«Помолитесь обо мне – я одержим бесом»

Уроки Исидора

Всем известна история «железного» Исидора из «Лествицы»: был он человеком знатным и влиятельным, но отрекся от мира и пришел в монастырь. А настоятель монастыря, по словам преподобного Иоанна Лествичника, всепреподобный и премудрейший, сразу увидел, что Исидор «весьма коварен, суров, зол и горд». И для пользы души назначил ему довольно необычное послушание: стоять целыми днями у ворот монастыря и каждому входящему и исходящему кланяться, говоря: помолитесь обо мне, ибо я одержим злым духом.

Он принял это послушание, и первый год ему было очень трудно. А второй – не очень. Через два года он пришел в такое состояние, что «уже в чувстве сердца стал считать себя недостойным и пребывания в обители, и видения отцов, и зрения на лица их, и причащения Святых Таин; и, поникши очами долу, а мыслию еще ниже, уже искренно просил входящих и исходящих помолиться (о нем)». А еще через пять лет получил богооткровенное знание о времени своей кончины и дерзновенние перед Богом.

Что же произошло? Почему он так изменился? Ведь эту историю сейчас преподносят как образец унижения человеческого достоинства в христианстве и монашестве… Как же оговор себя мог так преобразить человека?

А так, что не было никакого оговора. И Исидор, делая поначалу поклоны, по его выражению «со всякою горестию, самонасилием и кровавым понуждением», понял в какой-то момент, что никакого унижения не происходит, а он говорит правду: он действительно одержим злым духом, да, пожалуй, и не одним.

А с чего бы еще ему было так трудно говорить и делать эти простые действия? Его ведь не у Троице-Сергиевой лавры поставили, где тысячи входящих и исходящих. Вся сложность послушания сводилась только к тому, что Исидор был горд.

И когда он понял, насколько одержим страстями (вспомним, какую характеристику выдал ему опытный духовник), то начал уже с усердием кланяться и искренне умолять людей: помолитесь обо мне, ибо я одержим бесом.

На этом пути он удивительно скоро стяжал святость и «со славою отошел ко Господу».

***

Святые отцы всю жизнь повторяли Иисусову молитву, и она для них не только не «замыливалась», но разгоралась

Часто люди жалуются, что у них в сознании «замыливаются» молитвенные правила: нет горячего чувства даже при чтении правила ко причастию, а уж утренние и вечерние молитвы и подавно не вызывают никакого энтузиазма. Святые отцы всю жизнь повторяли Иисусову молитву – из нескольких слов, и она для них не только не «замыливалась», но разгоралась, просвещая и ум, и сердце Фаворским светом. Нас же не всегда способны пронять и слова Великого канона.

Ну, что сказать? Происходит это по той простой причине, что мы не верим словам, которые читаем. Просим просветить наш ум и сердце, и не понимаем их помрачения. Напоминаем себе, что во время пришествия Господа обнажатся все наши дела, и не видим их гнусности. Благодарим Бога, что не погубил нас с нашими беззакониями, и не сознаем, как это было бы справедливо. Стократ читаем о человеколюбии Господа и Его Пречистой Матери, и не чувствуем, насколько мы их недостойны…

При этом молитвы написаны так, как будто все эти вещи – сами собой разумеющиеся. Естественно, потому что их писали святые, которые знали, насколько падший человек помрачен, нераскаян, претенциозен… Они знали – мы не знаем. И нам, выходит, нужно им просто поверить.

Если этого не происходит, то в наших душах возникает какой-то невозможный разлад: мы каждый день (в молитвах) на все лады рассуждаем о своем недостоинстве… но на деле совершенно не считаем себя недостойными.

Исидору понадобилось всего два года, чтобы осознать свое недостоинство и понять, что слова его прошений – правда. А мы читаем свои молитвы по 20–30 лет и не сдаемся – всё равно нет-нет да и прорвется наружу очередная скромная претензия на мировое господство.

В чем же дело?

Может, в том, что Исидор не только говорил, но еще и кланялся?

***

Сколько раз уже говорено про такое, например, понятие, как смиренномудрие. Мы не имеем добродетелей, увы… Но нам заповедано поступать так, как добродетели диктуют. Исидор поначалу не понимал, что он коварен, суров, зол и горд. Но он кланялся людям – так, как если бы понимал это. Для него спасательным кругом послужило осознание ценности послушания. Он пришел в монастырь, чтобы слушаться: настоятель дал ему указание – и он послушался.

