Православный календарьПравославный календарь
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.

«Верою пришедшая на кладязь самаряныня»

Комментарии к кондаку и икосу Недели о самарянке

В пятую неделю по Пасхе мы слышим в храме евангельское зачало, повествующее нам о встрече Спасителя с самарянкой близ города Сихарь (см.: Ин. 4: 5–42). Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий песнопений праздника.

    

Все песнопения Цветной Триоди этой недели отражают евангельский отрывок – беседу Христа с самарянкой. Это чтение выбрано неслучайно. В праздник Преполовения в богослужебных текстах явно звучит тема ожидания сошествия Святого Духа, которая раскрывается на протяжении второго периода Пятидесятницы. А в беседе с самарянкой Спаситель говорит о воде живой, подлинный смысл которой апостол и евангелист Иоанн раскрывает нам немногим позже:

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин. 7: 37–39).

Вода живая – образ Святого Духа.

В данной статье мы разберем кондак и икос. На церковнославянском языке их тексты звучат так.

Кондак:

«Верою пришедшая на кладязь самаряныня, виде Тя премудрости воду, еюже напоившися обильно, Царствие вышнее наследова вечно, яко приснославная».

Икос:

«Чистая таинства услышим, Иоанну нас учащу, в Самарии бывшая: како жене беседоваше Господь, воду просив, Иже воды в сонмища их собравый, Иже Отцу и Духу сопрестольный: прииде бо ищай образ Свой, вечно яко приснославный»[1].

Приведем также и греческие оригиналы.

Кондак: «Πίστει ἐλθοῦσα ἐν τῷ φρέατι, ἡ Σαμαρεῖτις ἐθεάσατο, τὸ τῆς σοφίας ὕδωρ σε, ᾧ ποτισθεῖσα δαψιλῶς βασιλείαν τὴν ἄνωθεν ἐκληρώσατο, αἰωνίως ἡ ἀοίδιμος».

Икос: «Τῶν σεπτῶν μυστηρίων ἀκούσωμεν, Ἰωάννου ἡμᾶς ἐκδιδάσκοντος, τὰ ἐν τῇ Σαμαρείᾳ γινόμενα, πῶς γυναικὶ ὡμίλει ὁ Κύριος, ὕδωρ αἰτήσας, ὁ τὰ ὕδατα εἰς τὰς συναγωγάς αὐτῶν συνάξας, ὁ Πατρὶ καὶ τῷ Πνεύματι σύνθρονος· ἦλθε γὰρ ἐκζητῶν τὴν εἰκόνα αὐτοῦ, αἰωνίως, ὡς ἀοίδιμος»[2].

Русский перевод выглядит следующим образом:

Кондак: «Верой пришедшая на колодец самарянка, увидела Тебя – Воду премудрости, Которой обильно утолив жажду, Царствие Небесное приобрела навечно, всегда прославляемая».

Икос: «Примем во внимание вразумительные тайны, бывшие в Самарии, когда Иоанн нас учит: как Господь беседовал с самарянкой, просив воду, Который собрал воды в собрания их, Который равен по власти Отцу и Духу; потому что пришел Ищущий образ Свой, вечно Прославляемый».

Вода живая и жизнь вечная

Кондак раскрывает перед нами духовный смысл события, описанного евангелистом Иоанном Богословом. Пришедшая на «кладязь», то есть на колодец[3], самарянка встретила и узнала долгожданного Мессию, Который должен был прийти и все возвестить людям.

В кондаке говорится о «воде премудрости», под которой понимается не только благодать Святого Духа, но и учение Спасителя – Евангелие Царства Божия[4]. Этой водой самарянка обильно утолила жажду – приняла учение Спасителя. У слушающего и принимающего евангельское учение жажда Духа прекращается, и в нем рождается вера во Христа как Искупителя мира. Обретенная вера и становится неиссякаемым источником воды живой, текущим в жизнь вечную, поскольку плодами веры является вечная жизнь и блаженство в Царстве Небесном. Об этом и говорит нам строка из кондака: «Царствие вышнее наследова вечно». Церковнославянское слово «вышний» обозначает «верхний, более могущественный, небесный»[5]. Приняв спасительное учение Спасителя и стяжав веру во Христа, самарянка унаследовала Царство Небесное.

Жажда прекращается, потому что она всегда будет утоляться из неиссякаемого источника – веры во Христа

Человеческую душу можно уподобить путешествующему страннику, который бредет по знойной пустыне. Его мучает жажда, и он не может найти, чем ее утолить. Так и человеческий дух не может насытиться чем-то временным на жизненном пути. Учение Христа для такого человека словно прохладная родниковая вода для путника в пустыне. Однако если путник утоляет жажду тела и лишь временно, утоливший жажду бессмертной души утоляет ее навечно. Его жажда прекращается, потому что она всегда будет утоляться из неиссякаемого источника – веры во Христа.

Обретая эту веру, человек приобретает себе блаженство, то есть жизнь вечную.

