Фото: В. Корнюшин / Православие.Ru |
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.
Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.
Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).
Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».
Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.
Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.
Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.
В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.
Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.
Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).
В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.
Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
Сама же Церковь никоим образом не ставит в зависимость поминание имен в записках от причащения
У меня тоже вопрос по поводу вопросов работников церковных лавок о том, причащаются ли указанные в записках "о здравии" люди. Просьба пояснить, в связи с чем могут быть такие вопросы и можно ли поминать тех, о ком подающий записку не знает, причащаются они или нет.
Спаси, Господи!
Мы никогда не задумывались что это мы виноваты в ценниках в храме
Написано же что нужно пожертвовать 10ую часть Храму
И кто из нас это делает
А ведь Храму надо жить и всем в нем служащим надо жить и еще помогать в Милосердии
У россиан в крови осуждать критиковать жаловаться и жмотничать на блгие дела
Иногда очень редко вынуждена перекусывать не дома и шокирована поведением бабушек особенно дедушки как бы придача к бабушке
И вот она пытается накормить уже закормленное чадо
Не лучше ли вместе с чадом отнести эти денежки в другое место где больше пользы и у чада меньше проблем со здоровьем от перекорма
И душа у чада будет чище что не мало важно под нашу старость
И еще мы приходим ко Христу в Храм а не к священнику
Будем мы грешные Господу послушные и им будет легче служить
Я не осуждаю никого но будет нам всем легче жить если мы увидим свое бревно
Господи прости нас грешных
Соглашусь о Евхаристическом Пире: главное и всеобъемлющее событие для приглашенных. И здесь весь фокус нашего существа именно на воспитании Плотью и Кровью и все внимание концентрируется именно на благодарном принятии внутрь Жертвы о нас и близких, записанных на проскомидию - все их частички окунаются в Чашу. Но после Пира молебен - не забегаловка, где вы "питаетесь". Скорее, это дополнительное общение со святыми по каким-то Вашим частным нуждам или вопросам. Представьте, что все выходят с Вечери, с Царского Пира, и святые в нем тоже участвуют незримо для глаз. И во внутреннем дворе вышедшие имеют возможность друг с другом пообщаться о чем-то или поделиться своими впечатлениями... нет в этом ничего предосудительного. По-этому, и общаемся как между собой так со святыми в форме молений.
Спаси Господи!
Или Вы считаете, что можно "добровольно" ВРАТЬ Богу на таинстве ?
Почитайте про Ананию и Сапфиру (Деяния гл.5, 1-11).
Зачем Вы так? Ведь, Марина пишет, что после крещения ее мама стала потихньку приближаться к Богу. Когда мы крестим младенцев они тоже не являются сознательно верующими, для того и восприемники. Так и здесь. Мама дала согласие на крещение добровольно. А дальше благодать Божья вытеснит атеизм, дочь вымолит, научит и поможет (почти как восприемник). Дух дышет где хочет, не будем забывать об этом. Простите.
А у нас можно писать о "заблудшем", "страджущем" и др., но всегда спрашивают:все ли поминаемые причащаются? и если - нет, за них не вынимают частицы из просфоры...
Марина пишет:
"У меня мама окрестилась в 80 лет, по моей настоятельной просьбе, сама она абсолютно неверующая."
Вообще-то неверующего нельзя крестить.
У меня возникает вопрос: Вы хотите Бога обмануть?
Добавлю: когда человек приходит в храм раз в сто лет - чисто свечку поставить- он, как правило, и не хочет вникать в эти тонкости. Сколько раз бывало - иду в Родительский день со списком в 50-70 имен на обедню и столько же на панихиду - кладу свои списки в специальные "тазики" вместе с другими, оставляю пожертвование (сколько могу, то больше, то меньше) и остаюсь на службу. потом из лавки несут пачки списков тех, кто платил "по ценнику" и ушел потом по более важным делам, предоставив остальным молиться о своих близких, рассказывая о том, как бессовестно его обобрали в храме, как будто руки заламывали и кошелек отнимали... бывает, что тоже не получается на службе самой стоять, тогда уж затягиваешь поясок и жертвуешь столько, сколько написано в ценнике. ЗА МЕНЯ ЖЕ ДРУГИЕ ЛЮДИ МОЙ ДОЛГ ВЫПОЛНЯЮТ! да за это в ножки надо поклониться! мы за один поход в магазин больше денег тратим на всякую ерунду, а тут копейку считаем, на свечках экономим... на эту милостыньку, может, голодных в трапезной накормят - моим близким, глядишь, "там" и полегче будет... Как-то за нас с вами молиться и благотворить станут наши детки? тоже экономно? вот уж когда вспомним, да поздно будет...
