Православный календарьПравославный календарь
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

Незаслуженная честь

Источник: Радонеж

Юрий Самодуров на открытии выставки "Осторожно, религия!"
Юрий Самодуров на открытии выставки "Осторожно, религия!"
Как сообщается, в ходе процесса по выставке «Запретное искусство-2006», прокурор потребовал приговорить к трем годам колонии бывшего директора Музея имени Андрея Сахарова Юрия Самодурова и бывшего завотдела новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева, обвиняемых в «оскорблении чувств верующих, возбуждении ненависти и вражды, а также в унижении человеческого достоинства».

Защита требует оправдания подсудимых; сами подсудимые уверяют, что представленные на выставке «произведения» не имели инкриминируемых им целей. Это крайне неудачная линия защиты — ни «художники» ни организаторы не могли не знать, что они выставляют, и даже если предположить, что все они сплошь марсиане, не имеющие представления о земной культуре, реакция на их «произведения» должна была стать для них очевидной очень скоро. Несомненно, выставка была вполне намеренным плевком и вполне обдуманной провокацией. Но имея дело с провокацией, надо понять, на что нас провоцируют — и не делать этого. Конечно, не в нашей власти повлиять на решение суда; но важно понять, какое решение было бы наиболее разумным — и нам стоит отметить, что реальный срок разумным решением не выглядит.

Почему он кажется столь неподходящей мерой? Помнится, как-то в детстве я прочитал, что в средние века в некотором царстве, в некотором государстве фальшивомонетчиков варили в кипящем масле. Явно чрезмерная жестокость этой кары вызывала отвращение и сочувствие к бедным делателям фальшивой монеты, которым, беднягам, приходилось терпеть такую лютость. Более того, она вызывала мысль, что запрет на делание фальшивых денег есть вообще средневековая дикость, и всякий, кто думает, что фальшивомонетничество есть вообще-то, дело непохвальное, должен стыдиться своего мракобесия. А всякий, кто полагает, что самодеятельное рисование денег должно еще и преследоваться государством — и вовсе изверг, которому бы только людей в масле варить.

В самом деле, если мы хотим оправдать в общем мнении какой-то проступок, лучшее, что можно сделать — это возложить на него наказание, которое будет выглядеть несообразно жестоким. Так уж устроена человеческая психика, что люди принимают ту или другую сторону в конфликте, не входя в детали, и чрезмерная суровость, которая вызовет неодобрение, тут же создаст впечатление, что дело, за которое пострадал человек – правое. Подлинное страдание придает оттенок серьезности и даже благородства даже самому пустому делу; бессмысленный фигляр, претерпевший подлинное, нефиглярское страдание, приобретает в глазах окружающих статус страдальца за идею. Самодуров такого статуса не заслуживает, и не стоит ему такой статус обеспечивать.

Денежный штраф в этом случае явился бы мерой вполне достаточной – он, с одной стороны, показал бы, что общество и государство с неодобрением относится к подобным выходкам, с другой – снизил бы коммерческую привлекательность подобных проектов. Более того, чем более символическим является наказание, тем более убедительным — нравственное послание: общество порицает такое поведение.

Хулиганскому глумлению, которое присваивает себе имя «искусства» необходимо противостоять; однако и в этом противостоянии необходима рассудительность. Явление, с которым мы имеем дело, провоцирует скандал и живет скандалом. Это явление вызывает определенную лингвистическую проблему — слово «искусство» означает умение обращаться с карандашом, кистью, резцом и другими инструментами, и создавать эстетически прекрасные объекты. Это слово в котором сочетается два значения — технического мастерства и эстетической одаренности. «Художники» которые выставлялись в центре Сахарова, ни карандашом, ни кистью не владели (или, если владели, предпочитали это тщательно скрывать) а создаваемые ими объекты даже самый благожелательный зритель не сможет назвать «эстетически прекрасными». Их деятельность не имеет никакого отношения к тому, что традиционно называется «искусством», и для ее обозначения следовало бы употреблять какой-то другой термин. Эта деятельность сознательно направлена на возбуждение скандала; скандал является не побочным эффектом, а главной целью. И этому стремлению к скандалу не следует помогать.

Реальный тюремный срок, разумеется, не в интересах лично Самодурова и Ерофеева, но он определенно в интересах всего движения — в этом случае у «художников» появятся свои культовые фигуры, ради которых можно устраивать разного рода «инсталляции» и «перформансы» под лозунгами «свободу Самодурову и Ерофееву», и проводить шумные кампании с хватанием за грудки и призыванием в свидетели прохожих, студенческой молодежи, евросуда, лиги сексуальных реформ и других международных организаций.

Полемика с «художествами» окажется крайне затруднена, поскольку порицать людей, уже претерпевающих тюремное заключение, будет тяжело — страдание, как уже было сказано, облагораживает и самое неблагородное. Есть народная мудрость относительно некоторых объектов, с которыми следует обращаться осторожно во избежание жестокой вони — и эту мудрость было бы уместно вспомнить.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

22 июня 2010 г.

Рейтинг: 5.7 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×