Но, положим, его делание было исключительно или преимущественно монашеским. А за какой спасательный круг цепляться всем вообще? Какое аскетическое делание обучит кланяться, например, мирянина?

Бесчувствие на молитве вопиет нам о том, что слова молитв – правда. Что мы – бессердечные, злые, эгоистичные

Самоукорение.

Поводов же к самоукорению – только осмотрись. Взять хотя бы и сам факт бесчувствия на молитве. Это не пустячок. Бесчувствие на молитве свидетельствует о том, что мы духовно слепы и не любим Бога. Бесчувствие на молитве вопиет нам о том, что слова молитв – правда. Что мы – бессердечные, злые, эгоистичные, лукавые и подлые. Что попираем Крестную жертву Христа. Что все – тьмочисленные! – страсти не оскудели от нас…

Казалось бы, всё просто: если прочувствовал обличительные слова молитвы – укори себя в прочувствованном. А если бесчувствуешь на молитве – стократ укори себя в бесчувствии, ибо это не мелочь. И так придешь в сокрушенное состояние духа, а «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

Но мы грустно говорим на исповеди: «Согрешаю бесчувствием и холодностью на молитве», – и живем себе дальше, не делая никаких практических выводов. Упускаем то, что не требует от нас никаких затрат: ни сил, ни жертв, ни постов – и при том, по выражению преподобного Серафима Саровского, даёт самые большие проценты, самый большой духовный доход.

«Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных… Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте. Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы, бывало, торговали товарами, которые нам больше барыша дают. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. <...> Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого (Прп. Серафим Саровский. Беседа о цели христианской жизни).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Иерей Валерий Духанин: «Ищите то, что оживляет вашу душу» Иерей Валерий Духанин: «Ищите то, что оживляет вашу душу» Иерей Валерий Духанин: «Ищите то, что оживляет вашу душу» Иерей Валерий Духанин: «Ищите то, что оживляет вашу душу»
Откровенный разговор о кризисе веры и о том, как из него выбраться
Угасшая вера – итог духовного расслабления. Кризису веры предшествует кризис духовной жизни.
Протоиерей Георгий Глазунов: «Подлинная катастрофа – когда земная суета заедает, а молитва к Богу в стороне остается» Протоиерей Георгий Глазунов: «Подлинная катастрофа – когда земная суета заедает, а молитва к Богу в стороне остается» Протоиерей Георгий Глазунов: «Подлинная катастрофа – когда земная суета заедает, а молитва к Богу в стороне остается» Протоиерей Георгий Глазунов: «Подлинная катастрофа – когда земная суета заедает, а молитва к Богу в стороне остается»
Всё, что в мире, в мире и останется, ничего никто с собой туда не возьмет.
Любить, чтобы не уставать Любить, чтобы не уставать
Игумен Нектарий (Морозов)
Любить, чтобы не уставать Любить, чтобы не уставать
Игумен Нектарий (Морозов)
Что такое «хорошая» и «плохая» усталость? Возможно ли преодолеть усталость от нашей повседневности, вообще от жизни как таковой? Что поможет в этом? И как научиться получать удовольствие от того, что прежде вызывало досаду?
Комментарии
Александр16 мая 2022, 10:05
В "замыливании", по всей видимости, играет роль наше неумение всячески стеснять властно господствующие над человеком такие уводящие ум от молитвы внешние чувства, как: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние — проводники зла в сердце, соблазняющие на внешнее, увлекая тем, что воспринято. Архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский) в своих трудах пишет: "Все, считающие себя достойными даров благодатных, ожидающие наград, видений и чудотворений, оказались в сетях врага, а все, шествующие в искреннем сознании своих грехов, своей слабости, своего ничтожества и недостоинства, полагаясь только на Бога, по любви щадящего их, недостойных, но кающихся, благополучно достигали пристани".
Игорь10 мая 2022, 20:41
На мой взгляд, человеку нужно честно задать себе один вопрос и честно на него себе ответить - "я за земную жизнь состоялся как человек или нет?". И не просто как человек, а человек по замыслу Господа. И после ответа на него вопрос о собственном достоинстве или недостоинстве будет снят раз и навсегда.
Игорь Александрович23 апреля 2022, 01:37
Игорь Ковалев22 апреля 2022, 17:43: Так задним умом мы все сильны и знаем завтра то, что надо было писать сегодня. Так что не будьте так строги. С наступающим!
Игорь Ковалев22 апреля 2022, 17:43
Игорь Александрович22 апреля //Так надо было сразу и говорить,что автор статьи недостаточно опытен в духовных делах и лучше ей такие статьи не писать.А то вы сначала об укорении совести, потом о ложном смирении.Трудно было понять, что вас не устраивает.
Игорь Александрович22 апреля 2022, 04:10
Игорь Ковалев20 апреля 2022, 22:19: "А с чего это вы взяли,что автор не имеет "опыта побед" в делах самоукорения и молитвы?" Когда человек познаёт цену каждой ступеньки той самой лествицы, тогда духовная нищета, действующая в свою меру в нём, создаёт определённый конструкт изложения и подачи материала. Понимаю, что это субъективный критерий, но говорю так как есть. Меня можно упрекнуть и я даже не буду против, но отказываться от того что видят мои очи сердца, пусть даже и не самые чистые или совсем не чистые - не могу, ибо изменять себе равно предавать своё существо на погибель. При этом я осознаю, что моя ответственность есть мой домоклов мечь, иначе бы не высказывался.
Игорь Александрович22 апреля 2022, 03:53
Игорь Ковалев20 апреля 2022, 22:19: "Вообще,я тоже не пойму,зачем монахиня, даже опытная,пишет поучения?" Ответ в вашем вопросе уже есть)) "Оценивать себя достоин или нет писать на духовную тему,вообще какая-то глупость." Хорошо, скажу проще, человек при запросе к нему свидетельствует о Господе через призму успешного дела веры. Когда таковой удостоен победой свыше, он радостен и в радости изливается в свидетельстве. И это совсем не менторство, это вода живая. Такое хочется перечитывать, дабы напитаться. Разве не так? И по тексту правильно у многих, это так, но а по Духу у единиц И причащаться менторским словом - к менторству. Такая вот незаметная духовная зараза. Упаси всех Бог!
Игорь Ковалев21 апреля 2022, 21:32
Дмитрий20 апреля 2022, 19:21//Да и само "подвизание" и наши добрые дела,тоже повод для сокрушения и самоукорения, потому, что ни одну заповедь не можем выполнить чисто и источаем одни страсти и грехи.Преподобный Симеон Новый Богослов: "Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи".
Игорь Ковалев20 апреля 2022, 22:19
