Овсяное печенье

Рассказ

Случается, самые обыкновенные фразы, сказанные по пустякам, становятся, что называется, учительными. Важен момент, в который произносятся эти простые и, быть может, неинтересные фразы. Если момент подходящий, то и расхожие слова, употребляемые нами по нескольку раз на дню, могут обрести особый смысл и даже вызвать некие, более или менее содержательные, размышления. А вот удобоприменительность момента — вопрос загадочный и легковесному объяснению не подлежит. Тут уж все как получится…

Горящий Сталинград. Зенитная артиллерия ведет огонь по немецким самолетам 1942 г. Место съемки: Сталинград, Площадь
Горящий Сталинград. Зенитная артиллерия ведет огонь по немецким самолетам 1942 г. Место съемки: Сталинград, Площадь
Однажды, второго февраля, мы отмечали у отца архимандрита очередную годовщину Сталинградской битвы, в которой он принимал самое героическое участие. Батюшка был известен крайней строгостью по отношению к себе и безграничной доброжелательностью ко всем остальным людям. Его уже донимали всякие немощи, так что из кельи он выходил редко, разве только на службу иногда: помолиться со всеми, причаститься… Жил, можно сказать, в молитвенном уединении. Но Сталинградскую победу отмечал неуклонно. И всякий, кто помнил, что именно произошло второго февраля сорок третьего года, мог зайти к нему. Празднование совершалось в полном согласии с традицией, начало которой, как мы понимали, было положено еще на передовой. Каждому вручались две мятые алюминиевые крышки от термосов: в одной — сто не сто, но граммов пятьдесят фронтовых, в другой — специально приготовленная закуска: зеленый горошек в собственном соку, перемешанный с мелко нарезанным соленым огурчиком. Мы выпивали крышечку «за победу!», подкреплялись кулинарным изыском и пиршество завершалось. Хозяин кельи в этом занятии не участвовал по привычной склонности к аскетизму. Да тут еще присоединился к нему молоденький пономарь, пришедший с одним из священников: он строго отверг предложение и взирал на все с видимой осудительностью.

Рассказывать про войну отец архимандрит не любил:

— А чего там рассказывать? Наступаем, отступаем, окапываемся. Опять наступаем. Того убило, этого ранило. Того похоронили, этого — в госпиталь. Другого убило, меня ранило. Его похоронили, меня — в госпиталь. Подлечили — опять: наступаем, отступаем, окапываемся. Война — дело неинтересное, — и улыбался.

Обычно такие встречи проходили в разговорах о всяких церковных новостях: где чего построили, кого куда перевели по службе, но тут батюшка вдруг спросил, а из нас-то кто-нибудь бывал в Сталинграде? Оказалось, что, кроме меня, никто.

— В какие, — спрашивает, — времена? Наверное, Волгоградом назывался уже?

— В начале пятидесятых, — говорю, — самый что ни на есть Сталинград.

И ему, не видавшему город с февраля сорок третьего, стало так занимательно, что он потребовал от меня полного описания.

Мы с отцом плыли тогда по Волге на пароходишке — еще колесном: в ту пору по Волге ходило немало таких судов, на плаву был даже «Яхонт» — реликвия с кормовым колесом. А буксиры так почти все были колесными: знаменитые черно-рыжие, непомерно широкие, из-за выпирающих по бортам колес.

Сталинград спешно восстанавливался, была уже построена парадная лестница на берегу Волги, над развалинами тут и там поднимались дома, ходил трамвай. Мы доехали до Мамаева кургана и взобрались на него. Курган был усыпан позеленевшими гильзами. Я насобирал их, а отец, просмотрев, выбросил все немецкие: «Может, пулями из этих гильз убило кого-то из наших». Всюду по сторонам виднелись могильные холмики: где с жестяной звездой, где с табличкой, а где и без ничего. Местами в траве белели россыпи костяного крошева…

Другой батюшка рассказал, что один из его родственников — дядька что ли — был ранен под Сталинградом и потерял ногу. И просил, если кто окажется в тех краях, поискать — может, найдется, а то протез ему надоел.

