Православный календарьПравославный календарь
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.

Слово об усопших в вере, о том, какую пользу приносят им совершаемые о них литургии и раздаваемые милостыни

Древний враг, который уязвляется братолюбием, раздирается верою, умерщвляется упованием, поражается милосердием, внушил некоторым странную и богопротивную мысль, будто все богоугодные дела, совершаемые по смерти, не приносят никакой пользы для умерших. «В Писании, говорят, сказано: приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10). Еже аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал. 6, 7). Во аде кто исповестся Тебе (Псал. 6, 5)». А мы скажем таким мудрецам: испытайте и уразумейте, что ужасны угрозы Владыки всяческих, но неизглаголанно и человеколюбие Божие; страшны осуждения, но и бесконечно море щедрот Господних. Смотрите: Священное Писание говорит, что Иуда Маккавей за грех каждого из павших в сражении принес очистительную жертву Господу, готовому к помилованию, и тем явил великое благочестие и братолюбие свое (2 Макк. 12, 43-45), почему и Священное Писание прославляет Иуду Маккавея, как за прочие деяния его, так наипаче за это. А таинники и самовидцы Слова не без причины, не напрасно и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих Тайнах совершать поминовение о верных усопших, — что от конец до конец земли владычествующая апостольская и соборная Церковь содержит твердо с того времени даже доныне и до кончины мира содержать будет.

Потому-то высокий созерцатель вещей божественных, святой Дионисий, в тайноводственном созерцании об усопших, говорит, что «и в сей жизни, а не только по смерти, молитвы действенны для тех, которые достойны святых молитв, т. е. для верующих (а выражение «не только», без сомнения, здесь должно принять в таком же значении как «тем более»). Молитва испрашивает у Божественной благости оставления прегрешений, соделанных усопшими по немощи человеческой, о вселении умерших во стране живых — в месте, от которого удалена всякая скорбь, печаль и воздыхание, — дабы божественное могущество по благости Своей презрело нечистоты, обретшиеся в усопших по немощи человеческой: ибо никтоже чист от скверны». Златословесный Иоанн также учит: «если язычники вместе с умирающими сожигают их имение, то кольми паче ты, верующий, вместе с верующим, должен предпослать его имение не для того, чтобы оное превратилось в пепел, подобно тому, но дабы чрез него доставить большую славу усопшему; и если умерший был грешник, то дабы Бог отпустил ему прегрешения, а если праведник, дабы увеличил награды... Постараемся же оказывать чрез милостыни и приношения возможную помощь отшедшим, и это для них весьма спасительно, приносит великую пользу, ибо иначе напрасно и безрассудно было бы учреждено и Церкви Божией предано от премудрых апостолов, чтобы священник при страшных тайнах приносил молитву об усопших в вере, если бы святые апостолы не знали, что от сего произойдет великая польза, великое благо». Согласно с сим также говорит и премудрый Григорий Нисский: «ничего без рассуждения, ничего бесполезного не предано от учеников Христовых и не принято вселенскою Церковью; но весьма богоугодное и преполезное дело при божественном и преславном таинстве — совершать поминовение о скончавшихся в правой вере». Что же касается изречений: яко Ты воздаси комуждо по делом его (Псал. 61, 13); еже аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал. 6, 7) и сим подобных, то, без сомнения, они относятся к имеющему быть страшному суду и концу мира, потому что тогда не будет места никакой помощи, и всякое моление останется недействительным (тогда где будут бедные? где священнослужители? где милостыни? где благотворения)?

