В своей проповеди в день Всех святых, в земле Российской просиявших, отец Симеон (Томачинский) говорил о том, что спасение каждого из нас состоит и в нашем попечении о земном Отечестве – «где родился, там и пригодился». В проповеди прозвучали строки из письма А.С. Пушкина П. Чаадаеву: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя. Как литератора, меня раздражают, как человек с предрассудками, я оскорблен, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, как нам Бог ее дал». Эти же строки пушкинского письма звучат в фильме Андрея Тарковского «Зеркало», на них сконцентрирована идея фильма. А, может быть, и всего творчества Андрея Тарковского.
О духовном и национальном в творчестве выдающегося режиссера мы беседуем с иеромонахом Симеоном (Томачинским).
– Отец Симеон, можем ли мы говорить о том, что Андрей Тарковский приблизился к Православию именно постольку, поскольку он был русским человеком и болел за свой «дом»?
– Православие – вселенская религия, не только для русских, поэтому ее обретают люди разных национальностей и разных государств. Но, конечно, для России Православие имеет особое значение. Тарковский, как гениальный художник, чувствовал душу народа и ее христианские качества: любовь, открытость, смирение, жертвенность. И это отражено в его фильмах. А думы о России, переживания о ее судьбе – одна из сквозных тем его творчества.
– Творчество Андрея Тарковского в советское время для многих стало проповедью христианства. Какое влияние на вас лично оказали фильмы этого уникального режиссера?
– Для меня Тарковский значил очень много. Это был мой любимый режиссер, и к Церкви я во многом пришел благодаря его картинам – я бы поставил их рядом с романами Достоевского по значению в своих духовных поисках. Я смотрел и пересматривал его фильмы, может быть, не всё до конца понимая, но буквально впитывая как губка. Вот это непередаваемое ощущение Присутствия, наполненности бытия чем-то великим, значительным – сейчас я бы назвал благодатью. Помните, когда в его фильмах идет снег или дождь или течет ручей, время остановилось, звучит Бах, мы как завороженные созерцаем эти долгие неторопливые планы… Ничего как будто не происходит, действия нет, но именно в это время происходит что-то очень важное, в душе происходит, не в сюжете. Это и в «Солярисе», и в «Зеркале», и в «Ностальгии», конечно, да во всех его фильмах, по-моему. И что удивительно, когда я впервые в начале 1990-х приехал в Псково-Печерский монастырь, жил там около недели, то всем существом почувствовал: да вот он, Тарковский. Не то чтобы какие-то события похожие, хотя в «Андрее Рублеве» есть сцены из монастырской жизни, а вот это – чувство наполненности бытия Иным. А вот мальчик, как у Тарковского, кормит с руки птичек. Какое-то блаженное состояние, как будто в рай попал.
Со временем немного менялось у меня восприятие Тарковского – скажем, «Андрей Рублев», который был моим любимым фильмом, теперь местами вызывает вопросы. Когда-то это было откровением, а сейчас сцена несения креста и распятия, к примеру, мне кажется несколько искусственной, бутафорской. Или некоторые диалоги монахов – слишком книжные. А вот новелла о колоколе – просто шедевр.
– А какой сейчас ваш любимый фильм Тарковского?
– Трудно сказать. Когда-то это была «Ностальгия» или «Андрей Рублев», сейчас, наверное, «Зеркало». И «Солярис», безусловно. Что касается духовной жизни, то часто вспоминается «Сталкер» – действительно, как по минному полю идешь, не знаешь, что ждет за поворотом.
– Отец Симеон, вы, как человек духовно опытный, наверняка можете сказать о том, насколько религиозность преобладала в творчестве Андрея Тарковского. Или же он был просто человеком, обладавшим философскими знаниями?
– Меня трудно назвать духовно опытным, всё же это относится к людям другого возраста и степени интенсивности духовной жизни. Но, конечно, Тарковский был духовно чутким человеком. Душа вообще по природе христианка, как известно, а уж в случае гениального художника это вдвойне верно. Тем более если вспомнить замечательные стихи его отца, Арсения Тарковского – некоторые из них звучат в картинах сына… Конечно, Андрей Тарковский был верующим человеком, поэтому я был счастлив в прошлом году оказаться на его могиле, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, где мы молились за упокой его души. Там замечательный памятник, крест и символическая лестница к нему, надпись «Человеку, который увидел ангела». На том же кладбище – весь цвет русской культуры: Бунин, Зайцев, Бенуа, Зеньковский и многие другие. Так что получился своего рода «римэйк» к финалу «Ностальгии», где под романскими сводами звучат русские напевы.
– Можно ли считать, что в каждом фильме А. Тарковского дается интерпретация евангельских истин: нестяжательства, заботы о ближнем, покаяния, жертвенности?
– Мне кажется, главные ценности его картин – совестливость, ответственность друг за друга, особенно за тех, «кого мы приручили». Это, наверное, сквозная тема – она и в «Солярисе», где центральный образ – возвращение блудного сына, покаяние, и в «Зеркале», и в «Сталкере» – да везде. Ну, и конечно, традиционные духовные поиски русского человека, для которого «главное – мысль разрешить», а всё остальное второстепенно.
– Я ознакомилась с вашей беседой о творчестве Андрея Тарковского с иеромонахом Феодором (Ильиным). Он рассуждает так: «Многие люди в искусстве считают, что ищут Истину. Но если в результате этого поиска они не приходят в Церковь, то это значит, что они ищут не Истину, а что-то другое». А.С. Пушкин не был человеком церковным, но, тем не менее, Церковь обращается к его трудам, чтобы через них объяснить нам нравственные законы. Думаю, что и написанное А. Тарковским – о предназначении кинематографа или его дневниковые записи – не противоречит Православию.
