Святые – украшение Церкви

Комментарии к тропарю и кондаку Недели всех святых

Неделя всех святых – праздник, отмечаемый Православной Церковью в восьмое воскресение по Пасхе и ровно через неделю после празднования Пятидесятницы. Ключевая богослужебная тема этого дня – воспоминание всех святых. Предлагаем богословско-филологический комментарий тропаря и кондака данного праздника.

    

Неделей всех святых знаменуется окончание целого периода церковного года – время пения Триоди, гимнография которой наполняет богослужения в храмах, начиная с Недели о мытаре и фарисее. На следующий день после недели всех святых, в понедельник, начинается Петров пост.

Неслучайно в ближайшее воскресенье после празднования Пятидесятницы и Дня Святого Духа – того момента, который считается днем рождения Церкви, – мы чтим память всех святых людей, своею жизнью и подвигом угодивших Богу.

«Неделя первая по Пятидесятнице посвящена празднованию памяти Всех Святых, как ‟жатвы Духа Божия”, как ‟плодов Божественной благодати”, ниспосланной людям в день Пятидесятницы»[1],

– отмечает архиепископ Аверкий (Таушев).

История праздника такова: в силу множества гонений каждая Церковь поначалу чтила только своих мучеников. Поэтому в III–IV вв. возникает праздник в честь всех мучеников, который впоследствии преобразовался в праздник Всех святых. У святителя Иоанна Златоуста мы можем найти свидетельство о том, что праздник Всех святых совершается так, как и сейчас Церкви, – через неделю после Пятидесятницы[2]. Об этом святитель пишет в похвале всем святым, во всем мире пострадавшим:

«Еще не прошло семи дней после того, как мы совершали священное торжество Пятидесятницы, и вот опять настиг нас лик мучеников, или – лучше – ополчение и воинство мучеников, ничем не уступающее ополчению ангелов, которое видел патриарх Иаков (Быт. 32, 2), но подобное ему и равное»[3].

Стоит отметить: на Западе этот праздник постепенно стал относиться к дате 31 октября и странным образом выродился в нечто, имеющее мало общего с воспоминанием святых, – в Хэллоуин (англ. Halloween, по-другому All Hallows’ Eve или The eve of All Saints’ Day – дословно «канун всех святых»)[4].

Итак, богослужебные песнопения недели Всех святых содержатся в Цветной Триоди. Рассмотрим наиболее употребительные из них – тропарь и кондак.

На церковнославянском языке они звучат следующим образом.

Тропарь:

«Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость».

Кондак:

«Яко начатки естества, Насадителю твари вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики: тех молитвами в мире глубоце, Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве»[5].

Греческий оригинал таков:

Тропарь:

«Τών εν όλω τώ κόσμω Μαρτύρων σου, ως πορφύραν καί βύσσον τά αίματα, η Εκκλησία σου στολισαμένη, δι' αυτών βοά σοι, Χριστέ ο Θεός, τώ λαώ σου τούς οικτιρμούς σου κατάπεμψον, ειρήνην τή πολιτεία σου δώρησαι, καί ταίς ψυχαίς ημών τό μέγα έλεος».

Кондак:

«Ως απαρχάς τής φύσεως, τώ φυτουργώ τής κτίσεως, η οικουμένη προσφέρει σοι Κύριε, τούς θεοφόρους Μάρτυρας, ταίς αυτών ικεσίαις, εν ειρήνη βαθεία, τήν Εκκλησίαν σου, διά τής Θεοτόκου συντήρησον, πολυέλεε»[6].

На русском языке эти песнопения звучат следующим образом.

Тропарь:

«Церковь, облеченная, как порфирою и виссоном, кровью мучеников твоих со всего мира, их устами к Тебе взывает, Христе Боже: ‟Милости Твои народу твоему ниспошли, мир стране твоей даруй и душам нашим великую милость!”»

Кондак:

«Вселенная приносит, Тебе, Господи, Насадителю всего творения, богоносных мучеников как первые плоды природы. Их мольбами и заступлением Богородицы, Церковь Твою в мире глубоком сохрани, Многомилостивый».

Мученики – свидетели веры

Одна из основных тем приведенных тропаря и кондака – тема мученичества. Греческому «μάρτυς, μάρτυρος» – свидетель[7] в церковнославянском тексте соответствует слово «мученик». Казалось бы, причем здесь свидетельство?

