Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

Инвалиды духовной войны

Смотрю на фотографию двадцатилетней давности... Оптина Пустынь, 1990-й год, общий снимок братии монастыря. И тех уж нет, и эти все далече... Едва ли не половина запечатлённых на фотографии – не только вне монастыря, но и вне монашества. Итог промежуточный, но сам по себе весьма печальный, – один из самых почитаемых духовников нашей Церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин) неоднократно напоминал в своих письмах, что, согласно церковным канонам, сознательно изменившие монашеским обетам и не покаявшиеся – приравниваются к самоубийцам и лишаются, между прочим, христианского погребения.

Всё очень серьёзно. Конечно, если серьёзно воспринимать дело спасения своей души. Воспринимать как главное, а, скорее, – единственное дело жизни. Оно таковым и является и уже по одной простой причине: 70-80 (а часто и того меньше) лет и вечность – величины несопоставимые. Не всегда понимание этого приходит сразу. Но даже если приходит, его кажущееся наличие при недостатке смирения, твёрдости и рассудительности нередко подталкивает на стези, оборачивающиеся впоследствии жизненным тупиком. А иногда и трагедией. Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет. 4:18). И это не «страшилка», а слова Священного Писания, между прочим, парадоксальным образом не противоречащие другим – всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся (Рим. 10:13)...

Всякое дело, в том числе и главное, приобретает свои специфические особенности в зависимости от времени, в котором оно совершается. Тогда – в середине восьмидесятых – многим молодым неофитам казалось, что кроме как в монастырь и идти-то некуда. Иные разумные альтернативы только начинающей трансформироваться советской действительности ещё отчётливо не обретались; и благо, если новоиспечённым ревнителям хватало ума обратиться за советом – как жить – к здравствующим ещё старцам. К тому же о. Иоанну, например. Обращались не всегда. Ну, а монастыри открывались будто «по разнарядке», росли и ширились, изначально наполняясь насельниками, как многим тогда казалось, не случайными. Люди, сгруппировавшиеся вокруг возродившегося в 1983-м году Данилова монастыря, братия Оптиной Пустыни, других вновь открывшихся обителей в значительной своей части – молодёжь с высшим образованием. Публика искренняя, но несколько диссидентствующая. Иными словами – недовольная. По привычке склонная, скорее, навязывать своё мнение и наставлять, нежели учиться и смиряться. И это при том, что главный учитель – сама жизнь, с капризами обучающихся сообразующаяся мало, всё ставила и ставит по своим местам. Процесс небезболезненный, как известно...

Отсюда они – инвалиды духовной войны... Вернее, мы, ибо, кто без греха? Духовные недуги современного человека, менее всего склонного любить, смиряться и терпеть чужие немощи, распространяются, увы, и на считающих себя православными христианами. Наглядных свидетельств тому более чем достаточно. Стоит только почитать почти любые комментарии любых статей на любых православных сайтах, чтобы легко в этом убедиться...

Монашествующие, впрочем, – контингент особый – некая квинтэссенция христианства. Бог в жизни монаха участвует наглядно, ещё и потому, что тот сам затеял с Ним прямой и публичный диалог. Надо полагать, в здравом уме пообещав однажды послушание, нестяжание, целомудрие... Кто-то пообещал и исполнил, а кто-то – благополучно забыл или не предал обещанному должного значения – грань между «спастись» и «погибнуть» бывает и тонкой...

Если оглянуться вокруг, это множественно подтвердят истории непридуманные... Знакомый иеродьякон – молодой и ревностный – со временем превратившись в архимандрита с деньгами, властью и мирскими связями, видимо основательно расслабившись, женился... Его пример – другим наука... Вполне конкретный «другой» в схожей ситуации всё-таки молился и, как вскоре выяснилось, не напрасно. Таинственная дама, на большом джипе спешащая окончательно вызволить «несчастного батюшку» из опостылевшей ему обители, при подъезде к монастырю попала в аварию...

Речь, однако, не только о специфических особенностях иноческих искушений. Разница между обетами монашескими и теми, что даются при крещении, хоть и существенная, но не принципиальная. Напротив, имеет место принципиальное тождество: требование неоскудения внутренней воли. Важно, чтобы и при совершении Таинства Крещения, обещаясь отрицаться сатаны и соединяться со Христом, люди поступали ответственно. К сожалению, практика современной церковной жизни свидетельствует об обратном: пожелания священника и приходящих к нему креститься (родителей, крёстных, самих взрослых крещаемых) чаще значительно разнятся, нежели совпадают.

Лет тридцать тому назад креститься – означало совершить поступок неординарный и даже опасный; теперь – соблюсти формальность. Ну а формализм – расхолаживает. И уже «духовных инвалидов» почти не видно... «Христиане», которым, по сути, до Христа и дела нет, капитулируют сразу; врагу не противореча, и не «заморачиваясь» тем, что в философии называется «моральными сущностями».

