Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Разъясняют пастыри

Часть 1: Критерии ложной и правильной молитвы

Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.

Какова духовная жизнь, такова и молитва

Священник Валерий Духанин:

– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.

Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова). И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.

Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин

Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.

Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.

Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед

Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.

Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.

Главное – всецелое устремление к Богу со смирением

Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»

Священник Димитрий Шишкин:

– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.

О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник, когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин

Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.

И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.

Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.

Молитва должна вызывать покаянные чувства

Священник Святослав Шевченко Священник Святослав Шевченко

Священник Святослав Шевченко:

– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.

Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь, Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.

Молиться как мытарь, а не как фарисей

Священник Игорь Сильченков Священник Игорь Сильченков

Священник Игорь Сильченков:

– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».

Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».

Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.

Помнить о том, зачем мы молимся

Священник Павел Коньков Священник Павел Коньков

Священник Павел Коньков:

– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.

Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.

Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!

Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.

Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.

И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.

19 сентября 2016 г.

[1] Boutroux E. Le mysticisme // Bulletin de 1'institut general psychologique. 1902. Jan. – Fevr. Цит. по: Минин П. Мистицизм и его природа. Киев, 2003.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Проповедь вне храма: возможности и опасности Проповедь вне храма: возможности и опасности Проповедь вне храма: возможности и опасности Проповедь вне храма: возможности и опасности
Для чего и насколько священник может погружаться в окружающий мир? Где проходит граница миссии, какие формы допустимы и какие таят в себе опасность? Где грань между разумным и соблазнительным в деятельности священника и проповедника?
Разговор с подростками о вере Разговор с подростками о вере
Сложный вопрос
Разговор с подростками о вере Разговор с подростками о вере
Священник Димитрий Шишкин, Священник Димитрий Березин, Священник Максим Крижевский
Каждое воскресенье мы видим в храме множество детей: большинство знаем с младенчества, из года в год видим, как они растут, радуемся за крепкие православные семьи. Но наступает момент, когда мы начинаем их видеть в храме все реже. Это сложный период для родителей, духовников, а, пожалуй, труднее всего приходится самим подросткам.
Путь к единомыслию Путь к единомыслию
Рассуждают пастыри
Путь к единомыслию Путь к единомыслию
Рассуждают пастыри
В День народного единства, отмечаемого в России 4 ноября, православным христианам будет не лишним задуматься над тем, что же такое подлинное единомыслие между нами. Достаточно ли мы помним об этом понятии и состоянии, неразрывно связанном с нашей церковной жизнью?
Увидеть Покров Увидеть Покров
Слово пастырей
Увидеть Покров Увидеть Покров
