Символ веры вместе с детьми: домашние уроки

Материнские заметки

«Как горчичное зерно уже содержит в себе все ветви растения, так и в Символе веры содержится всё откровение Божие, которое находится и в Ветхом, и в Новом Завете», – писал святитель Кирилл Иерусалимский, автор одного из первых пространных толкований на Символ веры – «Поучений огласительных». Поэтому каждый человек, считающий себя православным христианином, должен понимать, о чем и зачем – каждый из 12 тезисов-членов православного Символа веры.

Чтобы помочь детям уяснять истинную веру, будем встраивать уроки о вере в жизнь всей своей семьи

Как именно его изучать? Святитель Феофан Затворник (Говоров) всего полтора столетия назад описал «самый простой способ к уяснению истинной веры»:

«Кто читать умеет, возьми православный катехизис, или православное исповедание веры, найди там объяснение каждого слова Символа веры и утверди его в мысли и памяти твоей. Стоит в Символе: верую – посмотри в катехизис, что оно значит, и затверди то. Стоит: во единаго Бога Отца – прочитай, чему учат слова сии, и запомни то. Стоит: Вседержителя, Творца – посмотри, какие истины содержатся здесь, и заучи их. Так, всякое слово Символа разъясни себе помощию катехизиса и в мысли своей удержи твердо сие объяснение. Потом, почасту перечитывая Символ веры, вместе с тем приводи себе на память и объяснение всех слов его: что забудешь, опять посмотри в катехизис и затверди. Так в короткое время ясно и определительно узнаешь все содержание святой веры нашей, и всякий раз, как будешь прочитывать Символ веры, в мысли твоей будет проходить вся картина Божественного Домостроительства нашего спасения и все сокровенные таинства премудрости Божией, явленные в сем, и будет оживлять и освежать внутреннюю храмину духа твоего, подобно тому, как в утреннюю прохладу освежается и очищается застоявшийся в комнатах воздух свежим воздухом. И чем больше будешь вникать в сие ведомое, тем больше будет оно уясняться, расширять твой умственный кругозор и сообщать твердость и непоколебимость духовному ведению твоему».

Это простейший план минимального самообразования, доступный любому мало-мальски грамотному человеку.

А если у нас есть семья, дети, то к нашему самообразованию просто подключаем заботу об образовании родных детей. Ведь, напомню, родители призваны учить своих детей вере, должны, как апостолы, проповедовать Евангелие тому малому народу, к которому они посланы Богом – своим детям (подробно писала о таком подходе в статье «Апостольский пост: миссия семьи»). Чтобы помочь детям уяснять истинную веру, будем встраивать подобные уроки в жизнь всей своей семьи, постараемся привлечь внимание детей разных возрастов к каждому члену Символа веры, постараемся сделать объяснения этих важнейших истин запоминающимися и наглядными.

Это не сильно сложнее, чем план святителя Феофана, но все же требует небольших организаторских усилий со стороны родителей. О том, как это всё можно организовать, как раз и поговорим.

Как изучать Символ веры всей семьей

Прежде всего напомню, что отсутствие нужных знаний у родителей – не повод отказаться от занятий с детьми. Ведь все мы, независимо от уровня образования и времени нахождения в Церкви, призваны и сами учиться вере, и учить вере своих детей. Просто если мы сами «не образованы», будем учиться параллельно со своими детьми, будем им объяснять – по дороге поймем основы учения сами. Между прочим, задача «учить своих детей вере» может стать тем самым пинком, который и правда заставит нас, не откладывая на абстрактное будущее, приступить к «уяснению» нашей родной веры, самим что-то искать, узнавать, читать.

Отсутствие нужных знаний у родителей – не повод отказаться от занятий с детьми

1. Выбираем время для занятий. Символ веры состоит из 12 членов, каждый член требует отдельного внимания, разговора. Так что однажды по вдохновению сесть и разом всё изучить – не получится. Положиться на настроение и свободное время – дело гиблое, потому что на настроении протянуть пару-тройку занятий – реально, а вот 12 и больше – нереально вовсе. Чтобы мы правда смогли всей семьей разбирать члены Символа веры, необходима установленная регулярность таких занятий. На этот момент обращает внимание отец шестерых детей, профессор-геолог, протоиерей Глеб Каледа в своей замечательной книге «Домашняя Церковь», когда говорит именно о домашних занятиях Законом Божиим:

«Систематизированность предполагает… последовательность ознакомления с предметом и регулярность занятий, для которых должен быть выбран определенный день недели. Без такой жесткой календарной фиксации домашние занятия будут постоянно откладываться и переноситься по множеству уважительных и мало уважительных причин».

