«Церковь Христова в лице ее верующих умеет лечить раны»

15 лет единства Русской Церкви: взгляд из Русского Зарубежья

15 лет назад, 17 мая 2007 года, в Храме Христа Спасителя в Москве Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) митрополит Лавр (Шкурла) подписали Акт о каноническом общении, положив тем самым конец разделению внутри Русской Церкви, которое продолжалось несколько десятилетий.

В годовщину этого исторического события корреспондент портала Православие.Ru попросил клириков и мирян РПЦЗ (многие из которых принимали участие в тех памятных событиях) рассказать о том, что дало им воссоединение Русской Церкви, и не появлялось ли за это время хотя бы малого разочарования.

Освящение памятника Воссоединению Русской Православной Церкви в городе Ховелл, штат Нью-Джерси Освящение памятника Воссоединению Русской Православной Церкви в городе Ховелл, штат Нью-Джерси

«У нас появилась возможность евхаристического общения»

Архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков):

Архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков) Архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков) – Я думаю, что за 15 лет с момента нашего воссоединения с Московской Патриархией достигнуто самое главное – у нас появилась возможность быть в евхаристическом общении друг с другом. Кроме того, мы теперь можем чаще приезжать в Россию, посещать святыни российской земли и в целом общаться как с духовенством, так и с народом, и чувствовать себя дома.

Если говорить о разочарованиях, то могу только сказать пока о бытовой стороне российской действительности, хотя это имеет и духовной смысл – а именно о том, что до сих пор не перезахоронили тело Ленина. Ведь с его именем связаны жестокие гонения на Церковь и истребление сотен тысяч, если не миллионов русских людей. Много можно сказать на эту тему, а также о том, как Ленин тоже был продуктом антироссийского Запада, но тот факт, что тело его до сих пор лежит на Красной площади и памятники ему стоят по всей России, свидетельствует о том, что русский народ еще не полностью осмыслил трагедию революции. А это нас печалит.

«Сейчас особенно важно иметь поддержку единоверцев»

Епископ Иероним (Шо):

Епископ Иероним (Шо) Епископ Иероним (Шо) – Конечно, у меня нет никаких разочарований касательно примирения в Русской Церкви. Более того, с тех пор на свое место в единой Русской Православной Церкви вернулся и бывший Парижский экзархат.

Зарубежной Церкви нужно было найти решение проблемы разделения, и не только из-за того, что оснований для него уже не осталось. Дело в том, что в связи с отделением от Московской Патриархии мы практически были отстранены от всего православного мира. Редкие случаи сослужения с сербами этого не меняли. «Старая эмиграция» вымирала, молодые в большинстве своем вступали в смешанные браки и зачастую их дети росли вне Православной Церкви. Старых, заслуженных священнослужителей становилось все меньше и меньше, и если бы мы оставались в изоляции от основной Русской Церкви, то перспективы на будущее были бы почти никакие.

С тех пор очень многое изменилось. Например, сейчас почти все облачение и богослужебные книги в нашем приходе – новые, из России. Наш второй диакон получил образование в Санкт-Петербургской духовной академии. Лично у меня были положительные контакты с двумя патриархами и со многими архиереями и священнослужителями на соборах в Москве.

При тех трудностях, что Православие испытывает в мире, чрезвычайно важно иметь моральную поддержку единоверцев. Это то, чего мы были долгие годы лишены.

«Стремлением к Богу, Который един,
мы можем разрушать преграды между людьми»

Протоиерей Серафим Ган, настоятель Свято-Серафимовского храма в городе Си-Клифф, штат Нью-Йорк:

Протоиерей Серафим Ган, Протоиерей Серафим Ган, – Приснопамятный митрополит Лавр, при котором я имел благословение и счастье служить, в течение всей своей жизни устраивал не столько внешне мир и единение, сколько заботился о мире внутреннем, о мире со своей совестью, то есть о личном мире и согласии в своей жизни с Богом. Идя таким путем, он по милости Божией оказался способным на великие дела. Ведь ссориться, конфликтовать и разделяться легко. Это не требует больших усилий. Вообще падать или разрушать легко, надо просто дать свободу своим страстям и слабостям. А прощать, мириться, терпеливо находить пути к преодолению разногласий, поднимать, собирать и объединять людей – это гораздо труднее.