Церковнославянское слово «мученик» имеет значение «свидетель веры, исповедник»

Церковнославянское слово «мученик» имеет значение «свидетель веры, исповедник»[8]. В русском переводе этот смысловой оттенок теряется. Оказывается, что мученик – не только тот, кто претерпел мучения видимые, подвергался пыткам или был истерзан. Мученик – всякий, засвидетельствовавший веру Христову, исповедавший её. И такое исповедание веры христианин несет каждый день.

Здесь вспоминаются слова Христа:

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38).

Таким образом, мученики, воспеваемые в приведенных гимнографических текстах, или, по-другому, свидетели веры – все святые, память которых чтится в Неделю всех святых.

Святость и обожение

Текст кондака содержит следующее утверждение: мученики – первые плоды человеческого естества, которые наша вселенная приносит Богу. В греческом оригинале «естеству» соответствует «φύσις», «вселенной» – «οἰκουμένη», имеющей русский аналог «ойкумена» – вся обитаемая земля[9]. Святые есть первые плоды и являют собой лучшее от человеческой природы, обоженной Христом. Ему и преподносит весь человеческий мир эти дары.

Святые являют собой лучшее от человеческой природы, обоженной Христом

Итак, мученики или святые – те, что может наш мир принести от себя Богу. Такое приношение соответствует греческому глаголу «προσφέρω»: «πρός» (подносить от, по направлению к) + «φέρω» (несу, ношу)[10]. В кондаке говорится: мы, то есть вся Ойкумена, действительно приносим наших святых Богу. От этого же глагола образовано существительное «просфора»[11].

Характер приношения аллегорически соотнесен с приношением хлеба в таинстве Евхаристии. Только здесь приносятся святые, чтобы мы через них чудесно приобщились самого сакрального – Божественной благодати.

Приобретшие в себе Бога

Святые именуются богоносными: «мученики богоносныя» или, иными словами, стяжавшие в себе Святого Духа. По-гречески это звучит как «θεοφόρος» – буквально тот, кем обладает Бог или носящий в себе Бога[12] [13].

Таким образом, святые – те, кто приобрел в себе Бога.

Об этом пишет апостол Павел в послании к римлянам:

«Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8, 9–10).

И так исполняется благоволение Иисуса Христа:

«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17, 21).

«Богообщение и боговселение есть последняя цель искания духа человеческого, когда он бывает в Боге, и Бог в нем»[14], – дополняет святитель Феофан Затворник. Не стоит удивляться тому, что Бог может обитать в человеке. Примеры из жизни святых убеждают нас в существовании реальной связи между человеком праведным и, казалось бы, недоступным ему Творцом. При этом без Бога личность испытывает состояние богооставленности, тягостного одиночества и пустоты.

Кровь мучеников – багряница и виссон Церкви

Кровь мучеников есть «багряница и виссон Церкви» – именно так мы прославляем святых мучеников в тексте тропаря. Какой смысл содержится в этом выражении? Багряница – почетное императорское одеяние из дорогой ткани пурпурного цвета, надевавшееся в торжественных случаях[15], виссон – в древности тончайшая драгоценная царская ткань[16]. То есть святые и мученики – самое драгоценное, что есть у Церкви. Мы поем, что Церковь украсилась мученическою кровью. Кровь мучеников – этот багряный пурпур свидетельствует об истинной красоте, любви к Богу и, как следствие, о любви к ближнему, как пишет апостол Иоанн Богослов:

«Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» (1Ин. 5, 2).

Мы можем вспомнить и багряницу, в которую был облачен Христос перед Распятием. Так, святые и мученики символизируют собой драгоценное одеяние Господне, ибо «дивен Бог во Своих святых» (Пс. 67, 36).

Пусть святые станут нашими друзьями

Церковь взывает к Богу устами святых: «Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже». Среди них, конечно, мы выделяем мучеников в привычном для нас понимании – святых, удостоившиеся высшего венца. Весь их путь – путь к его стяжанию, вся их жизнь – средство к достижению неимоверно высокой цели. Мученичество дается не каждому. Мученики имеют особое дерзновение перед Богом. Поэтому Церковь молится всем святым и всем мученикам, чтобы они ходатайствовали за нас Агнцу Божию. К этому через молитвенное прошение кондака присовокупляется ходатайство Богородицы: «Жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве».

Преподобный Иоанн Лествичник сравнивает святых с увидевшими лицо царя и сделавшимися его друзьями и наставляет:

«Хорошо приобрести друзей, но друзей духовных, ибо никто столько не помогает нам к преуспеянию в добродетели»[17].

