15 лет назад, 17 мая 2007 года, в Храме Христа Спасителя в Москве Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) митрополит Лавр (Шкурла) подписали Акт о каноническом общении, положив тем самым конец разделению внутри Русской Церкви, которое продолжалось несколько десятилетий.
В годовщину этого исторического события корреспондент портала Православие.Ru попросил клириков и мирян РПЦЗ (многие из которых принимали участие в тех памятных событиях) рассказать о том, что дало им воссоединение Русской Церкви, и не появлялось ли за это время хотя бы малого разочарования.
Освящение памятника Воссоединению Русской Православной Церкви в городе Ховелл, штат Нью-Джерси
«У нас появилась возможность евхаристического общения»
Архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков):
Архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков) – Я думаю, что за 15 лет с момента нашего воссоединения с Московской Патриархией достигнуто самое главное – у нас появилась возможность быть в евхаристическом общении друг с другом. Кроме того, мы теперь можем чаще приезжать в Россию, посещать святыни российской земли и в целом общаться как с духовенством, так и с народом, и чувствовать себя дома.
Если говорить о разочарованиях, то могу только сказать пока о бытовой стороне российской действительности, хотя это имеет и духовной смысл – а именно о том, что до сих пор не перезахоронили тело Ленина. Ведь с его именем связаны жестокие гонения на Церковь и истребление сотен тысяч, если не миллионов русских людей. Много можно сказать на эту тему, а также о том, как Ленин тоже был продуктом антироссийского Запада, но тот факт, что тело его до сих пор лежит на Красной площади и памятники ему стоят по всей России, свидетельствует о том, что русский народ еще не полностью осмыслил трагедию революции. А это нас печалит.
«Сейчас особенно важно иметь поддержку единоверцев»
Епископ Иероним (Шо) – Конечно, у меня нет никаких разочарований касательно примирения в Русской Церкви. Более того, с тех пор на свое место в единой Русской Православной Церкви вернулся и бывший Парижский экзархат.
Зарубежной Церкви нужно было найти решение проблемы разделения, и не только из-за того, что оснований для него уже не осталось. Дело в том, что в связи с отделением от Московской Патриархии мы практически были отстранены от всего православного мира. Редкие случаи сослужения с сербами этого не меняли. «Старая эмиграция» вымирала, молодые в большинстве своем вступали в смешанные браки и зачастую их дети росли вне Православной Церкви. Старых, заслуженных священнослужителей становилось все меньше и меньше, и если бы мы оставались в изоляции от основной Русской Церкви, то перспективы на будущее были бы почти никакие.
С тех пор очень многое изменилось. Например, сейчас почти все облачение и богослужебные книги в нашем приходе – новые, из России. Наш второй диакон получил образование в Санкт-Петербургской духовной академии. Лично у меня были положительные контакты с двумя патриархами и со многими архиереями и священнослужителями на соборах в Москве.
При тех трудностях, что Православие испытывает в мире, чрезвычайно важно иметь моральную поддержку единоверцев. Это то, чего мы были долгие годы лишены.
«Стремлением к Богу, Который един,
мы можем разрушать преграды между людьми»
Протоиерей Серафим Ган, настоятель Свято-Серафимовского храма в городе Си-Клифф, штат Нью-Йорк:
Протоиерей Серафим Ган, – Приснопамятный митрополит Лавр, при котором я имел благословение и счастье служить, в течение всей своей жизни устраивал не столько внешне мир и единение, сколько заботился о мире внутреннем, о мире со своей совестью, то есть о личном мире и согласии в своей жизни с Богом. Идя таким путем, он по милости Божией оказался способным на великие дела. Ведь ссориться, конфликтовать и разделяться легко. Это не требует больших усилий. Вообще падать или разрушать легко, надо просто дать свободу своим страстям и слабостям. А прощать, мириться, терпеливо находить пути к преодолению разногласий, поднимать, собирать и объединять людей – это гораздо труднее.
Взирая на пример покойного владыки Лавра, я где-то глубоко внутри понял, что примером своей жизни, собственным деятельным стремлением к Богу, Который в Своей внутренней жизни живет по закону любви, ибо Он един, но троичен в Лицах, мы можем благополучно разрушать преграды между людьми, разрешать недоразумения и находить пути к миру во взаимоотношениях с ближними. Для меня это, наверное, главный урок из всего процесса, приведшего к восстановлению канонического общения.
