Неделя всех святых – праздник, отмечаемый Православной Церковью в восьмое воскресение по Пасхе и ровно через неделю после празднования Пятидесятницы. Ключевая богослужебная тема этого дня – воспоминание всех святых. Предлагаем богословско-филологический комментарий тропаря и кондака данного праздника.
Неделей всех святых знаменуется окончание целого периода церковного года – время пения Триоди, гимнография которой наполняет богослужения в храмах, начиная с Недели о мытаре и фарисее. На следующий день после недели всех святых, в понедельник, начинается Петров пост.
Неслучайно в ближайшее воскресенье после празднования Пятидесятницы и Дня Святого Духа – того момента, который считается днем рождения Церкви, – мы чтим память всех святых людей, своею жизнью и подвигом угодивших Богу.
«Неделя первая по Пятидесятнице посвящена празднованию памяти Всех Святых, как ‟жатвы Духа Божия”, как ‟плодов Божественной благодати”, ниспосланной людям в день Пятидесятницы»[1],
– отмечает архиепископ Аверкий (Таушев).
История праздника такова: в силу множества гонений каждая Церковь поначалу чтила только своих мучеников. Поэтому в III–IV вв. возникает праздник в честь всех мучеников, который впоследствии преобразовался в праздник Всех святых. У святителя Иоанна Златоуста мы можем найти свидетельство о том, что праздник Всех святых совершается так, как и сейчас Церкви, – через неделю после Пятидесятницы[2]. Об этом святитель пишет в похвале всем святым, во всем мире пострадавшим:
«Еще не прошло семи дней после того, как мы совершали священное торжество Пятидесятницы, и вот опять настиг нас лик мучеников, или – лучше – ополчение и воинство мучеников, ничем не уступающее ополчению ангелов, которое видел патриарх Иаков (Быт. 32, 2), но подобное ему и равное»[3].
Стоит отметить: на Западе этот праздник постепенно стал относиться к дате 31 октября и странным образом выродился в нечто, имеющее мало общего с воспоминанием святых, – в Хэллоуин (англ. Halloween, по-другому All Hallows’ Eve или The eve of All Saints’ Day – дословно «канун всех святых»)[4].
Итак, богослужебные песнопения недели Всех святых содержатся в Цветной Триоди. Рассмотрим наиболее употребительные из них – тропарь и кондак.
На церковнославянском языке они звучат следующим образом.
Тропарь:
«Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость».
Кондак:
«Яко начатки естества, Насадителю твари вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики: тех молитвами в мире глубоце, Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве»[5].
Греческий оригинал таков:
Тропарь:
«Τών εν όλω τώ κόσμω Μαρτύρων σου, ως πορφύραν καί βύσσον τά αίματα, η Εκκλησία σου στολισαμένη, δι' αυτών βοά σοι, Χριστέ ο Θεός, τώ λαώ σου τούς οικτιρμούς σου κατάπεμψον, ειρήνην τή πολιτεία σου δώρησαι, καί ταίς ψυχαίς ημών τό μέγα έλεος».
Кондак:
«Ως απαρχάς τής φύσεως, τώ φυτουργώ τής κτίσεως, η οικουμένη προσφέρει σοι Κύριε, τούς θεοφόρους Μάρτυρας, ταίς αυτών ικεσίαις, εν ειρήνη βαθεία, τήν Εκκλησίαν σου, διά τής Θεοτόκου συντήρησον, πολυέλεε»[6].
На русском языке эти песнопения звучат следующим образом.
Тропарь:
«Церковь, облеченная, как порфирою и виссоном, кровью мучеников твоих со всего мира, их устами к Тебе взывает, Христе Боже: ‟Милости Твои народу твоему ниспошли, мир стране твоей даруй и душам нашим великую милость!”»
Кондак:
«Вселенная приносит, Тебе, Господи, Насадителю всего творения, богоносных мучеников как первые плоды природы. Их мольбами и заступлением Богородицы, Церковь Твою в мире глубоком сохрани, Многомилостивый».
Мученики – свидетели веры
Одна из основных тем приведенных тропаря и кондака – тема мученичества. Греческому «μάρτυς, μάρτυρος» – свидетель[7] в церковнославянском тексте соответствует слово «мученик». Казалось бы, причем здесь свидетельство?
Церковнославянское слово «мученик» имеет значение «свидетель веры, исповедник»
Церковнославянское слово «мученик» имеет значение «свидетель веры, исповедник»[8]. В русском переводе этот смысловой оттенок теряется. Оказывается, что мученик – не только тот, кто претерпел мучения видимые, подвергался пыткам или был истерзан. Мученик – всякий, засвидетельствовавший веру Христову, исповедавший её. И такое исповедание веры христианин несет каждый день.
Здесь вспоминаются слова Христа:
«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).
Таким образом, мученики, воспеваемые в приведенных гимнографических текстах, или, по-другому, свидетели веры – все святые, память которых чтится в Неделю всех святых.
Святость и обожение
Текст кондака содержит следующее утверждение: мученики – первые плоды человеческого естества, которые наша вселенная приносит Богу. В греческом оригинале «естеству» соответствует «φύσις», «вселенной» – «οἰκουμένη», имеющей русский аналог «ойкумена» – вся обитаемая земля[9]. Святые есть первые плоды и являют собой лучшее от человеческой природы, обоженной Христом. Ему и преподносит весь человеческий мир эти дары.