Впрочем, у людей воцерковлённых, как правило, эти сущности продолжают оставаться основополагающей составляющей жизни. Таковых подстерегают опасности иного рода. Одна из них – подмена борьбы с врагом хоть и невидимым, но реальным, с тем самым, кто ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1Пет. 5:8), искусственно выстроенной внутренней междоусобицей. Человек пассионарный, если поищет, – всегда найдёт стан, где обретается враг видимый, ибо даже имитация жизни требует своего «адреналина». Подлинная же церковная жизнь уходит; трансформируется где-то в виртуальном пространстве, вернее теряет себя в нём, превращаясь в бесконечные выяснения отношений «практикующих» субъектов, унылую перепалку «миссиофилов» с «миссиофобами», в беспросветную скуку... При этом множащиеся внешние впечатления тоску и скуку не рассеивают, а только усугубляют.

Все это касается, в том числе, и жизни монастырской. Даже при счастливом приближении к Богу можно впасть в стыдную мелочную суетность, а через неё в «окамененное бесчувствие». Врачуется оно, как известно, терпением и молитвой – азы духовной жизни, которые на практике, почему-то, легко забываются.

Жизнь сама о них напоминает. Стеснёнными обстоятельствами, например, которые в монастырях, нередко, создаются искусственно. Причём с вполне определённой целью – «выдавить», «изжить» из себя «ветхого человека». Того самого, которому сопребывание со Христом невыносимо. Кто хочет – изживает, кто не хочет – остаётся «ветхим». Христианин – существо свободное и, опять же, если захочет, – счастливое. Хотя бы потому, что, будучи даже поломанным жизнью «духовным инвалидом», можно обратиться к своему Богу и исцелиться от, казалось бы, неизлечимых ран.

На последнем московском епархиальном собрании Святейший Патриарх заметил, между прочим, что желающих посвятить себя жизни иноческой в последние годы стало меньше. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Теперь, во всяком случае, такой выбор может быть более осознанным. Он уже – не следствие былой эйфории от одной возможности его осуществить, показав тем самым «фигу» опостылевшей советской действительности. Опыт показывает, что на одном отрицании прошлого новую жизнь не построишь. И вопросы, приходящие на монастырский сайт, типа: «у меня несчастная любовь, что нужно сделать, чтобы стать монахом» (чаще – монахиней), – тоже ничего, кроме грустной улыбки не вызывают. В монастырь от жизни не убегают – в нём её строят. И любви и терпения при этом требуется не меньше, чем в миру, причём в условиях, которые, скорее, исключение, нежели правило. Оказывается, любой другой повод для прихода в иноческую обитель, кроме искреннего стремления всего себя посвятить служению Богу, рано или поздно оборачивается жизненным крахом, превращая монаха в карикатуру на самого себя.

Опять же, речь не только о внутренних сугубо монастырских сложностях – так или иначе, но они касаются всей церковной жизни. Они есть, и на вопрос – соответствует ли термин «духовное возрождение» тому, что произошло в Церкви в последнее двадцатилетие на самом деле, – похоже, однозначного ответа не обретается. Внешнего лоска, действительно, стало больше, но ушли последние старцы-исповедники, а значит – стало меньше жизни. Не случайно известный священник, протоиерей Дмитрий Дудко, прошедший и сталинские лагеря и брежневскую тюрьму, уже на закате своей жизни в двухтысячные годы говорил, что придти к Богу и жить с Ним теперь – трудней, чем во времена его молодости и даже ещё совсем недавно. Время сейчас – не детское. Ушли куда-то наивная искренность, искренняя наивность. Больше стало цинизма, неотъемлемое свойство которого, – разрушать всё, чего он касается...

И, тем не менее, заповедь апостола Павла – всегда радуйтесь (1Фес. 5:16) – обращена не только к его современникам. Она исполнима всегда, как следствие исполнения другой, близкой ей, – непрестанно молитесь (1Фес. 5:16). Всегда находится иная, противоположная мрачной, сторона жизни. Трудности превращаются в приобретение, если использовать их преодоление как средство приближения к Богу. И во времена апостасии – массового отступления от Бога – находятся люди, уверенно шествующие в противоположном направлении. Достаточно войти в храм, увидеть в нём молодые лица, чтобы понять, сколь благ Господь... Желающие жить в гармонии со своей совестью всегда будут жить с ней в гармонии. По большому счёту, им не так уж и важно: в какое время они живут, и кто теперь «громоздится на мавзолее» – товарищ Хрущёв или господин Ельцин...

