Православный календарьПравославный календарь
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».

Наука жить в баснях Крылова

«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…», «У сильного всегда бессильный виноват…», «А ларчик просто открывался…» – цитаты из басен Ивана Андреевича Крылова все мы помним с детства. И кажется порой, что их сочинил народ – настолько просто и ясно явлена в них глубокая мудрость. Но не только народная: баснописец обращает нас и к евангельским образам. Об этом – в книге «Басни с православными комментариями», увидевшей свет в издательстве «Вольный странник».

«Истина вполоткрыта»

Басни с православными комментариями / И.А. Крылов ; Предисл. И коммент. Редакции ; Худож. А.В. Глебов. – Москва : Вольный Странник, 2022. – 72 с. : ил. ISBN 978-5-00178-103-5 Басни с православными комментариями / И.А. Крылов ; Предисл. И коммент. Редакции ; Худож. А.В. Глебов. – Москва : Вольный Странник, 2022. – 72 с. : ил. ISBN 978-5-00178-103-5 Иван Андреевич не цитирует, конечно, Библию в своих простых, легких, искрометных и похожих на сказки баснях.

«Крыловская истина подсвечена малым огнем, чтобы не поранить больных, привыкших к нравственной тьме и к полутьме душевных глаз человека, не выносящих яркого света», – писал архиепископ Иоанн (Шаховской) о его творчестве.

Сам Крылов называл свое литературное служение «истиною вполоткрыта». Но видится мне в этой прикровенности и очень тонкое отношение к евангельской мудрости, к слову Божию, и желание научить читателя, не прибегая к сухому морализаторству.

Жизнь Ивана Андреевича нельзя назвать простой и легкой, подобной его басням. И нужда, и лишения, и несбывшиеся надежды – все он познал от юности. Но бывает так, что на своем жизненном поприще откопает человек настоящих клад, который сделает его и знаменитым, и состоятельным, а самое главное – нужным людям. Таким кладом стали для Крылова басни. В 1805-м году он перевел две басни Лафонтена, и с этого началось не просто его новое литературное поприще. Он стал настоящим учителем нравственности для многих соотечественников – современников и потомков.

Первый сборник басен Крылова вышел в 1809-м году и имел большой успех.

«Басни… читают и литератор, и купец, и светский человек, и дама, и горничная, и дети», – отмечал А.С. Пушкин.

Близкий друг баснописца, литературный критик и поэт П.А. Плетнев, писал:

«Крылову удалось проникнуть духом своим, вселиться в помышление миллионов людей, составляющих Россию, и остаться навек присутственным в их уме и памяти».

Классические сюжеты, пересаженные на русскую почву, из экзотических пальм превратились в березки

Конечно, Иван Андреевич – не изобретатель басенного жанра, существовавшего за столетия до Рождества Христова в творчестве Эзопа, Федра, Бабрия. Но классические сюжеты, пересаженные на русскую почву, из экзотических пальм превратились в березки, герои басен обрели живую сочность русского языка. Недаром Николай Васильевич Гоголь писал о Крылове: «Поэт и мудрец слились в нем воедино».

Как много сторон жизни, как внешней, так и внутренней, затронул в своих коротких текстах Иван Андреевич. И как много говорится в них о вечном – о христианских истинах, смысле жизни, о важности противостояния греху. Недаром преподобный Амвросий Оптинский порой вместо прямого ответа открывал басни Крылова и читал тот или иной стихотворный рассказ. Книга лежала на столе в келейной старца.

Православные комментарии

Но если и сам старец Амвросий, и его посетители хорошо знали текст Священного Писания и без труда могли соотнести с ним крыловские басни, то для наших современников эти параллели далеко не очевидны. Так, вероятно, размышляли создатели красочной книги басен. Литературоведы говорят о том, что перу Ивана Андреевича принадлежит 236 произведений этого жанра. Составители книги взяли десятину – 22 басни, которые можно предложить почитать детям. А лучше обсудить их вместе – в семейном кругу.

В помощь тем, кто захочет вывести мораль гораздо более обширную, чем две-три строчки баснописца, после каждой басни приведен текст комментария. В нем соединились размышления от житейской мудрости и непосредственные ссылки на евангельские образы, притчи.

Автор комментариев не просто называет порок или добродетель, предлагая посмотреть вглубь проблемы. Вот басня «Мышь и крыса» – это не просто о трусости, но и о том, к чему слабость может трусов привести:

«Когда беда случается с теми, кто их притеснял, они радуются этому. Если человек не сочувствует чужой беде, а злорадствует, то, как правило, это позиция не смелого человека, а труса».

Обращается комментатор и к примерам из Ветхого Завета, приводит цитаты из псалмов, гораздо менее известных широкому кругу читателей. Анализируя многим с детства знакомую басню «Ларчик», он пишет: «Простота в Библии означает не ограниченность ума, но прямоту характера». И приводит цитаты: «Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, в простоте сердца ищите Его» (Прем. 1, 1), «Хранит Господь простодушных, я изнемог, и Он помог мне» (Пс. 114, 6).