Игорь Александрович20 апреля 2022, 02:11"Важно излагая какую-то проблему иметь опыт побед над ней,"//А с чего это вы взяли,что автор не имеет "опыта побед" в делах самоукорения и молитвы?Оценивать себя достоин или нет писать на духовную тему,вообще какая-то глупость.Если кто-то думает,что он достоин,то это явная гордость.Вообще,я тоже не пойму,зачем монахиня, даже опытная,пишет поучения?У нас же опытных пастырей хватает.Но это её дело.А по тексту практически всё правильно и написано не от себя,а по святым Отцам,с цитатами./Если кому-то,что-то кажется,то это не значит, что не нужно подвизаться и если некоторые неправильно молясь, впадают в прелесть - это не значит,что не надо молиться.
Дмитрий20 апреля 2022, 19:21
Заметил, чтобы учиться сокрушению и самоукорению, нам посылаются в помощь различные тяготы и искушения. Если конечно правильно к ним относиться, то есть стараться в них обвинить себя, а не других, от кого они исходят. Это помогает и от тщеславия, которое примешивается к нашему "подвизанию" и добрым делам. Св. Марк Подвижник писал- "Радуйся не тогда, когда сделаешь доброе дело, но когда благодушно перенесешь последующее за тем искушение..."
Игорь Александрович20 апреля 2022, 02:11
Игорь Ковалев18 апреля 2022, 22:28: Не важно что меня пугает. Важно излагая какую-то проблему иметь опыт побед над ней, тогда сие дело будет на пользу всем, а иначе пустословие плюс гордость. И на мой взгляд, каждый автор должен бы себе такой вопрос задавать и отвечать честно, достоин ли он писать на заданную тему или нет, а иначе только слепой ведёт слепого, увы. И что хорошего в том. что человеку кажется, что он настойчиво подвизается, а на самом деле топчется на месте или чего хуже? На эту тему множество отцов рассуждают или вы не курсе?
Игорь Ковалев18 апреля 2022, 22:28
Игорь Александрович18 апреля 2022, 04:04 //"Скажу вам по секрету, что "настойчивое подвизание" бывает переходит в хроническую форму//Так настойчиво подвизаться надо до конца жизни,а если это "перешло в хроническую форму", т.е. в навык, то очень хорошо.Не понятно, что вас во всём пугает?На возможные отклонения святые Отцы указывают и в основном это гордость и тщеславие.А пример Исидора из "Лествицы" описан прп. Иоанном , как раз из опыта. И показывает, как из страстного "волка"человек превратился в смиренного "агнца" ,настойчиво подвизаясь,всего за два года.
Игорь Александрович18 апреля 2022, 04:04
Игорь Ковалев17 апреля 2022, 17:09: Скажу вам по секрету, что "настойчивое подвизание" бывает переходит в хроническую форму и это необходимо учитывать всем, кто встал на этот путь и всем кто даёт советы, устно или на бумаге. Иначе же всё превращается в пустой формализм на радость нечистым силам. Общие советы богаты частностями, ибо в них опыт подвижника, а значит и присутствие победоносного Духа, помогающего нуждающемуся. Иными словами - если прошёл, то делись опытом, если нет - никого не учи.
Игорь Ковалев17 апреля 2022, 17:09
Игорь Александрович17 апреля 2022, 01:14// Укорение совести здесь вообще не при чём.Суть вопроса в том, чтобы в духовных делах(самоукорение, милостыня, дела любви к ближнему, молитва и т.д.) несмотря на расположение сердца и ума,когда ум и сердце не сопереживают, а часто и противятся словам и делам, продолжать настойчиво подвизаться. Со временем и умом начнём понимать, и сердце начнёт откликаться расположением к словам и делам,что и произошло в примере из статьи.А в молитве самое главное внимание.Свт. Игнатий Брянчанинов:"Что душа для тела, то внимание для молитвы: без внимания она мертва, не имеет никакого значения."
Тамара17 апреля 2022, 07:32
Ох... Какая горькая обличительная правда. Спаси Вас, Господи, автор.
Игорь Александрович17 апреля 2022, 01:14
Игорь Ковалев16 апреля 2022, 19:54: Вот и про то. Укорение совести не есть укорение самого себя, но разные вещи. Всё гораздо тоньше, чем просто написать совет на бумаге. Про ложное смирение в том же матерале. Предлагаю ознакомиться.
Игорь Ковалев16 апреля 2022, 19:54
Игорь Александрович16 апреля 2022, 03:29 "Если совесть не укоряет человека, то не таит ли самоукорение в себе опасность?."//Если человек начнёт видеть грехи свои "бесчисленные,как песок морской", а также свою общую страстность и греховность, то поймёт, что самоукорения может быть только недостаточно.И главное в самоукорении, как и в любой добродетели - приобретение смирения,а его много не бывает.
ольга16 апреля 2022, 11:18
Вот и я из таких безчувстенных. Сколько лет молюсь,честнее сказать - читаю молитвы утренние, вечерние, каноны, акафисты, но эти мои потуги по сути не МОЛИТВА Богу,а по чувтвованию, что ЭТО НАДО ДЕЛАТЬ, что это правильно (от слова правило). Исповедываюсь, каюсь, а борьбы нет. Пришла к ВЕРЕ прочитав Житие Серафима Саровского, напечатанного в журнале "Литературная учеба" в 1992 году, мне было 40 лет. К сожалению нет дерзновения. Разлад, нет цельности в жизни.
Ольга16 апреля 2022, 09:35
Спаси Господи за статью!
Игорь Александрович16 апреля 2022, 03:29
Если совесть не укоряет человека, то не таит ли самоукорение в себе опасность?...Об опасности ложного самоукорения: https://azbyka.ru/samoukorenie
Алексий15 апреля 2022, 17:57
Спасибо большое, матушка! Пишите, пожалуйста, ещё!
Елена15 апреля 2022, 14:34
Благодарю Вас. Какими простыми словами обличили меня. Хоть чуть - чуть сердце приоткрылось. Низкий поклон.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×