Моя встреча со старцем Паисием Святогорцем

Сегодня мы публикуем отрывок из книги владыки Иерофея, в котором он рассказывает о своей встрече с великим старцем и подвижником нашего времени – Паисием (Эзнепидисом).

Митрополит Иерофей (Влахос) Митрополит Иерофей (Влахос)
Преосвященнейший Митрополит Навпакта и св. Власия Иерофей (Влахос) родился в 1945 г. в Иоаннине (в Греции). С 1964 по 1968 гг. он обучался на богословском факультете Фессалоникийского университета. В 1971 г. был рукоположен во диакона, а в следующем году — во священника. До 1987 г. служил в Эдесской митрополии, затем в митрополии Фив и Левадии, и до 1995 г. служил в Афинской архиепископии. Все это время занимался церковным проповеданием и миссионерской работой с молодежью. Представлял Элладскую Церковь в различных общественных организациях по решению проблем демографии, наркозависимости, голода и нищеты, а также организациях, поддерживающих людей с синдромом Дауна и их семей.

В течение трех лет преподавал греческий язык и Биоэтику в ливанской богословской школе «Святого Иоанна Дамаскина». Кроме того, был руководителем и преподавателем различных богословских школ и курсов для кандидатов во священника.

В 1995 г. был возведен в сан митрополита Навпакта и св. Власия.

Владыка Иерофей известен как плодовитый писатель — около 70 книг митрополита, написанные в духе православной святоотеческой традиции, посвящены разнообразным актуальным вопросам Церкви. Многие из этих книг неоднократно переиздавались на греческом языке. Около 60 трудов митрополита были переведены на 20 иностранных языков (русский, украинский, болгарский, английский, французский, немецкий, испанский, венгерский, румынский, грузинский даже на пакистанский, суахили, китайский, арабский и др.).

Прибыв на Афон, я первым делом направился к старцу Паисию Святогорцу, который в то время подвизался в каливе Честного Креста возле монастыря Ставроникита. Я знал его ещё с давних времён, когда беседовал с ним о вопросах духовного служения. Теперь, пожив в монастыре в Эссексе и находясь под впечатлением от прочитанного об Умной молитве, я твёрдо решил ещё раз встретиться с ним и поговорить на волнующие меня темы.

Беседа с отцом Паисием была настоящим священнодействием. Она произвела на меня такое огромное впечатление, что я написал заметки по мотивам нашего разговора, как только вышел из его келии, сидя на небольшом камне по пути в монастырь Ставроникиты.

В начале нашего разговора я спросил старца о сущности монашеской жизни. Он сказал мне, что «у монаха нет прав, поскольку они принадлежат Богу». Затем он сказал, что следует развивать внутреннюю жизнь, не останавливаясь только на внешнем. Особенно подчеркнул он то, что мы должны жить в праведности Божией: «Недостаточно одной лишь чистоты тела, необходим и праведный образ жизни. Праведник и терпящие несправедливость – поистине дети Божии». Стержень монашества – Бог и связь с Ним.

Он сказал: «Если я пойду в какую-нибудь военную часть и расскажу людям, что такое монашество, все захотят стать иноками. Но когда они придут сюда (не имея изначальной предрасположенности к монашеской жизни), сначала их очарует пение полиелея в храме, а потом они посчитают, что в ресторане и баре им всё-таки лучше. Итак, сущность монашества находится в сердце человека. Мы обязаны научить новое поколение истинному монашеству». Зная сколь велика ценность послушания, отец Паисий сказал: «Каждый старец даст ответ Богу сообразно с послушанием, которое проявляли по отношению к нему его духовные чада». Конечно, послушание – это не тирания старца над послушниками, оно должно быть добровольным и осознанным. Он подчеркнул: «Монахи, которым старец предоставляет свободу, несут большую ответственность».

Старец Паисий отметил, что некоторые монахи безразличны к своему духовному преуспеянию, занимаясь строительством. Однако «монахам не следует много строить – нужно просто приспосабливать уже существующее под собственные нужды». «Сегодня у нас кельи и животы!», сказал старец (в греческом игра омонимичных слов «κελλιά» (кельи) и «κοιλιά» (живот)).

Разговор естественным образом перешёл на Умную молитву, которая является сутью монашеской жизни. Старец Паисий сказал, что молитва, словно родник, проистекает из сердца, которое любит Бога или страдает.

«Молитва – особое состояние: мы не просто молимся, не только держим ум чистым от помыслов. В молитве должно участвовать сердце».

Много мудрых слов старец сказал мне о духовной жизни христианина. Он отметил, что благоприятным условием для возрастания молитвы является участие в жизни Церкви. По словам отца Паисия: «Божественная арифметика отличается от человеческой. 4 для Бога – это «отлично», в то время как 9 – не «отлично»». На мой вопрос, как это истолковать, он ответил: «Когда человек получает 2 дара от Бога и преумножает их вдвое (4), он получает «отлично», однако тот, кому достаётся 5 даров и кто вместо того, чтобы умножить их до 10, делает из них 9, «отлично» не получает». Ещё он мне сказал, что порой «помыслы неверия происходят от чрезмерного усердия» и что «когда кто-либо погружается во власть своей фантазии – он может впасть в ересь и навредить всей Церкви».