Отец архимандрит слушал с почтительной благодарностью, воспринимая наши истории как подарки, как посильное приношение к празднику. Приношение Сталинграду.

Дети Сталинграда прячутся от налёта. 1942 г. Фото: Л.И. Конов
Дети Сталинграда прячутся от налёта. 1942 г. Фото: Л.И. Конов
Тут я вспомнил еще рассказы матери: с выездной редакцией «Комсомолки» она попала в Сталинград вскоре после освобождения. Надо было налаживать выпуск газеты и одновременно заниматься детьми: в городе оказалось неожиданно много детей — тысячи детей, загадочным образом переживших зиму на линии фронта. Когда прошлым летом ребятишек собрали на берегу и начали перевозить через Волгу, немцы старательно разбомбили переполненную баржу с красным крестом. Жуткое это событие нарушило план, и ребятишки порасползались. И вот теперь их собирали, откармливали, лечили. Для самых мелких — «детские сады»: выберут среди развалин место поровнее, посадят человек двадцать в перевернутые немецкие каски, а над всем — девушка-боец с автоматом. Она — и воспитатель, и заведующая, и завхоз, и охранник. Днем солдаты приносят еду, а на ночь малышей укрывают в ближайшем подвале: там есть тюфяки, одеяла и печка-буржуйка.

Летом на другом берегу Волги устроили пионерский лагерь — дети жили в шатровых солдатских палатках. Для развлечения и боевой подготовки то и дело проводились военные игры. Как-то заметили, что один парнишка уклоняется от военных игр, и пристыдили его, обвинив в трусости. В ответ он неохотно предъявил медаль «За отвагу» и сказал, что с деревянным автоматом бегать не будет, ну, а если понадобится, сможет и оборону организовать, и наступление. Сообщили военруку-инвалиду. Тот пришел, побеседовал и велел отрока больше не трогать: «Свой парень — фронтовик», — но при этом выглядел заметно встревоженным. Той же ночью оба фронтовика по-разведчески незаметно пробрались за территорию лагеря, и мальчонка сдал свой тайник — до утра топили в реке пистолеты, гранаты, боеприпасы, с помощью которых и предполагалось организовывать хоть оборону, хоть наступление.

А первого сентября открыли первую школу: ремонт закончили только к утру, сильно пахло сырой штукатуркой. Присланная из Москвы молоденькая учительница начала урок. Она торжественно поздравила всех с разгромом немецко-фашистских войск под Сталинградом, с открытием первой школы, с началом учебного года, а потом стала называть фамилии учеников и расспрашивать о родителях. Дети отвечали: «Отец погиб на войне, мать угнана в Германию… Отец погиб на войне, мать убита в бомбежку… погиб… убита… убит…». Учительница выбежала в коридор и, прижавшись лицом и всем телом к невысохшей еще стене, даже не зарыдала, а завыла — истошно, пронзительно. Девушки-штукатуры, стоявшие у дверей, тоже плакали. А когда вышедшие из класса ученики стали всех успокаивать, завыли и девушки, и общий вой достиг какой-то невероятной силы и высоты. Учительница, перемазанная в штукатурке, обессилено сползла на пол. В конце концов ребята всех успокоили, взрослые вытерли слезы, отмыли учительницу и занятия благополучно продолжились. Вот, собственно, и все, что я мог рассказать…

Мы уже пили чай. Тут-то и прозвучали необременительные слова, которые для присутствовавших гостей — исключая, пожалуй, пономаря — стали уроком. Казалось бы: после таких бесед — и совсем пустой лепет… А вот поди ж ты!

Батюшка, как всегда в этот день, предложил овсяное печенье — оно напоминало ему какие-то галеты военной поры. Строгий молодой человек сказал укорительно:

— В постные дни — не ем. А была не то среда, не то пятница.