О том, почему сегодня многие христиане не видят, как Господь и Матерь Божия пекутся о нашем спасении, и что лишает нас духовного зрения, а что может помочь нам прозреть, рассуждают пастыри.
Почему мы теряем теплоту и отзывчивость Почему мы теряем теплоту и отзывчивость
Рассуждают пастыри
Почему мы теряем теплоту и отзывчивость Почему мы теряем теплоту и отзывчивость
Рассуждают пастыри
В чем причина того, что мы становимся всё безразличней к ближним, к чужому горю и радости? И что мы можем сделать для того, чтобы в повседневной жизни преодолеть эту сердечную холодность?
Критерии ложной и правильной молитвы Критерии ложной и правильной молитвы
Советы пастырей
Критерии ложной и правильной молитвы Критерии ложной и правильной молитвы
Разъясняют пастыри Русской Церкви
Никита Попов
Преподобный Иоанн Лествичник говорит: кто не молится как грешник, молитва того не угодна Богу, даже если он мертвых воскрешал. Необходимо всегда молиться, опуская глаза. Молиться не как праведник: вот, мол, я такой хороший и т.д., а молиться именно как согрешивший человек.
Как преодолеть рассеянность на молитве? Как преодолеть рассеянность на молитве?
Советы пастырей
Как преодолеть рассеянность на молитве? Как преодолеть рассеянность на молитве?
Советы пастырей
Что делать, если, вычитывая правило, отвлекаешься посторонними мыслями? Как сохранить сосредоточенность на словах молитвы, избежать механического их повторения?
Нужен ли нам День отца? Нужен ли нам День отца?
Пастыри о роли отца в семье и воспитании детей
Нужен ли нам День отца? Нужен ли нам День отца?
Пастыри о роли отца в семье и воспитании детей
Важен ли престиж отцовства? Какова роль отца в семье? Как отцу строить духовное воспитание детей?
Путь к идеалам Святой Руси Путь к идеалам Святой Руси
Образ правителя
Путь к идеалам Святой Руси Путь к идеалам Святой Руси
Вспоминая святого князя
15/28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в России и на Украине установлено празднование Дня крещения Руси. Накануне этого праздника сайт «Православие.ру» обратился к пастырям с просьбой ответить на вопросы: в чем и как сегодня люди, облеченные властью, могут подражать святому князю, чтобы приблизить свой народ к идеалам Святой Руси? а все мы чем и как можем по-настоящему почтить память святого князя в своей жизни, своих поступках и делах?
Комментарии
16 января 2017, 09:00
Очень часто захожу на сайт Православие, ряд лет.. Читаю, плачу,восхищаюсь, пытаюсь впитывать и учиться. Что значит молиться? Читая молитвы,акафисты, Псалтирь, или молиться означает на память, т.е. наизусть говорить? Пожалуйста очень важно помогите. Тяжело. Разъясните. Много вопросов есть, но трудно обратиться в храме к священникам, не хватает решимости....
Марина 1 ноября 2016, 12:00
Пусть будет во Благо всем, Спаси и Сохрани Боже!Подходить к молитве нужно имея любовь ко всем и всему. Если испытываете не приязнь к кому – то - знайте, не чисты вы: помыслами, делами и словами. Лучше сразу знать всем, что нет на земле безгрешных, все грешны. Лучше ниже приклонить свою головушку и знать, что ты никто здесь на земле. Кари себя более, чем в ком-то видишь изъяны. Отпускай с любовью обидевших тебя и боль не держи возле сердца своего, лучше помолись за этих людей. Не отвечай злом таким людям, а лишь добром. Будут хвалить тебя, опусти ниже голову и знай, даже если ты стоял на святом месте, ты не чист, но стремись к доброте и любви в душе своей. Если же всё же случится, подойдёт лукавый, чтоб попал ты в прелесть. Первые его слова: «Не прощай! Ответь злом на зло. Хватит прощать!» Будет ласков, а не сможет, будет и зол. Сможешь пройти и устоять в любви, начнёт восхвалять: «Какой ты молодец, не сохранил зла в сердце своём, столько испытаний прошёл, а сохранил любовь ко всем…» И будет петь и шептать сладостные слова, вот здесь и держи себя. Лучше на каждое сладостное слово, найди и кари себя: «Что и во все ты не молодец, что долго учился тому, что на зло злом не отвечают, что не смог сразу не обидеться и отпустить всё то плохое, что пришлось испытать. Вот если сможешь понять, что ты никто на земле, что даже с червём не сравнить, у червя хоть имя есть, то и устоишь и в прелесть не попадёшь. И всё же бойся… Господи Помилуй! Господи Прости, нас грешных!
