через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественной Кровью,- не очищение, но осуждение бывает.О грешниках же,но кающихся и полагающих начало, можно и молиться и подавать на проскомидию,...однако ж, дабы не подпасть бы вам фарисейскому мудрованию, подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще..."
11 ноября 2016, 23:14
Спаси Господи за статью.Пишите о поведении в храме на Литургии,об особенностях служб (утреня,вечерня).Ангела-хранителя вам.
Дмитрий Сапожников14 марта 2015, 20:13
Очень поучительно. Спасибо.
Сергей Григорьев 7 марта 2015, 12:11
Очень удивлён вашей рекомендацией во время заздравной и заупокойной ектении молиться по своему помяннику, вместо того, чтобы слушать дьякона и вместе со всеми молиться о перечисляемых на ектении. В таком случае зачем и дьякон нужен? Только мешает молиться о своих...
Владимир 7 марта 2015, 12:00
Кате: вопрос о причащении указываемых в записках лиц со стороны работниц лавки исходит, по видимому, от их личного сердоболия, по рассуждению: вот, Церковь за здравие их молится, а они и не воцерковлены вовсе, и Бог им, наверное, и не нужен совсем, отчего и помощь Церкви им бывает слабая. Причащение, пожалуй, высшая форма выражения воцерковленности для христианина.
Сама же Церковь никоим образом не ставит в зависимость поминание имен в записках от причащения
Катя 6 марта 2015, 19:07
Спасибо за статью! Все очень хорошо изложено.
У меня тоже вопрос по поводу вопросов работников церковных лавок о том, причащаются ли указанные в записках "о здравии" люди. Просьба пояснить, в связи с чем могут быть такие вопросы и можно ли поминать тех, о ком подающий записку не знает, причащаются они или нет.
Спаси, Господи!
р б Елена13 февраля 2015, 15:10
Господи как хорошо что стали писать что и как делать и поступать
Мы никогда не задумывались что это мы виноваты в ценниках в храме
Написано же что нужно пожертвовать 10ую часть Храму
И кто из нас это делает
А ведь Храму надо жить и всем в нем служащим надо жить и еще помогать в Милосердии
У россиан в крови осуждать критиковать жаловаться и жмотничать на блгие дела
Иногда очень редко вынуждена перекусывать не дома и шокирована поведением бабушек особенно дедушки как бы придача к бабушке
И вот она пытается накормить уже закормленное чадо
Не лучше ли вместе с чадом отнести эти денежки в другое место где больше пользы и у чада меньше проблем со здоровьем от перекорма
И душа у чада будет чище что не мало важно под нашу старость
И еще мы приходим ко Христу в Храм а не к священнику
Будем мы грешные Господу послушные и им будет легче служить
Я не осуждаю никого но будет нам всем легче жить если мы увидим свое бревно
Господи прости нас грешных
Евгения31 октября 2014, 15:13
Распечатаю и отвезу своим родителям. СпасиБо за статью!
Валентина25 апреля 2014, 11:13
Благодарю! Для меня статья была полезной. Пока работала, ходила в Храм, старалась читать когда утреннее, когда вечернее правило, ждала, когда выйду на пенсию, чтоб быть свободной. Вот уже будет три года, как на пенсии, в Храм почти не хожу, правило не читаю, все у меня есть дела важнее-уборка, глажка, готовка. А сейчас прочитала эту статью и стыдно стало.
Екатерина11 октября 2013, 22:50
Молитва - это серьезно всегда.И очень необходимо всегда.Благодарю Бога за любовь Его!И за милость!Я читала эту статью раньше, лет 15 назад, в книге.Спасибо! Поминовение так и делать стараюсь- пишу так в записочках в церкви имена.Конечно, год от года приходится больше платить денег за записочки, но это уж Богу известно. Кто меня будет поминать в будущем, когда придет пора?... Не знаю... Молиться за усопших очень надо, жалеть их. А это понимают даже не все, как я увидела. Но люди понимают каждый в свою меру, стараюсь никого не осудить. Помоги Господи всем!
