«Человек свободен ощущать себя счастливым»

Беседа с писательницей Светланой Замлеловой о ее книгах, творчестве и духе времени

Предлагаем вниманию читателей интервью со Светланой Замлеловой, автором нового романа, недавно вышедшего в издательстве «Вольный Странник», – «Блудные дети, или Пропадал и нашелся».

Светлана Георгиевна поделилась не только размышлениями о духовных поисках героя, но и глубокими мыслями о судьбе страны и поколений, о поднятых в романе проблемах, вопросах, актуальных не только для описываемой эпохи 90-х годов XX столетия, но и для читателей – наших современников, поскольку выбор жизненного пути, вопросы духовных исканий, стремление человека к творчеству, счастью, свободе – едины во все времена.

Светлана Замлелова и Анастасия Горюнова на презентации книги Светланы Замлеловой «Блудные дети» Светлана Замлелова и Анастасия Горюнова на презентации книги Светланы Замлеловой «Блудные дети»

Эпоха 1990-х и ее герои

– Светлана Георгиевна, хочется отметить реалистичность персонажей. Они имеют прототипы, или это собирательные образы, типичные герои нашего времени?

В книге нет ни одного персонажа, полностью «скопированного» с реального, живого человека

– Конечно, это собирательные образы, нет ни одного персонажа, полностью «скопированного» с реального, живого человека. Но в то же время используются реальные факты, события, судьбы. Без вымысла нельзя обойтись, однако у некоторых персонажей есть и прототипы. Что-то из описанного происходило со мной, что-то я видела своими глазами. Но тут же описаны истории знакомых – близких и не очень – людей. Словом, такая сборная солянка, где множество ингредиентов дают в сочетании нужный вкус.

– Почему повествование ведется от лица молодого человека? Стоит ли за образом Иннокентия реальная судьба реального человека?

– Можно сказать, что у главного героя несколько прототипов. Но дело даже не в этом. Выразить задуманное было бы уместно с помощью именно мужского образа – точнее, образа молодого человека. Девушка, ровесница главного героя, в сложившихся ситуациях вела бы себя несколько иначе, и повествование могло бы пойти в другую, ненужную мне сторону. Это была бы совсем другая история. В этом не было бы ничего плохого. Но пришлось бы говорить не о том, о чем хотелось сказать. Поэтому я предпочла именно этот образ.

– А насколько вам при написании книги было легко размышлять от лица молодого человека? Приходилось ли с кем-то советоваться?

– Мы все живем среди других людей, поэтому что бы мы ни говорили и как бы ни подшучивали над ближним, все равно мы вполне можем научиться понимать друг друга. Тем более мы в первую очередь люди, а уж потом – мужчины и женщины. А когда человек пишет, создает свой мир, он просто вынужден хорошо знать всех персонажей. Иначе с ними не управиться, и созданный мир окажется неправдоподобным с первых же строк. Если вы знаете своих героев, то вполне сможете рассказать о них – увидеть мир их глазами, объяснить мотивы их поступков, растолковать читателю, о чем мечтал и чего боялся созданный вами герой.

Духовные искания. Ценности и суррогаты

«Блудные дети», книга Светланы Замлеловой «Блудные дети», книга Светланы Замлеловой – Вы как автор осознанно проводили линию «улучшения», внутреннего изменения героя? Ведь бывает, что герои подчас начинают совершать незапланированные автором поступки, уводя его от заранее задуманного сюжета.

– Когда сюжет обдумывался, было понятно, к чему в итоге придет главный герой. Это было обусловлено внутренней логикой, заданным изначально характером главного героя, общими настроениями того времени. Но это была общая схема. По мере написания, по ходу развития сюжета герой действительно начинал, что называется, жить своей жизнью. Такое и в самом деле бывает с персонажами. И тут нет ничего удивительного. Просто изначально сюжет обдумывается в самых общих чертах. Но когда вы беретесь за прорисовку, за детали, то в вымышленном вами мире складываются новые обстоятельства, диктующие героям неожиданные для автора или, точнее, незапланированные автором поступки. Игра усложняется, и задача автора не проиграть своим же героям, не позволить им изменить сюжет и увести его в другую от первоначального замысла сторону.

– В книге духовные искания героев связаны с поисками и обретением истинной свободы, веры, любви. Почему герою предложен столь витиеватый путь для обретения внутренней опоры?

Духовный поиск героя пришелся на очень сложное время – эпоху перемен

– Духовный поиск героя пришелся на очень сложное время – эпоху перемен. И дело не только в том, что менялись ценности, ломались ориентиры, да и вообще вся жизнь вокруг ломалась. Следует признать, что в те годы люди, общество недавно единой страны и особенно граждане России получили настоящую психическую травму, последствия которой не преодолены до сих пор. Такая травма неизбежна в периоды, когда происходит ломка упорядоченного мира, ломка стереотипов общественного сознания, когда человеку отказывают в доступе к жизненным благам, когда оскорбляют память и смеются над верой. Социологи пишут, что подобное случается в результате переворотов или революций, оккупации, кризисов или сложных реформ, правительственных скандалов, проигранных войн и проч. Практически все это было в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Травма может разрушить общество, обесценить все, что было прежде ценно. Она может сохраняться в коллективной памяти на протяжении поколений, проявляясь в виде внутригрупповой ненависти и агрессии. Она переживается всем обществом, и преодолеть ее очень непросто. Помимо всего прочего, период, о котором мы говорим и который описан в книге, запомнился постоянным унижением нашей страны – ее культуры, истории, русских людей как таковых. Вспомните: все русские – воры и лентяи, любят шансон, водку и мат, все русские женщины – проститутки. Русские только отравляют воздух и должны исчезнуть. У русских не было гениев, не было героев, они ничего не создали, зато всех поработили. И так из каждого утюга. Очень хорошо помню, как Виктор Ерофеев писал: «Русских надо бить палкой. Русских надо расстреливать. Русских надо размазывать по стене»; «Русские ужасно завистливы»; «У русских девушек плебейские глаза». То, что сегодня позволяют себе граждане Украины, в конце 1980-х, в «святые» 1990-е и даже в начале 2000-х открыто говорилось по российскому телевидению. Комплекс вины, униженное достоинство, социальное беспокойство, страхи возможных бедствий – таковы внешние условия, в которых герой книги начинает свой поиск, свой жизненный путь. Именно поэтому его поиск не может быть простым и быстрым. Более того, я не уверена, что он остановится в своем поиске. Но это, как говорится, совсем другая история.

– Действительно, людей 1990-х так привлекал «свободный» Запад. По вашим наблюдениям, у современной молодежи уже меньше соблазна уехать из России?