По опыту, лучше устанавливать не конкретное время, а привязывать урок к какому-то неизменному семейному делу. Например, заниматься каждый день после ужина (это удобно летом, во время отпуска и детских каникул) или раз в неделю (это реалистичнее) – по субботам после обеда или по воскресеньям после возвращения из храма и завтрака, кому как удобно. Очень важно, чтобы было правда удобно, иначе просто ничего не выйдет. Если заниматься раз в неделю, то 12 занятий, по уроку на каждый член Символа веры, растянутся месяца на три. Отлично: три месяца мы будем все вместе снова и снова возвращаться к таким важным темам! В моей семье подобные уроки растягиваются порой и на полгода, и на год. Спешить некуда, это ведь просто – образ жизни, в который встроено знакомство с Законом Божиим.

2. Подбираем основные источники, на которые будем опираться для проведения уроков. Для родителей, которые не имеют богословского образования и педагогического опыта, источники – это удобный готовый план занятий, а заодно – понятное содержание каждого домашнего урока.

Элементарная база – учебник «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского, придуманный как раз, в частности, для семейного изучения предмета. Раздел «О вере христианской» этой книги – и есть подробное объяснение каждого члена Символа веры. Здесь с разных сторон рассказано о каждом слове Символа, о каждой идее, которая стоит за каждым словом и словосочетанием «Верую». Во время домашнего урока можно просто читать детям этот учебник, вот и всё. Среди плюсов – здесь есть интересные отсылки к научным и историческим данным, это может быть интересно подросткам.

А можно взять катехизис, как советовал святитель Феофан Затворник. В катехизисах объяснения каждого члена Символа веры короче, чем у Слободского, меньше подробностей, но зато – точнее с догматической точки зрения и в чем-то проще. Если пугают объемы, если хочется быстро пройти тему, катехизис – оптимальный вариант.

Можно опираться на катехизис святителя Филарета Московского – самая база, но для детей он может показаться излишне витиеватым, все же это язык XIX века.

А можно взять катехизис современного святителя – Николая Сербского, называемый «Вера святых». Его катехизис написан удивительно легко. Мне кажется, если выбирать лишь один источник толкования Символа веры – хорошо брать именно его. Просто, ясно, доступно святитель Николай объясняет самые трудные для понимания тезисы. Его объяснения будут вполне понятны и новоначальным взрослым, и подросткам, и детям.

Каждую из перечисленных книг хорошо держать в каждом православном доме, так что в любом случае стоит однажды купить бумажный вариант. Но вообще всё это в полном объеме находится в сети в свободном доступе.

Для семейных занятий стоит брать максимально простые источники: например, катехизис свт. Николая Сербского «Вера святых»

Конечно, на свете существует еще множество больших и серьезных толкований Символа веры, но мне кажется, что для семейных занятий стоит брать максимально простые источники. И занятие будет короче, и нам самим будет не так страшно.

3. Петь Символ веры. Символ веры входит в утреннее правило, но совсем не в каждой семье получается собираться всем вместе и на утреннюю, и на вечернюю молитву – чаще люди вместе молятся вечером, то есть Символ веры не поют. А те родители, которым по утрам удается молиться вместе с детьми, обычно сокращают то правило, которое рассчитано на участие детей, то есть в таком случае Символ веры могут и не петь, и не читать. Если у нас всё именно так, тогда хотя бы в период «домашнего изучения Символа веры» стоит специально ввести в общую молитву это исповедание веры, и лучше всего – именно петь, хором. Сначала – по молитвослову, потихоньку текст сам собой выучится наизусть. Если это кажется сложным, если не успеваем пропевать такое длинное песнопение в будние дни, можно петь хотя бы по выходным. Тут принцип – лучше хоть как-то, чем совсем никак. Если у нас вообще нет общесемейной молитвы – хорошо прямо сейчас, не откладывая, ввести ее в свою жизнь (зачем и как это можно сделать, я писала в статье «Домашняя молитва с детьми: инструкция по выживанию»).

