Оскар Маурисио Лопес Касильяс: «Я так серьезно воспринял Достоевского, что стал православным»

Федор Михайлович Достоевский – не только один из самых известных и читаемых писателей в мире, но и православный мыслитель, продолжающий оказывать влияние на своих читателей и знакомить их с глубинными христианскими смыслами. В связи с отмечаемым в ноябре 2021 года 200-летием со дня рождения писателя представляем интервью с Оскаром Маурисио Лопес Касильяс – выпускником философского факультета мексиканского университета Васко де Кирога, который, открыв однажды Достоевского, стал его исследователем и православным христианином.

– Оскар, прежде всего хочется узнать, знают ли и читают ли Федора Михайловича Достоевского в вашей стране?

Оскар Маурисио Лопес Касильяс Оскар Маурисио Лопес Касильяс – Прежде всего я хотел бы поблагодарить за предоставленную мне возможность высказаться о Федоре Михайловиче Достоевском, поскольку это мой самый любимый автор! А тем более к 200-летию со дня его рождения, которое мы в этом месяце отмечаем.

Несомненно, романы Достоевского в Мексике знают и читают, причем так много, что мне хочется вспомнить слова одного из персонажей фильма «Пианист»[1]: «Теперь все хотят читать только Достоевского». Но, хотя Достоевского широко читают в нашей стране и почти все его книги можно найти в книжных магазинах или библиотеках, его очень мало понимают – по крайней мере, подлинные мотивы и смыслы его творчества. Обычно много внимания уделяется нигилизму, в то время как Достоевский обращался к этой теме только для того, чтобы наглядно преодолеть его горячей верой своих положительных героев. К сожалению, мало известен его «Дневник писателя» – его даже найти непросто. А ведь он имеет важнейшее значение для понимания Достоевского: в нем сам автор рассказывает о своем творчестве и о своей жизни. Открытию Достоевского в нашей стране очень помогают посвященные ему работы американского литературоведа Джозефа Франка[2], которые у нас широко распространены.

Достоевского в Мексике хорошо знают и читают, но очень мало понимают

– Как лично вы открыли для себя Достоевского? Знакомство с Достоевским было связано с вашим обучением на философском факультете или произошло каким-то иным образом?

– Да, я закончил философский факультет университета Васко де Кирога (Universidad Vasco de Quiroga)[3], но, к сожалению, наша университетская программа не включала в себя изучение Достоевского или каких-либо других русских философов – Киреевского, Соловьева или Бердяева, изучение трудов которых, безусловно, было бы полезно. Авторы схожего с ним направления мысли – Кьеркегор, Мигель де Унамуно или Габриэль Марсель – изучаются в наших университетах. И, учитывая философское, психологическое и религиозное содержание произведений Достоевского, я считаю, что его изучение было бы очень полезно для наших студентов.

Из всех книг, которые я когда-либо читал, именно «Братья Карамазовы» тронули меня больше всего

Если я правильно помню, я впервые услышал о Достоевском, когда учился на первом курсе университета. Я читал работу Мигеля де Унамуно «О трагическом чувстве жизни» и натолкнулся на его слова о «Братьях Карамазовых» как о величайшей христианской драме. В том же году я поехал на Международную книжную ярмарку в Гвадалахаре, где вспомнил об этом и нашел «Братьев Карамазовых». Погрузившись в чтение этой книги, я не смог не согласиться с Мигелем де Унамуно: из всех книг, которые я когда-либо читал, именно она тронула меня больше всего. Эта книга побудила меня и к исследованию самого Достоевского, и к переосмыслению христианства, к желанию основательно познакомиться с христианской мыслью с опорой на первоисточники.

Братья Карамазовы Братья Карамазовы – Что при знакомстве с очень сложной и драматичной биографией Достоевского впечатлило вас больше всего?

– Несомненно, самый впечатляющий эпизод – когда Достоевский получает помилование от самого царя Александра II за мгновение до казни. С этого момента Достоевский начинает свое возрождение и как человек, и как христианин. Этот процесс должен был завершиться в исправительно-трудовом лагере, где страдания и постоянное чтение Евангелия заставили его, как говорит апостол Павел, «облечься в нового человека». Весь опыт, приобретенный за этот период – от отмены смертного приговора и до освобождения от принудительных работ – является для меня самым шокирующим в его биографии и, думаю, не для одного меня. Этот опыт больше, чем любой другой, объясняет всю ту глубину, остроту и мудрость, которая присуща творчеству Достоевского.

– Каково самое значимое для вас произведение Достоевского, самый любимый из его героев, самое важное для вас его высказывание?

Дьявол всегда хочет нашей погибели, Бог – нашего спасения, а в центре находимся мы и наша свобода

– Свое самое любимое высказывание Достоевского я встретил в произведении, с которого открыл его для себя и которое впоследствии стало моим самым любимым – в романе «Братья Карамазовы». Фраза звучит так: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Если мне не изменяет память, произнес ее Дмитрий Карамазов. Эта фраза содержит очень глубокую мудрость, проистекающую из трудов святых отцов Церкви. Они постоянно напоминают нам о внутренней борьбе с искушениями, которую мы должны вести, чтобы победить их и позволить Божественной благодати наполнить нас и руководить нами. Дьявол всегда хочет нашей погибели, Бог – нашего спасения, а в центре находимся мы и наша свобода. И сочинения святых отцов, и творчество Достоевского могут дать нам нужные средства, чтобы выйти из этого духовного боя победителями.