Взирая на пример покойного владыки Лавра, я где-то глубоко внутри понял, что примером своей жизни, собственным деятельным стремлением к Богу, Который в Своей внутренней жизни живет по закону любви, ибо Он един, но троичен в Лицах, мы можем благополучно разрушать преграды между людьми, разрешать недоразумения и находить пути к миру во взаимоотношениях с ближними. Для меня это, наверное, главный урок из всего процесса, приведшего к восстановлению канонического общения.

Воссоединение дало мне полноту живого общения с Церковью новомучеников и исповедников XX века, с Церковью моих предков

Что еще мне дало примирение двух частей нашей Церкви? Полноту того живого церковного и братского общения с родной Церковью, с Церковью новомучеников и исповедников ХХ века, с Церковью моих предков, о которой мы все молились и которой мы с нетерпением ждали. А это уже очень сильно обогащает не только души людей, но и дух всех народов, составляющих нашу единую Церковь. Так что слава Богу!

Воссылая Ему славу и благодарение в эти дни, надеюсь, что мы все будем всячески стараться беречь мир в Церкви как драгоценный дар Божий, с любовью храня ее единство, несмотря на все искушения и разочарования, которые возникают в жизни по нашей немощи, в чем да поможет нам Господь.

«После воссоединения наша Церковь стала в сто или в тысячу раз больше»

Протоиерей Сергий Лукьянов, настоятель Свято-Александро-Невского собора в городе Хоуэлл (штат Нью-Джерси):

Протоиерей Сергий Лукьянов Протоиерей Сергий Лукьянов – У меня не было никаких разочарований в связи с воссоединением. Более того, я обогатился тем, что мы теперь имеем евхаристическое общение с матушкой-Россией, с Украиной, с Белоруссией, со всеми Поместными Церквами, и это радует и объединяет.

Слава Богу, у нас за рубежом сейчас не существует барьера («А ты откуда приехал? Из какой ты юрисдикции?»), и я благодарю Господа Бога за такое великое благодеяние. Раньше мы были маленькой Зарубежной Церковью, и вдруг в течение одного дня 17 мая 2007 года выросли в сто раз, а может быть, и в тысячу. Для нас это самое главное.

На территории нашего прихода стоит памятник, посвященный воссоединению Русской Церкви, изображающий Патриарха Алексия II и митрополита Лавра. Для нас великая честь, что Первоиерарх митрополит Иларион (Капрал) благословил поставить его на нашей земле. Он пользуется очень большой популярностью: все, кто приезжает, стараются сделать фотографии, говорят: «Вот, какая красота!»

К нам сейчас приезжают многие архиереи и священники из России или Украины, и мы можем сослужить. Например, 12 сентября прошлого года у нас было великое торжество, посвященное 800-летию со дня рождения святого Александра Невского, и как было хорошо, что приехал владыка Феоктист из Переславля-Залесского, другие архиереи и батюшки из разных юрисдикций. Так было приятно, что все вместе, как одна братия, объединились вокруг Святой Чаши и прославили нашего великого патриота, молитвенника и защитника Православия Александра Невского.

«Зарубежная Церковь всегда была неотъемлемой частью
единой Русской Православной Церкви»

Виктор Лохматов, протодиакон Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), многолетний келейник митрополита Лавра:

Протодиакон Виктор Лохматов Протодиакон Виктор Лохматов – Наша Зарубежная Церковь всегда была неотъемлемой частью единой Русской Православной Церкви. После воссоединения мы и ныне радуемся возможности хранить нашу православную веру. И не только хранить, но и продолжать миссионерскую работу по всему зарубежью.