Анна28 июля 2013, 23:15
Спаси Господи. Побольше было бы таких разъяснений.
Олег30 марта 2013, 13:02
Существовал ранее благочестивый обычай, заказывать в дни памяти усопших заупокойную литургию, что почему-то сейчас редко практикуется?
Роман30 марта 2013, 10:14
Андрею о молебнах после Литургии:
Соглашусь о Евхаристическом Пире: главное и всеобъемлющее событие для приглашенных. И здесь весь фокус нашего существа именно на воспитании Плотью и Кровью и все внимание концентрируется именно на благодарном принятии внутрь Жертвы о нас и близких, записанных на проскомидию - все их частички окунаются в Чашу. Но после Пира молебен - не забегаловка, где вы "питаетесь". Скорее, это дополнительное общение со святыми по каким-то Вашим частным нуждам или вопросам. Представьте, что все выходят с Вечери, с Царского Пира, и святые в нем тоже участвуют незримо для глаз. И во внутреннем дворе вышедшие имеют возможность друг с другом пообщаться о чем-то или поделиться своими впечатлениями... нет в этом ничего предосудительного. По-этому, и общаемся как между собой так со святыми в форме молений.
Александр из Минска24 марта 2012, 17:25
Жаль раньше не прочитал эту статью, а то не знал как что делать правильно при поминовении. Сейчас поеду на Всенощное бдение в собор, очень жалею, что не попал сегодня на литургию. Спаси Господи!
Леван24 марта 2012, 15:24
Спасибо большое, узнал для себя важную информацию.

Спаси Господи!
читатель для Светланы23 марта 2012, 19:41
Вы тоже хотите Бога обмануть ?
Или Вы считаете, что можно "добровольно" ВРАТЬ Богу на таинстве ?
Почитайте про Ананию и Сапфиру (Деяния гл.5, 1-11).
Ольга18 марта 2012, 05:36
Спасибо за статью и за отзывы .А ведь не только служителей церкви надо поддерживать? и сам Храм надо содержать,а это большие расходы.
светлана17 марта 2012, 19:39
Для Читателя.
Зачем Вы так? Ведь, Марина пишет, что после крещения ее мама стала потихньку приближаться к Богу. Когда мы крестим младенцев они тоже не являются сознательно верующими, для того и восприемники. Так и здесь. Мама дала согласие на крещение добровольно. А дальше благодать Божья вытеснит атеизм, дочь вымолит, научит и поможет (почти как восприемник). Дух дышет где хочет, не будем забывать об этом. Простите.
Татьяна10 марта 2012, 22:20
"Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении"
А у нас можно писать о "заблудшем", "страджущем" и др., но всегда спрашивают:все ли поминаемые причащаются? и если - нет, за них не вынимают частицы из просфоры...
читатель10 марта 2012, 20:27

Марина пишет:
"У меня мама окрестилась в 80 лет, по моей настоятельной просьбе, сама она абсолютно неверующая."

Вообще-то неверующего нельзя крестить.
У меня возникает вопрос: Вы хотите Бога обмануть?
Ольга10 марта 2012, 19:39

Добавлю: когда человек приходит в храм раз в сто лет - чисто свечку поставить- он, как правило, и не хочет вникать в эти тонкости. Сколько раз бывало - иду в Родительский день со списком в 50-70 имен на обедню и столько же на панихиду - кладу свои списки в специальные "тазики" вместе с другими, оставляю пожертвование (сколько могу, то больше, то меньше) и остаюсь на службу. потом из лавки несут пачки списков тех, кто платил "по ценнику" и ушел потом по более важным делам, предоставив остальным молиться о своих близких, рассказывая о том, как бессовестно его обобрали в храме, как будто руки заламывали и кошелек отнимали... бывает, что тоже не получается на службе самой стоять, тогда уж затягиваешь поясок и жертвуешь столько, сколько написано в ценнике. ЗА МЕНЯ ЖЕ ДРУГИЕ ЛЮДИ МОЙ ДОЛГ ВЫПОЛНЯЮТ! да за это в ножки надо поклониться! мы за один поход в магазин больше денег тратим на всякую ерунду, а тут копейку считаем, на свечках экономим... на эту милостыньку, может, голодных в трапезной накормят - моим близким, глядишь, "там" и полегче будет... Как-то за нас с вами молиться и благотворить станут наши детки? тоже экономно? вот уж когда вспомним, да поздно будет...