Святые являют собой лучшее от человеческой природы, обоженной Христом
Итак, мученики или святые – те, что может наш мир принести от себя Богу. Такое приношение соответствует греческому глаголу «προσφέρω»: «πρός» (подносить от, по направлению к) + «φέρω» (несу, ношу)[10]. В кондаке говорится: мы, то есть вся Ойкумена, действительно приносим наших святых Богу. От этого же глагола образовано существительное «просфора»[11].
Характер приношения аллегорически соотнесен с приношением хлеба в таинстве Евхаристии. Только здесь приносятся святые, чтобы мы через них чудесно приобщились самого сакрального – Божественной благодати.
Приобретшие в себе Бога
Святые именуются богоносными: «мученики богоносныя» или, иными словами, стяжавшие в себе Святого Духа. По-гречески это звучит как «θεοφόρος» – буквально тот, кем обладает Бог или носящий в себе Бога[12] [13].
Таким образом, святые – те, кто приобрел в себе Бога.
Об этом пишет апостол Павел в послании к римлянам:
«Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8, 9–10).
И так исполняется благоволение Иисуса Христа:
«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17, 21).
«Богообщение и боговселение есть последняя цель искания духа человеческого, когда он бывает в Боге, и Бог в нем»[14], – дополняет святитель Феофан Затворник. Не стоит удивляться тому, что Бог может обитать в человеке. Примеры из жизни святых убеждают нас в существовании реальной связи между человеком праведным и, казалось бы, недоступным ему Творцом. При этом без Бога личность испытывает состояние богооставленности, тягостного одиночества и пустоты.
Кровь мучеников – багряница и виссон Церкви
Кровь мучеников есть «багряница и виссон Церкви» – именно так мы прославляем святых мучеников в тексте тропаря. Какой смысл содержится в этом выражении? Багряница – почетное императорское одеяние из дорогой ткани пурпурного цвета, надевавшееся в торжественных случаях[15], виссон – в древности тончайшая драгоценная царская ткань[16]. То есть святые и мученики – самое драгоценное, что есть у Церкви. Мы поем, что Церковь украсилась мученическою кровью. Кровь мучеников – этот багряный пурпур свидетельствует об истинной красоте, любви к Богу и, как следствие, о любви к ближнему, как пишет апостол Иоанн Богослов:
«Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» (1Ин. 5, 2).
Мы можем вспомнить и багряницу, в которую был облачен Христос перед Распятием. Так, святые и мученики символизируют собой драгоценное одеяние Господне, ибо «дивен Бог во Своих святых» (Пс. 67, 36).
Пусть святые станут нашими друзьями
Церковь взывает к Богу устами святых: «Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже». Среди них, конечно, мы выделяем мучеников в привычном для нас понимании – святых, удостоившиеся высшего венца. Весь их путь – путь к его стяжанию, вся их жизнь – средство к достижению неимоверно высокой цели. Мученичество дается не каждому. Мученики имеют особое дерзновение перед Богом. Поэтому Церковь молится всем святым и всем мученикам, чтобы они ходатайствовали за нас Агнцу Божию. К этому через молитвенное прошение кондака присовокупляется ходатайство Богородицы: «Жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве».
Преподобный Иоанн Лествичник сравнивает святых с увидевшими лицо царя и сделавшимися его друзьями и наставляет:
«Хорошо приобрести друзей, но друзей духовных, ибо никто столько не помогает нам к преуспеянию в добродетели»[17].
Греческий оригинал молитвословий в неделю всех святых вновь напоминает нам, что Церковь («ἐκκλησία») – одним из своих ключевых значений имеет понятие «собрание», то есть собрание христиан[18]. В Неделю всех святых мы все вместе собираемся на молитву в храмах. Можно привести такой синонимичный ряд: «Церковь Твоя» – Твое собрание – Твои люди. Христос основал Церковь, Он Ее глава, поэтому к Нему мы «вопием» и просим в этот день ниспослать на нас «щедроты, мир и велию милость».
К святости призван каждый из нас
И, наконец, самое главное: мы призваны к святости. Каждый верующий человек должен стремиться стать Богоносцем и украсить Церковь свидетельством веры через жизнь и дела. Этому нас учат богослужебные молитвословия в неделю всех святых. Святых чрезвычайно много – можно выбрать одного и стараться подражать ему.
Апостол Павел пишет:
«Бог избрал нас прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1, 4).
То же подтверждает и апостол Петр:
«По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет. 1, 15).
стать святым – значит по-настоящему откликнуться на призыв Божий и подлинно стать христианином.
Итак, святость – то направление, куда должен быть устремлен каждый верующий человек. Мы должны проходить земной путь, постоянно помня, что стать святым – значит по-настоящему откликнуться на призыв Божий и подлинно стать христианином.
***
Тропарь и кондак Недели всех святых акцентируют наше внимание на теме исповедничества веры. Это неслучайно. Ведь, обращаясь к греческому тексту оригинала рассмотренных гимнографических произведений, мы поняли: мученики – понятие гораздо более широкое, нежели то, к которому мы привыкли.
Мученики – не только те, кто претерпел мучения. В первую очередь они – свидетели веры, свидетели силы Христовой, свидетели того, что Церковь вовеки не одолеют врата ада (Мф. 16, 18).
Конечно, в этот праздник прославляются все святые. Все они засвидетельствовали действенность благодати Божией. Все они понесли в своей жизни лишения, тяготы, трудности ради стяжания того мира (греч. «εἰρήνη»), который через тексты тропаря и кондака испрашиваем мы. Их примерами, прославляя Бога и святых Его, укрепляется Церковь и несет благую весть о прощении и спасении человека.