Говоря о своем самом любимом герое, я остановлюсь на Алеше Карамазове. Хотя, конечно, есть и другие герои, которые мне нравятся: старец Зосима, князь Мышкин, Соня Мармеладова и даже такой явно отрицательный персонаж, как Николай Ставрогин. Но именно в Алеше Карамазове Достоевский выразил важнейшие евангельские черты – это его невероятная скромность и простота, его способность любить и не осуждать даже самого низкого и грубого человека. С моей точки зрения, в этом персонаже Достоевский как будто бы собрал все качества, которые при поддержке Бога помогают победить зло.

В понимании духовного содержания произведений Достоевского мне близки интерпретации современного исследователя его творчества Михаила Дунаева[4].

– Достоевский является одним из главных писателей-философов мировой литературы. Какие затронутые им философские проблемы лично вам кажутся наиболее важными?

Емкие диалоги персонажей Достоевского обладают большей глубиной, нежели пространные сочинения иных философов

– То, что Достоевский – писатель философского склада, не оставляет сомнений. И неважно, что он не писал философских трактатов: значимые философские размышления он вложил в уста своих героев. Произведения Достоевского можно отнести к особому литературному жанру так называемой «философской литературы». Свои соображения он облекает в литературную форму, сохраняя при этом философскую глубину содержания. И должен сказать, емкие диалоги персонажей Федора Михайловича обладают большей глубиной, нежели пространные сочинения иных философов.

Преступление и наказание Преступление и наказание Существует множество философских проблем, которые отражены в произведениях Достоевского: это и проблема существования Бога, и проблема существования зла, и проблема отношений между индивидуумом и обществом, и другие вопросы. Но одна из самых главных, о которых я хочу сказать, – это проблема свободы. Совсем недавно в работе о. Георгия Флоровского «Теология и литература» мне довелось прочитать, что проблема, которую Достоевский решал всю свою жизнь, – это как раз проблема свободы и парадоксов, которые она в себе содержит. На протяжении всей истории философской мысли проблема свободы получала разные трактовки. Достоевский же, основываясь на христианстве, высказывает мысль, что каждый человек свободен, поскольку был создан по образу и подобию Бога. И, таким образом, разрешает те парадоксы, которые выдвигали его современники – материалисты и социалисты, утверждавшие, что все социальное зло можно объяснить неустройством общества, что преступник сам является жертвой этого неустройства и его преступление – это оправданный естественный протест против несправедливого общества. Достоевский же, основываясь на совсем другом, христианском понимании свободы, был жестким критиком такого оправдания зла в мире.

– Актуально ли христианское содержание трудов Достоевского? Какое христианское влияние он оказал лично на вас?

– Это действительно очень сложный вопрос, на который можно было бы дать пространный ответ, но постараюсь сказать кратко.

Именно Достоевскому я обязан быстрым переходом от растерянности к подлинному убеждению, что истина заключена в христианстве

Вера, конечно же, всегда приходит от Бога. Но в моем случае могу сказать, что Бог использовал Достоевского, чтобы достучаться до меня – бунтующего и упрямого юнца, каким я был в то время. Все те препятствия, которые, как мне казалось, отделяли меня от веры, были сметены первозданным истинным христианством, воссозданным этим русским писателем. Именно Достоевскому я обязан этим быстрым переходом от растерянности к подлинному убеждению, что истина заключена в христианстве, – и с этого момента моя жизнь разделилась на «до» и «после», она приобрела смысл. Поскольку Достоевский был православным, а я никогда в полной мере не связывал себя со своими римско-католическими корнями и не рассматривал для себя протестантизм, я решил дать «шанс» Православию и начал узнавать о нем как можно больше. Божественная благодать вела меня в свою истинную Православную Церковь, а Достоевский с его произведениями послужил «мостом» к православному христианству. Я нередко говорю друзьям: я так серьезно воспринял творчество Достоевского, что стал православным. И хотя своим обращением я обязан прежде всего Богу, я должен признать, что Достоевский сыграл в этом очень важную роль.

Мне хочется донести до всех людей, интересующихся и личностью, и произведениями Достоевского, что они должны приложить усилия и узнать о Православии, без которого познать всю глубину литературного наследия этого писателя просто не получится. Совсем недавно на презентации своей новой книги «Евангелие Достоевского» митрополит Иларион (Алфеев) поделился мыслью, что мировая популярность Достоевского служит подспорьем для распространения Православия, которое в его трудах отчетливо отражено. Лично я считаю такого рода миссионерство высокой задачей и надеюсь осуществить нечто подобное для Латинской Америки, где хорошо знают Достоевского, но очень мало знают о православном христианстве, которое Достоевский исповедовал.

С Оскаром Маурисио Лопес Касильяс
беседовала Елена Малер
Перевели с испанского Евгения Юнкова и Ольга Громова

22 ноября 2021 г.

