«Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?»…
Вопрос этот, родившийся некогда под горячими лучами полуденного палестинского солнца, с тех пор не умолкал. Высвободившись из удивленных уст простодушной жительницы малоизвестного самарянского города, он с удивительной силой входит в сердца многих людей, рождая в их душах столько же недоумения, страха и сомнений, сколько тепла, надежды и любви. Там, в прохладе тенистых деревьев у колодезя славного патриарха, произошло событие, поражающее своей глубиной и таинственностью – Творец обратился с просьбой к Своему созданию: «Дай Мне пить» (Ин. 4:10).
«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20), – позже скажет Господь святому Иоанну Богослову. А теперь Он в образе жаждущего Человека смиренно стоит перед женщиной, которая меньше всего ожидала встретить Его именно здесь. В жизни этой самарянки было много радостных и печальных событий, она изведала на опыте и сладкий привкус мимолетного счастья, и горечь падения до самых бездн греха. Весь ее опыт говорил лишь об одном: нужно думать, как выжить здесь и сейчас, как решить насущные проблемы, избавиться от неудач, удержать удовольствие, быстро проходящее в беспросветности будней. Она была из тех, кого мы бы назвали обычными людьми, – искала счастье, устраивала свою жизнь, как умела...
Но вдруг душу пронзил голос: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин. 4:16).
Казалось, в этом повелении нет ничего особенного, оно ни к чему не обязывает, ни о чем не говорит, ведь дома ее ждет тот, о котором, казалось, и идет речь. Все как в обычной жизни. Однако Говоривший с ней знал больше других, знал всё. Он не требовал от нее признаний, не призывал к раскаянию, просто стоял и ждал ответа. И ответ женщины оправдал надежды Ожидавшего: «У меня нет мужа» (Ин. 4:17). Это было не просто свидетельство нарушения закона целомудрия. Спаситель прозрел в этом ответе нечто большее. Запутавшаяся в поисках земного счастья и уставшая от любострастных стремлений женщина признавала, что ее жизнь идет ненормальным путем. Она не стала искать оправданий, не ушла от ответа, но была честной перед Богом и собой.
«Правду ты сказала…» (Ин. 4:17), – услышала она из уст своего Создателя. И это действительно поразительный момент. Творец всего сущего ради любви к Своему созданию не просто снисходит к падшему человеку, Он разделяет с ним тяготы его жизни и с удивительным терпением пытается найти даже в самой темной душе хотя бы маленькое напоминание о некогда прекрасном образе. И что поразительно – Он находит этот лучик света! Своей любовью, милосердием Бог призывает душу обратиться к правде!
Господь вошел в жизнь этой женщины в момент, когда она ожидала этого меньше всего, когда, казалось, что ей совершенно нечего ответить Вопрошающему Творцу. Бог часто подобным образом входит в нашу жизнь, обращается с вопросом, который понять мы не можем. И вопрос этот звучит по-разному: иногда жизненные обстоятельства поражают своей непредвиденностью, порой люди, которые были самыми дорогими, удаляются на расстояние врагов, что-то случается либо в нашей жизни, либо в жизни близких и дорогих людей… Так бывает: вдруг человек оказывается в ситуации, когда единственное, что может он сделать – быть честным, признать собственное бессилие, остановиться и сказать в сердце: «Ведь я действительно ничего не понимаю»... И самое удивительное, что такого ответа, признания, сделанного со всей искренностью в глубинах сердца, оказывается, и ожидает Бог от человека.
Милосердный Господь не оставляет нас, ожидая единственного – честности
Мы не можем поразить Создателя ни глубиной жизненной мудрости, ни рассудительностью, ни высотой добродетели. Однако Милосердный Господь все же не оставляет нас, Он незаметным образом все равно входит в жизнь каждого, ожидая единственного – честности. И это тот ответ, который может дать каждый, как бы далеко от Евангелия не отстояла его жизнь! Здесь все равны: и покоренный сладострастием прелюбодей, и забывший о Боге мошенник, и утративший прежнюю ревность христианин – каждый может найти в себе силы, чтобы признаться перед собой и Богом в том, что жизнь его пошла не тем путем, что пора возвращаться... И этот ответ несомненно будет принят. Душа, изможденная бессмысленными попытками добиться счастья, в ответ на отчаянный стон сердца, услышит кроткий утешающий глас: «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26).