Итак, прежде наступления страшного часа будем помогать друг другу и приносить жертвы братолюбия милосердующему о душах Богу. Человеколюбивый Господь благоволит исполнять прошения своих тварей, относящиеся ко спасению, и особенно преклоняется не тогда, когда кто-либо подвизается ради только спасения своей собственной души, но когда делает сие и ради ближнего: ибо чрез это земнородный восходит к богоподражанию (испрашивая даров для других, как милости для себя самого), исполняет меру совершенной любви, получает отсюда блаженство и вместе с душою ближнего и для собственной души делает превеликое добро. Великий подвижник и чудотворец Макарий, предложив вопрос сухому черепу, узнал все касательно состояния усопших. Между прочим, он вопросил: «ужели вы никогда не чувствуете никакого утешения» (так как святой обыкновенно совершал молитвы за усопших, то и желал знать, служат ли молитвы в пользу). Милосердующий о душах Господь, восхотев открыть сие и уверить раба своего, вдохнул слово истины иссохшему черепу: «когда, ответствовал череп, ты приносишь молитвы за мертвых, то мы чувствуем некое утешение». Другой из богоносных отцов имел ученика, живущего в беспечности, и когда сей был застигнут смертью, то Господь после вознесенных старцем молитв показал ему отрока, подобно богачу (упоминаемому в притче о Лазаре), горящим в огне до шеи. Когда старец много скорбел о сем и слезно молился Богу, то Господь показал ему отрока стоящим в огне по пояс; затем, когда святой к трудам приложил еще новые труды, Бог в видении старцу явил отрока свободным и совершенно изъятым из огня. Но кто может исчислить все, находящиеся в жизнеописаниях святых мужей, свидетельства, ясно показывающие, что и по смерти приносят величайшую пользу усопшим совершаемые о них молитвы, литургии и раздаваемые милостыни, — что данное взаем Богу не погибает, а вознаграждается от Него с величайшею лихвою?.. А что касается слов пророческих: во аде же кто исповестся Тебе, то мы уже сказали, что ужасны угрозы Всевидящего, однако их побеждает неизреченное человеколюбие Господне. И после того, как пророк изрек сии слова, было исповедание во аде, — исповедание тех, которые во время спасительного сошествия Господа уверовали там (поелику Жизнодавец спас не всех вообще, а тех, кои и там уверовали). Мы говорим это, впрочем, не в опровержение пророчества, а для того именно, чтобы показать, что преблагой Господь побеждается Своим человеколюбием. Так, хотя и было предсказано: Ниневия превратится (Иона. 3, 4), однако Ниневия не была разрушена, и благостью был побежден суд. Также Езекии Господь говорит: устрой о дому Твоем, умираеши бо ты и не будеши жив (Ис. 38, 1), но Езекия не умер. И о Ахаве было сказано: наведу на тя злая; между тем Господь не навел зла, а сказал: видел ли еси, яко умилися Ахаав, сего ради не наведу зла во днех его (3 Цар. 21, 21. 28). Так и всегда благостью будет побеждаться осуждение даже до последнего воздаяния, когда не будет времени для помощи, и человек останется только с одним бременем своим. Но теперь — время купли, время трудов, — и блажен тот, кто не ослабевает, не изнемогает упованием; наипаче блажен тот, кто подвизается и за себя, и за ближнего.

Преподобный Иоанн Дамаскин Преподобный Иоанн Дамаскин
Господу то особенно и приятно, чтобы каждый старался помогать ближнему; Милосердый того и хочет, чтобы каждый из нас благотворил другому и в жизни, и по смерти. Иначе Господь не дал бы нам случая совершать поминовение усопших при бескровном жертвоприношении, также совершать третины, и девятины, и сорокодневные, и годовые памяти и службы, — что без всякого прекословия кафолическая и апостольская Церковь и ее благочестивые чада содержат непоколебимо и несомненно. Если бы это было делом бесполезным и тщетным, то из числа многих богоносных отцов и учителей кому либо пришло бы на мысль рассеять обман; между тем не только ни один из них и не подумал об уничтожении сего обыкновения, а, напротив, все утверждали его. К сказанному присовокупим следующее повествование. Святой Григорий Двоеслов (коему, по преданию, во время литургии сослужительствовал небесный ангел) однажды принес усердную молитву к милосердующему о душах Господу об оставлении грехов царя Траяна; тотчас к нему пришел от Бога следующий глас: «молитве твоей я внял и Траяну дарую оставление грехов; но ты впредь не приноси Мне молитв за нечестивых» (Траян был причиною лютой смерти многих мучеников)... Воистину, дивен Ты, Владыка, и чудны дела Твои. Мы славим неизреченное Твое милосердие: ибо Ты всегда подаешь случаи рабам Твоим свидетельствовать свое братолюбие и твердое упование на Тебя. Ты чрез рабов Твоих научил нас раздавать милостыни друг за друга, приносить жертвы и молитвы, и притом не вотще и не без пользы. Ты, благоизобильный, всем за приносимое во славу Твою воздаешь сугубую мзду, и ничто совершаемое во имя Твое не бывает бесполезно... Да не усомнится же, братия и отцы, кто-либо, что все, приносимое Богу с верою, получает многократное воздаяние и для того, кем приносится, и для тех, за кого приносится. В самом деле, если кто-нибудь хочет помазать больного миром или священным елеем, то сперва делается причастным помазания сам (т. е. помазующий), а потом помазует больного: так точно всякий, подвизающийся о спасении ближнего, сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему: ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела, по слову Божественного Апостола. Великий Афанасий в слове об усопших говорит следующее: «Приносящий жертву за усопшего должен иметь в мыслях то же, что имеющий малолетнего сына слабого и немощного и с верою приносящий за него во храм Божий свечи и фимиам с елеем: все это сжигает за отрока отец, а не сам отрок держит и приносит (как бывает с отрицаниями и обетами при Божественном возрождении). Также должно представлять себе, что и усопший сам держит и приносит свечи, елей и все дары, приносимые для спасения его; и таким образом благодатью Божией не суетны будут усилия к достижению того, к чему он стремится с верою, так как благоглаголивые Апостолы, освященные учители и духовные отцы богоугодно учредили литургии, молитвы и годичные воспоминания об умерших, каковое обыкновение распространяется от восток солнца до запад, на севере и юге в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих».