Простейшая схема урока

Один член Символа веры – один урок. Безо всякой подготовки просто садимся вместе с детьми и читаем им – и самим себе – вслух катехизис («Вера святых» святого Николая Сербского). Это совсем немного текста: сначала озвучивается член Символа веры, а затем идет короткое объяснение.

Читаем за подход только про один член. Во-первых, это будет очень короткое чтение, на всё про всё не больше пяти минут (я засекала). Во-вторых, объяснение одного члена – это очень важная и емкая информация, пусть она поживет в голове, пусть душа ее переварит потихоньку. Если читать разом много, скопом – многое из всего этого невероятно важного просто пропадет.

Вот такое простейшее занятие – просто чтение катехизиса вслух – и есть «знакомство с основами веры». Это лучше, чем ничего. Жалкие пять минут в неделю на чтение катехизиса могут выкроить даже самые занятые родители и загруженные дети.

Если есть желание немного расширить этот простейший подход, если хочется, чтобы дети были чуть внимательнее и больше запомнили – можно добавить следующее.

  • Не просто прочитывать катехизис, но сначала задавать детям те вопросы, которые предлагает сам святитель Николай Сербский. Так, вопрос катехизиса: «Почему мы называем Бога Отцом?». Озвучиваем вопрос, адресуем его детям. Пусть ответят, что думают, а потом мы зачитаем ответ на этот вопрос из книги. Так дети будут слушать активнее, будут вникать. Если детей несколько, тогда простые вопросы катехизиса адресуем малышам, посложнее, «философские» – старшим детям. При этом напомню: в этой ситуации неуместно восхвалять «правильный» ответ и тем более корить за «неправильный». Это формат «рассуждаем вместе», а не «вычисляем, кто тут самый умный и кто освоил православную риторику».
  • Можно взять в качестве «основного пособия», помимо «Веры святых», еще мою книжку «Верую! Наглядное объяснение Символа веры». В таком случае может быть два варианта.

Первый вариант: папа читает катехизис Николая Сербского, а ребенок держит в руках книжку «Верую», разглядывает картинки, которые оказываются иллюстрациями ко всем основным темам этого катехизиса.

Второй вариант: сначала папа читает катехизис, а потом вместе с ребенком смотрит книжку, получается – повторение и закрепление пройденного, а также – дополнительные ракурсы, которых не было в катехизисе. Но, безусловно, без моей книжки запросто можно обойтись.

Более сложная схема урока

Совсем не обязательно и даже не желательно, а просто возможно устроить чуть более сложные домашние уроки по изучению Символа веры. Основой всё равно будет описанная выше «простейшая схема», просто добавляем к ней больше наглядности, больше вариантов привлечения внимания детей, выходим на разные другие интересные смежные темы.

Здесь, скорее всего, будет уже по два урока на один член Символа веры, а также надо будет добавить время на подготовку к занятиям. Впрочем, тут уж как пойдет, я предлагаю всего лишь набор ориентиров и не более того.

I этап. Подготовка.

Опираемся именно на свой собственный интерес: идем не от задачи «научить детей», но от задачи «вместе научиться»

Сначала сами просмотрим выбранный «основной источник» (катехизис, Закон Божий Слободского или книжку «Верую! Наглядное объяснение Символа веры»). Если какая-то тема нас особенно заинтересует – поищем еще информацию об этом в книгах и в интернете. Опираемся именно на свой собственный интерес: идем не от задачи «научить детей», но от задачи «вместе научиться». Ведь если что-то правда интересно мне – я смогу интересно рассказать об этом своим детям. Например: в катехизисе только названия девяти ангельских чинов. Интересно, что стоит за каждым названием? Узнаем сами, подготовим картинки и расскажем во время нашего домашнего урока обо всем этом своим родным детям.