Я спросил его о юродстве во Христе. Он привёл мне пример отца Евфимия, жившего в Великой Лавре, которого он очень почитал и которым восхищался. Тот находился на «высокой ступени духовной жизни». По приходе в Великую Лавру он, скрывая свою добродетель, возмущённо утверждал, что еда, которую ему принесли, плоха, – чтобы не есть, а также сбрасывал с кровати чистые простыни до тех пор, пока его не перевели в келию похуже. В заключении старец Паисий с юмором прибавил: «Зачем нам становиться юродивыми (во Христе), когда мы и так глупцы (по уму)?»

Источник: http://agioritikesmnimes.blogspot.ru

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Практические советы относительно повседневной жизни христианина Практические советы относительно повседневной жизни христианина
Старец Ефрем (Мораитис)
Прирождённый проповедник, прошедший школу умного делания, братолюбивый пастырь, упорно взыскующий усердия своих чад, о. Ефрем имеет в своём арсенале всё разнообразие Православной духовности, его пронизанные тёплой заботой проповеди и наставления изобилуют ссылками на Священное Писание, примерами из жизнеописания древних подвижников Православной веры, яркими суждениями Отцов Церкви.
В гостях у старца Паисия В гостях у старца Паисия
Игумен Нектарий (Морозов)
Я знал, что погребен подвижник в устроенном его попечением женском монастыре во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в местечке Суроти, в пригороде Салоник. Слышал, что добраться туда на такси можно быстро даже из центра города, где мы и находились.
Молиться Богу и будить людей Молиться Богу и будить людей
Прот. Андрей Ткачев
Молиться Богу и будить людей Молиться Богу и будить людей
Протоиерей Андрей Ткачев
От тяжкого сна греховного нужно пробуждать великое множество крещеных людей. И приступать к этому нелегкому делу нужно только после усиленных и продолжительных молитв.
Духовность и духовничество: доклад митр. Антония Сурожского Духовность и духовничество: доклад митр. Антония Сурожского
ВИДЕО
Духовность и духовничество: доклад митр. Антония Сурожского Духовность и духовничество: доклад митрополита Антония Сурожского
Старые фильмы о главном
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Эта видеозапись была сделана почти 25 лет назад, 18 мая 1987 года. В Издательском отделе Московского Патриархата проходила международная конференция, посвященная 1000-летию Крещения Руси. В тот день митрополит Антоний Сурожский выступал со своим широко известным сегодня, перепечатанным в сотнях изданий докладом «Духовность и духовничество». Говорил он незабываемо – и по сути, и по силе пастырского слова.
Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников
История моих трудов, плодом которых стала эта книга, такова. Я познакомился с ныне покойным старцем Паисием в 1988 году. В последующем, слушая рассказы паломников и Афонских отцов о встречах с богоносным старцем, я почувствовал необходимость собрать и обобщить все эти свидетельства. С горячим сердцем я начал их собирать, что оказалось нелегким делом, поскольку на это требовалось много времени.
«Достойный священник — друг Божий» «Достойный священник — друг Божий»
Иером. Иов (Гумеров) о пастырском служении
«Достойный священник — друг Божий» «Достойный священник — друг Божий»
Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым) о пастырском служении
Антон Поспелов
Священник — соработник Богу, и когда человек принимает священство, он делает прямой вызов демоническим силам. При этом он может явно об этом и не задумываться. Человеку приходится преодолевать и внешние препятствия, и внутренние. То враг искушает и соблазняет сойти с этой стези, то обнаруживаются человеческие немощи, а иногда нужно иметь мужество, чтобы поступить по совести перед лицом трудностей и опасностей. И еще прибавлю: священник должен быть абсолютно свободен от корыстолюбия.
Голод по Богу Голод по Богу
Митр. Лимасольский Афанасий
Голод по Богу Голод по Богу
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы часто спрашиваем, не грех ли то или другое. Например, грех ли курить? Грех ли пить? Грех ли ходить на дискотеки? Это неправильные вопросы.
«Альфа и омега монаха – это послушание» «Альфа и омега монаха – это послушание»
Беседа с благочинным мон. Дохиар архим. Гавриилом
«Альфа и омега монаха – это послушание» «Альфа и омега монаха – это послушание»
Беседа с благочинным афонского монастыря Дохиар архимандритом Гавриилом
Отец Ефрем из Катунакии был отцом послушания и покаяния. Когда к нему кто-то приходил, он не удивлял человека, называя его по имени, он говорил только о покаянии и послушании. И отец Паисий тоже говорил только о послушании. И отец Амфилохий тоже. И наш настоятель, когда к нему обращаются, также говорит о послушании. Альфа и омега монаха – это послушание.
Церковь должна быть смелой в своих поступках Церковь должна быть смелой в своих поступках
Беседа с митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Николаем
Оставаясь верной своей сущности, своим основам, своей традиции, Церковь должна быть открыта в своей проповеди, открыта в своем служении. Слово Церкви должно быть взвешенным и выверенным. Церковь должна быть более смелой в своих предложениях и в своих поступках. И более современной в способах несения своего служения. Таким образом она сможет достучаться до сердца современного человека и дать ему то, в чем современный человек, безусловно, имеет большую нужду.
Комментарии
ольга11 февраля 2014, 23:13
Спаси Господи, что Вы есть
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×