— Почему? — робко спросил хозяин.

— У нас его продают в коробках, а на коробках написано, что в состав входит яичный порошок, потому и не ем.

Батюшка улыбнулся и тихо сказал:

— А у нас его продают в пакетах, и на пакетах ничего не написано, так что я — ем.

Вот и все простые слова.

Через несколько дней отец архимандрит принял схиму. А юноша с отличием окончил семинарию и стал священником. Служил на одном приходе, на другом, на третьем, теперь, кажется, на пятом или шестом: ни с кем не уживается, всех поучает, и все у него как-то внешне, внешне…

А мы, тогдашние гости, при случае любим угостить друг друга овсяным печеньем и всякий раз вспоминаем: «на пакетах ничего не написано, так что я — ем».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Год сталинградского единоборства Год сталинградского единоборства
Диак. Владимир Василик
Год сталинградского единоборства Год сталинградского единоборства
Диакон Владимир Василик
Второго февраля 2013 года исполнилось 70 лет со дня окончания Сталинградской битвы. В этот день капитулировала 6 армия под предводительством Паулюса. Всего за Сталинградскую битву немцы потеряли 840000 убитыми и 240000 пленными. Сталинград явился началом коренного перелома в Великой Отечественной войне.
Дедов крест Дедов крест
Рассказ
Александр Сегень
Дед свой Георгиевский крест закопал в укромном месте на огороде, когда пустили слух, что всех, у кого таковые найдутся, будут на месте расстреливать. Потом, спустя годы, он приедет, будет искать, где подарил земле свою награду, да так и не найдет…
Епископ. Встреча на фоне военного детства Епископ. Встреча на фоне военного детства
К вере меня привел человек, встретить которого на своем жизненном пути в советское время было крайне сложно — это был епископ. Точнее, архиепископ Астраханский и Сталинградский — владыка Филипп. Когда я была маленькой, мне посчастливилось некоторое время быть рядом с этим удивительным человеком, и он очень помог мне — исцелил от немоты. Я никогда не забуду его…
Комментарии
Наталья 4 октября 2022, 04:50
Спасибо автору, что память чтит, и его хорошие друзья.По маминой лини отец санинструктором служил в Великую Отечественную войну. Пропал без вести в боях под Сталинградом. Мы, наша семья нашли в архивах сведения, что последее место его службы там было, и пропал он ориентировочно с декабря 1942-январь 1943.Упокой Господи душу раба Божьего Николая.
Ирина28 января 2019, 22:30
Спасибо!
Дарья19 марта 2016, 02:03
Поучительно.
Алекс Щерб16 февраля 2016, 11:15
Спаси Бог! У меня тоже отец воевал и дядя сложил голову в 41г. Хорошо пишет батюшка, дай ему Господи многая лета.
Р.Б.Марина с Камчатки25 июня 2013, 12:58
Батюшка, спасибо вам за все, вспоминаю пост великий, мой батюшка Димитрий, разрешил мне есть рыбу, когда совсем меня силы покидали, я многодетная мама, домашние дела изнуряли меня....я старалась не есть рыбу вообще, всё думала, что можно и потерпеть...чувствую сил никаких не остается, спать тянет постоянно, голова стала кружиться, лицо осунулось, 48 кг стала весить, в церковь не пошла, так уже 2 службы пропустила, на молитву сил не стало...а муж не знает, что посты соблюдаю..дома покушать всё есть. Слава Богу. Так сильно захотелось рыбных пельменей...но подумала, что это вкусная еда, дождусь Пасхи и поем....Вдруг, приходит вечером муж с работы и приносит пельмени рыбные...