Православный календарьПравославный календарь
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.

«Как же хорошо так умирать!»

Три истории о смерти

Джузеппе Мадзини на смертном одре. Художник: Сильвестро Лега Джузеппе Мадзини на смертном одре. Художник: Сильвестро Лега

Мой друг отец N о смерти говорит часто. По-разному говорит. Иногда со слезами и болью, иногда – со страхом и трепетом, иногда – с ужасом и непониманием. Но, правда, бывают случаи, когда остается только ужасаться: «Господи! Почему так?! Где Ты был?..»

Есть смерти, о которых можно говорить только со светлой христианской радостью

А иногда говорит он о смерти с радостью. Понимаю, что странно это звучит, но есть смерти, о которых и можно говорить только со светлой христианской радостью.

Но сегодня позвонил мне батюшка, чтобы рассказать о совсем не радостной смерти. А о такой, когда взываешь к Небу:

– Господи! Ну почему?! Ведь всё было уже почти…

Когда-нибудь мы, наверное, узнаем ответы. А пока остается только ужасаться…

Бабушка и бесы

В тот день в храм к отцу N пришла незнакомая женщина. Спрашивала она – нельзя ли отпеть соседку ее, восьмидесятилетнюю старушку.

– Можно, почему нет? С каким именем крещена?

– Так она не крещена. Но хотела.

Хотела не хотела, а отпевать все равно нельзя. Но слово за слово, узнал отец N историю этой бабушки.

Как она жила – хорошо ли, плохо ли, – до конца неизвестно. Обычно, наверное, жила, как многие. Но к восьмидесяти годам неожиданно решила она креститься. И женщину эту по-соседски всё просила сходить к батюшке, договориться.

Соседка сама крещеная, но не церковная. Интересно ей стало, что бабулю вдруг на такой неожиданный шаг сподвигло. Жила же себе спокойно.

Оказалось, стали к бабушке бесы приходить.

– Да страшные такие, – рассказывала она. – Как взгляну на них – кровь в жилах леденеет.

Ну и махала на них бабка своей палкой – отгоняла. Нечисть на время ретировалась, но потом всё равно возвращалась и пугала ее. Поэтому и решила она креститься, чтобы таким радикальным способом одолеть преследующих ее чертей.

Надо сказать, что, несмотря на преклонные годы, бабушка была совершенно в своем уме. Более того, она еще дочку свою досматривала. Которая после перенесенного в детстве менингита была немного не в себе.

В общем, посвященный в эту историю народ бабушке поверил, в маразме ее не заподозрил и обещал помочь с крещением.

Но это та женщина обещала. И честно собиралась в храм сходить. Но – село же, хозяйство… То то, то это. То обстрелы… Это всё происходит понятно где.

А пока та обещала, другой сосед со своей стороны тоже старушке решил «подсобить»:

– Ты, бабка, их обматери, да покрепче, – говорит. – Они и отстанут от тебя. Проверенное средство.

Когда вся эта нечисть в очередной раз заявилась, бабка и правда покрыла их трехэтажным матом. Только на них это в другом смысле подействовало. Никто от нее не отстал. А у нее на глазах бесы прямо посреди дома могилу вырыли:

– Это для тебя, карга старая! Жди!

Всё это, кроме бабушки, естественно, никто не видел. Но после этой могилы она тут же поковыляла к соседке, рассказала. И было решено, что назавтра точно-преточно та пойдет за священником. Потому что это уже перебор.

Только ночью случился у бабки в доме пожар. Дочка ее слабоумная на плите тряпочку какую-то оставила – и всё. Сама выжила, а старая мать погибла. Нашли ее обгорелую недалеко от входной двери. Ползла, видимо, но не успела.

Вот почему так?.. Почему такая смерть, и не дал Господь ей креститься?..

Отец N мне не ответил. Да и откуда он знает? А старчествовать он не любит.

«Ты чего не пришел креститься?» – «Да дела, работа…»

Мы молчали…

– А вот еще история, – вновь заговорил батюшка. – Год назад случилась, наверное. Она меня тоже потрясла.

