Читаю эпизод жития великого преподобного отца древности в пересказе современного автора и недоумеваю. Да, великому отцу было откровение от Бога о том, что среди мирян огромного мегаполиса есть такой, который превзошел его. Да, он отправился к этому простому ремесленнику и спросил, как тот спасается. Да, ремесленник ответил преподобному, что не знает за собой никакого доброго дела, а лишь живет с мыслью, что все люди лучше его, и все спасутся, один он погибнет.
И всё.
Зачем же вкладывать в уста и головы действующих лиц слова и мысли, которые никак не соответствуют их духовному возрасту? Зачем толковать подвиг святых через свое плотское мудрование? (Материал «О святом Себастьяне, старице Херувиме и Т-34»)
Ремесленник представлен наивным до умственной отсталости человеком, который не знает, откуда дети берутся, а преподобный – сентиментальным и недалеким дедушкой, который на эту наивность умиляется.
Но если это так, то Кем представлен Господь Бог, Который сказал преподобному, что тот не достиг еще в меру духовного преуспеяния ремесленника?!
Вспомним Ту, Которую мы называем Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов. Разве Пресвятая Богородица взошла на такую высоту духовного совершенства от наивности? Когда Архангел Гавриил возвестил Ей о рождении Сына, разве не обнаружила Она знания вещей, разве не спросила: «Как это будет, если Я мужа не знаю?» Превышающая наше разумение чистота Пресвятой Девы была не от наивности, а от подвига.
Христианского подвига, который противостоит козням дьявольским – напористым и льстивым, грубым и тонким, неприкрыто безобразным и романтически разукрашенным. Таким козням, перед которыми только успевай поворачиваться и отбиваться – весь в мыле... Разве устоит тут наивность?
Не мог сентиментально умиляться наивностью великий преподобный отец, половина обширного жития которого посвящена разбору брани с демонами! Первый, оставивший нам подробное учение о борьбе со страстями. Яростной, бескомпромиссной – до крови, до смерти – борьбе. Разве в ней победит наивный?
Почитать других лучше себя – это плод не наивности, а смирения. Смирение же качество Божественное, а Бог всеведущ – Он уважает нас не потому, что не знает наших падений и гнусностей, а потому, что Благ. И святые старцы были смиренны и почитали себя ниже всей твари, хотя и видели состояние душ падших людей.
Путаница между чистотой от наивности и чистотой от подвига обязательно приведет к серьезным ошибкам в решении нравственных задач
Например, преподобный Иоанн Лествичник, рассказывая историю «железного» Исидора, сказал, что всепреподобный игумен обители, в которую пришел Исидор, «приняв его, заметил, что он весьма коварен, суров, зол и горд». Заметил – да!.. и неплохо так сформулировал. А уж потом назначил болезненное лечение и исцелил эту коварную, суровую, злую и гордую душу. Так, что человек через несколько лет отложил всю свою гордость и начал поистине считать себя недостойным даже смотреть на других людей.
Путаница между чистотой от наивности и чистотой от подвига обязательно приведет к серьезным ошибкам в решении нравственных задач. Помню, как священник, который читал нам лекции по Ветхому Завету, рассуждал о поврежденности человеческой природы грехопадением. И привел пример того, как сам, видимо, уже по возрасту, начал сентиментально умиляться на деток из воскресной школы. Особенно на одну девочку лет 12 – такого ангела с кротким личиком, который трогательно молится на службе и кается на Исповеди в милых пустяках. А потом выяснилась, что в обычной школе в классе этой девочки давно травили другую девочку – горбунью... И угадайте, кто был зачинщиком травли? Правильно, – вздыхал почтенный протоиерей, – «кроткий ангел», которого я сам себе придумал.
Да и верно: ангелы – они ведь не наивны; они испытаны, искушены. И они – ангелы, потому что не поддались на искушение.
Другую историю поведала одна ученая дама. Она пришла к вере уже в зрелом возрасте, скорбела о том, что молодость прошла вне веры и благочестия, и нарадоваться не могла на двух своих аспирантов, которые выросли в церковных семьях. Когда эти юноша с девушкой вступили в брак, она даже всплакнула от умиления их чистотой и неиспорченностью. Через несколько лет молодой человек, поцеловав в аэропорту жену, улетел на защиту диссертации, которую жена ему помогла написать. В столице он защитился... и через какую-то аферу развелся с женой без ее ведома. И более того – тут же расписался и обвенчался с другой женщиной, обманув, по-видимому, и венчавшего их священника. Брошенная супруга узнала всё от третьих лиц и из уведомления суда.
Неискушен он был и неискусен. И чистота его была просто от благоприятных социальных условий. Приступили соблазны – и он пал, как осенний листик.
Нельзя забывать, что чистота от наивности и чистота от подвига – несравнимы по своей ценности перед Богом
Известна история про авву Аполлоса из Лавсаика, когда ему пришлось утешать молодого монаха. Юноша открыл некоему старцу, что его беспокоят блудные помыслы, а старец обрушил на него град презрительных упреков. Тогда юноша отчаялся и решил возвратиться в мир. Но авва Аполлос помолился, чтобы брань юноши перешла на неискусного старца. И когда тот заметался от блудного вожделения и бросился в селение, чтобы найти женщину, то авва остановил его, обличил, наставил и сказал в числе прочего: «Пойми, что до сего времени дьявол или не знал тебя, или презирал».
Чаще всего мы не знаем какого-то греха не потому, что стяжали противоположную ему добродетель, а потому, что у нас не было серьезного искушения. Изменятся обстоятельства – и мы легко можем впасть и в этот грех. Примером служит наше советское общество, которое претендовало на звание высокоморального, но стоило измениться социальным рамкам, как значительная часть общества пошла вразнос.
Нормально для нас радоваться детской наивности и чистоте. Но нельзя забывать, что чистота от наивности и чистота от подвига – несравнимы по своей ценности перед Богом. От Него определено человеку возрастать, вызревать, умудряться. И не младенствовать умом.
"И.В., а вы сами хотя бы прочитали статью, на которую ссылаетесь? Там пишется про учение Августина о предопределении." Я то её прочитал. А вот вы Алла, похоже как обычно, прочитали только заголовок)). Потому что если бы прочитали статью целиком, то поняли бы что предопределение бывает двух видов: ко спасению, и к погибели. Так вот, учение о предопределении к погибели Церковь отвергает как ложное. Ибо "Бог хочет всем спастись".
"Но и никак не принимаю открытую клевету на Родину." Антоний, а что вы называете клеветой на Родину? Признание того, что в СССР осуществлялись невиданные по масштабу гонения на верующих? Что человека могли расстрелять, отправить в концлагерь за "неправильное происхождение"? Вы тут про советские ракеты восторженно пишите, так почитайте как создатель советского ракетостроения Королёв чудом выжил на Колыме, как на допросах в НКВД ему ломали челюсти. Это всё было, Антоний, это факт нашей истории