Также сейчас, до урока, можно предложить детям подготовить что-то вроде наглядного пособия. Берем бумагу для черчения формата А4, карандаши, фломастеры. На этой бумаге предлагаем детям написать текст одного члена Символа веры (списать из молитвослова) и украсить, проиллюстрировать так, как дети сами захотят. Такое написание текста, во-первых, само по себе спровоцирует внимание к словам Символа веры. Во-вторых, хоть немножко подумать, как украсить этот плакатик, – значит подумать над содержанием текста. В-третьих, когда мы начнем наш домашний урок, мы повесим на стену (или на доску, или на холодильник) этот плакатик, по нему будем читать в начале урока текст исповедания веры, ведь будем разбирать почти каждое слово – будем держать эти слова перед глазами. В-четвертых, можно все 12 плакатиков с членами Символа веры повесить в ряд на стене, это будет напоминанием и повторением пройденного.

Можно писать текст не современными русскими буквами, а по-церковнославянски – тогда это написание будет еще и освоением церковнославянского языка. Очень уместное действо, если дети уже знают Символ веры, давно поют-подпевают его – теперь знакомые слова в новом витиеватом очертании легко прочитаются. Можно при этом написать текст аккуратно, красиво, каллиграфически: это будет заодно настоящим занятием по каллиграфии. Первую букву-буквицу ребенок пусть украсит – образцы вариантов оформления буквиц можно легко найти по запросу в сети.

А можно предложить детям написать текст параллельно на двух языках: например, на греческом и славянском – так, чтобы каждое слово было расположено напротив своего перевода. То есть на одной строке на славянском пишем: «Верую во Единаго Бога». В параллельном столбце ровно напротив этой строки – слова на греческом: «Πιστεύω εἰς ἕνα Θεὸν». Так дети 8–10–12–15 лет нечаянно и запросто получают элементарные представления о языке православного богословия, заодно буквально руками воспринимают и запоминают важность соотнесения русских переводов с греческими первоисточниками. Если мы худо-бедно способны ориентироваться в греческом – будем обращать внимание детей на некоторые переводы важнейших понятий, употребленных в Символе веры. Но если не хочется так мудрить – так и не надо.

Если у нас детей несколько, можно предложить им писать каждому по одному члену (или по два, или по три – в зависимости от того, сколько именно у нас детей). Так они нарисуют все плакаты разом, потом мы будем доставать эти пособия к каждому очередному занятию.

Если наши плакатики получились не очень страшными, их можно использовать как элемент оформления интерьера. Когда моя семья жила в убитой двушке и у нас было пятеро детей (можете себе представить, как выглядит квартира, в которой битком набиты маленькие дети, домашний спортивный комплекс и несколько тысяч экземпляров книг), я прикрепляла такие плакатики к стене в коридоре, прямо скотчем – стены были изрисованы и побиты, было не жалко их портить. А когда мы построили свой дом, я сразу запланировала использовать для таких наглядных пособий лестничный проем – вдоль лестницы у нас теперь 12 рамок: шесть – на одной стене, шесть – на другой. Ровно для 12 членов Символа веры. Содержимое рамок легко можно менять, вставлять туда что захотим на любые темы.

II этап. Урок-объяснение.

Всё то же самое, что было описано в «простейшей схеме». То есть читаем вместе выбранный источник. Можно добавить также обсуждение – если оно само сложится, если сами захотим и если дети будут включаться. При этом будем ориентироваться на наши плакатики: если писали на разных языках – попросим детей прочитать текст изучаемого члена на этих языках, если дети не могут – прочитаем сами, если и сами не можем – включим запись из интернета, таких записей полно на самых разных языках, в том числе на греческом.

Обсуждение конкретного члена Символа веры можно дополнить разглядыванием тематических картинок

Обсуждение конкретного члена Символа веры можно дополнить разглядыванием тематических картинок. Это просто: например, проходим третий член Символа веры – о том, как Бог воплотился от Девы Марии. Посмотрим иконы Благовещения (в поисковике запрос – «иконы Благовещения»). Хорошо после икон посмотреть и картины на эту же тему (поиск в сети нам снова в помощь) – так мы закрепляем пройденное знакомством с шедеврами русского и мирового изобразительного искусства.

Каждый член Символа веры построен на текстах Священного Писания (ссылки есть и в катехизисах, и в книжке «Верую! Наглядное объяснение Символа Веры») – при желании можно прямо во время нашего домашнего урока открыть какие-то из этих текстов, зачитать в подтверждение того или иного тезиса.