Но, возразит противник: «если это правда, то все спасутся, и никто не лишится блаженства». Пусть так. И — о, если бы это исполнилось! Сего-то и жаждет и хочет, о сем то и радуется и веселится Преблагой Господь, да никто не лишится Божественных даров Его. Ужели ангелам он уготовал награды и венцы? Ужели для спасения небесных духов Он сделался человеком? Ужели ангелам Он скажет: приидите... наследуйте уготованное вам царствие? Все это уготовал Господь не для человека ли, за которого и пострадал? А кто, составив пир и созвав друзей, не пожелает, чтобы они все пришли и насытились благ его (иначе для чего ему уготовлять и пиршество, как не для того, чтобы угостить друзей своих)? И если мы об этом только заботимся, то что должно сказать о великодаровитом, всеблагом и человеколюбивом Боге, Который, раздавая и подавая, радуется и веселится более, нежели тот, кто приемлет и приобретает себе величайшее спасение?.. Итак, кто сомневается в вышесказанном, тот пусть заметит следующее. Каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не успевший превратить ее в хлеб (поелику, не взирая на свое желание, не мог сделать сего и сверх чаяния был застигнут кончиною), не будет забыт праведным Судиею, но Господь по смерти его возбудит сродников и друзей его и преклонит души их к оказанию помощи почившему, к вознаграждению опущений умершего. А тому, кто вел жизнь порочную, ни мало не заботясь о душе и в таковом состоянии был застигнут кончиною, — тому никто не прострет руки помощи — ни родственники, ни друзья: поелику Бог не призрит на него. Потому-то благоглаголивый Златоуст поучает: «если ты в жизни не успел благоустроить всего касательно спасения души твоей, то по крайней мере при кончине заповедуй твоим родственникам, чтобы они по смерти препроводили к тебе твое, имение и оказали тебе помощь добрыми делами, т. е. милостынями и приношениями. Таким образом ты уже и здесь примиришься с Искупителем»... Но кто-либо скажет о странных и бедных, не имеющих у себя родственников, которые после позаботились бы о них, и не могущих оставить части на совершение литургии и милостыни: «что же (скажет) должны делать эти? ужели за то, что они бедны, презренны и не имеют таких, которые попеклись бы о них, они лишатся спасения? ужели Бог будет столь неправосуден, что имеющему даст, а неимущему не даст ничего»? Да умолкнет всякий, делающий такое несправедливое заключение. Правосуден Владыка или, лучше и правильнее сказать, Он-то и есть сама правда, мудрость, благость, сила. Посему, как праведный, Он воздаст неимущему с избытком; как премудрый, Он доставит способы к вознаграждению опущений; как всемогущий, Он сокрушит крепкого и укрепит бессильное: как благой, Он спасет создание рук Своих, исключая только тех, которые явно принадлежат к числу отверженных, поправших правую веру.

Потщимся же всемерно, чтобы в страшный и ужасный день второго пришествия Господня присные не укорили нас в небрежении о них, — наипаче те из нас, которым они вверили попечение об их имуществе и оставили оное. И да не подумает кто-либо, что на том страшном собрании мы не узнаем друг друга: как деяния всех тогда будут открыты, так и лица будут всем знакомы, пока совершится последнее разлучение всех. Горе тогда будет всем стоящим ошуюю. Но блаженны и преблаженны те, которых Господь поставит одесную, и которые услышат благословенный глас.