Ольга10 марта 2012, 19:38
Согласна с Павлом: *Потому как многие прихожане не в курсе тонкостей (что писать, куда подавать и т.д.), представьте себе что будет если каждый у каждого будет переспрашивать, мол, "сколько нужно жертвовать за записочку", "а вот если я дам 10 руб - это много или мало", "а вы сколько даете", "а это за одно имя или за пять". Как минимум будет стоять большой шум и большая суматоха.*
Вилар18 февраля 2012, 19:34
Ранее в храм Божий прихожанин приносил десятую долю своего дохода от полученного урожая-вино ,воск,елей и т.д.В настоящее время это заменено денежным эквивалентом.К сожалению не все прихожане понимают как выживают священнослужители и другие работники храма.Церковь отделена от государства и поэтому не финансируется из бюджета страны,а выживает на пожертвования прихожан.Понятно,когда приходит старенький человек,живущий не пенсию,то его записка зачастую принимается бесплатно,но когда заходят люди и начинают вынимать из кошельков тысячи (не понятно для чего-похвастаться что-ли),а покупают самые дешевые свечи и подают записки по самой дешевой цене( 20или10руб.)написав в ней до20 имен,то можно только пожалеть что перестали жить по православному.Золотой телец все более и более овладевает нами.Задумайтесь о том ,почему нам безразлично какие значительные суммы мы тратим на удовлетворение телесных потребностей-развлечения,спиртное,косметику,тряпки и т.п.А в церковных лавках начинаем спорить и считать копейки?Мне стыдно,когда приходиться быть свидетелем подобных сцен.
Таисия18 февраля 2012, 14:47
Благослови, Господи, за статью.Одно из предназначений священника -учить паству, младенцам - молоко, старшим -твердую пищу.Так долго искоренялось Православие, что ликбез очень нужен. Многие ведь даже перекреститься правильно не умеют. Слава Богу, сейчас для желающих узнать и книги доступны и интернет , да и живая проповедь в Храмах стала
звучать. А об оплате - так написано ведь: Не иди пред лице Господа с пустыми руками, да мало кто читает и знает, вот и вынуждены священники ставить цены за требы.Многие видели в Храмах Иконы Божьей Матери, Иконы Иисуса Христа, Иконы святых увешанные драгоценными камнями, золотыми подвесками, цепочками,крестиками - откуда все это? Да ведь когда благодать касается человека через животворящую икону, человек стоит пред Богом в Свете Истины, и Истина дает ему правильное понимание о пожертвовании и человек снимает с себя все,что до сих пор считал самым ценным для себя и складывает их у ног Богородицы или Христа, ибо так и поступали первые христиане- все самое лучшее Богу.Господь говорил: Если ты и чашку холодной воды подашь малому моему, не останешься без награды.Малый- это служащие Божьи, воинство Христово, а не нищие на улице. Какой же воин служит на своем содержании? Земная армия за счет налогов содержится, а о Божих воинах должны заботиться те, кто к их помощи и защите прибегает.
Татиана24 октября 2011, 21:19
Спасибо за статью! Никогда не считала зазорным наличие "цен" в храме! На что ещё жить людям, служащим там? Бывает, что ни копейки нет, а помянуть надо кого-то, так к батюшке подойду, попрошу, он и помянет, иной раз смс отошлю знакомой сестре милосердия с просьбой помолиться, так 2 слова "Господи помилуй" чудеса творят. Правда потом не забываю отдать добро сторицей. И не только им, но и другим людям! Мир Вам!
