Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Александр Гезалов. Черно-белое детство

Александр Гезалов – один из самых известных в нашей стране людей, который занимается проблемами сирот и другой социально значимой деятельностью. В этом году ему исполнилось 48 лет, у него семья: жена, четверо детей и собака. Он один из руководителей социального центра в Донском монастыре. По его нынешней жизни и не скажешь, что все его детство прошло в детдоме. Но это на первый взгляд. Недавно у Александра вышла книга «Соленое детство», в которой он рассказал о том, как расти в системе. Об этой книге, сиротах и семье мы поговорили с Александром специально для журнала «Виноград».

– Честно говоря, я в небольшой растерянности, поскольку обычно мы начинаем интервью с родителей, говорим о том, что они дали человеку в жизни. Однако вместо родителей у вас был детдом.

– Я даю много интервью. И самый частый вопрос: почему я не стал тем, кем становится большинство выпускников детдома?

Ответ, возможно, покажется не вполне логичным. Однако, прежде всего, причина в повышенном внимании к внешней среде. Умение замечать не только крупные мазки, но и мелкие детали. Все потому, что для ребенка в детдоме это основной метод обучения. Сейчас это очень помогает в работе. Приезжая в какую-нибудь колонию, с которой мы работаем, я замечаю, сколько лампочек не горит, что необходимо поменять, что поправить. Уже после беглого осмотра я могу выдать точные цифры того, что необходимо. Но основные детали, которые я научился подмечать, – в людях.

Через детдом их проходят тысячи. Ты учишься определять, какой человек перед тобой, какие у него глаза, как он себя ведет, что у него с семьей. Это черта свойственна многим детдомовцам. Домашнего ребенка постоянно переключают с одной активности на другую, вовлекают его в этот процесс. Здесь ты постоянно общаешься со своими «сокамерниками» и посторонними людьми. Ты постоянно включен в процесс «некачественного взаимодействия», от которого, кроме наблюдения, ничего получить не можешь.

Огромное количество неэтичных вопросов, нарушающих личные границы

Я даже описал это в своей книжке. Наклоняется к тебе незнакомый дядя с вопросом: «Ну, как тебе тут?» Хочется ответить: «А ты-то сам как думаешь?» Огромное количество нетактичных, неэтичных вопросов, нарушающих личные границы. Спрашивают про фамилию, язык, маму… И до сих пор это очень распространенная ситуация. Остается только наблюдать и делать выводы. Тысячи людей, десятки тысяч наблюдений – четкие выводы. Я читал американское исследование о том, что сироты по уровню знаний выше любого психолога, потому что их психологические изыскания и аналитика выше практики любого психолога.

Но если ты используешь эти наблюдения для получения каких-то навыков, как, скажем, актеры, – это одно. Когда же тебе в принципе эти знания не нужны ни для чего конкретного, это изменяет твою картину мира.

– Возможно, психологи могли бы помочь изменить что-то в этой картине?

– Чем может помочь психолог? Его задача «вскрыть» проблему. А что тут вскрывать? Мы разве консервные банки? Тотальное неблагополучие, которое есть в детдоме, не нужно вскрывать. Тут нужна толстая прослойка теплых отношений, которую ни один психолог обеспечить не может.

– В своей книге вы говорите о том, что выжили после детдома, имея в виду не столько пребывание в госучреждении, но и последующую жизнь. Почему же вы выжили, а другие ваши однокашники – нет?

– У воспитанников детдома нет середины. Нет той буферной зоны, которую обеспечивают родители. Только черное и белое. И предложения сделать что-то в криминальном мире привлекательны только потому, что ты не можешь сделать что-то качественное на белой стороне.

Ведь большинство людей не хочет вникать. А вот криминальный мир гораздо больше в тебе заинтересован и вовлечен, потому что ты им действительно нужен для решения их проблем. Что это будет: твой рост и вес для того, чтобы влезть в форточку? Твоя наблюдательность или умение залезть в чужой карман?