он их не любит и никогда не покупает сам, а тут приносит. Я удивленно говорю:"Ты купил пельмени!. Спасибо." А он говорит:"Я вот подумал и купил, ты же их любишь". Я подумала, что раз муж купил, значит ему Господь на сердце положил, чтобы я подкрепилась...надо принять всё как от Господа... вдруг, читаю на этикетке:"Яичный порошок". И всё...расстроилась и спрятала их в морозилку до Пасхи...еле выдержала пост...а ведь Господь протягивал руку помощи, а я не приняла. Господи прости....я ведь иной раз в пост не знаю и что поесть...всё думаю содержится ли в батоне яичн.порошок или молочный.. всё забиваю голову, ковыряюсь в еде...нужно ковыряться в собственной душе так скурпулезно, в собственных грехах копаться и любить всех. Всех любить и прощать. Господи, какая же я глупая!!!
р.Б.Марина.25 июня 2013, 12:37
Спасибо за рассказ...он мне очень помог и утешил...радостно так на душе стало....не подвиги нужны Господу, а наше сердце...наполненное любовью ко всем людям, к Господу. Господи, прости нас. Спаси всех людей...
Алексей21 марта 2013, 23:57
А я не понял смысла. И это не ясно "всех поучает, и все у него как-то внешне, внешне…"
Ольга21 марта 2013, 14:27
Спасибо за рассказ. Читала-плакала. У меня родители войну прошли, а мама под Сталинградом воевала. И про войну много не рассказывали, говорили только: Страшно было". Как-то мне пришлось ехать в Москву, и поезд шел мимо Волгограда. Там же сплошные степи кругом и укрыться-то негде! Все точно:" Наступаем, отступаем, окапываемся...". Светлая память нашим воинам, сложившим голову в той войне, и Царствие Небесное!
Ольга21 марта 2013, 07:34
Кто-то с Батюшек на "Я не ем" сказал словами Евангелия "Отцеживаете комара..." Спасибо за статью, которую невозможно читать без слез.
Елена20 марта 2013, 06:06
Замечательный рассказ, сердцу тяжко когда читаешь о войне, о детях войны.
Больше запомнились слова "....я- ем" нет в них никакой гордости, простота, любовь, покой и что-то очень близкое. И хочется быть рядом с Батюшкой.
Ольга19 марта 2013, 21:42
Спасибо...
все время забываешь, как им было трудно...
Людмила19 марта 2013, 19:41
Спасибо напомнила статья как наш папа Николай Гулькин рассказывал о Сталинградской битве участником которой он был. Это действительно страшно как на твоих глазах гибнут,умирают 20 летние мальчишки с которыми стал друзьями. Светлая им память!
Светлана19 марта 2013, 17:30
А наш батюшка кого-то цитирует: А ты откусывай, а как яичко-то попадется, ты его выколупывай, да дальше ешь :)
АЛЛА19 марта 2013, 15:56
ХРАНИ ВСЕХ ГОСПОДЬ!
Василь19 марта 2013, 14:40
Пять минут назад я печиво овсяне їв а потім побачив на сайті статтю про нього і стало дуже цікаво що пишуть. Хороша стаття а також служба, утріння вівторка, яку я слухаю під час читання . Спаси господи! Україна (Закарпаття)
Алексий19 марта 2013, 14:30
Вот вроде взрослый уже мужик - 40 лет, а читаю воспоминания о войне - реву чуть не навзрыд. Оба деда войну прошли, слава Богу, выжили. Много чего рассказать успели, пока не померли. Да... Такого человека, как отец архимандрит, яичным порошком и фронтовой баклашкой в соблазн не введешь - это точно. Спасибо сердечное за рассказ. А о. архимандрит - это который, если не секрет?
наталья 19 марта 2013, 14:25
Батюшка, храни Вас Господь! Не смогла сдержать слез.
Андрей19 марта 2013, 14:02
Спасибо! Поучительный рассказ.
Ивановы19 марта 2013, 10:29
Спасибо Вам огромное! Всегда с радостью читаем Ваши рассказы
Anna19 марта 2013, 07:55
А наш батюшка говорит: "Не надо под микроскопом рассматривать..."
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×