звучать. А об оплате - так написано ведь: Не иди пред лице Господа с пустыми руками, да мало кто читает и знает, вот и вынуждены священники ставить цены за требы.Многие видели в Храмах Иконы Божьей Матери, Иконы Иисуса Христа, Иконы святых увешанные драгоценными камнями, золотыми подвесками, цепочками,крестиками - откуда все это? Да ведь когда благодать касается человека через животворящую икону, человек стоит пред Богом в Свете Истины, и Истина дает ему правильное понимание о пожертвовании и человек снимает с себя все,что до сих пор считал самым ценным для себя и складывает их у ног Богородицы или Христа, ибо так и поступали первые христиане- все самое лучшее Богу.Господь говорил: Если ты и чашку холодной воды подашь малому моему, не останешься без награды.Малый- это служащие Божьи, воинство Христово, а не нищие на улице. Какой же воин служит на своем содержании? Земная армия за счет налогов содержится, а о Божих воинах должны заботиться те, кто к их помощи и защите прибегает.
Сектанты и атеисты осуждают по большей части не "ценник", а сам факт, что православные ходят в храм, там молятся, там совершается литургия во время которой совершаются определенные чины. Им это просто непонятно, они расценивают это как способы выбивания денег из прихожан, как бы "понапридумывали всего - чтобы деньги выдуривать". Но стоит спросить у сектанта делает ли он пожертвования своей секте - и никаких рук разводить не надо будет. Или он вам соврет.
По поводу самих ценников. Они существуют только в больших монастырях и храмах. И сделано это для того, чтобы возле места, где эти записочки принимают было меньше суеты. Потому как многие прихожане не в курсе тонкостей (что писать, куда подавать и т.д.), представьте себе что будет если каждый у каждого будет переспрашивать, мол, "сколько нужно жертвовать за записочку", "а вот если я дам 10 руб - это много или мало", "а вы сколько даете", "а это за одно имя или за пять". Как минимум будет стоять большой шум и большая суматоха.
В маленьких церквушках нет никаких прайсов (по крайней мере я их там не видел) - вместе с записочкой каждый подает столько, сколько может.
Во-вторых, даже в больших храмах и монастырях можно подать записочку без никаких пожертвований! Ну покажите мне того человека, кому где-то отказали!
Спаси Господи...
http://slovardalja.net/word.php?wordid=28199
ЦЕНА ж. достоинство, стоимость, плата, во что ставят вещь или труд, чего что-либо стоит, во что ценится в продаже или покупке; [b]мера на деньги[/b].
http://slovardalja.net/word.php?wordid=42637
Здесь более уместно слово Цена, т.к. все церкви перешли на Цены, а должны оставаться пожертвования.
В современной церкви все духовное оценивается в деньгах. Это большая проблема (помянуть одно имя - 10 рублей, просвирка - 3 рубля).Церковь превратилась в магазин, где на все своя ЦЕНА.
Спаси ГОСПОДИ всех близких наших и любимых!
В следующий раз будем стараться быть вместе в храме!!!... Ведь для русского православного техника безопасности простая!!! Не знаешь, что делать... – сядь, помолись, позвони другу!!!... Это был разбор полетов. Вот так вразумил нас всех Бог!!! Спасибо вам всем!!! Просим ваших святых молитв!!! Алексий, Валентина. Веры, понимания взаимной любви всем!!! Сядь – успокойся!!! Позвони другу – помолись!!!...
Ещё раз благодарю!
Интересует вопрос: у меня отец крещёный, православный - формально, в душе считает себя атеистом и существование Бога не признает, несмотря ни на что. Можно ли за него подавать записки о здравии? Или я могу только сама о нём молиться?
Спасибо.
ТАКИЕ СТАТЬИ ТЕСТИРУЮТ НАШУ СПОСОБНОСТЬ К ПРИНЯТИЮ
СПАСИТЕЛЬНОГО ВРАЗУМЛЕНИЯ
ДЕЛАЮТ ПУТЬ СВОБОДНЫМ!!!
КАК БЫ ГОВОРЯТ:ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ!!!
БУДЬ!!!НО ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ!!...
И НЕ ГОВОРИ,-НЕКОГДА...
ПОВЕРНИСЬ К СВОИМ КОРНЯМ И ДЕРЖИСЬ!!!
АЛЕКСИЙ.
Мы, православные христиане, должны быть неравнодушны в таких ситуациях. Я прошу всех, кто прочитает этот комментарий, помолиться о упокоении души зверски замученного убиенного раба Божиего Константина!
Упокой, Господи, душу раба Твоего, Константина.И прости ему всякое согрешение вольное и невольное.И сотвори ему вечную память!