Книга – не просто сборник текстов с комментариями. Авторы позаботились и о том, чтобы читатели закрепили полученный материал. В конце их ждет задание – назвать пословицы из басен и басни, из которых взяли пословицы. Оно побуждает еще раз по прочтении обратиться к тексту басен и вновь вдуматься в их мораль.

А еще – любителей басен ждет интерактивный сюрприз, о котором писать, пожалуй, не стану. Пусть он станет приятной неожиданностью от встречи с этим ярким изданием, оформленным в лучших традициях детской отечественной литературы.

Басни для взрослых – в том числе

Ошибается тот, кто считает басни Крылова приметой раннего детства. Прочтите «Волк и ягненок», «Гуси», «Ручей», «Щука», «Крестьянин и лошадь» – и вас испугает их злободневность. Написанные в XIX веке, в наше время эти тексты обретают новую актуальность. Впрочем, это общая черта по-настоящему классических произведений.

А потому не только ребенок, но и взрослый найдет, о чем поразмышлять, читая эту книгу. Так и сделали мы с участниками Клуба любителей культуры в Покровском епархиальном образовательном центре. Вот, вроде бы, «Стрекоза и муравей» – что тут нового скажешь? Гимн трудолюбцам и анафема лентяям…

Именно на эту грань басни обращал внимание преподобный Анатолий Оптинский в письме к своей духовной дочери:

«Вчера или третьего дня о. М. сказал, что ты там все пляшешь. Я ему советовал указать тебе басню Крылова ‟Стрекоза и Муравей”. К тебе она подходит. Та тоже любила масленицу и не жаловала поста – все плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию – расслабление, за мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом. <…> И Крылов, светский писатель, сказал свою ‟Стрекозу” не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».

Но не все так просто, в жизни не бывает однозначных ответов и рецептов для всех. Оптинские старцы тонко понимали крыловские произведения: их мораль – не аксиома, которой надо руководствоваться во всех случаях. «Принимать» конкретную басенную мораль нужно на том или ином этапе жизни, в той или иной ситуации.

Автор комментария сравнивает Муравья со старшим сыном из притчи о блудном сыне

Не все однозначно и с несчастной Стрекозой, в сочувствии к которой признались многие участники клуба: «Сердце всегда сжималось – ну, почему Муравей такой злой? Она же погибнет». Автор же комментария в книге сравнивает Муравья со старшим сыном из евангельской притчи о блудном сыне. И сразу морально-поучительный текст обретает совсем иную глубину.

Дедушка Крылов и его внуки

«Что для вас творчество Крылова?» В ответ на этот вопрос многие признавались: важная часть русской культуры.

«Бог не дал баснописцу своей семьи, детей, внуков. Но для меня он – всеобщий дедушка, на баснях которого выросли многие поколения русских людей. Без его творчества невозможно себе представить детство», – считает Любовь Семеновна Ситникова.

А Светлана Александровна Багдасарян поделилась – басни Крылова внучке читает с детства. Но поскольку сама только начала воцерковляться, книга с православными комментариями поможет ей увидеть новые грани привычных текстов и по-новому объяснить их ребенку.

Эта книга – повод вновь открыть знакомые, но такие глубокие тексты и насладиться их мудрой, по-детски ясной простотой

Эта книга – замечательный повод вновь открыть такие знакомые, но такие глубокие тексты и насладиться их мудрой, по-детски ясной простотой. И встретиться на этой басенной территории с детьми. Потому что, по меткому замечанию Клайва Льюиса: «Только очень глупые взрослые всегда ведут себя как положено взрослым, и только очень глупые дети всегда похожи на детей». Не только творчество, но и удивительная жизнь Ивана Андреевича Крылова – друга детей и учителя взрослых – тому пример.

Марина Шмелева

9 ноября 2022 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 204 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Это – просто космос»: научно-популярная книга Марии Агапиной для детей об устройстве мира и его Создателе «Это – просто космос»: научно-популярная книга Марии Агапиной для детей об устройстве мира и его Создателе
Мария Минаева
«Это – просто космос»: научно-популярная книга Марии Агапиной для детей об устройстве мира и его Создателе «Это – просто космос»: научно-популярная книга Марии Агапиной для детей об устройстве мира и его Создателе
Мария Минаева
Наука не противоречит вере. Человек, высшее творение Божие, любит мир и хочет узнать о нем больше.
Басни с православными комментариями Басни с православными комментариями
Иван Крылов
Басни с православными комментариями Басни с православными комментариями
Иван Крылов
В этой книге собраны двадцать две басни из богатого наследия Крылова и дополнены соответствующими цитатами из святоотеческого наследия, снабжены комментариями для более глубокого понимания текста.
Мальчишки из 1930-х Мальчишки из 1930-х
О книге Олега Симонова «Грозовые раскаты. Повесть о Пашке и его друзьях»
Мальчишки из 1930-х Мальчишки из 1930-х
О книге Олега Симонова «Грозовые раскаты. Повесть о Пашке и его друзьях»
Анастасия Горюнова
Этих страниц не вычеркнуть из нашей истории, и потому детям нужно знать правду.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Марина Шмелева

Новые материалы

Выбор читателей

×