О тяжелой болезни «воинствующего мытарства»

Грядет первая подготовительная неделя к Великому посту – неделя о мытаре и фарисее. Многие из нас не раз слышали эту притчу, кто-то и проповеди слушал, и толкования святых отцов читал. Однако тяжкая болезнь «воинствующего мытарства» продолжает чинить серьезный урон всем нам, православным братьям и сестрам. Что же это за болезнь такая, результатом которой стало рождение целого пласта несгибаемых мытарей и гордящихся своей греховностью «кающихся» грешников?

В основании этой болезни положены все те же два тяжелых недуга и агрессивных идола современного мира – «бог в душе» и «бог, который всех простит». А корень, благодаря которому эти два идола прочно закрепляются в человеке, есть крайнее себялюбие, которое постепенно, если с ним не бороться, превращает человека из иконы – образа Божиего – в кумира, и в извращенном пространстве эгоизма на верху иерархической пирамиды встает сам человек как некий пуп Земли или даже всей Вселенной. И так как там, на вершине, места для двоих не находится, то Бога, как Существо до времени бесполезное, низвергают вниз: сейчас пожить надо в собственное удовольствие, а по смерти Бог, Который всех любит, все равно спасет.

И оправдывают это положение некоторые люди как раз притчей о мытаре и фарисее.

«Смотри, – говорят они, – Господь нам явно показывает, что ваши богослужения, посты, бдения и аскеза Ему противны. Все это исполнял фарисей, однако был осужден. Поэтому надо быть всем как мытари и отвергнуть эти ваши обряды и условности… Надо жить, как живешь, – Бог всех любит!»

Дела фарисея вовсе не были Богу противны – напротив, Господь Сам заповедал исполнять их

Увы, подобное убеждение необыкновенно живуче. Однако притча-то вовсе не о том, что вынес из нее подобный «толкователь». Для начала вспомним, что дела фарисея вовсе не были Богу противны – напротив, Господь и Сам проповедовал о необходимости исполнения подобных дел для того, чтобы человек мог наследовать Царство Небесное. На вопрос молодого иудея, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Господь отвечает:

«Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» (см.: Мк. 10: 17–19).

То есть Господь предлагает творить все то, что и фарисей исполнял. Более того, из евангельского текста притчи вовсе не следует, что Господь осудил фарисея, но что мытарь вышел оправданным «более»:

«Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот»,

присовокупив и причину:

«ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 14).

Так что причина «меньшей оправданности» не в том, что творимое фарисеем было неугодно Господу, а в устроении сердца. Ведь именно то, что сердце фарисея не имело в себе сокрушения о грехах, что оно преисполнено осуждением других, что оно оказалось горделиво, и лишило в общем-то весьма праведного по делам иудея изобильной милости Божией, хотя и не оставило вовсе без нее. А о том, что желающим быть достойными наследниками Царства Божиего следует творить именно богоугодное, а не умножать беззаконие, подобно мытарям и грешникам, Господь не устает нам напоминать:

«И так всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23: 3).

В другом евангельском отрывке Господь еще более категоричен:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).

А в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского мы видим и совсем «возмутительную» картину. В девятой песне читаем:

«Христос вочеловечися, призвав к покаянию разбойники и блудницы; душе, покайся, дверь отверзеся Царствия уже, и предвосхищают е фарисее, и мытари, и прелюбодеи кающиися».

Ничего не замечаем необычного?

Первыми, опережая мытарей и прелюбодеев, в Царство Небесное входят фарисеи… кающиеся.

Беда современного воинствующего мытаря в том, что из бездонного кладезя Евангелия он не смог вынуть подлинное сокровище, а вытянул извращенное понимание, сообразное своему устроению. А ведь рассматриваемая притча должна нас подводить к простому выводу: надо творить дела фарисея, а сокрушение о своих грехах иметь, как у мытаря. И если какая-то из этих двух установок нарушается, то и Великий пост обесценивается, ведь при гордом устроении сердца аскеза будет лишь на потеху лукавому, а при отрицании необходимости трудиться ради спасения аскеза и вовсе не имеет смысла, чему лукавый дух также возрадуется. Не станем же кормить тангалашку подобными сытыми пирогами со стола своего нерадения.

***

Нередко случается, что на призыв переменить себя и начать слушаться Церкви человек отвечает:

– Мы живем, никому плохого не делая. О себе думайте лучше. Вы, наверное, забыли, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 7).