Из поколения в поколение люди повторяют одни и те же ошибки, потому что научиться жить на чужих ошибках почти невозможно

– Наверное, сколько людей – столько и судеб. Из поколения в поколение люди повторяют одни и те же ошибки, потому что научить человека жить на чужих ошибках почти невозможно. Редко кто пользуется опытом предшествующих поколений. Знаете, как в анекдоте: «Я пережил две войны, авиакатастрофу, два развода и одно банкротство, а мой внук заявляет: “Дедушка, ты ничего не понимаешь в жизни”». Тем более травма так и не преодолена, а напраслина и ложь продолжают выливаться на наши головы. Все это не способствует уважению к себе как к нации. А до тех пор, пока уважение к себе не появится, пока не будет изжит комплекс неполноценности перед Западом, не стоит и ждать, что молодые люди откажутся от идеи эмиграции. Обратите внимание: все хорошее в России продолжают называть «европейским». Хороший ремонт называется «евроремонтом», чистые улицы – «как в Европе». Хорошая еда, манера одеваться, хорошее образование в представлении большинства, в том числе и властей предержащих, – всё это до сих пор связано с Европой или с Западом в целом. При этом советский опыт презрительно именуется «совковым». Многие молодые люди не только на Украине, но и в России абсолютно уверены, что русские ничего не создали. А попросите назвать изобретателей телевидения, видеомагнитофона или первого в Европе компьютера… Ответа не последует. Но если человеку с младых ногтей внушают, что здесь все плохо по определению, а там все хорошо, чему же удивляться, что такой человек стремится туда, где лучше?..

Конечно, есть каждодневная жизнь обычных людей. И с этой точки зрения наша страна в 1990-е годы оказалась не в лучшем положении. Но преподносилось-то так, словно никаких кризисов нигде отродясь не бывало, как будто тяжелые времена – это какая-то норма для нашей страны.

– Насколько типичен путь героя, его духовные искания и кризисы для человека, жившего в 1990-е и особенно искавшего счастье за границей? Многие ли из этих людей возвращаются на родину?

– Думаю, что этот путь довольно типичен для людей определенного личностного склада и социального положения. При этом надо понимать, что переезжать туда-сюда – занятие не самое приятное и простое. Даже если человек понимает, что не нашел то, чего искал, обратный переезд может оказаться более травмирующим событием, нежели принятие сложившейся ситуации.

– А как быть с теми россиянами, кто поддался искушению уехать и не вернулся?

– А зачем нам как-то с ними быть? У каждого своя судьба, своя дорога в жизни. Не предлагаю и не призываю кого-то осуждать. Тем более все ищут что-то свое. Если человек нашел себя, нашел свое место в жизни, если он счастлив, за него можно только порадоваться. Вопрос лишь в том, что люди порой пытаются найти счастье, убегая от себя или поверив, будто на Земле есть какое-то идеальное место, а уж там-то найдется всё искомое и необходимое. Современный пример – граждане Украины, еще на Майдане уверявшие, что стоит Украине вступить в ЕС, как сразу же у всех будут пенсии по пять тысяч евро и зарплаты по двадцать тысяч в той же валюте, и тогда всем станет хорошо. О том, что есть еще миллион нюансов, они и слышать не хотели.

Было бы нелепо утверждать и то, что жизнь хоть в Европе, хоть в России, хоть где бы то ни было еще может быть в принципе лишена недостатков. Речь идет о перекосах, о беспочвенных фантазиях и грезах, о неистребимом желании верить в выдуманную реальность. Если мы станем утверждать, что в нашей стране тишь да гладь да Божья благодать, то и мы окажемся фантазерами, оторванными от реальности. Но то же самое касается и тех, кто рассказывает о райской жизни в других странах. Кстати, в 1990-е годы самым страшным в нашей стране был даже не кризис, когда зарплату выдавали чайниками, а тотальный бандитизм, власть криминала и распространение в связи с этим криминальной субкультуры, когда в каждом такси звучали песни про ВОХР или фраеров. От этого действительно хотелось убежать подальше.

– Описываемая в книге квартира, ее гости и их разговоры словно олицетворяют место всех пороков на земле. Полезно ли православному человеку читать про то, как «падший мир во зле лежит», или это является некоторым предупреждением?

– Да, это «нехорошая квартирка», как говорил Булгаков. Но в первую очередь это образ бездумного подражания, доведенного до крайности, до абсурда, когда подражают всему подряд, без разбора, не задумываясь, а нужно ли это и нормально ли это вообще. Здесь собираются избалованные люди в поиске новых ощущений. Отчасти это перекликается с нашумевшей недавно «голой» вечеринкой, которая, конечно, глубоко вторична по своей идее и сути.

Есть Богемская роща. Во всяком случае, то, что о ней известно. Есть еще и остров Эпштейна. Подобных мест в современном мире немало.

Я старалась не пускаться в описание подробностей, но обойти тему порока, говоря о мире апостасийном, невозможно

Нельзя сказать, что со времен событий в книге столичная (да и не только!) публика как-то изменилась и стала менее порочной. Скорее наоборот. Я старалась не пускаться в описание подробностей, но обойти тему порока, говоря о мире апостасийном, утверждающемся в своей апостасии, невозможно. Наверное, я бы не стала называть это «предупреждением» – не хотелось бы морализаторствовать. Просто это неизбежные обстоятельства на пути главного героя – ведь духовный поиск не может пройти без искушений и соблазнов. Действительно, мир во зле лежит, и невозможно не прийти соблазнам в мир. Важно самому не стать источником соблазна.

А главное, что тупое подражательство, расцветшее в 1990-е, может далеко завести.

– Поднятая тема поиска взаимопонимания отцов и детей всегда актуальна. В начале книги герой размышляет о выборе профессии. А вы внутренне на чьей стороне: ищущего себя в творчестве Иннокентия или его разумных родителей?

– Полностью на стороне Иннокентия. Человек не просто так приходит в мир. У каждого своя миссия. Для осуществления этой миссии даются таланты. И, как мы знаем, человек должен использовать свои таланты. И использовать их во благо. Конечно, родители тоже руководствуются благими намерениями. Но зачастую эти намерения просто делают чадо несчастным на всю жизнь. Хотя, повторимся, рецепта счастья не существует. И у каждого свой путь в жизни.

– Почему Максу, другу Иннокентия, не предложен в книге иной путь, выход с сопутствующим перерождением души?

– Хоть это и звучит как трюизм или избитая истина, но за ошибки приходится отвечать. Оба героя книги отвечают по-своему, потому что, опять же, у каждого своя судьба. И не всегда все происходит тихо и гладко. Да, таковы страшные реалии жизни. Про таких, как Иннокентий, говорят: «Легко отделался». И это именно так, несмотря на все его мытарства.

– Вами намеренно опущены подробности пути воцерковления Алисы? Предполагается ли, что читателю и так должно быть понятно: духовные поиски могут быть присущи любому человеку, а спасение, воскрешение души возможно только в Боге?

– Повествование ведется от первого лица. То есть Иннокентий нам рассказывает о себе и об окружающих его людях. Все, что происходило с Алисой или Максом, остается для него неведомым. Он узнает обо всем, вернувшись в Москву. Поэтому он рассказывает о том, что видит сам. Возможно, когда-то он и узнает, что произошло в его отсутствие. Но пока для него это скрыто так же, как и для читателя. В то же время остается поле для фантазии, и читатель может сам понять, что происходило в Москве, пока главный герой ездил по Европам.

– Что вы вкладываете в понятия свободы и веры? Насколько они взаимосвязаны?