священник Алексий Лисюк (Пермский край)16 октября 2011, 04:49
Спаси Христос за статью!
Юрий 2 апреля 2011, 11:52
Господи, помилуй.
Павел18 марта 2011, 15:30
2Ася ... по поводу осуждения сектантами и атеистами
Сектанты и атеисты осуждают по большей части не "ценник", а сам факт, что православные ходят в храм, там молятся, там совершается литургия во время которой совершаются определенные чины. Им это просто непонятно, они расценивают это как способы выбивания денег из прихожан, как бы "понапридумывали всего - чтобы деньги выдуривать". Но стоит спросить у сектанта делает ли он пожертвования своей секте - и никаких рук разводить не надо будет. Или он вам соврет.
По поводу самих ценников. Они существуют только в больших монастырях и храмах. И сделано это для того, чтобы возле места, где эти записочки принимают было меньше суеты. Потому как многие прихожане не в курсе тонкостей (что писать, куда подавать и т.д.), представьте себе что будет если каждый у каждого будет переспрашивать, мол, "сколько нужно жертвовать за записочку", "а вот если я дам 10 руб - это много или мало", "а вы сколько даете", "а это за одно имя или за пять". Как минимум будет стоять большой шум и большая суматоха.
В маленьких церквушках нет никаких прайсов (по крайней мере я их там не видел) - вместе с записочкой каждый подает столько, сколько может.
Во-вторых, даже в больших храмах и монастырях можно подать записочку без никаких пожертвований! Ну покажите мне того человека, кому где-то отказали!
Спаси Господи...
Александр27 февраля 2011, 15:46
Я думаю, что не стоит путать два совершенно разных понятия. Между пожертвованием и ценой есть огромная разница. В данном случае в этой статье неправильно употребляется слово "пожертвование". Толковый словарь Даля дает нам точное понятие этого слова: ПОЖЕРТВОВАТЬ чем, жертвовать вовсе, принести на жертву, отдать что-либо свое на пользу других.
http://slovardalja.net/word.php?wordid=28199
ЦЕНА ж. достоинство, стоимость, плата, во что ставят вещь или труд, чего что-либо стоит, во что ценится в продаже или покупке; [b]мера на деньги[/b].
http://slovardalja.net/word.php?wordid=42637
Здесь более уместно слово Цена, т.к. все церкви перешли на Цены, а должны оставаться пожертвования.
В современной церкви все духовное оценивается в деньгах. Это большая проблема (помянуть одно имя - 10 рублей, просвирка - 3 рубля).Церковь превратилась в магазин, где на все своя ЦЕНА.
Марина 6 ноября 2010, 14:46
У меня мама окрестилась в 80 лет, по моей настоятельной просьбе, сама она абсолютно не верующая. Прошел год и она изменилась, немного, но чуть ближе стала к БОГУ. Я думаю помогли только наши с сыном молитвы о ней. Со слезами вспоминаю своего покойного папу, если бы я тогда была верующей, я и его бы отмолила, он стал бы другой и умер бы по христиански. По моему опыту поможет спасти близких только любовь неимоверная, всепрощение и мягкость во всем.
Спаси ГОСПОДИ всех близких наших и любимых!
Ася 6 ноября 2010, 10:22
Разница в ценах на поминовения и таинства -- это не разница в сумме пожертвования, а ценник, а так быть не должно, жертвовать должно кто как может. Извините. Но это больная тема и повод для осуждения сектантами и атеистами, перед которыми разводишь руки...
Андрей 6 ноября 2010, 08:58
Очень удивлен, что в статье сказано, что частные молебны совершаются после литургии. Странно,я слышал и читал, что больше и выше литургии в Церкви ничего нет. И даже евхаристия переводится как благодарение.У один священник даже говорил, что совершать какие-то благодарения после литургии даже нечестиво,как допустим оскорбительно для царя который пригласил вас на пир с изысканнейшими блюдами и напитками, а вы вышли с пира и пошли перекусить в привокзальную бутербродную.