Греческий оригинал молитвословий в неделю всех святых вновь напоминает нам, что Церковь («ἐκκλησία») – одним из своих ключевых значений имеет понятие «собрание», то есть собрание христиан[18]. В Неделю всех святых мы все вместе собираемся на молитву в храмах. Можно привести такой синонимичный ряд: «Церковь Твоя» – Твое собрание – Твои люди. Христос основал Церковь, Он Ее глава, поэтому к Нему мы «вопием» и просим в этот день ниспослать на нас «щедроты, мир и велию милость».

К святости призван каждый из нас

И, наконец, самое главное: мы призваны к святости. Каждый верующий человек должен стремиться стать Богоносцем и украсить Церковь свидетельством веры через жизнь и дела. Этому нас учат богослужебные молитвословия в неделю всех святых. Святых чрезвычайно много – можно выбрать одного и стараться подражать ему.

Апостол Павел пишет:

«Бог избрал нас прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1, 4).

То же подтверждает и апостол Петр:

«По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет. 1, 15).

стать святым – значит по-настоящему откликнуться на призыв Божий и подлинно стать христианином.

Итак, святость – то направление, куда должен быть устремлен каждый верующий человек. Мы должны проходить земной путь, постоянно помня, что стать святым – значит по-настоящему откликнуться на призыв Божий и подлинно стать христианином.

***

Тропарь и кондак Недели всех святых акцентируют наше внимание на теме исповедничества веры. Это неслучайно. Ведь, обращаясь к греческому тексту оригинала рассмотренных гимнографических произведений, мы поняли: мученики – понятие гораздо более широкое, нежели то, к которому мы привыкли.

Мученики – не только те, кто претерпел мучения. В первую очередь они – свидетели веры, свидетели силы Христовой, свидетели того, что Церковь вовеки не одолеют врата ада (Мф. 16, 18).

Конечно, в этот праздник прославляются все святые. Все они засвидетельствовали действенность благодати Божией. Все они понесли в своей жизни лишения, тяготы, трудности ради стяжания того мира (греч. «εἰρήνη»), который через тексты тропаря и кондака испрашиваем мы. Их примерами, прославляя Бога и святых Его, укрепляется Церковь и несет благую весть о прощении и спасении человека.

[1] Аверкий (Таушев), архиепископ. Литургика. Джорданвиль, 2000. С. 422.

[2] Скабалланович М.Н. Толковый типикон. М., 2004. С. 282.

[3] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. II. СПб. 1896. С. 850.

[4] Merriam-Webster's. Encyclopedia of World Religions. Chicago, 1999. P. 408.

[5] Триодь Цветная. М., 2002. С. 323, 328.

[6] ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΑΡΙΟΝ // https://glt.goarch.org/texts/Pen/p56.html.

[7] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1082.

[8] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. M. 2008. С. 230.

[9] Словарь современного русского литературного языка. Т. VIII. М.-Л., 1959. С. 765.

[10] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1529–1531.

[11] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2004. С. 550.

[12] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 792.

[13] Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. P. 642-643.

[14] Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2017. С. 145.

[15] Словарь современного русского литературного языка. Т. I. М.-Л., 1950. С. 239.

[16] Словарь современного русского литературного языка. Т. II. М.-Л., 1951. С. 394.

[17] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Слово особенное к пастырю. М., 2015. С. 431.

[18] Lampe G.W.H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. P. 431.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Да молчит всякая плоть» «Да молчит всякая плоть»
Лариса Маршева, Константин Цырельчук
«Да молчит всякая плоть» «Да молчит всякая плоть»
Комментарий песнопения Великой субботы
Лариса Маршева, Константин Цырельчук
Это время тишины и молчания. В человеке должно умолкнуть все плотское, не дающее духу взойти к Богу. Только в таком душевном состоянии можно прикоснуться к тайне Воскресения Христова.
«Господи, приложи зла славным земли»: о чем же мы молимся в храме Великим постом? «Господи, приложи зла славным земли»: о чем же мы молимся в храме Великим постом?
Священник Валерий Духанин
«Господи, приложи зла славным земли»: о чем же мы молимся в храме Великим постом? «Господи, приложи зла славным земли»:
о чем же мы молимся в храме Великим постом?

Священник Валерий Духанин
«Приложи им зла» – подразумевается не злобное действие свыше, не умножение грехов людей, а промыслительная забота Божия об исцелении душ гордых людей.
«Какая же это мощь – Православие!» «Какая же это мощь – Православие!»
Архиепископ Агапит (Горачек)
«Какая же это мощь – Православие!» Архиепископ Агапит: «Какая же это мощь – Православие!»
Чем теснее обстоятельства, тем ярче, заметнее любовь.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×