Это тоже некачественное взаимодействие, но для выпускника детдома это хоть какое-то вовлечение. Потому что всем остальным ты просто безразличен. Именно в этом причина такого высокого уровня вовлеченности сирот в криминальный мир. Это то, что дает им возможность почувствовать себя нужным и важным в каком-то общем деле.

Выпускник детдома, даже когда защищается, виноват

И на меня криминал сильно повлиял. Один раз я ушел в побег, меня поймали и посадили к уголовникам. Они мне сказали: хочешь быть как мы, с золотыми зубами, наколками, в душной камере, – делай как мы. Если нет, мы тебя сейчас в кастрюле из-под компота вынесем, и беги. Я сбежал сам. Доказал, что и без них могу справиться. Но где-то во мне засело то, что это не тот мир, в котором я хочу жить.

Двое моих братьев отсидели 10 лет. И у меня были случаи, когда я был на грани. Потому что выпускник детдома, даже когда защищается, виноват. Он априори из ОПГ, у него плохая генетика и склонность к криминалу.

– В детдоме не складываются родственные отношения между кровными братьями и сестрами. Почему это происходит?

– У меня их и не могло быть, потому что мы с братьями были в разных детдомах. Сейчас кровные родственники находятся в одном учреждении. Однако и в этом случае, если человек находится в эксклюзии, родственные отношения разрушаются.

Главная причина – в борьбе за ресурсы. То же самое происходит в любом закрытом учреждении, будь то тюрьма, исправительная колония или детдом. Маленький ребенок, попав в такое учреждение, с пеленок учится отстаивать свои права – перед государством, воспитателями, другими детьми, добровольцами. Здесь принципиальное значение имеют врожденные умственные способности. Ты должен уметь постоять за себя с самого раннего возраста.

Вы не задумывались, почему все криминальные авторитеты – «продвинутые» люди? Потому что если ты простачок, так и останешься простачком. Никогда простой бандит не будет авторитетом. В детдоме – все то же самое, здесь не родственные связи приоритетны.

Приезжаешь с детдом, там волонтеры общаются с детьми и сидят у них на кровати. Мне хочется спросить: «А вас приглашали сесть?» Вы разве не понимаете, что это личное пространство ребенка? Этот ребенок уже поймал вас на безграмотности. Такого человека легче тянуть, легче что-то получить от него. Сироты этим и живут.

Я нагрел утюг и стал за ней бегать. Я не давал «опустить» себя

Это неприятно слышать, но это нормально для того мира. Вы представьте себе, ребенку пять лет, а он уже должен думать, просчитывать, решать, как ему себя вести. Я помню, мне семь лет было, и воспитательница обозвала меня безотцовщиной и еще кое-что прибавила. Можно было это пропустить. Но я нагрел утюг и стал за ней бегать. Я не давал «опустить» себя. Мне необходимо было показать, что есть человек, который может за меня постоять. Этот человек – я сам.

– В книге вы рассказывали, что сбежали из детдома, чтобы защитить своего брата. Значит, какие-то родственные чувства оставались?

– К нам по пересылке попали ребята, которые рассказали, что брата мучают. Я собрался, поехал и отмутузил того парня, хотя он был старше меня. Сейчас я понимаю, почему я смог это сделать. Потому что он был домашний. А я был в законе.

В детдоме свои понятия. Если ты приходишь из другого детдома на разборку, другие не лезут. Поскольку я имел высокий статус, поскольку находился в системе «с глухняка», то есть с самого рождения, это сильно переломило ситуацию в мою сторону.

– Но разве этот поступок не говорит о родственных чувствах?

– Да нет. Это абсолютно пацанская тема: если моего брата опускают, значит, и меня опускают. Потом приедешь куда-нибудь, а там скажут: «Ты тот, у которого брата чморят?» Если бы такое случилось не с братом, а с моим другом, я бы тоже поехал.

– Детдомовцам нелегко создать семью, но вы создали. Расскажите, какие сложности у воспитанников детдома в этом. И почему это получилось у вас?

– Россия не подошла еще к изучению вопроса о том, какой вред система наносит сама себе, оставляя детей расти в детдомах. В Европе и Америке есть показатели, по которым запрещено помещать ребенка в детдом, – только в семью.