Татьяна26 сентября 2016, 22:00
С одной стороны, молитва должна быть бесстрастной, потому что если чувства начинают преобладать на молитве, это может повредить человеку. С другой стороны, старец Ефрем Катунакский говорил: «Молиться надо с тем настроением, какое имеет душа в данный момент. Радостно тебе – молись с радостью, чувствуешь покаяние – молись с покаянием». Или у него же: "А ты, встав на молитву, представь себе, что Христос пришел на землю, Суд завершен. И Господь уже уходит с теми, кого Он избрал, а ты — остался. Представь, как ты закричишь Ему вслед… Вот так и молись». Или здесь же, про молитву упавшего за борт. Как-то не вяжется такая молитва с бесстрастием.
Светлана Муханова23 сентября 2016, 15:00
Спасибо вам большое за мудрые советы.Действительно сосредоточиться на одной молитве очень сложно,нужно полностью отключиться от мирского,что бы тебя услышали и чтобы ты понял о чем просишь Господа.Но лучше всего разговаривать с Богом на протяжении всего дня своими словами,которые идут от души.Ведь мысленно ты можешь Его спрашивать,советоваться,просить о помощи в каком то неразрешимом деле.Главное весь день чувствовать Его присутствие.Господи,прости нас всех грешных!Прости,что не сумели жить праведно и выполнять все Твои заповеди,которые Ты нам завещал для счастливой и вечной жизни.На все воля Твоя.Господи!
Иоанна_23 сентября 2016, 11:00
Очень важно хранить силы и внимание для молитвы и не засорять свой ум посторонними образами и впечатлениями. Владыка Берлинский Марк в одном интервью сказал, что зависимый от компьютера молиться не может. На мой взгляд, не сможет молиться и тот, кто всё время ходит в наушниках или смотрит телевизор. Там, где мы это можем себе позволить, мы должны давать отдых своим глазам и ушам. Иначе на молитве придётся бороться не с благочестивыми образами, а со всем тем хламом, которым мы заполняли свой ум в течение дня, и теперь никак не можем затормозить.
Елена М22 сентября 2016, 08:00
Раньше я не знала ни одной молитвы, кроме "Отче наш" и, как сказала мне мама, произносила ее только тогда, когда очень нуждалась в помощи, которой было не от кого получить в ту минуту. Когда умер отец и мне сказали , что в течении 40 дней нужно читать псалтырь,чтобы папе там было хорошо, и я его читала (причем, как потом поняла, не так и не тот, просто из Библии). Поначалу я с трудом, как ребенок, который учится читать по складам читала, даже язык во рту ворочался как-то не так, как положено, что уж говорить о смысле прочитанного - я просто не понимала вообще того, что читаю. Только уже ближе к 40-му дню я начала вникать в смысл того, что читала. Но, даже начав понимать, я говорила себе, что это нужно не мне, а моему отцу и поэтому я это делаю. Мне казалось: зачем мне нужно молиться и о чем, если меня итак всё устраивает, пусть молятся те, кто чем-то недоволен и у кого есть какие-то просьбы. Зачем мне отвлекать Самого Бога на свою персону, когда Он итак обо мне заботится в полной мере? Потом только поняла, что не только ради отца мне необходимо молиться и что не только за себя и отца, но и за детей и что, если не знаю о чем просить, то поблагодарить за то, что имею уж точно нужно. А потом уже и в ежедневных утренних молитвах и в молитвах, что читают перед исповедью почувствовала необходимость. Более того, я не могу сказать до сих пор, что я понимаю каждое слово каждой молитвы, которую читаю. Нет, иногда, читая молитву, у меня появляется вопрос: а чтобы это значило (данная фраза) и я не всегда нахожу ответ, а потом, когда я читаю в сотый раз ту же молитву, меня будто осеняет: так вот что имелось ввиду! И, кроме того, я заметила, что после того, как помолишься, в душе воцаряется покой и жить становится легче.Молитесь! Пусть поначалу ваша молитва не будет правильной, понимание со временем обязательно придет.