Свободу я понимаю именно как свободу от себя или от греха

– Не думаю, что, уверовав в Бога, человек тут же становится свободным. В Церкви много самых разных людей, и далеко не все безгрешны или внутренне свободны. Но свободу я понимаю именно как свободу от себя или от греха. Грех – это, иначе говоря, ошибка. Неправильное состояние, которое делает человека несвободным и несчастным. Пока человек пребывает в состоянии злобы, ненависти, жадности, зависти, гнева, обиды, осуждения и проч., он отягчен и не может ощутить всю легкость свободы. Свободный человек преодолевает давление внешнего мира, он не отзывается раздражением или обидой на несовершенства ближнего. Он свободен ощущать себя счастливым, чувствовать радость и вдохновение, любоваться миром, быть творцом – по образу и подобию, а не жертвой.

– В результате духовных поисков герой выбрал жизнь не иллюзорную, а настоящую, где есть место тому, чтобы работать, отдавать, любить. Это можно рассматривать как составляющую человеческого достоинства или рецепт счастья?

– Первая составляющая достоинства – это уважение к себе. А уважающий себя человек, конечно, предпочтет живую, настоящую жизнь любой, самой красивой мертвечине. Что касается счастья, то, опять же, универсального рецепта не существует. Жизнь у всех складывается по-разному, люди взрослеют с разным багажом и разными устремлениями. Да и личные качества у всех разные. Но уважение к себе – это универсальная необходимая составляющая и для счастья.

Голос автора

– Каков основной замысел автора?

– Замысел всегда можно обозначить двумя словами: «судьба человека». А дальше могут быть самые разные вопросы. И духовный поиск, и перерождение, и взросление, и психология отношений, и проблемы искусства, и сатира, и многое другое.

– Почему выбрана эпоха 1990-х? Как вами переживался момент перестройки?

– Во время перестройки я была еще слишком мала, чтобы сознательно воспринимать происходящее. События 1993 года видела, конечно, своими глазами. Не могу сказать, что я участвовала в качестве активного борца. Скорее – наблюдателя. Но, по моим впечатления, не все участники событий вышли на улицы Москвы ради защиты своих принципов. Многие выглядели любопытствующими, пришедшими поглазеть: что там такое происходит. Разумеется, я поддерживаю (и тогда, и сейчас) тех, кто защищал законную власть. Ельцин действительно совершил государственный переворот, распустив Верховный Совет и Съезд народных депутатов. Странно, что официальная и честная оценка этому до сих пор не дана.

– Герой задается вопросами «свободы», а что вы вкладываете в данное понятие? И как восприятие вами «свободы» трансформировалось в течение жизни?

– Конечно, в разное время люди по-разному смотрят на одни и те же вещи. Меняется восприятие, причем в большинстве случаев никто и не объяснит, почему или из-за чего оно изменилось. Сейчас мне близко определение Пушкина:

…Никому
Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь Божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.

– Вот счастье! вот права…

Можно сказать, это идеальное определение свободы.

– А вам или вашим близким приходилось стоять перед выбором России или заграницы?

– Да, в 1990-е годы многие оказались перед выбором. У меня есть и родственники, и знакомые, уезжавшие из страны. Кто-то вернулся, кто-то остался. Например, люди занимались или начинали заниматься наукой. И вдруг в России научные институты, кафедры, лаборатории закрываются. Приходится выбирать: либо ты уезжаешь, либо остаешься и меняешь профессию. Например, становишься «челноком», то есть отправляешься в Турцию, возвращаешься с полным баулом барахла и распродаешь его на рынке. Перспектива не очень веселая. Тем более в те годы вообще было неясно, что будет со страной через несколько лет – всё было очень зыбко. И плюс то, о чем я уже говорила: криминал. Представьте огромный завод, государственное предприятие. И где-нибудь в приемной сидит этакий красавец в кожаной куртке. И все знают: это «смотрящий от братвы». Стоит начать что-то делать, чем-то заниматься, как сразу же попадаешь под контроль криминала. От этого можно только убежать. И чем дальше, тем лучше.

– Можете ли поделиться вашим путем обретения веры?

– Когда-то я слышала, как один старый человек, крупный ученый, сказал: «Моя вера – вопрос интимный, об этом не принято говорить во всеуслышание». Меня это удивило: почему бы не поговорить? Тем более вера, религия часто выступают объединяющим началом. Но потом я поняла, что он имел в виду, и полностью с ним согласилась…

О судьбах Родины

– Можно ли говорить о нашем времени как о более благополучном для россиян в духовном смысле, или жизнь снова ставит перед человеком новые духовные вызовы?

С точки зрения духовности – не бывает благополучных времен

– С точки зрения духовности, не бывает благополучных времен. Это невозможно в земной жизни. Человек всю жизнь преодолевает себя, борется с собой. Но безгрешных людей нет, и невозможно не прийти соблазнам в мир. Вызовы могут меняться, но только внешне. Меняется форма, а суть неизменна.

– У вас есть книги о России двухтысячных, о том, что сейчас происходит в мире? Что рекомендуете к прочтению из собственного репертуара или из произведений других современных писателей?

– Современная российская литература – явление странное, в чем-то даже опасное. По той простой причине, что во многом она искусственна, а потому неискушенный в литературных делах читатель может обмануться. Большинство читателей знают авторов, чьи имена на слуху. Эти авторы получают престижные премии, их издают и «продвигают» (то есть всячески рекламируют) крупные всесильные издательства. У человека, далекого от мира литературы, создается впечатление, что эти книги (о которых говорят, пишут) и есть современная российская литература. Рядовой читатель примерно так представляет себе процесс зарождения книги: писатели отправляют свои рукописи в издательства, там эти рукописи читают и отбирают лучшие. Затем отобранное издают, отмечают премиями и пишут восторженные отзывы. На самом деле, все происходит иначе. К сожалению, в этом процессе слишком много политики – гораздо больше, чем самой литературы. И на прилавок попадают не лучшие с точки зрения словесности книги, а книги, отобранные по совершенно другим критериям.

Из того массива, что преподносится сегодня как «современная российская литература», то есть из книг, получающих премии, занимающих лучшие полки в магазинах, я бы ничего не рекомендовала. Скорее порекомендовала бы держаться подальше от книг, отмеченных престижными, денежными премиями.

Но всё вышесказанное не означает, что читать нечего и современной литературы не существует. Она есть, но она в некоем условном подполье. Есть более известные авторы, есть менее. Я бы рекомендовала прозу Юрия Козлова, Юрия Полякова, Александра Щербакова, Юрия Милославского, Юрия Михайлова, Виктора Перегудова, Михаила Павлова, Нины Шамариной, Екатерины Глушик, Галины Бурденко, Лидии Сычевой… Всех, к сожалению, назвать не смогу. Но хочу подчеркнуть, что хороших писателей сегодня нельзя искать в премиальных списках.

Что касается моих книг, есть рассказы и повести о России 2000-х. Например, повесть «Абрамка», в которой я пыталась передать то, что называется «дух времени». Приняв идею о том, что материальный успех означает некую избранность (европейский «цветущий сад», по определению Ж. Борреля), люди всенепременно придут к социал-дарвинизму и начнут уничтожать друг друга. Это писалось, когда еще не было эвтаназии, когда не говорилось с высоких трибун о перенаселении планеты и о том, что бедным лучше не жить.