А у нас спокойно помещают. Что потом за этим следует, что ребенок переживает? Об этом фильм Ольги Синяевой «Блеф, или С Новым годом». Посмотрите обязательно! Он показывает, что такое депривация, что такое расстройство привязанности, что такое полуролевая слепка.

Как у меня получилось? Не знаю. Наверное, я из тех, кто сумел отрастить корни на весу. Из детдома ты выходишь с содранной кожей, у тебя ничего нет, и ты никому не нужен. И ты начинаешь с самого нуля. Наверное, меня спасло то, что я попал в армию, на подводную лодку. Три года ты сидишь в отсеке, где у тебя нет ничего. Там есть время подумать, заглянуть в себя.

Когда я вышел, уже понимал, куда пойду. Первое, что я не сделал, – не вернулся во Владимир. Пошел в театральное училище. Вот там я научился чувствовать, научился выражать эмоции. Первые этюды давались мне очень тяжело. Я с содранной кожей, а мне надо выйти на сцену, что-то показать. Но учеба там мне много дала. Это была настоящая перепрошивка. Через перевоплощение, через умение слушать я многое понял.

И сейчас у меня есть пособие «Подготовка выпускника детдома к будущей жизни по системе К. С. Станиславского». Я понял эту систему, она очень важная.

И после того как я сложил в свою копилку службу в армии, спорт, игру на гитаре, театральное училище, я понял, что могу жениться.

– С какими сложностями вы столкнулись в отношениях?

– Моя первая жена – фотомодель. И хотя наш брак не был официальным, проблема была не в отношениях между нами, а в том, что помимо нее были еще родственники. Ее отец просил меня показать паспорт. А там нет прописки. Ты что же – БОМЖ? Возникает желание сделать необходимые оттиски себе на лоб, чтобы было видно, что ты чего-то стоишь. Иначе отношений не создашь…

– Как вы познакомились с нынешней женой?

– Я уже очень хорошо понимал, что человек без оттисков на лбу никому не нужен. И действительно, я жил в офисе, напротив окон был храм, который я построил. Утром просыпаешься, колокольный звон, идешь на службу. Хорошо.

Я был знаком со строительством. И ко мне приехали знакомые, чтобы я помог с консультацией по работам в большом храме. Я поехал посмотреть. И вот туда приехали москвичи. Увидел мою будущую жену, она мне понравилась, мы стали общаться. Потом снова были родственники, снова вопросы про прописку. Но здесь уже чем сложнее, тем лучше.

7 лет жизни в Москве я пытался встроиться в нее

Действительно, отец у моей жены – доктор наук, мать – кандидат наук. У дочери – два высших образования, а тут я. Здесь же Москва. Как меня представить? «Знакомьтесь, это наш зять-пэтэушник». Сейчас у меня тоже есть высшее образование, но 7 лет жизни в Москве я пытался встроиться в нее.

Сейчас теща уже рассказывает о нас, наших троих детях, наших победах. У моей жены досуговый центр «Гнезда», она ходит на байдарках с детьми в теплое время. А я занимаюсь социальным центром в Донском монастыре; я знаю, где брать ресурсы, как работать. Мы помогаем бездомным, осужденным, работаем.

– Какой вы в семье?

– Собака от меня получает много. Дети тоже, я могу крикнуть. Но сейчас стало легче, потому что они подросли. Моим детям четыре, шесть, восемь и двадцать. Но старшая дочь не от этого брака.

– Что для вас дети?

– Мы живем скромно, дети обуты и накормлены. Единственное, что я не делаю, – не воспитываю. Не пытаюсь в них вложить свои устои, свои взгляды. Они другие, и ментальность, и дары у них другие. И это хорошо. Как отец, я такой: если надо что-то сделать, мы делаем это вместе. Гвоздь забить, что-то собрать. У нас такое естественное взаимососедство.

Но они для меня – главное в жизни. Кто по тебе уронит слезу? – Дети. Поэтому я ничего им не сделаю такого, чтобы было мучительно больно потом.

– А что для вас семья?