Разочарования? Никак нет! Находясь ныне за границей, мы продолжаем восстанавливать с каждым днем единство православных христиан в России и за рубежом!

Правда, в настоящее время православный мир столкнулся с большой трагедией и большим искушением из-за того, что происходит на Украине. Мои «батьки» – харьковчане, но мы молимся за всех страждущих: «Хай Бог помилуе!»

«Церковь Христова может лечить раны»

Николай Охотин, президент Американской секции Православного Палестинского Общества (ППО):

Со дня подписания Акта количество приходов и общин в РПЦЗ поднялось почти на 40 %

– Подписание Акта о каноническом общении в 2007 году принесло огромные плоды Церкви как в Отечестве, так и в рассеянии. Где раньше было недоверие, а порой и вражда, сейчас за редкими исключениями царят доверие и братское чувство. Замечу, что со дня подписания Акта количество приходов и общин в РПЦЗ поднялось почти на 40 процентов. Конечно, в это число входят и новые миссии, и совсем небольшие общины. Но это показывает, что Церковь Христова в лице ее верующих может лечить раны. Я лично считаю, что это положительное явление и в духовном смысле один из главных исторических моментов последнего столетия, если не больше.

«Владыка Митрофан всегда молился за Русскую Церковь»

Иподиакон Николай Гансон, регент хора Богоявленской церкви в Бостоне, внук епископа Митрофана (Зноско-Боровского):

Отец Серафим Ган и Н.Гансон Отец Серафим Ган и Н.Гансон – Когда мы с женой Михаилой и старшим сыном Георгием жили в Москве, в Замоскворечье, в 2003–2004 годах (я в то время собирал в архивах материалы для диссертации на тему послевоенного голода), мы оказались в совсем ином мире, но и совершенно нам родном. Храм, молитва, доброе отношение людей, особенно нашего «опекуна» Ирины Михайловны Гореловой – все это нас одарило весьма ощутимым чувством мира и заботы Божией о нас.

Жена моя – по рождению американка, по происхождению гречанка, но выросшая в Русской Зарубежной Церкви, полюбившая русский язык, культуру, богослужение и церковное пение – покидала Замоскворечье в мае 2004 года с горькими слезами. Для нас этот опыт стал подтверждением того, что начавшийся в то время процесс восстановления единства двух частей Русской Православной Церкви – в Отечестве и Зарубежье – не только богоугодный, но и совершенно естественный.

На наших глазах приезжали в Москву делегации и представители Зарубежной Церкви. В их числе были оппоненты сближения, которые, увидев духовное возрождение в России, пересмотрели свои позиции. Все удивительным и, можно сказать, чудесным образом шло к примирению и официальному восстановлению единства.

Единство Церкви в глубинном своем смысле – это не средство для достижения какой-нибудь цели, а самоцель

Разочарование чаще всего бывает, когда ожидаешь пользы от чего-нибудь, от какого-нибудь средства, а единство Церкви в глубинном своем смысле – это не средство для достижения какой-нибудь цели, а самоцель. Как сказано в псалмах, «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132: 1). Единство Церкви есть заповедь Божия, к которой мы должны постоянно и неустанно стремиться. Должны стремиться и сейчас. Единство со Христом каждого из нас приводит к единству во Христе, к единству церковному.

Владыка Митрофан не дожил до воссоединения несколько лет, но у него связь с Россией никогда не прерывалась – ни в межвоенной Польше, ни во время войны, ни в лагерях для перемещенных лиц в Германии, ни в Северной Африке, ни в США. Это было не только потому, что он был со своим народом, оказавшимся в ближнем или дальнем Зарубежье, но и потому, что вел переписку с духовными чадами, оставшимися или попавшими в СССР после войны.