Воссоединение дало мне полноту живого общения с Церковью новомучеников и исповедников XX века, с Церковью моих предков
Что еще мне дало примирение двух частей нашей Церкви? Полноту того живого церковного и братского общения с родной Церковью, с Церковью новомучеников и исповедников ХХ века, с Церковью моих предков, о которой мы все молились и которой мы с нетерпением ждали. А это уже очень сильно обогащает не только души людей, но и дух всех народов, составляющих нашу единую Церковь. Так что слава Богу!
Воссылая Ему славу и благодарение в эти дни, надеюсь, что мы все будем всячески стараться беречь мир в Церкви как драгоценный дар Божий, с любовью храня ее единство, несмотря на все искушения и разочарования, которые возникают в жизни по нашей немощи, в чем да поможет нам Господь.
«После воссоединения наша Церковь стала в сто или в тысячу раз больше»
Протоиерей Сергий Лукьянов, настоятель Свято-Александро-Невского собора в городе Хоуэлл (штат Нью-Джерси):
Протоиерей Сергий Лукьянов – У меня не было никаких разочарований в связи с воссоединением. Более того, я обогатился тем, что мы теперь имеем евхаристическое общение с матушкой-Россией, с Украиной, с Белоруссией, со всеми Поместными Церквами, и это радует и объединяет.
Слава Богу, у нас за рубежом сейчас не существует барьера («А ты откуда приехал? Из какой ты юрисдикции?»), и я благодарю Господа Бога за такое великое благодеяние. Раньше мы были маленькой Зарубежной Церковью, и вдруг в течение одного дня 17 мая 2007 года выросли в сто раз, а может быть, и в тысячу. Для нас это самое главное.
На территории нашего прихода стоит памятник, посвященный воссоединению Русской Церкви, изображающий Патриарха Алексия II и митрополита Лавра. Для нас великая честь, что Первоиерарх митрополит Иларион (Капрал) благословил поставить его на нашей земле. Он пользуется очень большой популярностью: все, кто приезжает, стараются сделать фотографии, говорят: «Вот, какая красота!»
К нам сейчас приезжают многие архиереи и священники из России или Украины, и мы можем сослужить. Например, 12 сентября прошлого года у нас было великое торжество, посвященное 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, и как было хорошо, что приехал владыка Феоктист из Переславля-Залесского, другие архиереи и батюшки из разных юрисдикций. Так было приятно, что все вместе, как одна братия, объединились вокруг Святой Чаши и прославили нашего великого патриота, молитвенника и защитника Православия Александра Невского.
«Зарубежная Церковь всегда была неотъемлемой частью
единой Русской Православной Церкви»
Виктор Лохматов, протодиакон Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), многолетний келейник митрополита Лавра:
Протодиакон Виктор Лохматов – Наша Зарубежная Церковь всегда была неотъемлемой частью единой Русской Православной Церкви. После воссоединения мы и ныне радуемся возможности хранить нашу православную веру. И не только хранить, но и продолжать миссионерскую работу по всему зарубежью.
Разочарования? Никак нет! Находясь ныне за границей, мы продолжаем восстанавливать с каждым днем единство православных христиан в России и за рубежом!
Правда, в настоящее время православный мир столкнулся с большой трагедией и большим искушением из-за того, что происходит на Украине. Мои «батьки» – харьковчане, но мы молимся за всех страждущих: «Хай Бог помилуе!»
«Церковь Христова может лечить раны»
Николай Охотин, президент Американской секции Православного Палестинского Общества (ППО):
Со дня подписания Акта количество приходов и общин в РПЦЗ поднялось почти на 40 %
– Подписание Акта о каноническом общении в 2007 году принесло огромные плоды Церкви как в Отечестве, так и в рассеянии. Где раньше было недоверие, а порой и вражда, сейчас за редкими исключениями царят доверие и братское чувство. Замечу, что со дня подписания Акта количество приходов и общин в РПЦЗ поднялось почти на 40 процентов. Конечно, в это число входят и новые миссии, и совсем небольшие общины. Но это показывает, что Церковь Христова в лице ее верующих может лечить раны. Я лично считаю, что это положительное явление и в духовном смысле один из главных исторических моментов последнего столетия, если не больше.