– Это – главное. Человек, у которого нет семьи, всегда проблемный. У меня есть семья, поэтому я могу назвать себя счастливым человеком. Не знаю, за что мне это от Бога. Возможно, за то, что тогда, в моем соленом детстве, я Его не очень огорчал.

Рейтинг: 10 Голосов: 855 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
А хорошо ли ребенку? (+ВИДЕО) А хорошо ли ребенку? (+ВИДЕО)
Прот. Димитрий Смирнов о детских домах
А хорошо ли ребенку? (+ВИДЕО) А хорошо ли ребенку? (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Димитрием Смирновым о проблемах детских домов и опекунстве
Как сказывается пребывание в детских домах на душах их воспитанников? Может ли поправить ситуацию широкое развитие опекунства? К чему надо быть готовым приемным родителям?
Хочу чужого ребенка Хочу чужого ребенка
Дмитрий Соколов-Митрич
Хочу чужого ребенка Хочу чужого ребенка
Почему жители Кубани встают в очередь за приемными детьми
Дмитрий Соколов-Митрич
Наши сироты нужны только иностранцам. Подобные утверждения, выращенные в студиях ток-шоу, прочно засели в сознании россиян. Между тем в стране появилось уже с десяток регионов — например Краснодарский край, которые на практике этот стереотип успешно опровергают.
"Если бы не отец Григорий, половины этих детей не было бы сейчас в живых" "Если бы не отец Григорий, половины этих детей не было бы сейчас в живых"
Александра Никифорова
Другой раз собрались старейшины села и хотели убить - дети встали и собой закрыли отца Григория: «Убейте лучше нас, чем нашего священника». На переданной приюту святой территории отец Григорий надеется с помощью Бога и добрых людей начать строительство жилого корпуса для 200 детей.
Комментарии
Елена20 июля 2017, 23:44
Божьей помощи Александру и его семье! Многая и благая лета!!!
Hola17 июля 2017, 00:41
В Александре подкупает то, что он старается помочь детдомовцам, что он доносит до нас основы и правила для детдомовцев. Первый раз услышала, что у него есть еще братья.
В своих интервью он часто говорит, что ребенку из детдома нужны не игрушки, а бытовые навыки, выход за пределы детдома, чтобы и потом ими кто-то занимался и интересовался.
Но за горячий утюг могли отправить куда Макар телят не гонял.
Почаще бы такие статьи
ММ16 июля 2017, 09:42
Спасибо, Александр, за откровенный рассказ о себе. Вы действительно сделали себя сами. Наверное, именно таких людей американский психолог А. Маслоу называл самоактуализированными. Успехов Вам и счастья Вашей семье! Вы добрый, умный и опыт Ваш бесценен!
Тамара15 июля 2017, 09:06
Божией помощи Вам,Александр.Я тоже с детдома,хватило всего,но я не сломалась.Слава Богу за всё!!!
Наталия Ростова14 июля 2017, 17:28
Я эту тему знаю не понаслышке.Сестра моя 8 лет пыталась сохранить семью с парнем из детдома.Оба ходят в храм.Прихожане,а не захожане.Только познакомились они уже, когда им было за 30.То есть, у каждого за плечами много трагедий,предательств и недоверия к людям.Казалось бы,должны сплотиться и стать единым целым.А нет.Жизненный принцип нашего детдомовца - "Мне весь мир должен,за моё несчастливое детство!". И ещё они великие манипуляторы.И разговаривали с ним по душам, и убеждали, и жалели,и помогали - всё без толку.Работать не приучен,эго зашкаливает.Даже наши священники уже руки опустили.Молимся за него.
Марина13 июля 2017, 14:05
СПАСИБО ГОСПОДИ за беседу АЛЕКСАНДР и КСЕНИЯ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ В ДЕЛАХ ВАМ И ВАШИМ РОДНЫМ!!!
р.Б. Сергий13 июля 2017, 08:48
Судя по тексту Александр Гезалов до сих пор живет с содранной кожей.Вероятно, поэтому он так остро и чутко реагирует на происходящее вокруг и на людей,окружающих его.Такому не научишься.Это- приходит с жизненным опытом.(моё сугубо личное мнение и потому, возможно-неправильное)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×