Если всё это вставить в один урок – будет долго, дети устанут, особенно если они маленькие. Так что смотрим по ситуации, если дети явно не включаются или быстро выключились – сворачиваем объяснения, сказали главное – и хватит. Но бывает, дети сами просят, спрашивают, спорят – тогда по возможности, наоборот, продолжаем разговор, если нет подготовленных материалов – ищем ответы на детские запросы прямо сейчас, вместе с детьми.

III этап. Повторение и закрепление.

Урок-повторение должен быть устроен на следующий день после предыдущего или через несколько дней после него, но не в тот же самый день. Так, если первый был в среду – пусть этот будет в субботу. Если занимаемся раз в неделю – то этот урок через неделю после первого. Повторение имеет смысл потому, что оно «мать учения». Также на первом уроке мы узнаем информацию, на второй – даем какие-то новые отсылки к теме.

На уроке-повторении повторяем, собственно, текст пройденного в прошлый раз члена Символа веры. Просто прочитаем сами или попросим прочитать ребенка. Теперь за каждым словом и словосочетанием будут вставать смыслы, усвоенные на прошлом уроке. Будем надеяться, что хоть какие-то смыслы были усвоены…

Также на уроке-повторении можно подключить второй источник. Например, если в прошлый раз был текст катехизиса, сейчас – книжка «Верую! Наглядное объяснение Символа веры». Что есть под рукой и что кажется интереснее, что именно выберем – не принципиально.

Если на основном уроке обращались к иконам и живописи, сейчас можно обратиться к музыке: каждую тему можно проиллюстрировать молитвенным песнопением или «просто» песней. Так теоретические рассуждения о вере переходят в практику – молитву; догматы преломляются в поэзии православной гимнографии. А заодно мы интегрируем в уроки Закона Божия знакомство с русской и мировой культурой.

Вот лишь некоторые идеи такого «музыкального» завершения уроков по каждому из 12 членов Символа веры.

I. После знакомства с первым членом – слушаем 102-й псалом «Благослови, душе моя, Господа». Только что говорили о Боге как о Творце мира – и вот, прославляем Создателя мира, Заботливого Промысленника о вселенной и о каждом из нас. Узнали, каковы основные свойства Бога, – и теперь иначе – об этом же. Ведь царь Давид говорит в 102-м псалме, что Господь щедр, и милостив, и долготерпелив, и очищает наши беззакония, исцеляет недуги, избавляет от смерти, исполняет во благих желания наши… Услышим призыв царя-пророка – помнить заповеди и благодеяния Божии и всегда благословлять Господа.

Вот запись этого псалма в исполнении хора Московского Сретенского монастыря:

II. Поговорили про второй член, про Единородного Сына Божия, про то, что значит имя «Иисус», что значит «Христос», и теперь перейдем от информации – к жизни. Расскажем (или напомним) детям об Иисусовой молитве – о простом и коротком призывании Имени Иисуса Христа. Напомним детям о том, что эту молитву хорошо повторять, если где-то и когда-то, неважно где и когда, вспомнишь о Боге. Когда сидишь в автобусе, когда бежишь в школу, когда скучаешь в очереди на кассу, когда с тревогой ждешь раздачи экзаменационных материалов на ЕГЭ – просить Света от Света, Бога истинна от Бога истинна: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!».

III. Рассказали детям о третьем члене Символа веры, о том, как Сын Божий воплотился от Духа Свята и Марии Девы, – значит, говорили о Благовещении и вообще о Матери Божией. Закрепляем рассказ обращением к молитве, конечно, хорошо известной детям: «Богородице Дево, радуйся». Здесь – слова из евангельского приветствия ангела и прославление Царицы Небесной.

Вот удивительное исполнение этой молитвы: так поют в четвертом уделе Богородицы, в Дивееве. Когда я была девочкой, то немножко жила в одном дивеевском скиту, и каждый день мы вдвоем со скитоначальницей обходили территорию с иконой «Умиление», фонариком и пением «Богородице» на этот распев.