Алексей21 сентября 2016, 18:00
Спасибо, Сергей! Буду следовать.
Сергей21 сентября 2016, 16:00
"Как быть то не святым и невоцерковленным?"Алексей 21 сентября 2016, 11:00 Не святым и невоцерковлённым жить намного легче, чем святым. Воцерковленным живётся трудно. Я иногда, видя людей неверующих, спрашиваю себя, а хотел бы вернуться в их состояние? Не-а. Даже зная, что с нас спрос больше в разы. Читая комментарии, вижу некоторое смятение. Я бы сказал так. Дорогие мои, до настоящей прелести "нужно дорасти"! Многие путают проблемы высоких духовных состояний и отсутствия обычного навыка. Мы барахтаемся от невозможности собраться со вниманием, а прелестные состояния появляются на высоких и высочайших уровнях."Возникает также и желание быть осторожным, ведь не шуточное это дело ко Господу обращаться." Обращаться ко Господу - дело абсолютно нормальное, не требующее удостоверения в сдаче специального экзамена.Из всех высказанных опасений выделю только одно. С образами надо действительно бороться. Как, не скажу-не знаю. Я тоже унываю от рассеянной и прохладной молитвы, но это лучше, чем вообще не помолиться(из личного опыта).Прекрасно сказал священник Александр Ельчанинов:"Важна молитва всякая, даже невнимательная. Если бранное, грязное слово сквернит и ранит душу произносящего и даже слушающего, то святые слова молитв, даже рассеянно повторяемых, тонкими штрихами покрывают нашу память, ум, сердце и производят над нами благую работу, нам неведомую." Меня эти слова очень утешили.Самая большая трудность-поставить себя на молитву. Все остальные проблемы (кроме образов) высосаны из пальца. Начни молиться и вопросы начнут меняться.
Любовь21 сентября 2016, 14:00
Очень полезные советы! Дай Бог внимания и сосредоточенности в молитвах! Помогай нам , Господи!!!
Сергей21 сентября 2016, 13:00
Хочу поделиться двумя очень важными для меня моментами. Первый момент установочный:"Поскольку молитва есть состояние вышеестественное, постольку мы можем сказать, что все «природное» оказывает ей свое сопротивление. И самый опыт показывает, что молитве противится мир сей во всех планах своего натурального бытия."архимандрит Софроний (Сахаров). Наше нежелание молиться - увы, наше ЕСТЕСТВЕННОЕ состояние. Второй момент технический - из личного опыта. При чтении правила, постарайтесь слегка разделять слова и входить в смысл каждого слова.(Этой темы и этого приёма касался о. Олег Стеняев.) Как печатная машинка, только печатайте не буквы , а слова. Сначала, это может показаться немного суховато, по сравнению с обычной "поэтикой" молитвы. Но...Когда вы дочитаете до конца молитву, и поймёте,что вас никуда не унесло, то испытаете настоящий восторг.
Алексей21 сентября 2016, 11:00
Хотелось бы продолжить. Наставления настолько верны, что не нужно их комментировать, им нужно следовать. Но их абсолютная однозначность, прямота и строгость вызывают робость великую. Ведь практически вся литература и лекции богословские это наставления. И, невольно примеряя их на себя, понимаю, насколько я ничтожен. Более того, когда осознаю, что состояние на молитве не такое, как подобает, то возникает чувство и вины и страха, что грех то лишь нарастает. Возникает также и желание быть осторожным, ведь не шуточное это дело ко Господу обращаться. А бывает, что и страх. Может страхи эти и от лукавого. Но всегда думаю: не могут быть все священнослужителями и монахами, в миру люди живут. Но наставления пишут достигшие высот духовных, да таких, что не каждому такое под силу. То есть планка задана не мирская, а высшая. Конечно, стремлюсь, конечно, стараюсь. Но присутствует ощущение недостижимости. Там ведь святые, а я просто барахтаюсь, чего-то пытаюсь. Но согласно наставлениям, это совсем не то. Может быть ложно, а и того хуже теплохладно. Как быть то не святым и невоцерковленным?