Кроме того, владыка постоянно молился за гонимую Русскую Церковь и за страждущий русский народ. В 1990-м году он ездил в Россию и там встречался с духовенством. Из России к нему в Си-Клифф, малый пригород Нью-Йорка, нередко приезжало духовенство на встречи и беседы. Владыка также старался открыть глаза тем, которые придерживались жестких позиций с обеих сторон. Он отвергал утверждение, что та или иная сторона находится в расколе. Владыка считал, что Зарубежная Церковь – плоть от плоти, кость от кости Церкви Российской и что она должна жить не своей лишь зарубежной жизнью, но и жизнью Матери-Церкви. Таким образом он участвовал в воссоединении, прокладывая для него дорожку.

«Владыка Василий всегда молился о единстве в Русской Церкви»

Мэрилин Суизи, многолетняя помощница епископа Василия (Родзянко):

Мэрилин Суизи Мэрилин Суизи – С падением коммунизма в России воссоединение Русской Церкви, которое когда-то казалось немыслимым, стало реальностью! Как американка, перешедшая в Православие, я рада возможности более тесных отношений с Церковью в России, которая появилась благодаря восстановлению единства. Это и поездки по святым местам России, и визиты русских иерархов и священников в США, и общение обеих сторон в режиме онлайн, в том числе и на английском языке, и поминовение Патриарха на всех наших церковных службах.

Владыка Василий, который и крестил меня в Православие, всегда молился о восстановлении общения в Русской Церкви после падения коммунизма. Радиопередачи, которые он вел в течение многих лет, оказывали серьезную поддержку Православной Церкви в советские времена. И, вне всякого сомнения, его молитвы внесли свою лепту в воссоединение, которое произошло в 2007 году.

Подготовил Дмитрий Злодорев,
Вашингтон

19 мая 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Прот. Стефан Павленко: «В день объединения Русской Церкви я почувствовал ее силу и благодать» Прот. Стефан Павленко: «В день объединения Русской Церкви я почувствовал ее силу и благодать» Прот. Стефан Павленко: «В день объединения Русской Церкви я почувствовал ее силу и благодать» Протоиерей Стефан Павленко: «На службе в храме Христа Спасителя в день объединения Русской Церкви я почувствовал ее силу и благодать»
Те, кто выступал против примирения, не видели страданий Церкви и ее исцеления.
Митр. Иларион (Капрал; ☦16.05.2022): Мы счастливы, что достигли единства Митр. Иларион (Капрал; ☦16.05.2022): Мы счастливы, что достигли единства Митр. Иларион (Капрал; ☦16.05.2022): Мы счастливы, что достигли единства Митрополит Иларион (Капрал; ☦16 мая 2022 г.): Мы счастливы, что достигли единства
Для меня прошедшие с тех пор 15 лет – это годы радости. За прошедшее с тех пор время я ни разу не пожалел об этом.
«Важно было дождаться нужного момента, чтобы не поторопиться и не опоздать» «Важно было дождаться нужного момента, чтобы не поторопиться и не опоздать»
Протоиерей Андрей Соммер
«Важно было дождаться нужного момента, чтобы не поторопиться и не опоздать» «Важно было дождаться нужного момента, чтобы не поторопиться и не опоздать»
Протоиерей Андрей Соммер о 15-летии воссоединения Русской Церкви
Я убежден в том, что все было сделано должным образом, и это произошло по благодати Святого Духа.
Комментарии
Мария20 мая 2022, 22:11
Спасибо редакции "Православия" за эту подборку! Сколько доброго и теплого в том, что сказано! Вот, чему, действительно, надо радоваться. Вопрос о Ленине и Мавзолее "замолчать" не удастся. Забальзамированное тело - анахронизм и даже с правовой стороны - это нарушение баланса интересов. Когда у доброй половины населения в роду есть пострадавшие от "красного террора", "военного коммунизма", от репрессий 20-х - 30-х гг. и "большого террора", ну, неужели не очевидно, что надо щадить чувства этой части сограждан? Кроме того, решение этого вопроса сняло бы и остроту противоречий с вменяемой частью украинцев. Ведь это то, что нас разделяет сейчас. А улицы в честь террористов? Мудрости правительству!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×