Последний раз подобное я слышал от представителей одного «православного» движения, которые иногда зазывали к себе гостей, чтобы вместо субботней всенощной и воскресной Литургии «попотчевать» шумными шоу с блудодеянием, языческими песнопениями и прочим непотребством.

– Странно, – говорю им, – разве кающийся грешник не устремляется в храм Божий?

– Вспомни о мытаре и фарисее, – отвечают. – Бог любит мытарей, а не таких, как вы, фарисеев!

– Но если вы заговорили об этой замечательной притче, то не припомните ли, где и с какой целью оказались оба?

«Два человека вошли в храм помолиться» (Лк. 18: 10).

Разве не в храм – к Богу – устремляется человек, которого настигло хотя бы самое начало покаяния?

Разве не в храм устремляется человек, которого настигло хотя бы самое начало покаяния? Разве не к Отцу своему он стремглав направляется?

Еще немного времени пройдет, и начнется вторая подготовительная неделя к Великому посту, и мы будем читать притчу о блудном сыне. Но и сегодня мы вспомним, что происходит с человеком, когда он прозревает истину о себе самом: он испытывает нужду в покаянии и жаждет возвращения в Отчий дом, из которого был изведен своим своеволием и грехами:

«Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему» (Лк. 15: 17–20).

Вот поистине дело для подражания всем нам: «Встал и пошел»!

– Отчего же вы, – спрашиваю этих «мытарей», – на словах называя себя кающимися грешниками, не встаете и не идете? Впрочем, это половина беды. Но вы ведь приглашаете еще и других прийти и возлечь с вами…

Молчат.

Ну, если молчат – уже не так плохо… А лучше бы, конечно, встать и пойти.

Ибо, «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20).

Дмитрий Филин

26 января 2018 г.

Смотри также
Мытарь Мытарь
Протоиерей Сергий Адодин
Мытарь Мытарь
Протоиерей Сергий Адодин
Иисус шел по городской площади, а на мытнице съежился сборщик податей, спрятав голову за денежный ящик. Он боялся, что его окликнут и позовут присоединиться к взыскающим небесного вместо земного. А мы не такие же?
Всё ли нам понятно в притче о мытаре и фарисее? Всё ли нам понятно в притче о мытаре и фарисее?
Свящ. Димитрий Выдумкин
Всё ли нам понятно в притче о мытаре и фарисее? «Два человека вошли в храм помолиться»
Всё ли нам понятно в притче о мытаре и фарисее?
Священник Димитрий Выдумкин
Неужели лучше оставаться грешником, осознавая свое бедствие, чем творить добрые дела? Как притча о мытаре и фарисее связана с притчей о десяти девах? И что значит ответ праведников на Страшном суде?
О фарисее с любовью О фарисее с любовью
Игум. Нектарий (Морозов)
О фарисее с любовью О фарисее с любовью
Игумен Нектарий (Морозов)
Что нам такого уж плохого о нем известно, что почти две тысячи лет не даем духу его покоя, но все поминаем и поминаем его недобрым словом. Каким именно? Да этим: «фарисей».
Комментарии
Евгений 20 февраля 2022, 05:50
Спасибо автору,тема актуальна наверное до второго пришествия. Православная вера не жестокая,она жесткая,как и жизнь наша.Но вся эта 'жесть' не должна мешать нам радоваться,в церкви есть и детсад,и школа,и работа,и больница,и даже курорт. Не будьте захожанами,станьте прихожанами! Спаси Господи,помилуй нас
Дмитрий Филин16 февраля 2019, 21:50
> Полина16 февраля 2019, 10:57