«Владыка Митрофан всегда молился за Русскую Церковь»
Иподиакон Николай Гансон, регент хора Богоявленской церкви в Бостоне, внук епископа Митрофана (Зноско-Боровского):
Отец Серафим Ган и Н.Гансон – Когда мы с женой Михаилой и старшим сыном Георгием жили в Москве, в Замоскворечье, в 2003–2004 годах (я в то время собирал в архивах материалы для диссертации на тему послевоенного голода), мы оказались в совсем ином мире, но и совершенно нам родном. Храм, молитва, доброе отношение людей, особенно нашего «опекуна» Ирины Михайловны Гореловой – все это нас одарило весьма ощутимым чувством мира и заботы Божией о нас.
Жена моя – по рождению американка, по происхождению гречанка, но выросшая в Русской Зарубежной Церкви, полюбившая русский язык, культуру, богослужение и церковное пение – покидала Замоскворечье в мае 2004 года с горькими слезами. Для нас этот опыт стал подтверждением того, что начавшийся в то время процесс восстановления единства двух частей Русской Православной Церкви – в Отечестве и Зарубежье – не только богоугодный, но и совершенно естественный.
На наших глазах приезжали в Москву делегации и представители Зарубежной Церкви. В их числе были оппоненты сближения, которые, увидев духовное возрождение в России, пересмотрели свои позиции. Все удивительным и, можно сказать, чудесным образом шло к примирению и официальному восстановлению единства.
Единство Церкви в глубинном своем смысле – это не средство для достижения какой-нибудь цели, а самоцель
Разочарование чаще всего бывает, когда ожидаешь пользы от чего-нибудь, от какого-нибудь средства, а единство Церкви в глубинном своем смысле – это не средство для достижения какой-нибудь цели, а самоцель. Как сказано в псалмах, «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132: 1). Единство Церкви есть заповедь Божия, к которой мы должны постоянно и неустанно стремиться. Должны стремиться и сейчас. Единство со Христом каждого из нас приводит к единству во Христе, к единству церковному.
Владыка Митрофан не дожил до воссоединения несколько лет, но у него связь с Россией никогда не прерывалась – ни в межвоенной Польше, ни во время войны, ни в лагерях для перемещенных лиц в Германии, ни в Северной Африке, ни в США. Это было не только потому, что он был со своим народом, оказавшимся в ближнем или дальнем Зарубежье, но и потому, что вел переписку с духовными чадами, оставшимися или попавшими в СССР после войны.
Кроме того, владыка постоянно молился за гонимую Русскую Церковь и за страждущий русский народ. В 1990-м году он ездил в Россию и там встречался с духовенством. Из России к нему в Си-Клифф, малый пригород Нью-Йорка, нередко приезжало духовенство на встречи и беседы. Владыка также старался открыть глаза тем, которые придерживались жестких позиций с обеих сторон. Он отвергал утверждение, что та или иная сторона находится в расколе. Владыка считал, что Зарубежная Церковь – плоть от плоти, кость от кости Церкви Российской и что она должна жить не своей лишь зарубежной жизнью, но и жизнью Матери-Церкви. Таким образом он участвовал в воссоединении, прокладывая для него дорожку.
«Владыка Василий всегда молился о единстве в Русской Церкви»
Мэрилин Суизи, многолетняя помощница епископа Василия (Родзянко):
Мэрилин Суизи – С падением коммунизма в России воссоединение Русской Церкви, которое когда-то казалось немыслимым, стало реальностью! Как американка, перешедшая в Православие, я рада возможности более тесных отношений с Церковью в России, которая появилась благодаря восстановлению единства. Это и поездки по святым местам России, и визиты русских иерархов и священников в США, и общение обеих сторон в режиме онлайн, в том числе и на английском языке, и поминовение Патриарха на всех наших церковных службах.
Владыка Василий, который и крестил меня в Православие, всегда молился о восстановлении общения в Русской Церкви после падения коммунизма. Радиопередачи, которые он вел в течение многих лет, оказывали серьезную поддержку Православной Церкви в советские времена. И, вне всякого сомнения, его молитвы внесли свою лепту в воссоединение, которое произошло в 2007 году.