Православный календарьПравославный календарь
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

Учителя вселенной

Комментарий к тропарю и кондаку праздника Апостолов Петра и Павла

12 июля (29 июня по ст. стилю) празднуется день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Предлагаем филологический комментарий тропаря и кондака данного праздника.

Икона Апостолов Петра и Павла Икона Апостолов Петра и Павла

Неотъемлемой частью жизни Православной Церкви является богослужение, складывавшееся на протяжении многих столетий. Литургический опыт позволяет соприкоснуться с вечностью — не просто вспомнить о какой-то истории, произошедшей в давние времена, но стать ее свидетелем и даже участником. Довольно точно об этом сказал подвижник минувшего века, священномученик Сергий (Мечев):

«Святая Церковь говорит нам о том, что наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях»[1].

Во многом это делают возможным гимнографические тексты, включающие в себя основные богословские, сотериологические (связанные со спасением человека) идеи вспоминаемого события или праздника.

При этом особо почитаемыми в богослужебном годовом круге являются не только описанные в Евангелии и сохраненные Преданием важнейшие моменты из жизни Спасителя или Божией Матери, но и память некоторых святых. Дни, когда совершается их память, называются великими праздниками.

Именно с таким особым почтением Православная Церковь отнеслась к двум апостолам — Петру и Павлу.

Само совершение памяти этих двух апостолов в один день является примечательным. Рыбак Петр практически с самых первых дней проповеди Христа следовал за Ним и внимал Его учению. Был свидетелем многих важных моментов земной жизни Иисуса: Преображения (см.: Мф. 17: 1-6; Мк. 9: 1-8; Лк. 9: 28-36), моления в Гефсиманском саду (Мф. 26; 36-46; Мк. 14: 33-42). Именно он впервые исповедовал Его как Сына Божия: «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого», — говорится в Евангелии от Матфея (Мф. 16: 16).

Павел же первоначально был убежденным гонителем христиан, хорошо образованным, учеником широко уважаемого в иудейской среде законоучителя Гамалиила (см.: Деян. 22: 3), жителем Рима. Но, несмотря на это, к апостольскому служению его призывает Иисус уже после Своего Вознесения на небо. И, как отмечают исследователи, его именование апостолом «вполне согласуется с общими принципами апостольства»[2], поскольку «к нему в полной мере относятся слова Христа: “Не вы Меня избрали, а Я вас” (Ин. 15: 16)»[3].

Некоторые склонны говорить о напряженных отношений между двумя апостолами. Основанием для этого служит фрагмент из послания к галатам, в котором Павел пишет:

«Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных… Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски» (Гал. 2: 11-14).

В приведенных словах, на первый взгляд, очевиден откровенный конфликт между Петром и Павлом. Но экзегеты несколько по-иному оценивают данный фрагмент.

«Если бы случившееся поистине было борьбой и ссорой, то эти обвинения имели бы основание; но это — не борьба, а только кажется ею; напротив, обнаруживает великую мудрость и Павла и Петра и благорасположение их друг к другу»[4], — замечает святитель Иоанн Златоуст.

Необходимо понимать, что подобные действия проповедников евангельской истины были связаны с необходимостью порой подстраиваться под взгляды местных жителей, считаться с их убеждениями ради благополучного результаты проповеди[5]. То, в чем обвиняет Павел Петра, делает и он сам (см. например: Деян. 16:3).

Иными словами, не следует говорить о конфликте, противостоянии двух апостолов, поскольку недопонимания характерны для человеческой природы после грехопадения.

Богослужебный формуляр предлагает нам тропарь и кондак святым первоверховным апостолам.

Тропарь

  • на греческом языке: «Οἱ τῶν Ἀποστόλων πρωτόθρονοι, καὶ τῆς Οἰκουμένης διδάσκαλοι, τῷ Δεσπότῃ τῶν ὅλων πρεσβεύσατε, εἰρήνην τῇ οἰκουμένῃ δωρήσασθαι, καὶ ταῖς ψυχαῖς ἡμῶν τὸ μέγα ἔλεος».
  • на церковнославянском языке: «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость».
  • в русском переводе: «Первенствующие из апостолов и учителя вселенной, Владыку всех молите даровать мир вселенной и душам нашим великую милость».

Кондак

  • на греческом языке: «Τοὺς ἀσφαλεῖς καὶ θεοφθόγγους κήρυκας, τὴν κορυφὴν τῶν Μαθητῶν σου Κύριε, προσελάβου εἰς ἀπόλαυσιν, τῶν ἀγαθῶν σου καὶ ἀνάπαυσιν· τοὺς πόνους γὰρ ἐκείνων καὶ τὸν θάνατον, ἐδέξω ὑπὲρ πᾶσαν ὁλοκάρπωσιν, ὁ μόνος γινώσκων τὰ ἐγκάρδια».
  • на церковнославянском языке: «Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная».
  • в русском переводе: «Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой, крепких, непоколебимых проповедников Твоих, высших из Твоих учеников, потому что труды их и смерть признал выше всякой жертвы, Один, знающий все, что в сердцах».

Показательной деталью данного гимнографического текста является его лаконичность, которая, конечно, немного диссонирует с обычной византийской витиеватостью. Достаточно вспомнить молитву, входящую в состав любого часа, полунощницы и некоторых других богослужений суточного круга: «Иже на всякое время и на всякий час», существенная часть которой является обращением к Богу с перечислением многих Его свойств.