Дети должны впитать: человек, не знакомый с основами веры, – это необразованный человек, даже если он объявляет себя атеистом

Также можно послушать эту молитву на музыку Чайковского или Рахманинова. Это важный момент – чтобы дети воспринимали вероучение, в частности, как ключ к пониманию русской и мировой культуры. Чтобы с детства и навсегда было впитано: человек, не знакомый с основами веры, – это необразованный человек, даже если он объявляет себя каким-нибудь атеистом.

Показать, что и сегодня композиторы продолжают вдохновляться церковной гимнографией, можно, обратившись к музыке современных сочинителей. Так, хорошо вместе с детьми послушать исполнение «Богородице, Дево, радуйся» на музыку руководителя хора, церковного регента, дирижера, композитора Алексея Лытасова:

А можно еще усилить эффект знакомства с основами искусства: если дети хорошо знакомы с русской православной молитвой Богородице и, конечно, с евангельскими сюжетами, можно разобрать также Ave Maria на латыни (хотя бы начало – это просто), послушать этот гимн на музыку Шуберта в исполнении, скажем, Лучано Паваротти. Вот так запросто семейные занятия способны знакомить детей не только с основами учения нашей святой Церкви, но также восполнять и другие пробелы школьного образования, предлагать детям элементарное знакомство с основами русской и мировой культуры.

IV. Четвертый член Символа веры – вновь о Втором Лице Святой Троицы, о распятии, страдании и погребении Христа. Поговорили с детьми на эту непростую тему – теперь можно вместе послушать короткий гимн «Единородный Сыне», написанный, по преданию, императором Юстинианом. Это как раз повторение основных истин Символа веры о Сыне Божием. Это уже не только исповедание нашей веры, но обращение к Тому, в Кого мы верим:

«Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!».

Мне кажется, поначалу лучше всего прослушать в самом простом исполнении, просто на 3-й глас – так, как это дети услышат в большинстве храмов на литургии.

V. Пятый член – о воскресении Иисуса Христа на третий день, так, как об этом возвестили пророки в Священном Писании. Теперь вспомним о том, что Крестом пришла радость всему миру, ведь смертью Своей Спаситель разрушил смерть – послушаем песнопение «Воскресение Христово видевше». Эту торжественную молитву поют в храме на всенощном бдении после чтения Евангелия, а на пасхальных часах повторяют целых три раза подряд. Наверняка наши дети хотя бы слышали слова этого пасхального песнопения – сейчас как раз провод вникнуть в слова, послушать в самом разном исполнении, какое больше по сердцу. Например, в больших храмах его нередко поют на музыку Павла Чеснокова.

VI. Говорили с детьми про шестой член Символа веры – значит, говорили о вознесении Спасителя, о том, что Он с нами во вся дни до скончания века. Говорили о том, где же сейчас находится Бог, и, конечно, что значит «седяща одесную Отца». После изучения этого члена можно включить запись одного из древнейших церковных гимнов – песнопение «Тебе Бога хвалим», текст которого составил в конце IV столетия святитель Амвросий Медиоланский. Здесь обращение ко всем Лицам Святой Троицы, но в частности – к Сыну Божию: «Ты одесную Бога седиши во славе Отчей».

Этот гимн поют на третий тропарный глас, но мне ближе исполнение этой благодарственной молитвы на музыку Дмитрия Бортнянского, например, в исполнении хора Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля):

VII. Завершили изучение членов Символа веры, утвержденных на I Вселенском Соборе, поговорили о Втором Пришествии Спасителя на землю – снова обратимся к псалмам царя Давида, а именно – прочитаем и послушаем 33-й псалом, тот самый, который поют в конце каждой литургии. Ведь мы только что говорили с детьми о Последнем, Страшном Суде, о необходимости стараться жить по заповедям Божиим. И вот – напоминание об этом из глубины веков: будем обращаться к Господу во всякое время, будем искать Его – и Он услышит, и от всех скорбей избавит, в том числе, конечно, и от ада: только бы нам уклоняться от зла и творить благо, иметь сердце сокрушенное и дух смиренный, уповать на Спасителя – и Он избавит наши души от вечной смерти, введет нас в Свое Царство.

Мне кажется, лучше слушать самый обычный распев, например, снова в исполнении хора Сретенского монастыря:

В некоторых храмах есть чудесный обычай петь этот псалом всем храмом. Хорошо, чтобы и мы, и наши дети приучились к такому общему пению, общему делу.