Да сподобимся все мы, соблюдшие православную веру, услышать сей глас и насытиться всех благ, красоты которых око смертных не видело, ухо не слышало, сердце не помыслило. Да будет сие, Господи Жизнодавче, молитвами Всесвятыя Матери Твоея и невещественных и преславных Твоих духов и всех святых Твоих, от века Тебе благоугодивших. Аминь.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 2350 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Примечание: В сокращении и переложении на русский язык. Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, Paris, tom. XCVI; сравн. «Соборник», издан. 1830 г., 14-20 лл.

Комментарии
Евгений19 июня 2021, 15:14
Друзья, насчёт момента с императором Траяном. Посмотрите в книге свящ. Георгия Максимова "Вне Церкви нет спасения" П. 7.8, чтобы избежать заблуждений.
4452 6 марта 2021, 07:52
Вадим Борисов, такие же сомнения. Но пишу на поминовение всех, кого помню. Где-то читал, что если в записке будет кто некрещеный, вместо него будет помянут Господом соименный другой крещёный, за кого некому подать записку. Ну а если за моего сродника некрещеного кому-то другому Господь окажет благодеяние - думаю, и мой усопший сродник не будет забыт Господом. Примерно так.
Вадим Борисов22 февраля 2020, 11:55
Слава Богу! Но почти всё говорят св. отцы о верных (в вере живот скончавших). Как же быть нам, родившимся в безбожии? Множество усопших родников вообще не крещены, многие неизвестно крещены ли. Таких, что были верующими - меньшинство, таких, что сподобились доброй христианской кончины - единицы... Что же делать нам? Что Господь покрывает милостью Своей, а что и в каких случаях просить - наглость и грех? Кто-то говорит подавать на проскомидию имена только воцерковленных, кто-то - за некрещеных - денежку в сокровищницу церковную? Есть ещё заупокойная ектения, панихида, неусыпаемая псалтирь. Что можно сделать, как правильно угодно Богу?
21 марта 2019, 21:39
Господи Иисусе Христе Сыне Божий, Богородицею упокой души усопших раб твоих.
Евгений 2 марта 2019, 22:19
Упокой Господи,души усопших раб Твоих,Владимира,Анатолия,Анны,Антонины,Анатолия,Георгия,Нины,Нины,Юрия,Анастасии и всех моих усопших сродников и всех православных христиан и прости им вся согрешения вольная и невольная,и даруй им Царствие Небесное!
Андрей 9 октября 2018, 23:42
Упокой Господи душу усопшия рабы твоея Дарии,идеже несть болезнь ни печаль ни воздыхания,но жизнь безконечная.
Христе,Боже наш,Милостив буди моей Мамочке ибо на Милость твою уповаю Господи!
Алексей25 мая 2018, 19:24
Упокой Господи души усопших раб Твоих : Иер. Евгения,. Алексия Марину,Сергия, Наума,Бориса,Ксению,Ксению, Елизавету,Анну, Иоанна,Клавдию, Вячеслава,Николая, Валентина, Валерия, Евгения, Евгения,Надежду, Николая, Сергия, Сергия,некрещенного Сергия,Павла, воинов Фёдора и Василия и прости им все согрешения вольные и невольные и даруй им Царствие Небесное. Аминь.
Сергей Рымарев18 февраля 2017, 11:27
Господи, помилуй всех нас грешных, живых и усопших, уповающих на Тебя!!!
Андрей Роденко18 февраля 2017, 10:24
спаси Господи и помилуй прежде почивших отцев и братий наших и упой ея идеже пресещает свет лица Твоего!
Татьяна Соболь 5 марта 2016, 17:51
спаси Господи создателям и авторам этого сайта.Я согласна с вами Анна.
Светлана 4 марта 2016, 18:43
Спасибо за статью.
римма13 марта 2015, 17:01
Святые Угодники Божии, молите Бога о нас грешных.
Андрей Васильев14 февраля 2015, 07:34
Это Сам Святый Дух вещает,о дивный отче Иоанне моли Христа Бога,спастися душам нашим.
Станислав14 февраля 2015, 01:46
Спасибо создателям сайта за насыщенность,за темы и поучения отцов Церкви,как далекого прошлого,так и современников.Чувствуется связывающая нить единства нашего с преподобными отцами в духе нашего Православия,ибо Христос тот же, что и 1000 лет назад.Кто Его нашел и полюбил, не сможет уже жить без Его,сердце томится и тоскует.Меня лично радует что у многих молодых людей, подписчиков сайта,на их страницах в социальных сетях есть отражение их чистых нравственных душ, любви,милосердия,сострадания.
Очень приятно все читать,слушать.
Сохрани всех нас Господи в мире и любви.
Спасибо Православию RU за заботу и труды.Продолжайте все задуманное,мы тематикой,как пользователи довольны,назидаемся и наслаждаемся.
Светлана 13 февраля 2015, 15:27
Очень нужная статья именно сегодня- во Вселенскую Родительскую Субботу накануне Великого Поста. Спаси Господи вас за статью! Упокой, Господи, души усопших раб твоих, и елика в житии согреших - прости!
Игорь21 февраля 2014, 17:12
Спасибо автору за душеспасительные рассказы.Спаси Господи!!!