Есть также книга «Скверное происшествие… История одного человека, рассказанная им посмертно», посвященная взаимоотношениям людей, неизбывной человеческой склонности мучить друг друга. Вскоре должна выйти книга «В некотором царстве… Сказки Агасфера». Это роман в новеллах, художественное исследование русского человека, охватывающее период с начала XIX до конца XX века.

– Какие символы могут характеризовать особенности русской души, особым образом ей свойственные проявления?

Оставаться собой – это большое благо, но зачастую оно требует больших усилий

– Дело не в том, что мы какие-то особенно выдающиеся. Просто мы по сравнению с европейцами и в самом деле немного другие. И не надо стесняться отличий. У нас своя культура, своя история, свои традиции. Когда человек ломает себя через колено, пытаясь стать как кто-то, вполне естественно, что его охватывает тоска. Оставаться собой – это большое благо, но зачастую оно требует больших усилий.

– Что для русского человека сегодня, по-вашему, остается самым важным? Каковы истинные опоры для «героя нашего времени» в современной России?

– Думаю, что у нашей страны, у нашего народа огромный опыт ошибок и достижений. Должно наступить время, когда ложь в отношении прошлого исчезнет, а вместо нее придет спокойное, мудрое осознание собственного опыта и обустройство на его основе новой жизни.

Со Светланой Замлеловой
беседовала Лада Баева

24 января 2024 г.

Приобрести книгу можно на сайте издательства «Вольный Странник».