Алексей21 сентября 2016, 10:00
Здравствуйте! Конечно, нельзя не согласиться с наставлениями. Но если человек не молился, а потом начал, он обязательно наделает таких ошибок. Хорошо если есть кому подсказать. А если нет? Так и будет грех свой увеличивать и количеством и качеством. А он искренне будет считать, что молитва его это часть спасения. Неужто Господь оставит его? Думаю, что нет. Но это при условии настоящей искренности, пусть и в неумелой форме. А как быть с теми, кто молится при случаях или при обстоятельствах? Ведь они все же не в клуб пошли, а в храм. Ведь выбрали же сами куда идти. Пусть и со скрипом и неправильно молятся, и рассеянность она есть, и образы есть (они повсюду на стенах храма). Сколько времени нужно, чтобы, простите за дерзость, "профессионально" молиться? А пока не научишься - это все ложно? Это несколько пугает. Уж лучше никак, чем множить грех. Так получается? Помогите ответить на эти вопросы. Многие наставления не всегда согласуются с другими наставлениями. Вот пример, притча о добрых делах. Если отнести к молитве, так может оно не ложное это дело, если сразу не получается. "К одному старцу-пустыннику пришел молодой инок. — Авва, — сказал он, — когда я делаю добро, помысел говорит мне, что я хорошо делаю, и это меня смущает. Я боюсь, как бы не развился дух гордости. — Сын мой, — отвечал старец, — было два земледельца, у которых для посева была только плохая пшеница, смешанная с разным мусором и семенами сорных трав. Один из них совершенно отказался сеять, не желая свой труд тратить для плохого урожая, который неизбежно должен был получиться от посева такого зерна. Другой посеял и собрал немного пшеницы, хотя и плохого сорта и засоренной. Был голодный год; он все-таки пропитался, хотя и с трудом. Первый же оказался в безвыходном положении. Который из них поступил лучше? — Думаю, что тот, который посеял, — сказал инок. — Так и мы, — заключил старец, — будем сеять пшеницу добрых дел, хотя бы к ней и был примешан мусор дурных побуждений!" С уважением, Алексей
Елена21 сентября 2016, 08:00
Спасибо за такие Важные советы. Прочитала и поняла, что слаба до крайности в своих молитвах. Так нечасто ощущаю то, что должно быть с нами при каждом воззвании к Богу. Спаси, Господи, и дай сил преодолеть свою духовную и физическую лень !
Григорий21 сентября 2016, 07:00
Слова о том, что молиться нужно, словно (хотя, собсно, почему словно?..) погибая... они просто потрясли меня. Молиться, словно ты выпал за борт и вокруг только волны и смерть... В этом кратком абзаце самая суть. Хотя говорится об этом еще с глубокой древности. Но вот такое хорошее сравнение - и я понял. И пробрало. Спаси и сохрани нас, Господи!
Галина И.20 сентября 2016, 18:00
Спасибо всем пастырям за мудрые разъяснения. Речь- наружная оболочка нашего мышления. В собраниях первых христиан молитва не имела никакой установленной формы. Пресвитер Тертуллиан писал:"Мы молимся без внешнего побуждения, потому что мы молимся от сердца".Тогда "сама душа...срастворяется с Богом" (св.прав. Иоанн Кронштадтский).
Григорий20 сентября 2016, 17:00
Спаси, Господи за ценнейшие, спасительные советы. Однако когда молишься невозможно читать молитву безобразно, они бессознательно, но возникают, если только не бессмысленно глазами водишь по тексту, но даже и в этом случае образы имеют место быть, потому что так устроен человеческий мозг. Потому что слово - это всегда и образ, который мы "усваиваем" в течение своей жизни. Поэтому очень важно соответствие жизни и молитвы, потому как молитва непосредственно связана с самой жизнью. Важно понять, что через молитву с нами Бог разговаривает, точнее учит, как правильно говорить с Ним, как Его представлять для себя
Денис Мартинович20 сентября 2016, 12:00
Есть над чем задуматься
Галина Лишенко20 сентября 2016, 09:00
очень нужное и поучительное наставление
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700