Разговор о Третьем Лице Троицы – повод начать и правда призывать Утешителя Духа Истины на каждый свой день

VIII. Познакомили детей с восьмым членом Символа веры – значит, говорили о Святом Духе. Конечно, на поверхности лежит идея с пониманием и вниманием прослушать стихиру «Царю Небесный». Это одна из первых молитв, которые должен знать любой христианин, при этом для детей из церковных семей – скорее всего, слишком привычная, такая, которую произносят на автомате слитно-невразумительно. Так что разговор о Третьем Лице Троицы – повод обратиться к смыслу призывания Царя Небесного и, конечно, начать и правда призывать Утешителя Духа Истины на каждый свой день, на каждое дело.

IX. Девятый член Символа веры – о Церкви. Прекрасный повод после разговора о семье Божией послушать песнопение на стихи святителя Николая Сербского «Вера вечна, вера славна, наша вера православна». Можно и в русском переводе, но вообще и на сербском вполне понятно. В сети есть множество замечательных вариантов исполнения этой песни – поют девушки и мужчины, дети и взрослые, монахи и миряне, соло и хором. Интересны исполнения Дивны Любоевич, хора Минского Елисаветинского монастыря, арт-группы «Ларго». Мне самой ближе всего исполнение группой «Ихтис»:

X. На уроке по десятому члену Символа веры мы говорили с детьми о церковных таинствах, но в первую очередь – о едином крещении во оставление грехов. Закрепить пройденное на этот раз можно прослушиванием песнопения «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» – написанное в точности по словам апостола Павла его послания к Галатам, с присовокуплением древнего воззвания «хвалите Бога» – Аллилуиа. Эту молитву поют во время крещения человека – скажем детям о том, что ее пели и во время их крещения. Напомним, что эти слова апостола – о верности Господу, о том, что вся наша жизнь посвящена, должна быть посвящена – Богу. А еще обратим внимание, что это песнопение мы услышим на литургии в начале службы, его поют вместо «Святый Боже» на Пасху, Троицу, Рождество, Крещение Господне, в Лазареву и Великую Субботу, потому что в древности был обычай крестить людей в эти дни прямо во время литургии.

XI. После разговора о том или ином члене Символа веры мы обращаемся в первую очередь, конечно, к православным церковным песнопениям – и потому, что они так или иначе являются воплощением в жизнь, в молитву тех самых основ вероучения, а еще – таким образом мы всесторонне приобщаем детей к православной культуре. Но, безусловно, в качестве закрепления и завершения уроков Закона Божия можно использовать и косвенные отсылки к любым темам, которые мы затрагивали в разговоре о вероучении – в частности, это может быть обращение к фольклору. Например, после одиннадцатого члена можно послушать старинный духовный стих «Как ходил грешный человече»: или в исполнении ансамбля древнерусской музыки «Сирин», или в исполнении гусляра Егора Стрельникова, или в исполнении этнографа, собирателя русского фольклора Сергея Старостина. Так мы помогаем детям узнавать и любить настоящее, не советско-сценическое, а подлинное русское народное творчество:

XII. Завершаем этот длинный многонедельный урок прослушиванием Символа веры целиком. Необычные варианты исполнения этого песнопения в очередной раз привлекут внимание и к словам, и к темам исповедания веры.

Для начала можно включить «Верую» на музыку Петра Чайковского. Если дети вдруг не знакомы с этим великим композитором – чтобы познакомились. Если знакомы – показываем, что Чайковский – это не только «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Послушать эту запись – значит, во-первых, просто еще раз вслушаться в каждое слово Никео-Цареградского Символа веры, во-вторых – значит подарить себе и детям несколько минут знакомства с драгоценным наследием русской музыкальной культуры. Вот запись в исполнении хора под управлением Валерия Полянского:

Можно послушать также «Верую» на музыку композитора и регента церковных хоров Александра Архангельского. Особенностей здесь много: и то, что основную партию исполняет солист, хор выступает только фоном; и нетипичная экспрессия: например, когда в Символе веры речь идет о Распятии – музыка трагическая, когда в следующем члене утверждается уверенность в Воскресении – песнопение становится ликующе-торжественным; и еще особенное – то, что до нас дошла запись этого произведения 30-х годов XX века в исполнении одного из величайших певцов XX века – Федора Шаляпина в сопровождении хора под управлением Николая Афонского.