Снова всматриваюсь в знакомые лица на уже поблекшей фотографии... Пусть и инвалиды, но всё-таки живые... Люди, которым хватило решимости обратить к Богу жизнь во всех своих проявлениях, сделать её осмысленно-целенаправленной. Достаточно ли этого для спасения? Наверное, да, если не растерять верные смыслы не только на ухабистых стезях, ведущих к Храму, но и в нём самом... Вернуть, если они были утеряны...

Рейтинг: 9 Голосов: 15 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
иерей 4 апреля 2012, 18:45
Отцы епархии звонят, поддерживают, понимают чудовищность ситуации, переживает моя семья, миряне, друзья. Пытаются писать письма в патриархию, ну а там говорят, знаете сколько таких сигналов поступает каждую неделю? Письма будут отправлены обратно, они еще больше ожесточат архиерея. Смиренно жду промысла Божия, понимаю что священником был недостойным, может так и надо.......но абсолютно не готов смиряться с карьеризмом и прожектерством, пиаром и лицемерием, как быстро случайные люди в Церкви этому научились. Может слишком эмоциональный комент, без имен и адресов. Но оставляю вопрос открытым, есть ли в Церкви православные епископы? Если есть, расскажите кто.
иерей 4 апреля 2012, 18:43
Сделано многое, можно было сделать еще больше для родной Церкви, почему помехой этой деятельности становятся, те кто по послушанию должен Церковь укреплять? У нас почти две сотни епископов, сейчас мне кажется, что это две сотни римских пап..... я четко знаю что без епископа, нет Церкви. Но где же вы, епископы православные? Патриарх говорит все красиво, очень достойно и понятно, почему вслед этого ничего кроме слов не делается. В епархиях процветает карьеризм, такое ощущение что церковную власть захватили вот такие случайные люди. Сломать священника для них не трудно, посмотрите сколько запрещенного священства! Допускаю что разные случаи есть, но не в таком количестве. Говорю потому, что, сейчас в моей митрополии решается вопрос о снятии с меня сана, и я знаю что никто за меня не заступится, и мой епископ за мое "несмерение", "раскольничество", "непослушание" снимет с меня сан.
иерей 4 апреля 2012, 18:41
Мне эта статья попалась только сейчас. Мне кажется дело в том числе и в вопиющем бездействии, и в спекуляции добродетелями. Сам я в храме всего 11 лет, 7 из них священник. Нет ничего радостнее на свете чем быть иереем Божиим. Помню первое паломничество, восторг неофита и мудрое отношение к людям которые казались посторонними в Церкви, они были как бы в Церкви, но на самом деле, вне Ее. Злые, корыстные, расчетливые, я понимал, что и им Господь дает возможность меняться, видя собственные перемены. Сейчас конечно без восторга, но все же, радость служения остается, я знаю много прекрасных священников, мирян. Сам, как пастырь, старался говорить и показывать красоту нашей веры. И вот я священник 7 лет, скажите мне православные отцы и братия, есть ли православные архиереи???
Марина 1 ноября 2011, 11:39
Спасибо за стать!Конец вполне оптимистичен.
Евгений А21 октября 2010, 01:16
В статье нет самого главного - причины. Она походу не раскрыта вовсе. Посчитали потери, кто посмеялся, кто прослезился, и всё осталось на прежнем месте.
Вера18 октября 2010, 18:33
Помоги нам всем , Господи !
Георгий , почему Вы думете , что монахам нельзя пользоваться компьютером ? Это не серьезно.
Надежда18 октября 2010, 15:42
Поучения
оптинских старцев

Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святы­ми и добрыми. Когда же ви­дим их дурных, то это проис­ходит от нашего устроения.

преп. Макарий Оптинский
НС18 октября 2010, 15:35
Статья весьма актуальная и честная. Ныне случается замечать с каким удовольствием и как часто нынешние иеромонахи дают интервью, вспоминая с удовольствием своё светское молодое прошлое, как немало либеральных убеждений, политических эмоций сохраняется в их публичных речах. Грустно и страшно. Монахи - наши светочи, но если свет -тьма, как нам-то? Вы уж, братия, трезвитесь, а то уж и так пропадаем.
mr. bin17 октября 2010, 01:11
Да, это очень хорошая статья - очень понравилось :)
Сергей16 октября 2010, 08:51
От себя не убежишь никуда. Инвалидность духовная подобна телесной только гораздо сильнее и жестче,когда все в прошлом, тогда нет будущего.
Сергей.
Георгий Симон16 октября 2010, 07:24
Замечательно пишет отец игумен. Ведь монахи уже в кельях компьютеры прячут (видел своими глазами).
Василий15 октября 2010, 18:55
Умная, замечательная статья. Очень понравилось.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Игумен Даниил (Гридченко)

Новые материалы

Выбор читателей

×