Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня в Великую субботу мы совершаем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Архангел Гавриил возвещает Божией Матери благую весть от Бога о Рождении Спасителя и вместе с тем, в переживаемой сегодня Церковью смерти Господа, мы видим исполнение пророчества о победе Его над смертью и грехом, которое с великим упованием приняла Пресвятая Богородица в день Благовещения.
На каждой службе мы слышим слова: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Для чего мы вспоминаем Пресвятую Богородицу со всеми святыми? – Для того чтобы нам тверже и решительнее предать себя Господу, как прежде предали себя Господу они, как сегодня мы слышали в Евангелии: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» – так говорила Пресвятая Дева Ангелу (Лк. 1,38). И эти слова звучали у Божией Матери во все моменты Ее земной жизни.
Как в жизни каждого из нас воплощаются эти Евангельские слова? Как Господь обращается к каждому из нас? Бог говорит: «Се, стою при дверех и (толку) стучу, и если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Апок. 3:20). Бог постоянно обращается к нам.
Когда приходит к нам даже одно простое доброе помышление – это помышление уже есть обращение Бога к нам
Святые отцы говорят, что когда приходит к нам даже одно простое доброе помышление, одна простая благая мысль, например, об изменении себя, о необходимости лучшей духовной жизни – это помышление уже есть обращение Бога к нам.
И всегда ли мы, наша душа, говорит в ответ: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.
Как эта благая мысль принимается нами? Бывает, что до поры до времени принимается она добродушно, потом только досадливо терпится, хотя без неудовольствия, но холодно, без особого внимания, а затем в круговороте наших забот уже становится докучливой, от нее спешат поскорее избавиться, и, наконец, от нее чувствуют неприятность и отвращение; ее уже не просто не любят, а ненавидят, преследуют, гонят, ее не замечают. Благая мысль, посетившая нас, является, как чуждая гостья, среди других наших интересов и привычек.
Соответственно с этим проходит желание и чувство необходимости изменения себя, утрачивается стремление к лучшей духовной жизни; которые сначала представляются очевидными; но потом прикрываются сомнениями, и ненужность и излишность их представляются более вероятными; и наконец, внутри полагается решение: «Живи, как живется, и так можно прожить; все другое – излишние хлопоты» или «еще успею».
И как слышали мы в Евангелии в предыдущие дни наши мысли уже кричат: «Распни, Распни Его! Отпусти нам Варраву», в чем выражается наше желание жить по нашим привычкам, а не «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Пришла благая мысль исправиться – ухватись за нее, займись тем, чего ради она послана
Приходит благая мысль – но как много надо и нам самим придать ей внимания, чтобы она возобладала над душою! Как важно заметить эту благую мысль и дать ей место в нашем сознании. По большей части такого рода благие помышления остаются бесплодными по невнимательному и недолжному отношению к ним тех, чью душу они посещают. Итак, пришла благая мысль исправиться – ухватись за нее, займись тем, чего ради она послана. Не последние ли это приближения ее к нам с целью образумить нас и положить конец безобразию жизни нашей? Потому-то нужно спешить воспользоваться ей со всею твердостию намерения и усилить ее, сколько это дано свободе человека. И как говорят святые отцы нужно: Провести эту мысль дальше в глубь души и показать ее важность и привлекательность и делать все к ее исполнению. Сознали, что нет жизни, кроме жизни в Господе, и переменили свою неподобную жизнь: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Как Господь обращается к каждому из нас? Все мы имеем обетование Божие: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Жизнь каждого человека устраивает Бог, и все течение ее – тоже дело Его всеблагого промышления. Следовательно, и каждый момент и каждая встреча. Нам необходимо только делать все по заповедям Господним. Все, что каждому из нас представляется по обстоятельствам его жизни, что требуют любые случаи, с каждым из нас встречающиеся. Господь обращается к каждому из нас в каждодневном исполнении Его заповедей.