Еще один вариант музыкального переложения «Верую», с которым стоит познакомиться, – это исповедание православной веры на музыку Сергея Рахманинова (соч. 31 № 10). Другой подход, другая музыка, другое восприятие. Хор Полянского:

Если прослушаем разные варианты – научимся воспринимать разную музыку. Что-то может прийтись по сердцу, а что-то окажется совсем чуждым – и это, безусловно, нормально: обсудить, выразить, почему что-то нравится, а что-то нет – уже бесценно.

Но, главное, такое прослушивание выполняет банальную роль повторения текста Символа веры.

***

Вот так потихоньку можно вместе с детьми уяснить для себя, какую же веру мы исповедуем, что утверждаем вместе со всей Церковью, когда произносим Никео-Цареградский Символ веры. Вот так, немудреными домашними уроками, всякий желающий может освятить свой досуг, свое общение с детьми.

Конечно, описанные здесь подходы – только начало. Продолжить и углубить эти уроки можно и важно – в самые разные стороны. А еще, если однажды вот так просто изучили Символ веры по катехизису, в следующий раз, на следующем уровне, хорошо почитать что-то более серьезное, например – «Толкование на божественный и священный Символ православной и непорочной нашей веры христианской» святителя Симеона Солунского, «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина.

Главное, конечно, не только читать и изучать, но исповедовать эту веру, возлюбив друг друга едиными усты и единым сердцем

А главное, конечно, не только читать и изучать, но исповедовать эту веру, возлюбив друг друга едиными усты и единым сердцем. И заявив открыто о своей вере – жить в соответствии с этим исповеданием всей семьей. Предавать самих себя, друг друга и всю жизнь свою Сыну Божию, ради каждого из нас сшедшему с небес, распятому и в третий день воскресшему, и вместе со всеми нашими детьми и с Единой Святой Соборной Апостольской Церковью надеяться и ждать жизни будущаго века в Царстве Христовом.

Анна Сапрыкина

18 сентября 2024 г.

Приобрести книгу «Верую! Наглядное объяснение Символа веры» можно на сайте издательства Крымской митрополии «Вольный Странник».

Смотри также
Наглядное объяснение Символа веры для детей и взрослых Наглядное объяснение Символа веры для детей и взрослых
Анна Сапрыкина
Наглядное объяснение Символа веры для детей и взрослых Наглядное объяснение Символа веры для детей и взрослых
Анна Сапрыкина
В этом пособии я попыталась соединить простоту, подробность и доступность катехизисов с традиционной иконописной наглядностью.
Символ веры и «конец света» Символ веры и «конец света»
Андрей Горбачев
Символ веры и «конец света» Символ веры и «конец света»
Андрей Горбачев
Члены Символа веры соотносятся с темами богословских споров, проходивших в ту или иную эпоху истории Церкви. И, следовательно, перед концом мира распространятся ереси и учения, отрицающие «воскресение мертвых и жизнь будущаго века».
Лекция 1. Вера в единого Бога Отца Лекция 1. Вера в единого Бога Отца
Протоиерей Вадим Леонов
Лекция 1. Вера в единого Бога Отца Лекция 1. Вера в единого Бога Отца
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Что такое вера? Как она соотносится со знанием? Откуда мы знаем о Боге, и зачем верить в Него? Что такое Символ веры? Почему Бог един? Почему Он называется Творцом?..
Комментарии
Татьяна20 сентября 2024, 13:17
Спасибо, Анна, за статью и з Вашу книг "Верую!". Я старалась изучать с детьми Символ веры по книге "Закон Божий" протоиерея Серафима Слободского. А когда вышла книга "Верую!", сразу её приобрела. В книге "Верую!", так же как и в книге Серафима Слободского, разъясняется каждое слово Символа веры, а ещё много красивых картинок и наглядной информации, которые заинтересовывают ребенка, помогают понять и запомнить Символ веры. В этой статье нашла ещё много полезных советов по изучению Символа веры. И ещё поняла, что не надо торопиться, изучать сразу большой объем. Лучше по чуть-чуть, но постоянно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×