Пришел тогда к отцу N в храм молодой парень, Олег. Сказал – креститься хочет.

– Ну и молодец! – обрадовался батюшка. – Давай мы с тобой сейчас побеседуем, я всё объясню, чтобы не формально у нас с тобой было, потом назначим дату, и я тебя покрещу.

Я знаю, что отец N к Таинству Крещения относится серьезно. Говорит с людьми, объясняет, а не лишь бы всех случайных прохожих в купель покидать и денег заработать. А если человек не готов – насильно не заставляет. Молится о нем и ждет.

– Я знаю людей, которые по своему складу сто лет уже должны быть в храме, – рассказывал он мне как-то. – А они только через десять лет после нашего знакомства креститься приходят. И остаются навсегда. Ну, значит, столько времени им дал Господь, чтобы всё понять.

В общем, поговорил батюшка с Олегом. «Вижу, что серьезно он относится, всё понимает. Выбрали день», – продолжает батюшка.

– Только денег у меня нет, – сказал парень.

– Нет – и не надо! – ответил отец N.

Он такой.

В назначенный день батюшка долго ждал Олега, а тот не пришел. И телефона его нет.

– Через месяц где-то иду по улице, смотрю – он.

– Ты чего не пришел? – спрашиваю.

– Да дела, работа… Приду. Простите.

И опять не пришел, хотя договорились.

А потом прибежала в храм женщина:

– Племянника убили! Нельзя ли отпеть? Только он некрещеный.

– Если некрещеный, то нельзя. Вы о нем келейно молитесь. И я буду. Как имя?

– Олег!

Это был тот самый Олег… И до сих пор кровоточит у батюшки сердце. Может, надо было крестить его сразу, после беседы? Или Господь что-то знал? Но что, чтобы вот так? Или парню самому не надо было исчезать, а прийти в назначенный день? И тогда все было бы иначе… Непонятно.

Позвал тебя Господь на Свой пир, сердца коснулся – всё бросай и беги. Крестись!

– Знаешь, это как с добрыми делами, – говорил батюшка. – Попросили тебя о помощи – не откладывай на завтра, беги помогать. Завтра ведь может и не быть. Так и здесь. Позвал тебя Господь на Свой пир, сердца коснулся – всё бросай и беги. Крестись! А то видишь, как бывает. И мне надо было сразу. Да… Страшные есть смерти. Непонятные. А келейно я о нем молюсь. И на милость Бога уповаю.

Радостная смерть

А эта история как раз о радостной смерти. Радостнее не бывает – правда. Давно уже рассказал мне ее батюшка. После того, как я его однажды спросила: «Как надо жить?»

Было это в самом начале его священнического пути.

– Звонят мне люди, – рассказывал отец N. – Человек умирает. Дедуля древний по имени Пантелеимон. «Сделайте хоть что-нибудь!» Но старик без сознания, а значит, ни соборовать, ни причастить его нельзя. Но я все равно пошел – хоть родных утешить, убиваются же люди.

Пришел батюшка – на постели лежит старик. Глаза закрыты, ни на что не реагирует. Родные сказали – онкология. В сознании бывает очень редко. В последнее время вообще никогда. Да и глухой совсем давно.

– Окружили меня, плачут, – рассказывает батюшка. – «Мучается дедушка наш сильно. А он такой хороший, добрый, порядочный, терпеливый. Никогда ни на кого не обижался и сам мухи не обидел. Любил всех, всем старался помогать. А теперь мы ничем ему не можем помочь». И давай еще громче рыдать…

Смотрел на них отец N и понимал, что дедушка этот какой-то святой человек.

– Бывает, умирает кто-нибудь, а его и проводить некому. Всем всё равно. При жизни ему на всех было наплевать. А теперь – всем на него с высокой колокольни. Зарыть бы побыстрее. А тут столько народу искреннее убивается. Не ждут, когда выживший из ума старик скорее отдаст Богу душу и освободит всех. А все готовы сами отдать, лишь бы ему легче стало. Две дочки у него, сами уже пожилые. По всем врачам его провели, все свои сбережения отдали, на операции настояли, хотя им говорили, что в этом возрасте и с таким диагнозом уже бесполезно. Мужья их всех знакомых на уши подняли. Внуки туда же – за деда бороться…

Очень жалко стало батюшке всех этих скорбящих. А главное – что такой хороший человек без покаяния умирает. Но что поделать: так Господь, видимо, решил.