Если мы стремимся к такой жизни в Боге, то устроим жизнь свою так, чтобы всякий наш шаг, всякое наше действие, внутреннее и внешнее, было исполнением воли Божией, исполнением сознательным, решительным и беспрекословным. В том-то и состоит отличительная черта истинной покорности воле Божией, чтобы, познав ее, творить решительно и беспрекословно, приложив решимость «до положения живота», то есть: хоть бы умереть, а не отступать от сознанной воли Божией. А как станем колебаться сомнениями о последствиях, непременно собьемся с правого пути и погрешим.
Положим, например, нас обидели; воля Божия известна: прости, – ну, и простим без размышления, а станем размышлять, что, мол, из этого выйдет, – и растеряемся: пойдут мысли, что все станут считать нас бесхарактерными, людьми без сознания собственного достоинства; сегодня, обидел один, завтра другой обидит, а там третий – просто житья не будет; ну, и скажем: нет, нельзя простить, надо постоять за себя, и начнем стоять, и пойдет смятение – а отчего? Оттого что заповедь презрена и воля Божия нарушена, а отчего она нарушена? Оттого что стали размышлять о последствиях.
И зазвучит уже в нашей душе не «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», а «Распни, Распни Его! Отпусти нам Варраву», то есть наше желание жить по нашим привычкам.
Нужно сразу сказать: прощаю, так Бог велел – и всем колебаниям конец. Ведь во всем мире Домовладыка один – Господь. Он все видит, и строгий исполнитель воли Его никогда не будет забыт Им.
Так, во всяком случае и при всякой встрече нужно делать то, что хочет Бог, чтобы мы сделали. А что Он хочет, это мы знаем из Его заповедей. Приходит к нам ближний – это Бог его привел. Что нам нужно сделать? Бог, приведший к нам ближнего, конечно, с желанием, чтобы мы поступили в отношении к нему по-Божьи, как Ему угодно, смотрит на нас, как мы в самом деле поступим. Помощи кто ищет? Помоги. Обидели мы кого? Спешите попросить прощение и помириться. Похвалил кто? Не гордитесь. Поругал? Не сердитесь. Пришло время молитвы? Молитесь. Работать – работайте.
Если кто предает себя Богу, в ком звучат слова Пресвятой Богородицы «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», тот уже не имеет своей воли над собой, но подчиняет себя Божиему владычеству до последнего издыхания, а потому все, что бывает с ним, принимает от Бога с благодарением. А когда человек уклоняется от того, что посылается ему от Бога – всякой скорби, клеветы, поношения, лишения, то, по словам святых отцов, он «преслушает» в этом Бога, т.е. уклоняется от исполнения Его воли, желая исполнить волю свою, – мстит, ненавидит, ропщет, осуждает.
Все это обсудив, говорят святые отцы, положите вы так во всех случаях действовать, чтоб дела ваши угодны были Богу, и совершаемы были неуклонно по заповедям. В этом случае станем говорить себе всякий раз в сердце своем: «Знаю, что вот тут именно такая-то воля Божия и исполню ее непременно, “се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”, а что потом будет, рассуждать о том не мое дело. Господь, давший заповедь, все видит и промыслит о последующем. Пребывание в такой покорности воле Господа есть пребывание в общении жизни Его».
Итак, дорогие братья и сестры, услышим слова Пресвятой Богородицы в сегодняшнем Евангелии: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» и постараемся их воплотить в своей жизни. Аминь.
См. также:
Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Дневники (1860-1861 гг.). Том 4. – М.: Булат, 2006.
Феофан Затворник, святитель. Обыкновенный порядок стяжания дара возбудительной благодати // Путь ко спасению. – М.: Правило веры, 2013.
Феофан Затворник, святитель. Жизнь в Боге и с Богом // Созерцание и размышление. – М.: Правило веры, 2000.
Феофан Затворник, святитель. Письмо 16 // Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – М.: Правило веры, 2001.
Макарий (Невский), святитель. Письма к духовной дочери. – М.: Отчий дом, 1999.