Ввиду своей краткости тропарь праздника не требует подробного комментария, остановимся лишь на нескольких моментах.

Кто хочет быть первым, будь из всех последним

«Первопрестольницы» (от «первопрестольник») — «первенствующий, занимающий первенствующий епископский престол»[6], синоним «первый»[7].

Следовательно, автор тропаря сразу же говорит о месте апостолов Петра и Павла в ряде учеников Христа. Связано это прежде всего с их миссионерскими, просветительскими трудами, которые не ограничивались определенной местностью, но распространились впоследствии на все народы.

При этом и для самих апостолов, и для православной традиции чужда мысль о некоем превосходстве кого-то из учеников Спасителя, поскольку Он Сам, желая избавить последователей от какого-либо соперничества и стремления к первенству, сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним» (Мк. 9: 35). Вопрос о мнимом единоличном превосходстве апостола Петра неоднократно поднимался в церковной истории, он основанием для убеждения Рима в своем первенстве. Это в свою очередь стало одной из причин Великого раскола, преодолеть который не удалось до сих пор.

Безусловно, нельзя отрицать особую роль Петра в жизни первой христианской общины, о чем красноречиво свидетельствуют Деяния святых апостолов (см. например: Деян. 2:42, 44-47) и в чем убеждены исследователи[8]. Здесь же речь идет прежде всего об особых трудах двух апостолах в деле проповеди.

Научите все народы

Мысль о первенстве апостолов Петра и Павла продолжает развиваться в следующей части тропаря, где прямо говорится, что они являются «учителями вселенной». В церковнославянском под существительным «вселенная» (греч. «οἰκουμένη») понимается весь обитаемый мир[9].

С данным гимнографическим текстом имеет большое сходство тропарь трем святителям. В последнем гимнограф сравнивает святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с апостолами и использует словосочетание «вселенныя учителие»[10]. Причина этому заключается в их трудах по укреплению православного богословия, которое они зачастую через свои творения и проповеди делали доступными для простых верующих.

Твердость в вере

«Твердыя» (мн.ч. от «твердый») — «крепкие, неизменные»[11] и «боговещанныя проповедатели», то есть апостолы являются твердыми в своей проповеди, они ни при каких обстоятельствах не готовы отказаться от своего намерения проповедовать евангельскую истину. Ученики Христовы, услышав призыв Господа, смело и неукоснительно следуют ему:

«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 62).

«Проповедатель» (греч. «κήρυκας» от «κήρυξ») — «глашатай, проповедник»[12]. Перед Своим Вознесением Спаситель дал важное напутствие ученикам:

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28: 19-20).

Следовательно, проповедь является важной частью церковной жизни.

В кондаке вновь подчеркивается особые проповеднические труды святых Петра и Павла, их первенствующее положение в апостольской среде. Для этого гимнограф использует существительное «верх» — «голова, темя, глава, первенствующий»[13]. В греческом тексте используется «κορυφὴν» (от κορυφὴ — «глава, верхняя часть головы»)[14].

Стояние в вере, отсутствие страха перед какими-либо испытаниями являются для Творца главным проявлением любви человека к Нему.

В церковнославянском тексте используется существительное «всеплодие» — «всесожжение»[15]. В греческом стоит ὁλοκάρπωσιν («принесение такой жертвы»[16]). Данное слово фиксируется в некоторых библейских фрагментах. Например, в книге Бытия, когда речь идет о повелении Бога принести Аврааму в жертву своего сына Исаака:

«Принеси его (Исаака. — Л.М, П.С.) во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22: 2).

Следовательно, в кондаке труды апостолов Петра и Павла называются жертвой, которую они приносят ради Бога.

***

Таким образом, в тропаре и кондаке, как и ином гимнографическом произведении, прославляются апостолы Петр и Павел, труды которых до сих пор вдохновляют и помогают ищущим истину, Бога.

Несмотря на небольшой объем выбранных текстов, в них содержится широкая характеристика деятельности святых. Последняя стала удачной лишь благодаря их твердой готовности последовать за Учителем, Которому они полностью доверились. Они проповедовали воскресшего Христа не только словом, но и своей жизнью, потому что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).

Рейтинг: 10 Голосов: 129 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Сергий (Мечев), свяшенномученик. Тайна богослужения. Духовные беседы. Письма из ссылки. М., 2001. С. 13.

[2] Польсков К., священник. Апостолы // Православная Энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 108.

[3] Там же.

[4] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы сказания в старой церкви на слова апостола. Т. 4. СПб., 1898. С. 385.

[5] Иларион (Алфеев), митрополит. Апостол Петр. Биография. М., 2018. С. 211.

[6] Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 14. М., 1988. С. 203.

[7] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2021. С. 232.

[8] Иларион (Алфеев), митрополит. Апостол Петр. Биография. М., 2018. С. 316.

[9] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2021. С. 97.

[10] Тропарь Собору вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого // URL: https://days.pravoslavie.ru/name/6896.htm

[11] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2021. С. 342.

[12] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 948.

[13] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2021. С. 73-74.

[14] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 982.

[15] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2021. С. 97.

[16] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1217.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

День памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня / 12 июля Другие материалы сюжета:
Лариса Маршева

Новые материалы

Выбор читателей

×