Согласно церковному Преданию, самарянку звали Фотинией и она приняла мученический венец вместе со своими семью сыновьями за веру во Христа во время гонений при императоре Нероне[6].

Христос – истинный Бог и истинный Человек

Текст икоса говорит нам о том, что повествование о встрече Христа с самарянкой находится в Евангелии от Иоанна. Читая его, мы «чистая таинства услышим». Слово «чистый» в церковнославянском языке имеет множество значений: «цельный, девственный»[7]. То же можно сказать и о слове «таинство» – «непостижимое, скрытый смысл или сущность, тайна, секрет»[8].

Церковнославянское слово «слышати» переводится как «слышать, получить какие-то сведения со слов других, принимать во внимание чьи-либо слова»[9].

Таким образом, икос призывает принять во внимание те «вразумительные тайны», которые раскрываются перед нами евангелистом Иоанном Богословом в этом повествовании о встрече Спасителя с самарянкой неподалеку от города Сихарь.

Собрание вод

Дальнейшие строки икоса показывают нам, что Тот, Который и «воды в сонмища их собравый», и «Отцу и Духу сопрестольный», то есть Христос как всемогущий, истинный Бог, смиренно беседует с женщиной-блудницей и просит у нее воды, как обычный человек.

Слово «сонмище» переводится как «общество, сборище, собрание»[10]. Этой строкой автор отсылает нас к первой главе книги Бытия, в которой описаны дни творения мира: «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» (Быт. 1: 10).

Церковнославянское «сопрестольный» – «разделяющий престол, равный по власти кому-либо»[11]. Так подчеркивается Божественное достоинство Христа и Его равенство с Отцом и Святым Духом.

Данные слова раскрывают перед нами учение Православной Церкви о том, что Христос – истинный Бог и истинный Человек. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин,

«Христос воспринял всего человека и все свойственное человеку, кроме греха, потому что грех не естественен и не Творцом всеян в нас»[12].

Икос заканчивается пояснением: «Прииде бо ищай образ Свой, вечно яко приснославный» – «потому что пришел Ищущий образ Свой». «Вразумительные тайны» анализируемого зачала из Евангелия заключаются в том, что Бог воплотился и пришел к погибающему во грехах человеку, которого Он по «образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1: 27), чтобы спасти его, потому что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4).

***

Песнопения Недели о самарянке приготовляют нас к встрече праздника Пятидесятницы и освещают перед нами несколько граней пришествия Христа – истинного Бога и истинного Человека. Он пришел взыскать погибающее во грехах человечество, искупить его и даровать ему воду живую – Евангелие Царства Божия и благодать Святого Духа, которая преображает человека и дарует ему возможность спасения.

Рейтинг: 10 Голосов: 211 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Триодь Цветная. М., 2002. Л. 137 об. – 138.

[2] ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΑΡΙΟΝ // https://glt.goarch.org/texts/Pen/p28.html.

[3] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 7. М., 1980. С. 151.

[4] Михаил (Лузин), епископ. Толковое Евангелие. Кн. 3. М., 1887. С. 130.

[5] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 3. М., 1976. С. 278–279.

[6] Триодь Цветная. М.: Издание Московской Патриархии, 1992. Л. 139–139 об.

[7] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. М., 2005. С. 395.

[8] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 29. М., 2011. С. 180–181.

[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 25. М., 2000. С. 147–148.

[10] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 26. М., 2002. С. 145.

[11] Там же. С. 162.

[12] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. Кн. 3. М., 1992. С. 113.

Смотри также
Размышления у колодца Иакова Размышления у колодца Иакова
Свящ. Димитрий Выдумкин
Размышления у колодца Иакова Размышления у колодца Иакова
Священник Димитрий Выдумкин
Причастившись «живительной влаги» благодати Божией и ощутив на себе ее животворящее действие, мы непременно должны поделиться ею со своим ближним. А каким образом можно поделиться благодатью?
Только исходящее из сердца входит в сердце Только исходящее из сердца входит в сердце
Протоиерей Думитру Стэнилоае
Только исходящее из сердца входит в сердце Только исходящее из сердца входит в сердце
Протоиерей Думитру Стэнилоае
Мы ощущаем Христа, с Его благодатью и помощью, повсюду на своих путях и в своих занятиях, если возносимся на крыльях молитвы с мыслью о Нем.
«Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26) «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26)
Роман Савчук
«Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26) «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26)
Роман Савчук
Ответ женщины оправдал надежды Ожидавшего: «У меня нет мужа» (Ин. 4:17). Она не стала искать оправданий, не ушла от ответа, но была честной перед Богом и собой.
Комментарии
Светлана18 мая 2025, 12:36
Святая мученица самарянка Фотиния, моли Бога о нас! Всех Светлан-Фотиний с днём Ангела!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне Другие материалы сюжета:
Лариса Маршева

Новые материалы

Выбор читателей

×