Все во Славу Божью!
Полина16 февраля 2019, 10:57
Спасибо за статью! Сколько наших близких, родителей, которые прожили всю свою сознательную жизнь «в плену Вавилонском» Совестского Союза и питаемые одной философией, заражаются этой болезнью , пытаясь приблизиться к Богу! Удивляясь, например, как можно так «унижать» человека в покаянном каноне. А Вы раскрыли суть и покаяния, и средства к его достижению. Помоги нам всем, Господи!
Михаил 2 февраля 2018, 01:26
Антон, я думаю, это мысль, что Бог всех любит, она слишком высока, чтобы простой человек не впал от неё в прелесть. Мир лежит во зле. Большинство идут в ад. Потому что Господь и грех не совмещаются, невозможно ничего нечистое внести на Небо. А мы как живём? И тут нет никакой радости. Мне не весело совсем от этих мыслей, вот может и кажется что я пишу жестко. Простите, если вас задело. Мира вам.
Марина30 января 2018, 13:06
Благодарю за поднятую наболевшую тему.
антон малеев29 января 2018, 01:41
Михаил,Бог любит всех,а вот вы словно услаждаетесь,что грешники будут наказаны.
Михаил28 января 2018, 00:54
Бог любит грешников кающихся. А если не кается, то Бог не любит такого, он в ад идёт. И всех Господь не простит, а малое стадо только войдёт на небо. А "все" погибнут. Фарисей соблюл Заповеди, хранил Устав, но гордился, потому грешный мытарь больше от Бога получил благодати, чем он. У нас многие отказываются от аскезы под предлогом того, что это фарисейство. Вот о чем статья. Вот кому упрек - лентяям, которые гордо помышляют о себе, что они "мытари": Платочки-юбки не носят, пост не хранят, утренние-вечерние не читают, нищим и в церковь не дают, ругаются, и так далее.
Эти люди лукавые и не радеют о спасении и они погибают.
Дмитрий Филин27 января 2018, 21:31
Христос посреди нас!
Спаси всех Господь за ваши отзывы!

Одно замечание ув. Андрею, который пишет:
" нигде не сказано ничего о фарисейской праведности. "

Сказано. Во первых, Господь (эти слова есть в статье) предупреждал, что мы должны превзойти праведность фарисеев. Если они не праведны, то о какой праведности Он говорит?
Во- вторых, вспомните, что фарисеями были некоторые из самых нами почитаемых святых и самый яркий пример - блаженный апостол Павел. Всем нам Господь напоминает творить те дела, что творили фарисеи, были бы они не праведны, то не напоминал бы нам Господь...о Великом Каноне прп. Андрея я тоже в статье упоминал - фарисеи первые, кающиеся, идут на Небо...вот так.
Сергей Рымарев27 января 2018, 14:26
Прекрасная по своей точности и актуальности статья! Многая лета р.Б. Димитрию!
Андрей27 января 2018, 01:32
Притча эта неприятна многим именно из-за того, что она обличает всех нас. Мы все фарисеи. Какую такую ”праведность”, интересно, усмотрел автор у фарисея? В Евангелии говорится много о фарисеях, фарисейском духе, фарисейском квасе и т.д., но нигде не сказано ничего о фарисейской праведности. Когда Господь говорит о фарисеях, Он всегда сурово осуждает их – прямо противоположно мнению г-на Филина: ”Змеи, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?” (Мф. 23:33). ”Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста” (Мф.12:34). (следует продолжение)
Владислав26 января 2018, 18:52
Великолепная и ,самое главное,актуальная статья. Уяснил не только смысл чтения про мытаря и фарисея, но и про "то что нужно превысить праведность фарисеев и книжников, чтобы войти в Царство Небесное". Благодарю. Спаси вас Христос. Может быть кто-нибудь одумается, про Бога в душе, да и покается, вот тогда и будет радость на Небесах.
Алексей26 января 2018, 16:08
Я слышал эту мытарскую позицию в такой формулировке: "Что бы такое сделать чтобы ничего не делать?"
прохожий26 января 2018, 14:46
Вывод автора "надо творить дела фарисея, а сокрушение о своих грехах иметь, как у мытаря", можно еще более сократить, а именно: "для спасения необходимы добрые дела". При этом под добрыми делами подразумевается на дела доступные для исполнения всеми людьми (дела естества падшего), как то пост, перевод бабушки через дорогу, качественная работа, помощь бедным, любовь к детям и пр., а конкретные дела заповеданные Евангелием. К таким делам относятся в том числе и исполнение следующей заповеди Христовой: "Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали...", данная заповедь, а также признание себя грешным не были исполнены фарисеем.
alexey sopov26 января 2018, 12:41
В притчи упор скорее делается на духовное состояние молящихся и то, что даже мытарь в этом состоянии «более оправдан», нежели фарисей. А что значит «более оправдан»: 10 кг золота, вместо 8, или, может, 8 палок, вместо 10? — это вопрос.
Максим Трофимов26 января 2018, 12:31
Благодарность автору за поднятую тему. На это решаются сейчас не многие. "дух" времени - комфорт и человекоугодие, вместо осторожного, но верного скальпеля, настоящего лекаря душ...
Елена26 января 2018, 04:08
Благодарю автора за такое замечательное разъяснение притчи! Привычное только лишь осуждение фарисеев смущало, теперь многое прояснилось. Огромное спасибо!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×