Вторая седмица Великого поста: размышления над некоторыми текстами Триоди

В прошлом году я впервые попыталась подключить свою семью к молитвенному опыту Постной Триоди. Для этого я выбрала из богослужения седмицы несколько стихир и тропарей, облегчила, где это было необходимо, грамматическую структуру, провела бережную адаптацию к русскому языку. Все для того, чтобы тексты были понятны всем членам семьи, ложились на слух легко, воспринимались мгновенно и, по возможности, запоминались. Получилось примерно по одному листу А4 на неделю.

Листы я распечатала, раздала желающим (пожелали в этом году все), и вот уже второй год тексты Триоди становятся частью молитвенной жизни всей семьи[1].

Текстами Триоди очень легко молиться – в них постоянно звучит тема поста. Его, как мы сейчас сказали бы, задач и целей. Иными словами, Постная Триодь словно удерживает тебя в верном направлении, не дает потеряться, сбиться, заблудиться, погнавшись не за тем и не туда. Ободряет, укрепляет. Где надо, укоряет, где нужно, утешает.

Триодь – прекрасный мотиватор:

«Никто из нас, братья, да не будет побежден унынием и леностью. Время делания, час торжества: кто премудр во един день приобрести вся веки».

Текстами Триоди очень легко молиться – в них постоянно звучит тема поста

Сильнее, наверное, не скажешь.

Почитаем еще несколько текстов?

Время веселое поста…

На второй седмице Великого поста поется одна из самых известных стихир:

«Время веселое поста, поэтому чистоты световидной и любви чистой, молитвы светозарной и всякой иной добродетели насытившеся богато, светло воззовем: Кресте Христов всесвятый, возрастивший сладость жизни, всех нас чистым сердцем тебе поклониться сподоби, очищение нам даруя и великую милость».

Удивительно ее начало – «Время веселое поста»…

Веселое? Но разве не скорбью наполнены эти дни? Действительно, в храмах темные облачения, особенный, покаянный характер носит богослужение, звучит в первые дни поста исполненный боли о нечистом одеянии души канон св. Андрея Критского («горько читаю твой святой канон»)…

Да и мы все помним цель поста – очищение перед Страстной или, как говорят сербы, Страшной, седмицей.

Так откуда же взяться веселью? – спрашиваешь себя. Оглядываешься на уже пройденный, пусть совсем короткий, всего в неделю, путь. И потихоньку приходит понимание.

«Пост с молитвой душу отогреют», – поет иеромонах Роман (Матюшин). Это и есть ключ к ответу.

В дни поста отогреется, согреется душа, как согревается промерзшая за зиму земля

В дни поста отогреется, согреется душа, как согревается промерзшая за зиму земля.

Холод и тягучий мрак страстей и страстишек, которым мы с такой готовностью и легкостью уступаем и поблажаем в другое время, сейчас потихоньку начинает отступать. А там, откуда уходит мрак, появляется свет. Там, где исчезает снег, появляются первоцветы.

И проснутся, прорастут в сердце – сокрушение, но тихое, печаль, но растворенная радостью.

Ощущение пробуждения, возвращения, жизни – это и есть веселье, тихое и лучистое, согревающее и осветляющее веселье Великого поста, радость освобождения, оживления, обновления.

Любовь, молитва, чистота…

«…чистоты световидной и любви чистой, молитвы светозарной и всякой иной добродетели насытившеся богато».

Заметили, как тесно все соединено? Чистота– световидна, любовь – чиста, молитва – светозарна. В этом переплетении глубокий смысл.

Не может чистое сердце не быть «исполненным милости ко всему творению» (св. Исаак Сирин). Любовь, в свою очередь, не терпит скверны. А молитва непрочна без милости и чистоты. Все соединено, слито, как свет, тепло и солнечные лучи.

Хочешь чистоты? Послужи ближнему, как пишет прп. Анатолий Оптинский, и очистится душа. Желаешь научиться любви? Напитайся молитвой. Хочешь стяжать молитву? Очисти сердце.