– Не стал я сразу отходную читать, – рассказывал он. – Не лежала почему-то душа. А захотелось мне прочесть канон из чина соборования. Читаю. Молитва легко так идет, прямо к небу летит. И вдруг дедушка в себя пришел, глаза открыл. И – слышать стал! Глухой! Там вся родня чуть сама не померла от изумления. Да и я тоже, честно говоря. Но раз такое дело, предложил я ему исповедоваться, причаститься, пока чудесная метаморфоза не закончилась. Пантелеимон радостно согласился, хотя, по его же словам, «никогда этого не делал». И я помчался в храм за дарами. С собой не было – никто ж не ожидал. Никогда не забуду, с какой радостью я бежал за Телом и Кровью Христовой. В подряснике через лужи перескакивал. Люди у виска крутили.

Как же искренне он каялся! Я такое нечасто потом видел. И мирно, с улыбкой, попрощавшись с родными, почил. Не умер – именно почил!

Старик исповедовался, причастился.

– И как же искренне он каялся! Я такое нечасто потом видел. И мирно, с улыбкой, попрощавшись с родными, почил. Не умер – именно почил! Радостнее смерти я не встречал. Вот ты спрашивала, как жить, – заговорил батюшка после непродолжительного молчания. – Дедушка этот, хоть и в храм не ходил (в такое время вырос), но всегда был рядом со Христом. Потому и слова молитвы услышал. Родные рассказали, что он каждый день жил как последний. Старался сегодня сделать все добрые дела, не откладывая на завтра и совершенно себя не жалея. И не просто делал, а с радостью! И вот итог его жизни. Господь явил чудо. Вот так, наверное, и нужно жить. И как же хорошо и нестрашно так умирать!

Елена Кучеренко

24 марта 2023 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 2495 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
раба Божия тамара11 марта 2025, 00:02
Жалко Олега, прав батюшка - надо сразу же крестить - это его потом нечистые от церкви отвращали, препятствия устанавливали. Я когда решила принять крещение - в мои 50 лет - , а так такие пошли препятствия...передышки не было на минутку даже, когда уже пять месяцев прошло поняла, что надо бросить всё и пойти...так и сделала, батюшка спросил - Евангелия читала - Да, и через неделю назначили, пригласила друзей, родню и покрестили. Так было радостно, такую благодать чувствовала... Слава Богу за всё!
Владимир26 марта 2023, 22:52
Дорогая Елена! благодарю Вас за этот рассказ и за всё Ваше творчество. Всегда с удовольствием читаю Ваши рассказы "из жизни". Все они из жизни, о жизни и про нас грешных - чтобы и мы тоже вглядывались в свою жизнь, в то, что рядом, что не замечаем, чему не придаем значения и чем пренебрегаем (например бездомными, о которых Вы так по-доброму и часто пишите). Успехов Вам в творчестве и помощи Божией в трудах. Храни Вас Господь!
Наташа25 марта 2023, 21:23
“Родные рассказали, что он каждый день жил как последний. Старался сегодня сделать все добрые дела, не откладывая на завтра и совершенно себя не жалея. И не просто делал, а с радостью! И вот итог его жизни” Вот где «соль» рассказа! Делайте добрые дела с радостью и любовью! Господь милостив!
Анна25 марта 2023, 18:17
Неисповедимы пути Господни! Но умирать, думается, всегда страшно. И ещё больно
р. Б. Алла 24 марта 2023, 23:28
Елена, великолепные, очень поучительные истории!!! Дедушкина смерть, удивительна! Какая светлая душа у него!
Анна24 марта 2023, 11:16
Какая история про Дедушку - до слёз. Как хочется тоже быть: не "свиду", не "на словах", а по совести.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Елена Кучеренко

Новые материалы

Выбор читателей

×