р.Б. Сергий.16 декабря 2013, 10:17
Спасибо большое за статью!Низкий поклон и Спаси Господи !
Галина21 июня 2013, 19:18
Спасибо большое создателям православного сайта! Я многое стала понимать. Многому научилась. Спасибо за Ваш труд.Дай Бог Вам всем здоровья! Раба Божья Галина.
Вера 5 ноября 2012, 16:17
Вера:Последствия атеизма наша страна испытала полной мерой... А за родителей наших будем молиться. Слава Богу, они ( большей частью) были крещены в Православии!Вера
р.б. Иоанн 3 ноября 2012, 10:02
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов" (Гал. 6, 2)

СПАСИ ГОСПОДИ! За доброе дело и свет!
Виталий 1 июня 2012, 21:57
Спаси Вас Господи! За Вашу работу,низкий поклон Всем создателям этого сайта!

Славянск Донецкая область Украина
вера24 марта 2012, 10:41
Творите добрые дела и будет на вас милость Божия.
Олег19 февраля 2012, 01:35
Спасибо за ваши труды.В наше время очень важно знать догматы и предания Православия.Спаси вас,Господи!
Светлана18 февраля 2012, 23:48
После молитвы об усопших родных и близких почему-то несколько иначе смотришь на дочь и свой родительский долг. Большая ответственность чувствуется за каждый свой поступок. Ребенок уже не твое личное дело, это звено в длинной цепи ответственности перед Всевышним. А еще есть чувство семьи, что никто не забыт. Сложно выразить то, что творится в душе во время и после молитвы, но это безусловно придает жизни больший смысл. И спасибо всем авторам этого сайта за статьи, которые помогают понять жизнь лучше. Спаси вас Господи
Александр18 февраля 2012, 20:57
Еще и еще раз удивляешься глубине Православия! Насколько ощутима у нас связь времен, столетий, тысячелетий. Вот, святой Иоанн Аль Мансур Дамаскин, а вот ты, человек ХХІ века, но вера у вас одна и ты чувствуешь, что он рядом с тобой, стоит и молится...
Православие это круто!
Людмила18 февраля 2012, 10:24
Спасибо создателям православного сайта за счастье читать поучения и учиться правильному верованию.
Вадим 5 ноября 2011, 16:35
Верно Ваше слово р. Б. Анна! Но благой и человеколюбивый наш Владыка, как сказал Сам в притче, и того, кто пришел в единонадесятый час работать в Его виноградник вознаграждает платой сполна, хотя тот и не успел заработать ее за один лишь час, и две лепты вдовы хвалит более тысяч множества богатых, и об одном обратившемся на краю пропасти грешнике радуется с Ангелами Своими более, нежели о сотне без одного праведников! Ведь Его пути неисповедимы, и кто может Ему возразить? Так Он милостив и милосерд и сожалеет о бедствиях человеческого рода. Иначе бы не отдал на язвы и смерть Своего Единородного, любовь Которого к нам уже навеки запечатлена Его крестными ранами.
Р.Б. Анна27 апреля 2011, 11:50
Наше поколение 50-х годов воспитано в атеизме, и родители наши позволили нам вступать в октябрята, пионеры, комсомольцы, партию, верить целенаправленной лжи о Царе Николае II. И, как результат - тьма грехов, разочарований и скорбей. Но вы, молодые, видите расцвет Православия, имеете множество книг о жизни во Христе. Спешите в храмы, спешите помогать ближним и усопшим, ибо время наше коротко.
Спаси вас, Господи!
Раба Божья Анна.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Радоница Другие материалы сюжета:
Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы Другие материалы сюжета:
Суббота родительская 4-й седмицы Великого поста Другие материалы сюжета:
Родительская суббота Другие материалы сюжета:
Суббота 3-й седмицы Великого Поста Другие материалы сюжета:
Суббота 2-й седмицы Великого поста Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×