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Смотри также
«Эта история – вневременная притча о выборе человека» «Эта история – вневременная притча о выборе человека»
Презентация книги Светланы Замлеловой «Блудные дети»
«Эта история – вневременная притча о выборе человека» «Эта история – вневременная притча о выборе человека»
Презентация книги Светланы Замлеловой «Блудные дети»
Роман С. Замлеловой – о выборе, который каждый из нас совершает ежесекундно. Иногда этот выбор бывает незаметным, а иногда становится судьбоносным.
«Это – просто космос»: научно-популярная книга Марии Агапиной для детей об устройстве мира и его Создателе «Это – просто космос»: научно-популярная книга Марии Агапиной для детей об устройстве мира и его Создателе
Мария Минаева
«Это – просто космос»: научно-популярная книга Марии Агапиной для детей об устройстве мира и его Создателе «Это – просто космос»: научно-популярная книга Марии Агапиной для детей об устройстве мира и его Создателе
Мария Минаева
Наука не противоречит вере. Человек, высшее творение Божие, любит мир и хочет узнать о нем больше.
Мальчишки из 1930-х Мальчишки из 1930-х
О книге Олега Симонова «Грозовые раскаты. Повесть о Пашке и его друзьях»
Мальчишки из 1930-х Мальчишки из 1930-х
О книге Олега Симонова «Грозовые раскаты. Повесть о Пашке и его друзьях»
Анастасия Горюнова
Этих страниц не вычеркнуть из нашей истории, и потому детям нужно знать правду.
Комментарии
Галина22 февраля 2024, 13:05
Иоанна_22 февраля 2024, 12:03 "..нужна проповедь, нужна духовная литература, нужны храмы и священники. Всего этого НЕ БЫЛО: традицию обрубили.." - вот лично я (не при Царе-горохе родившаяся), мая мама, и бабушки, и дед куда-то ходили, что-то читали. И традицию соблюдали, а Вам кто мешал? Может надо в себе любимой покопаться, разобраться откуда такая ненависть к стране, которая поила, кормила, учила? Уверены что к советам ненависть? Внутрь себя смотрите, а не вокруг да около. Оно пользительно. Сейчас масса переобувшихся в воздухе вокруг церкви отирается. Только ни православия, ни веры в них. Так-то.
Иоанна_22 февраля 2024, 12:03
Галина, 21 февраля, чтобы люди уверовали (я говорю о тех, кто родился уже в атеистическом обществе), нужна проповедь, нужна духовная литература, нужны храмы и священники. Всего этого НЕ БЫЛО: традицию обрубили, проповедь и духовная литература были под запретом, храмов и священников было крайне мало, и те находились под бдительным контролем "органов". Так что это вы думайте и анализируйте, почему время патриарха Алексия II называют "вторым крещением Руси" и почему до распада Советского союза это было невозможно.
Галина21 февраля 2024, 09:45
"Православная13 февраля 2024, 11:18 А как православный человек может утверждать, что ничего хорошего не было в 90-е годы? Тысячи людей приняли Крещение в те годы и первый раз в жизни причастились! Надо ведь думать о народе, а не только о себе, любимом" - что или кто мешал этим тысячам сделать это раньше? скажете, власть советская? отвечу - нет! Кто верил, то и крестился, и молился, и причащался. Так что думайте и анализируйте.
Православная13 февраля 2024, 11:18
А как православный человек может утверждать, что ничего хорошего не было в 90-е годы? Тысячи людей приняли Крещение в те годы и первый раз в жизни причастились! Надо ведь думать о народе, а не только о себе, любимом.
НН 7 февраля 2024, 15:54
Иоанна, Пока Вы не осознаете, что в Бога не верили и в храм не ходили не потому, что власть мешала, сокурсники бы не поняли, преподаватели грозились всякими карами, родители были неверующие и тп, а потому, что время ваше не приходило, Господь не достучался до сердца, занято оно было. Так бывает у большинства! Но не все обвиняют кого-то со стороны что им мешали, не додали, не то навязывали. Во времена СССР навязывали атеизм- и Вы его восприняли? Сейчас навязывают экодетей, разврат итп - тоже примите? Многие принимают, нормой считают. Слава Богу, что Вы обрели настоящие ценности. Во все времена верующих гораздо меньше, и причина не во власти. Христос м Калигула жили в одно время, помните?
НН 7 февраля 2024, 13:08
К сожалению, у некоторых очень православных прослеживается отчётливая тенденция присваивать себе право решать, что есть Истина и на чьей Она стороне; избирательное принятие совершения воли Божией; удивительная для православных жестокость к заблудшим русским крещённым людям и нежелание не то что простить, а хотя бы не мстить; уверенность, что напр, казаков, убитых большевиками, надо жалеть и вспоминать, а точно таких же казаков, но кричащих перед смертью: погибаю за трудовой народ,- убитых белыми - не вспоминать; что напр, Врангеля и "белых" Бог любит, а "красных" и их командиров - нет. Может, стоит почаще вспоминать, что Истина - Бог, а Он - Любовь? И не считать своих предков дурнее нас...
Елена О. 6 февраля 2024, 15:31
Иоанна_ 6 февраля 2024, 13:39 Вот и хорошо, а то ведь иначе медь звенящая получается.
Иоанна_ 6 февраля 2024, 13:39
Елена О., прийти к вере - это значит пересмотреть свои взгляды и убеждения и отказаться от тех из них, которые противоречат Православию. Особенно после того, как человек десятилетиями жил в ложной парадигме ценностей, навязанной атеистическим государством.
И. 6 февраля 2024, 03:02
Алексей Л. 2.02.2024, 07:47 Если вам надоели "все эти басни", обратитесь к законам РИ для понимания, как достигалась "православность" империи. Еще почитайте, например, Л.Н.Майкова "Великорусские заклинания", В.И.Даля "О повериях, суевериях и предрассудках русского народа", чтобы составить себе представление о состоянии веры в народе. Можно без "басен" более реалистично посмотреть на отношения Временного правительства и Церкви. Наметившиеся тенденции говорят, что Временное правительство тоже убирало бы Церковь из тех сфер, где их интересы пересекались, ослабляло ее влияние и роль в обществе. Что стало бы с православием за 70 лет без большевиков, но при либералах или монархах, не известно.
Елена О. 5 февраля 2024, 19:03
/Иоанна_"Ну вот НЕ ПОМНЮ я такого, сколько ни стараюсь вспомнить!"/ Ну тут места надо знать). И их было довольно много. Автор тоже в тех местах бывала. Вы с НН в разное время жили и в разных местах. И разными путями пришли к вере, через разных людей. Даже в одной семье зачастую разное представление о творящемся в окружающем мире.
НН 5 февраля 2024, 12:49
Алексей Л.,Зря Вы так распаляетесь. Просто надо быть хотя бы более-менее объективным, убавить оголтелость в обличении СССР,не отрицать,что после 1943г гонений на РПЦ не было(исключая либерала Хрущёва). А уж если не забываем и не прощаем преступления большевиков-то не надо забывать и жён-цареубийц, сыновей-цареубийц, царей-гонителей старообрядцев, обелять преступления Белой армии и её лидеров и тд. Нельзя сыпать соль на одни и те же раны, это жестоко и нсправедливо. И приводит только к разделению, как Вы этого не понимаете? Как Вы думаете, стоит ли публиковать на сайте,как жестого боролись со старообрядцами, сжигая заживо; проклятия старообрядцев, их воспоминания? Это улучшит наши отношения?
И. 5 февраля 2024, 12:40
Алла, денежный эквивалент появляется только там, где обмен. Если дар, ему денежный эквивалент не нужен, разве только гордыню потешить. Сейчас все с ног на голову перевернули, измеряют все деньгами. Деньги из средства превратили в цель. А все финансовые операции построены по принципу пирамиды. Только законными операциями назвали те, право на которые присвол ограниченный круг лиц и подогнал массу теорий для их обоснования. Мошенники по сути использует тот же механизм, наказывают их не за то, что массы надули, а за то, что позарилась на право ограниченного "элитарного" круга. Денеги бесполезны, если их ценность не признает тот, кто произвел и от кого вы хотите получить материальные блага.
Алла 4 февраля 2024, 18:08
НН, я не обиделись, надеюсь, как и вы. Меня вообще сложно обидеть) Ну так правильно, люди изобрели деньги при развитии цивилизации, только самые примитивные сообщества могли существовать на натуральном обмене. Я продаю свой труд, работодатель мне платит за него деньги, а на эти деньги я покупаю все нужные мне товары и услуги. Если же говорить про индейцев, то к примеру Мексика привлекла к себе испанцев в первую очередь тем, что там было золото. Очень много золота. Из-за него Испания стала самой богатой страной в Европе. Но, к слову, я не считаю Конкисту плохим явлением. По итогу миллионы людей были обращены в христианство. Пусть и в католичество, но это явно лучше, чем язычество.