Возделывать заповеди

«Господи, многомилостив буди нам в это божественное время, слезы проливать от сердца сподоби всегда ко отмовению скверн душевных и к прозябению святых заповедей».

Церковнославянский язык необыкновенно точен. «Прозябение» – это прорастание, процветание. Прозябает, укореняется росток. Автор стихиры создает объемный образ, раскрывает двойное значение покаянного плача.

Слезами покаяния омывается душа, и этими же слезами незаметно, мало-помалу, напаивается, умягчается почва сердца, и вот уже ростки заповедей могут в ней укорениться, пойти в рост, дать плод.

Если возделывать, терпеливо, постоянно, внимательно, будто нежную рассаду, добрые чувства, расположения, слова и мысли, если от души, как для Господа, делать самые, казалось бы, будничные дела, то не окажется ли плодом прочное и твердое укрепление в заповедях Христа?

Обещает же святитель Феофан, что даже самое скромное дело (вроде заштопанного чулка) при должном настроении будет иметь цену наравне с великими деяниями:

«…начнет покой приливать к вашему сердцу от уверенности, что всякую минуту вы работаете Господу…Так всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд – все можно обратить в средство ходить в воле Божией и, следовательно, поминутно двигаться вперед».

Вредных отдалимся помышлений

«Плодоносим деяния добродетельная постом Господу и вредных отдалимся помышлений, да божественную сладость получим».

Когда я впервые прочитала этот текст, то поразилась точности определения. Не «греховные» или «нечистые», а – именно вредные помышления! Вот так просто и четко.

Вредят, вредят душе – помыслы зависти и гнева, помыслы злопамятства и осуждения, помыслы тщеславия и высокомерия, помыслы равнодушия и немилосердия.

И не медлить надо, а мгновенно, едва распознав, сбрасывать, будто искру, с одежды души.

Волны мысли моей…

Не так страшны мне внешние бури, как внутренние. Не штормы грозят потопить мое суденышко, а мои собственные бурливые мысли

«Постную пучину тихо переплыть сподоби меня, Христе, утишая волны мысли моея, и в пристанища Воскресения приведи меня.

Лютаго греха буря мое помышление смущает, якоже Петра спаси мя Иисусе, поюща: вся дела благословите, пойте Господа».

Текст Триоди снова предлагает удивительный образ. Не так страшны мне внешние бури, как внутренние. Не штормы и бураны грозят потопить мое суденышко, а мои собственные бурливые мысли. Вот уж точно, вздыхаешь покаянно, сам себе человек наветует, сам себе вредит. Помоги, Господи, доплыть до твоего Воскресения.

Анастасия Андреева

29 марта 2024 г.

Смотри также
Преддверие Великого поста Преддверие Великого поста
Владимир Шишкин
Преддверие Великого поста Преддверие Великого поста
Владимир Шишкин
В молитве Ефрема Сирина нет перечисления грубых грехов. Почему? Дело в том, что по идее грубые грехи надо бы постараться отсечь еще на пути к посту, уже сейчас.
Простой совет, как прочувствовать неповторимость каждого дня Великого поста Простой совет, как прочувствовать неповторимость каждого дня Великого поста
Владимир Шишкин
Простой совет, как прочувствовать неповторимость каждого дня Великого поста Простой совет, как прочувствовать неповторимость каждого дня Великого поста
Владимир Шишкин
Каноны Постной Триоди уникальны. Это целая всеохватывающая программа поста.
«Покаяния отверзи ми двери» «Покаяния отверзи ми двери»
Комментарий к покаянным песнопениям Постной Триоди
«Покаяния отверзи ми двери» «Покаяния отверзи ми двери»
Комментарий к покаянным песнопениям Постной Триоди
Профессор Лариса Маршева, Денис Миронюк
Глубокий смысл тропарей помогает нам сосредоточиться на своем внутреннем состоянии, осознать всю мерзость греха и встать на путь исправления.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×