Людмила 5 ноября 2010, 23:55
Спаси Господи ! Примите глубочайшую благодарность за науку.Как жаль что я позно к ней обратилась.Прости Господи.
Алексий10 февраля 2010, 14:00
Радуйтесь!!! Прочитал и в храм!!!... Получил невместимую радость!!! А моя половинка осталась дома, прилетаю, вижу ее в полной противоположности... Говорит, ищу предмет все время, пока ты в храме был, а он позади ее на самом видном месте прямо на одной линии в направлении на храм!!! Говорит, где меня только не носило... Далее чудно лицо ее засветилось радостью и мы начали благодарить Бога!!! Она приняла с молитвой просфору!!!

В следующий раз будем стараться быть вместе в храме!!!... Ведь для русского православного техника безопасности простая!!! Не знаешь, что делать... – сядь, помолись, позвони другу!!!... Это был разбор полетов. Вот так вразумил нас всех Бог!!! Спасибо вам всем!!! Просим ваших святых молитв!!! Алексий, Валентина. Веры, понимания взаимной любви всем!!! Сядь – успокойся!!! Позвони другу – помолись!!!...
Елена 6 февраля 2010, 21:43
Благодарю за статью. По-возможности напишите о том, когда надо осенять себя крестным знамением, когда делают земные поклоны в храме во время службы, как просить благословения у батюшки. Как и на что мать должна благословлять своих детей?
Ещё раз благодарю!
Татьяна 6 февраля 2010, 15:11
Добрый день!

Интересует вопрос: у меня отец крещёный, православный - формально, в душе считает себя атеистом и существование Бога не признает, несмотря ни на что. Можно ли за него подавать записки о здравии? Или я могу только сама о нём молиться?

Спасибо.
Алексий 6 февраля 2010, 00:41
СПАСИБО!!!
ТАКИЕ СТАТЬИ ТЕСТИРУЮТ НАШУ СПОСОБНОСТЬ К ПРИНЯТИЮ
СПАСИТЕЛЬНОГО ВРАЗУМЛЕНИЯ
ДЕЛАЮТ ПУТЬ СВОБОДНЫМ!!!
КАК БЫ ГОВОРЯТ:ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ!!!
БУДЬ!!!НО ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ!!...
И НЕ ГОВОРИ,-НЕКОГДА...
ПОВЕРНИСЬ К СВОИМ КОРНЯМ И ДЕРЖИСЬ!!!
АЛЕКСИЙ.
Иван 5 февраля 2010, 20:51
А вот если не знаешь точно, крещён был человек или нет, можно ли за него молиться и подавать записки?
Валерий 5 февраля 2010, 16:16
Дорогие братья и сестры! Сегодня вновь появилась дополнительная информация на новостных лентах о чудовищном, нечеловеческом злодеянии, совершенном в Томске 4 января сего года - убийстве журналиста Константина Попова милиционером в местном медвытрезвителе. Убийство было совершено с сатанинской остервенелостью, чудовищным насильственным образом...
Мы, православные христиане, должны быть неравнодушны в таких ситуациях. Я прошу всех, кто прочитает этот комментарий, помолиться о упокоении души зверски замученного убиенного раба Божиего Константина!
Упокой, Господи, душу раба Твоего, Константина.И прости ему всякое согрешение вольное и невольное.И сотвори ему вечную память!
Олег 5 февраля 2010, 15:54
Спаси, Господи за статью, очень полезная. Единственное, что я бы добавил, так это то, что имена детей следует писать после взрослых, а женщин - после мужчин (если поминаются несколько семей, то в порядке - муж, жена, дети, муж, жена, дети и т.д.). Например, Ивана, Марьи, отрока Николая, младенца Нины. Или - Федора, Параскевы, отрока Валерия, Николая, Евфросиньи, Виктора, Галины, отроковицы Марии, младенца Илии.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×