[1] «Пианист» (2002) – фильм польского кинорежиссера Романа Полански.

[2] Джозеф Франк (Joseph Frank) – американский литературовед, русист, крупнейший западный биограф Ф.М. Достоевского; автор 5-ти монографий, которые были переведены на испанский и португальский языки.

[3] Университет Васко де Кирога (Universidad Vasco de Quiroga) – католическое высшее учебное заведение, входящее в пятерку лучших университетов Мексики. Расположен в Морелии, штат Мичоакан, Мексика.

[4] Дунаев Михаил Михайлович – литературовед, профессор Московской духовной академии, автор 6-томного труда «Православие и русская литература».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Священник Михаил ван Општалл: «Достоевский актуален всегда» Священник Михаил ван Општалл: «Достоевский актуален всегда» Священник Михаил ван Општалл: «Достоевский актуален всегда» Священник Михаил ван Општалл: «Достоевский актуален всегда»
Я нашел ту Церковь, учение которой полностью отвечало тому, во что я всегда веровал.
2021 год – год Достоевского 2021 год – год Достоевского
Алексей Солоницын
2021 год – год Достоевского «Человек есть тайна...»
2021 год – год Достоевского
Алексей Солоницын
Порой случаются «прорывы», когда исполнитель главной роли не подчиняется воле постановщиков и не сходит с тропы, ведущей к разгадке тайны человека.
«Я исцелился и крестился в Старой Руссе» «Я исцелился и крестился в Старой Руссе»
Дмитрий Достоевский
«Я исцелился и крестился в Старой Руссе» Дмитрий Достоевский: «Я исцелился и крестился в Старой Руссе»
Правнук писателя о своем пути к Богу, победе над раком, о предках и потомках Ф.М. Достоевского
Однажды что-то привело меня к Георгиевской церкви. Я почувствовал, что мне надо подойти именно к Старорусской иконе Божией Матери. Подхожу – и вдруг заливаюсь слезами… А спустя время понимаю: боли нет!
Комментарии
Мария ван дер Клут-Рзаева (Нидерланды) 1 декабря 2021, 13:17
Чудны дела твои, Господи! Радостно за брата во Христе!
Галина И.- Алексею24 ноября 2021, 20:10
Алексей, видимо, ув. Оскар Маурисио Лопес Касильяс просто немного напутал. Слава Богу вообще за его любовь к нашему гениальному писателю. Удивительный рассказ! Ну, а детали-просто для нас. Ф.М. Достоевского отправили на каторгу в Омск на 8 лет, кот. император Николай I сократил до 4 лет с последующей службой рядовым в Семипалатинске. Кандалы с него сняли в январе 1854г. Служил в Семипалатинске, там он был произведен сначала в унтер- офицеры, затем-в прапорщики. После своей коронации император Александр II в 1856 году подписал Федору Михайловичу помилование. В 1857 году ему было возвращено дворянство и право печататься. В Петербург он вернулся лишь в 1859г. Но вы это, наверно, хорошо знаете.
Алексей23 ноября 2021, 23:45
Спасибо, прекрасное интервью. Одна только мелочь: помилование перед казнью Достоевский получил все же не от Александра Второго, а от Николая Первого.
Любовь 23 ноября 2021, 23:08
Как отрадно, что всречаются братья и сестры из других стран, которые вот так, всем сердцем любят Ф. М. Достоевского. Очень хочется пожелать всем любящим писателя послушать Татьяну Касаткину - Достоевиста. В том числе и про братьев Карамазовых.
Галина И.23 ноября 2021, 08:52
"С этого момента (с отмены казни) Достоевский начинает свое возрождение и как человек, и как христианин"./ Достоевский с детства ходил в церковь, и его первая книжка-это библейские истории. Вся жизнь писателя-проповедь истины: "Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх"(Иов 5,7). Его Евангелие практическое, выстраданное. Перед казнью на плацу он сказал: "Сегодня я буду со Христом". С Евангелием писатель не расставался до смерти, а перед смертью попросил жену: "Зажги свечу и дай мне Евангелие". "Солнце любви горит в Его сердце, лучи Света, Просвещения и Силы текут из очей, и от прикосновения к Нему исходит целящая сила." Так мог сказать только глубоко познавший Бога.
Лариса К.22 ноября 2021, 11:50
Радостно что среди иностранцев есть те,кто любит Достоевского.Один из моих любимейших писателей. Давно очень его не перечитывала.Сейчас перечитываю(читаю как впервые,ничего не помню кроме того,что когда-то читала) "Братья Карамазовы".Читаю как откровение, дух захватывает.Не потому, что ново, а как Достоевский всё прозрел что происходит с человеком,отступление от Бога,и к чему это приведет.А наставления старца Зосимы впору выписать и заучить. Юноша,не забывай молитвы.Каждый раз в молитве твоей,если искренна,мелькнет новое чувство,а в нем и новая мысль,которую ты прежде не знал и которая вновь ободрит тебя;и поймешь,что молитва есть воспитание." И про вещи,про животных,всего не перечислить.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×