– Конечно, не противоречит. Приведенное вами суждение мне представляется несколько категоричным: все-таки «прийти в Церковь» в советское время было не так просто, да и зафиксировать такой «приход» не всегда возможно. А то, что Тарковский искал Истину и Бога, это несомненно; через его творчество миллионы людей продолжают этот поиск и задумываются о смысле своего бытия, о своей ответственности друг за друга.
– Можно ли через кинематограф проповедовать Евангелие?
Если человек живет Евангельскими ценностями, то это обязательно отразится в его творчестве
– Художественная проповедь всё же иного рода, нежели слово с амвона. Она не может быть чистым назиданием или нравоучением: невозможно вложить «правильные мысли» в свое произведение, у искусства свои законы. Всё равно «от избытка сердца уста глаголют» – что есть в душе у художника, тем дышит и его творение. Если человек живет Евангельскими ценностями, то это обязательно отразится в его творчестве (правда, это совсем не значит, что его произведения будут гениальными). Это верно и в отношении кинематографа. В творчестве всегда, конечно, остается некая тайна, но чем режиссер живет, тем будут проникнуты и его картины.
– Почему творчество Тарковского недосягаемо западной режиссуре?
– Я бы не согласился со столь категоричным утверждением. Возьмем, к примеру, Акиру Куросаву – все его творчество проповедует высокие нравственные идеалы, я бы даже сказал – христианские ценности (хотя он, кажется, не был христианином). Причем неважно, что это: криминальная драма, историческая сага или экранизация классики. Я не встречал более глубокого прочтения, скажем, «Идиота» Достоевского или «Короля Лира» Шекспира, чем у Куросавы. Есть и другие выдающиеся западные режиссеры: Терренс Малик, братья Коэны, Джим Джармуш или, скажем, турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан, его «Однажды в Анатолии» – просто шедевр. Просто у каждого режиссера свой язык.
– Каково значение Андрея Тарковского для России и мира?
– Тарковский – наш Гагарин в кино. Конечно, что-то было до него, многое было и будет после, но он совершил прорыв в метафизику, открыл совершенно новый мир и сотворил новый язык, поэтому теперь каждый режиссер, в первую очередь в России, но и во всем мире, творит, имея в виду наследие Тарковского, опираясь на его «художественные открытия». Можно сто тысяч раз облететь вокруг Земли, добраться до Марса и до Венеры, но Тарковский останется первым, кто вышел в духовный космос.
Что касается А.С. Пушкина, то он пришел в Церковь, об этом свидетельствуют и его произведения последних лет, и то, что на смертном одре он дважды причащался Святых Таин.
"в Новом Завете всё сказано..."
Да, сказано.
Только почему люди сидят в инете, читают и пишут кто статьи, кто комменты, а не читают вместо этого Новый Завет?
Постоянно себя самого об этом спрашиваю, укоряю, объяснение пытаюсь найти, мол такие обстоятельства, мол тут ты как бы не один, мол ты тут в компании приличных собеседников и т.д. и т.п., но - не "прокатывает", до конца не "прокатывает". Ведь всё равно знаешь и понимаешь, что надо не здесь торчать, а Первоисточник читать. Только там правда, помощь, надежда и сила. Только, увы, почему то торчишь здесь. Почему???
Алексей, спасибо за цитату. По мне, так это не карикатура, а что-то ближе к клевете. Образ понятен(надо же, из такой помойки цветок пророс!)... Но нельзя же "ради красного словца не жалеть ни мать, ни отца"! Постановщик блестящий, спору нет, но христианину вместо "изысков" лучше, на мой взгляд, "Иваново детство", да и "Солярис" посмотреть...
Даже если и хотел А.Тарковский какие-то христианские моменты до зрителей донести - так в Новом Завете всё сказано... Уж лучше Первоисточник читать! Не по Сеньке шапка... Простите. Вполне допускаю, что чего-то не понимаю.
О.Антоний:
"Несмотря на то, что я люблю его фильмы, нужно отдавать отчет, что православному человеку, имеющему стремление исполнить заповеди Божьи, знакомому с образом жизни и наследием святых, в них (фильмах), почерпнуть нечего. По поводу воззрений А.А., тоже сомнительно, почитайте одно из последних его интервью, где он рассуждает о Голгофе, монашестве"...
(Из дневника русского священника, побывавшего в Сербии и Черногории летом 1999 года)
"...Сидим за столиком с игуменом, священниками. Чернобородый протоиерей пламенно восхваляет фильм Тарковского "Андрей Рублев".
- Да как вы его смотрели? Грязь, дождь, никто за весь фильм не перекрестился, иконописцы только и ноют о деньгах. Мученика играет клоун, преподобный Сергий (кротчайший из людей!) с проклятием изгоняет иконописца. Как неверующий может отобразить Русь Святую? Он поклонялся идолу "кино": ради кадра сбрасывал лошадь с колокольни, ради кадра заскакивали на лошадях в храмы, гадили там. Храм всегда остается храмом, осквернение - осквернением. Чем же он лучше татар? Ваш кумир - карикатурист Святой Руси..."
ruskline.ru/monitoring_smi/1999/12/01/tam_moya_serbiya/
Je considиre ce rйalisateur comme un artiste universel et capital de notre йpoque, par sa dimension spirituelle, sa vision de l'humanitй et son talent inйgalй.
Je suis fier de faire connaоtre vos publications а mes amis et connaissances.
Merci mille fois.
В книге сестры - Марины Тарковской "Осколки зеркала" рассказана эта история с деревом. Это была выдумка Андрея Арсеньевича для драматизма. То, что он пережил в той экспедиции, видимо, рассказывать не очень хотелось. Но он снял такие фильмы, это ли не чудо.