В
разных городах нашей страны прошли митинги
против закона «О передаче
религиозным организациям имущества религиозного
назначения, находящегося в
государственной или муниципальной
собственности». Эти митинги были широко
разрекламированы с социальных сетях, как
“общероссийская акция протеста”.
Сетевые дневники (блоги) с тысячами
подписчиков публиковали горячие
призывы организаторов. Как говорили
устроители митингов, “должно сказать
свое слово гражданское
общество”, в листовке
перечислялись города, в которых это
общество должно было громко заявить о
своей антицерковной позиции. Акцию
сразу поддержало политическое движение
“Солидарность”. Власти, несмотря на
недавние беспорядки, митинги разрешили.
Люди могли выразить свое неприятие
церковной реституции свободно,
легально, не опасаясь разгона или каких-либо
репрессий. Это хорошо - у людей должна быть
возможность высказать свое мнение,
и они его высказали. Однако интересным
оказалось и другое - сколько людей в этих
благоприятных условиях пришли выразить
свой протест против
возвращения Церкви ранее
принадлежавшего ей
имущества.
Фото: Новая газета-Рязань
Судя по фотографиям, митинги в разных городах собрали от нескольких человек до пары десятков; учитывая, что какую-то часть собравшихся составляли фотографы, журналисты и зеваки, такая малочисленность находится на грани полного отсутствия. Борцам с клерикализмом не удалось привлечь под свои знамена практически никого; и проводить эти митинги вообще было большой стратегической ошибкой с их стороны. Активный шум в интернете мог создавать впечатление многочислености, того, что “общественность против”, кампании перепостов в “Живом Журнале” выглядеть каким-то массовым движением, борцы с церковной реституцией могли делать вид, что их много и голос их звучит устрашающе и громко. Но попытка, как говорят в интернете, “развиртуализации”, “выхода в реал”, кончилась тем, что вышли практически только непосредственные организаторы. Негодующая общественность свелась к, в лучшем случае, десятку активистов. Только вороны, рассевшись на ограждениях, внимали их речам.
Грозные предостережения организаторов акции: “мы предупреждали, что ничем не ограниченная передача огромной собственности РПЦ неизбежно приведёт к социальной нестабильности” кончились ничем; мы не увидели не только обещанной нестабильности, но и сколько-нибудь многочисленных митингов протеста.
Митинги - вернее их впечатляющий неуспех - сделали очевидными несколько фактов, на которые стоит обратить внимание. Как оказалось, антиклерикализм в нашей стране не является ни организованным движением, ни сколько-нибудь массовым настроением. Эта реальность оказалась скорее виртуальной, и попытка ее перевести в реальный мир кончилась ничем. Люди у нас могут устраивать массовые выступления - и даже беспорядки - когда они чем-то действительно встревожены или разгневаны. Но, похоже, церковная реституция вызывает такие эмоции очень мало у кого. Политические силы, которые пытаются сыграть на антиклерикальных настроениях, ставят даже не на хромую, а на совершенно мертвую лошадь.
Те опасения, которые высказывали некоторые из организаторов акции - относительно сохранности произведений церковного искусства - однако, стоит воспринимать со вниманием. Но в этом отношении Церковь и специалисты-музейщики не враги, а естественные соработники. Церковь горячо заинтересована в сохранении своего векового достояния, и тут диалог о том, как это лучше сделать, вполне уместен и уже идет. С митингами ничего не получается; поэтому лучше ограничиться диалогом.