Алла 4 февраля 2024, 17:45
И., "Не будет денег, и что? каждый сам за себя?" Ну так я о том и говорю: если есть деньги, но проблем материального характера не существует. Они начинаются, как только деньги кончаются. А домашняя выпечка и фрукты из домашнего сада тоже имеют денежный эквивалент.
Алексей Л. 4 февраля 2024, 10:58
НН.3 фев.16:00"Успокойтесь".Может еще скажете на православном сайте не писать о советских гонениях на веру?Впрочем вы и так это постоянно говорите.Нисколько не желаю разводить свару на уважаемом сайте,но раз вы повесили ярлыки специально для вас отвечу,лично я ни каким боком ни либерал,ни любитель капитализма и Солженицына,ни антисоветчик,ни монархист!Вы думаете ярлыки повесили и все ясно стало?Вот мол,антисоветчики клятые?Но слава Богу есть просто православные христиане,не делающие себе идолов и кумиров.Ведь чтобы видеть богоборческую сущность СССР не надо быть антисоветчиком,достаточно просто любить ИСТИНУ,российские новомученики не дадут соврать!И да-Россия уже больше 1000 лет стоит!
Иоанна_ 4 февраля 2024, 09:42
Елена О., я своё мнение обосновала: "так как они не несут никакой духовной пользы". Пожалуйста, объясните "плюралистично", зачем церковному издательству заниматься продвижением книг, духовная ценность которых сомнительна? Из этого интервью невооружённым взглядом видно, что автор имеет представление о Православии весьма туманное.
Алла 4 февраля 2024, 01:30
НН, я не обиделась, надеюсь, как и вы. Меня вообще сложно обидеть) Ну да, эквивалент, но необходимый для функционирования экономики эквивалент. Кстати, у индейцев как раз золото в первую очередь и забирали. Испания ведь тогда и стала самой богатой страной Европы из-за огромных запасов золота в Мексике. И пресловутые бусы меняли тоже на золото в том числе.
Алла 4 февраля 2024, 01:18
И., у всех этих вещей, отданных даром, тоже есть денежный эквивалент. Даже в сорванных в своем собственном саду фруктах. Человек же вложил ресурсы во взращивание этого сада. Если он отдал старую одежду, то ведь когда-то он её купил. И т.д. Не имеют цены разве что гнилые фрукты и одежда, пригодная только для выброса. Но всё это ведь и не пожертвуешь. Ну а насчет требования вещей только с этикетками, честно говоря не сталкивалась с таким. Но я-то деньги жертвую, поэтому и не в курсе. Однако мои знакомые точно отправляли вещи на Донбасс (ещё до СВО), в хорошем состоянии, но б/у.
НН 3 февраля 2024, 16:00
Алла, простите, если обидела. Вы пишите:/Я же говорила,что среди материальных ценностей деньги первостепенны, т.к. именно на них эти ценности приобретаются/- Деньги -золото и бумажки- эквивалент, придуманный людьми для удобства торговли вместо натурального обмена истинными материальными ценностями, как то:вода, лес, зерно, полезн ископаемые итд. Это всё необходимо для жизнеобеспечения человека, а без бумажек и золота человек проживёт. Помните, как и за что янки отобрали богатства и страну у индейцев? Обманом, за стеклянные бусы. Деньги и есть стеклянные бусы. АЛЕКСЕЙ, ИОАННА, далеко не все православные антисоветчики, любители капитализма, Солженицына, Врангеля и Коли из Уренгоя. Успокойтесь.
НН 3 февраля 2024, 13:20
Алексей Л., Церковь никогда не умирала! Да, были разные этапы в её жизни, проходили разные процессы внутри, но она всегда была ЖИВАЯ, так как во главе всегда Иисус Христос. И, как считают настоящие христиане, чем больше притеснений из вне, тем крепче дух у верующих. И если помните, всё происходит по воле Божией. Не только крах Российской империи(какая власть там была?), но и СССР(и Рима,и Византии). Или нет? По поводу Родины -посмотрите свой паспорт, какое государство вам его выдало. Сейчас- Российская Федерация, а не Россия. "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу"-так нас учит Сященное Писание. ЕЛЕНА О.- Либералы тем и отличаются, что плюрализм-только для них, а остальные пусть замолчат.
И. 3 февраля 2024, 01:28
Алла, 12-летний сын приятельницы по прочтении "Тимура и его команды" сказал: "Прикольно, но зачем это надо, когда есть соц.работники". Ну, не будет денег, не будет и соц.работников, а беспомощные останутся. Добрые соседские отношения, бескорыстная помощь когда-то были характерны для нас. Читала у азербайджанского писателя Эльчина Сафарли, что жители деревни, где он отдыхал в детстве у бабушки с дедушкой, носили в детский дом собранные в их садах фрукты, домашнюю выпечку. То что у нас вынуждают делать все через деньги (взнос деньгами либо одежда или продукты с этикетками, т.е. обязательно купить) не означает, что это единственно возможный вариант. Не будет денег, и что? каждый сам за себя?
Елена О. 2 февраля 2024, 18:51
/Иоанна_ 2 февраля 2024, 11:49"По моему мнению, такие статьи не должны размещаться на православных сайтах, а книги публиковаться церковными издательствами, так как они не несут никакой духовной пользы."/ Смешно даже (правда уже почти сквозь слезы). А как же плюрализм? И другие "идолы" 90-х?
Иоанна_ 2 февраля 2024, 11:49
Алексей Л., это комментаторы, но сама публикация, по сути, в том же духе: был "хороший" Советский Союз, который развалили, в результате чего советские люди получили "травму", с которой до сих пор не могут справиться. О духовной стороне событий ни слова не говорится. По моему мнению, такие статьи не должны размещаться на православных сайтах, а книги публиковаться церковными издательствами, так как они не несут никакой духовной пользы.
Алла 2 февраля 2024, 09:03
НН, прочитайте, пожалуйста, ещё раз мои комментарии ниже. Дружба, честь и т.д. это НЕ материальное. Я же говорила, что среди материальных ценностей деньги первостепенны, т.к. именно на них эти ценности приобретаются. Я добавила тогда, что "не только с материальной точки зрения", т.к. если ты захочешь сделать доброе дело, то очень часто это будет сопряжено с финансовым вопросом. В конце концов, ведь и десятину Господь ввел не просто так, и бедная вдова хвалима Им за пожертвованные деньги.
Алла 2 февраля 2024, 08:55
И., я ни в коем случае не умаляю заслуг волонтеров. К тому же совершенно искренне считаю, что заработать деньги проще, чем помогать людям вживую. Второе я бы не смогла. Но посмотрите на это с другой стороны. Допустим, вы не можете найти добровольцев для помощи больному человеку. Какой выход? Правильно, нанять профессионала за деньги. Да, денег понадобится больше в таком случае, но если их найти, то вопрос решен. А вот если мы другую ситуацию представим, что добровольцы есть, а денег нет, то это уже тупик. Поэтому я и сказала, что деньги первостепенны с точки зрения решения материальных проблем.
Алексей Л. 2 февраля 2024, 07:47
Иоанна 29 янв.12:53. "Не знаю НН для кого вы пишете свои сказки". И не говорите!Надоело уже на православном сайте читать все эти басни про "святых"большевиков,главной целью которых была борьба с православием от начала и до падения.Падение СССР было неизбежно,ибо власть попершая против Бога не устоит,тут все закономерно,но вот,некоторые православные создали себе кумира,идола из СССР,супротив Божьей заповеди. НН 28 янв.19:22."...нашу родину СССР...".Наша родина-Россия!Не надо искажать истину. Православная 28 янв.11:25.Вы правы,упустили самое главное в 90-х-возрождение Церкви!
НН31 января 2024, 11:19
Алла30янв, Прежде чем называть рассуждения И. демагогией, Вы сами с собой определитесь, честно ответив на вопрос: "Бытие определяет сознание" или"Сознание определяет бытие"? Что для Вас важнее: дух или материя? Право на существование имеют оба взгляда, более того, с тем, что"Бытие определяет сознание"- согласно большинство, но это не православные христиане и даже не совсем протестанты. "Лучше быть здоровым и богатым чем бедным и больным"- не православный взгляд. Просто мы(и я) настолько маловеры, что разделяем эту точку зрения. А настоящие верующие благодарят Бога за посланные болезни и бедность. Есть много чего дороже денег, напр: слово, верность, честь, репутация, здоровье, дружба...
Галина31 января 2024, 07:24
Алла, для того, чтобы кто-то что-то купил, нужно чтобы кто-то это что-то сделал, посеял и выростил и в магазин привез. Деньгами поле не заснять, семена нужны и руки рабочие. Денег может быть много - хлеба мало.
И.30 января 2024, 21:05
Алла, деньги, которые вы переводите на милосердие.ру (сами писали), останутся мертвым грузом, если там не будет реальных людей - волонтеров. Именно они работают ручками, ножками, головой, тратят свое время и силы, превращают деньги в конкретную адресную помощь, организуют покупки, доставку, собирают и обрабатывают информацию о нуждающихся и т.д. Неудобный, но факт. Без них ваши переводы просто запись в учётной системе, даже не ср-во обмена. От нее нуждающемуся ни жарко, ни холодно. "Куры не клюют" - не я вижу, а СМИ вещают, ссылаясь на официальные правительственные источники, о чем была сделана специальная оговорка в моем комменте. К ним и обращайтесь с Вашими наблюдениями.
Алла30 января 2024, 11:39
И., любите вы разводить демагогию. Деньги это не просто какие-то бумажки, это то, что вы обмениваете на материальные ценности. И без этих ценностей никого вы не обогреете и не накормите. Если кто-то делает это без денег, то это значит лишь одно - за это всё заплатил кто-то другой. Кто-то купил эту еду, чтобы вы ей накормили нуждающегося, а не купил бы - и остался бы вас нуждающийся голодным. И где это вы видите, что вокруг денег куры не клюют? Почти у всех их не хватает. Я живу лучше большинства из моего окружения, при том, что живу я не то, чтобы богато, а скорее просто хорошо. И между прочим не в глуши где-то, а в Петербурге. Так что избыток денег уж точно не является в России проблемой.
Галина30 января 2024, 10:52
Иоанна_, мне 61 год. Родилась и выросла в станице, после окончания института в 1985 уехала по распределению, отработав положенное в 88-м вернулась домой, работала в НИИ в Ростове-на-Дону. Я- не бот, живая. Всю прелесть перестройки испытала на себе. Мои знакомые, которые не стали челноками и бизнесменами, а остались инженерами, учителями, мастерами и прорабами на стройках и не умели воровать, голодали. Да, вещи на рынке были - купить их мы не могли. Нет у меня хороших воспоминаний о "святых 90-х". Один мой хороший знакомый говорил, что для него 90-е- самое лучшее время. Погиб он от пули "братков" в разборке. Человек был хороший и не жадный до денег, ему важно было его дело. Вот как-то так.
НН29 января 2024, 22:40
У меня написано:/1000летие Крещения Руси праздновали всей страной, при компартии,все храмы реставрировались государством/.Была строительно-реставрацион организация"Мосреставрация",реставрационые мастерские им.Грабаря,ВООПИиК(Охрана памятников)-зарплату работникам платило государство.Несмотря на то,что Церковь отделена от государства,здания храмов относились к культурно-религиозным памятникам и охранялись государством.Как всегда(и сейчас) средств выделялось недостаточно,но там работали классные профессионалы,не за деньги,по убеждению,делали чудеса.Лично Барановскому помогали не только спецы,но и любители(и студенты) бесплатно,за честь считали,каждое слово ловили. А вы всё про ГУЛАГи деньги...
Кира29 января 2024, 13:28
Погоня за условным "барахлом" в 90-е - следствие советского дефицита. Как говорится, "дорвались" до товаров. А с духовными ценностями у многих было совсем не очень. От веры советская власть их отучила (хоть в войну Сталин о ней вспомнил, в 60-х Хрущев последнего верующего обещал показать по телевизору), а коммунистическая идеология, которой она заменила веру, в позднем СССР не работала и не воспринималась всерьез. Вот и свелось все потом к "бери от жизни все". Союз конечно можно было не разваливать (да и проблемы решить) , но это к его руководителям, давно жившим при коммунизме и мало представляющим, как в стране дела обстояли.
И.29 января 2024, 13:12
Даже с материальной точки зрения деньги мало что решают. Сейчас, по официальным заявлениям, в стране денег куры не клюют, а отсутствие массового качественного образования, знаний, умений не дает возможности произвести то материальное, в котором возникла необходимость. Благодаря таким энтузиастам, как Антоний, еще не все потеряно. И благотворительность без людей ничто, не деньги ухаживают, кормят, строят, лечат,.. а люди. Могут даже без денег это делать, а вот без людей деньги - мусор. И современным писателям тоже пора признать, что "книги (о которых говорят, пишут)" в самом деле "и есть современная российская литература". Автор статьи сама показала: их продвижение - продуманная политика.
Иоанна_29 января 2024, 12:53
Данилов монастырь был ЕДИНСТВЕННЫМ возвращённым Церкви монастырём, который был передан ей в 1983 году именно под празднование тысячелетия Крещения Руси. Патриарху Пимену дали на выбор 2 монастыря - Данилов или Покровский, он выбрал Данилов. По словам наместника, епископа Алексия, в Даниловом было разрушено ВСЁ, что только можно было разрушить. Это празднование планировалось как чисто официальное мероприятие, никаким реальным освобождением Церкви и возвращением ей храмов и не пахло. Вся информация и фотографии в открытом доступе, не знаю, НН, для кого вы пишете свои сказки.
Иоанна_29 января 2024, 10:00
Галина 28 января, возможность без проблем купить НЕОБХОДИМЫЕ вещи или продукты - важный элемент нормальной жизни. Не знаю, сколько вам лет и помните ли вы, что надо было 4-5 часов стоять в очереди, чтобы купить пару обуви, притом без всякой гарантии, что тебе достанется нужный размер. Кроме рынков, появилось много магазинов, не только дорогих, но и среднего уровня, где продавались качественные товары. После тотального дефицита 70-80-х это воспринималось как ОГРОМНОЕ ОБЛЕГЧЕНИЕ.
Алла28 января 2024, 22:31
НН, ну с материальной точки зрения деньги всё решают, конечно. Да и не только с материальной. Вот когда речь идёт о благотворительности, то в первую очередь в чем она выражается? В деньгах. Да, волонтерство, физическая и моральная помощь, всё это важно, но без денег в любом случае никуда не уедешь. Не накормишь и не оденешь нуждающегося, не вылечишь его. Храм не построишь. И т.д. Ну а если вернуться к сугубо земным вещам, то это же глупая ситуация, когда тебе на работе деньги платят, а купить на них нужное очень сложно. Моя мама рассказывала, как за красивые сапоги всю зарплату отдала, ибо в обычных магазинах продавалось нечто, подходящее разве что бабушкам, а никак не девушкам.
НН28 января 2024, 19:22
Православная, Жаль,что Вы не заметили-Церковь начала возраждаться в СССР в середине 40ых. Уже не раз напоминала боящимся верить в Бога при советской власти,что 1000летие Крещения Руси праздновали всей страной, при компартии,все храмы реставрировались государством. По моему глубокому убеждению для того,чтоб печатать и продавать религиозную литературу,строить храмы-не надо было развалавать нашу Родину СССР,гробить образование,медицину,разрушать промышленность,авиа и судостроение,науку,энергетику и много чего другого. Да, СВО нам дал Бог...Сейчас адекватные люди оч хорошо понимают,кто и для чего грохнул СССР;что под личиной свободы и демократии мы променяли первородство на чечевичную похлёбку.
НН28 января 2024, 13:53
Алла27 января 2024, 21:26, Не хочу продолжать, ибо лучше не скажешь - Каждому - своё. Нельзя отрицать, что поставленная задача реформаторами-приватизатарами выполнена: построено общество потребления и воспитаны квалифицированные потребители. И эти процессы затронули и нас, религиозных людей. И кто-то считает, что это нормально, не взирая на то, что безудержное потребление противоречит просто здравому смыслу, уж не говоря о превалировании материального над духовным, то есть, подтверждается, что "Бытие определяет сознание". Количество построенных храм не исправит перекоса в сознании людей, воспитанных на принципах, что "деньги - главное и они решают всё". Приехали... Всех благ!
Татьяна28 января 2024, 12:44
Да, 90 годы для моей семьи были голодными годами, но зато свободно духовными. Если раньше нас учили в школе смотреть на человека с точки зрения коммунистической партии, Ленин был кумир, то в 90 годах наша учительница по литературе учила нас видеть в человеке Образ Божий, учила уважению к человеку, доверию. Для меня это было такое открытие, что человек свободный и может много делать сам, а не по указке. Что люди могут договариваться и создавать свои программы, общества, дела. Для меня это не ад, это развитие человека.
Православная 28 января 2024, 11:25
Это надо же додуматься такое сказать, что в 90-е годы ничего не было хорошего. Сочувствую таким людям, что не оценили возрождение нашей Церкви!
Галина28 января 2024, 08:49
Вот так, Алла, все на барахло и променивается.
Кира28 января 2024, 02:05
У меня тоже есть свои воспоминания и ощущения от 90-х, пусть детские, но считаю себя вправе здесь их высказать. Ничего ужасного с нашей семьей не происходило, для родителей (и для многих их знакомых) это было время новых возможностей и воцерковления. Никакого чувства унижения не было. (Вообще его рождают не внешние обстоятельства, а внутренняя реакция на них.) Оттого не разделяю оценок, данных тому времени в беседе. Не согласна и с высказанным о России, Украине и западе. Все не так однозначно, между черным и белым цветом множество оттенков. И почему, если писатель получил премию или известность, его книги заведомо плохи? А если автора не "продвигают", его произведения непременно достойны?
Иоанна_28 января 2024, 00:30
Антоний, а если бы у вас была семья, дети, которых нужно кормить - вы искали бы выход? Наверняка искали и нашли бы, уж в Москве наверняка нашли бы нормальную легальную работу, позволяющую не умереть с голоду, это как минимум. Если жизнь ставит человека на излом - нет никакого греха в том, чтобы сменить работу, профессию, переехать в другую страну, если это нужно, чтобы обеспечить своих домашних (порученных ему Богом). Христианин живёт не ради профессии, не ради науки, не ради детской мечты, а ради Бога, ради спасения души. А это от места жительства, временного или постоянного, не зависит. Господня земля и исполнение ея. Вся земля.
Алла27 января 2024, 21:26
НН, лучше уж барахло, чем дефицит. Я не жила в СССР, но определенно могу сказать, что не хотела бы жить при вечном недостатке товаров. Зато сейчас, работая на хорошей работе с хорошей зп, я могу позвонить себе всё. Конечно, 90-е были хуже времени дефицита, но сейчас опреденно лучше, чем при СССР.
НН27 января 2024, 19:26
Антоний, Галина И права:/Что касается пресловутых 90-х, все познается в сравнении/. Кто-то действительно свободно вздохнул, напр: Солженицына и иже с ним можно было спокойно купить в любом газетном киоске, впрочем, как и религиозную литературу. В кинотеатры и театры хлынул такой поток западной грязи, что с великим трудом устояли Т.Доронина. Ю.Соломин. В.Лановой и другие достойные люди; рынки заполнило турецко-китайское барахло-и некоторые решили, что это и есть достаток; в ВУЗы на платных отделениях учились такие безграмотные студенты, которых раньше бы близко не подпустили; расцвели медицинские платные любые, поэтому психи получали права на вождение и много чего подобного. "Каждому- своё".
Галина И .27 января 2024, 09:26
Простите. Что касается пресловутых 90-х, все познается в сравнении. Это были поистине страшные для меня и моей семьи годы.Из-за гражданской войны, угроз экстремистов и голода нам в спешном темпе удалось выехать с юга на север в вагоне из- под цемента.Все бросили.Приголубила нас небогатая сестра, и сколько ещё пришлось выдержать! Пришла к мэру города за помощью, он мне сказал, что "вас никто не звал". Статус беженцев не дал ни копейки, на работе смеялись над моей куцей одеждой. И потом столько всего... Но это был мой крестный путь к Богу и за Богом. И сегодня я счастлива с Ним, и каждый день говорю: "Я люблю Тебя, мой Бог! Я хочу быть с Тобой. И я буду с Тобой. Аминь". Слава Богу за все!
Антоний 27 января 2024, 09:18
"Смелость, по нынешним временам - это сказать, что в 90-е было что-то хорошее" - да, чтобы сказать такое нужна смелость. Это как блокаднику сказать, что в Ленинграде было сытно. В 90-х не было ничего хорошего. Это был ад на земле, торжество сатаны.
Антоний 27 января 2024, 09:15
"Приходится выбирать: либо ты уезжаешь, либо остаешься и меняешь профессию", либо остаёшься верен профессии Учёного, каким видел себя ещё первоклашкой в школе, голодаешь, кутаешься в равнину, худеешь, но тащишь на себе Науку. Идёшь, читаешь лекции, а ноги дрожат от голода. Отменяешь ужины, чтобы скопить на дорогу до отдела диссертаций Ленинки в Химках. Идёшь пешком голодный с пар, потому что метро не по карману. А иногда теряешь в метро сознание от недоедания (лично я свалился в переходе на "Парке культуры"), но поднимаешься, получив от скорой пакетик глюкозы, и идёшь, отказавшись от госпитализации. Не сдаешья, идёшь! Не бросаешь крест своего служения, но несёшь. И получаешь сегодня награду.
Иоанна_26 января 2024, 16:51
Лада, 26 января /В беседе автор книги искренне и смело делится своими мыслями.// Хотелось бы узнать: в чём именно состоит "смелость"? Смелость, по нынешним временам - это сказать, что в 90-е было что-то хорошее. Утверждение, что у людей с высшим образованием, якобы, был один выбор: уехать заграницу или стать "челноком" - говорит о полном непонимании того времени. // Галина И., благодарю за поддержку!
Галина И.26 января 2024, 14:34
Лада, я не сомневаюсь, что книга Светланы Георгиевны заслуживает читательского внимания. Но, выходя с интервью с писательницей на широкую православную публику, надо более ответственно подходить к его публикуемому содержанию. У всех есть свое личное убеждение, основанное на своем мировоззрении и жизненном опыте, на своих страстях, в конце концов. И бывает, что порочащие кого-либо заявления интервьюируемого приводят к суду. Данное интервью получилось местами не соответствующее объективной правде, и поэтому оно вызвало отторжение у Иоанны и наши с НН замечания. Странно читать у вас, что "каждый видит то, что хочет замечать :). На чем каждый воспитан, я - на классике, и классику преподавала.
Лада26 января 2024, 09:42
Оставлю и свой лаконичный читательский отзыв. Книга Светланы Георгиевны пронизана любовью к Родине, к русской природе, к русской душе и глубоко психологична. Написана мастерски. Просто автор посредством персонажей отражает жизнь в разных ее гранях и показывает "картины мира" разных людей. Жизнь описывается в различных проявлениях, герой предельно честен в своих мыслях и поступках. И в беседе автор книги искренне и смело делится своими мыслями, и думаю, многие согласятся, что можно много взять на заметку интересных рекомендаций к прочтению и размышлению, и каждый видит то, что хочет замечать :)
Галина И.24 января 2024, 19:24
Спасибо! "Но хочу подчеркнуть, что хороших писателей сегодня нельзя искать в премиальных списках". А разве такие писатели, лауреаты крупных росс.-х лит.-х премий, как Валерий Залотуха, Евгений Водолазкин, Сергей Беляков и др.,чьи книги стали достоянием культурной жизни РФ," нехорошие"? Не говорю уж о лауреатах Патриаршей лит. премии, о новой книге митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла "Русская Голгофа. Политические репрессии в Югре". "Идеальное определение свободы" Пушкиным? Он же и писал: "О люди! все похожи вы На прародительницу Эву: Что вам дано, то не влечет, Вас непрестанно змий зовет К себе, к таинственному древу". А "пустое, рабское, слепое подражанье" Западу было всегда.
НН24 января 2024, 16:31
"Эти авторы получают престижные премии,их издают и «продвигают»(то есть всячески рекламируют) крупные всесильные издательства. У человека,далекого от мира литературы,создается впечатление,что эти книги(о которых говорят,пишут) и есть современная российская литература." - Да, есть такие. Например, Захар Прилепин. Без него, на мой взгляд, наша современная литература много бы потеряла. Я не всё читала, но что прочитано- великолепно! Очень хороший русский язык. Особенно понравились "Обитель", "Шолохов.Незаконный", "Собаки и другие люди". Рзные книги, но одинаково хороши. Рекомендую, это очень хорошая, умная, познавательная литература, хорошо бы в школьную программу включить. Вместо Солженицына.
Иоанна_24 января 2024, 14:09
/Вспомните: все русские – воры и лентяи, любят шансон, водку и мат, все русские женщины – проститутки. Русские только отравляют воздух и должны исчезнуть.// Ну вот НЕ ПОМНЮ я такого, сколько ни стараюсь вспомнить! Хотя я была уже взрослой в то время, в отличие от автора. Зачем вообще цитировать авторов рвотных книжек на православном сайте? Вы перегнули палку в оценке того времени, Светлана, не увидели много чего важного.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×