Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

«Заступнице усердная»

Комментарий к тропарю праздника Казанской иконы Божией Матери

4 ноября (22 октября ст.ст.) Церковь чествует Казанскую икону Божией Матери. Этот образ является одной из самых почитаемых русских святынь, связанных с важнейшими событиями истории Российского государства. Списки иконы получили широкое распространение, и многие из них прославились как чудотворные.

Установление празднования Казанской иконы Божией Матери началось в Казани, и совершалось оно 8 (21) июля – в день ее обретения. 22 октября 1612 года при сражении русских войск с поляками в Москве список с этой иконы находился у князя Дмитрия Пожарского. Молитвами и заступничеством Владычицы, явлением Ее чудотворной Казанской иконы государство Российское было освобождено от поляков. Царь Михаил Федорович в память об этом событии установил празднование в Москве. В 1649 году царь Алексей Михайлович в память о рождении наследника в день празднования Казанской иконы Богородицы повелел праздновать 22 октября (4 ноября) по всей России[1].

Каждому церковному празднику посвящаются богослужебные тексты. Среди них особое место занимают тропари, которые являют собой словесную икону празднуемого Церковью события. Читателям портала «Православие.ru» предлагаем богословско-филологический комментарий основного песнопения праздника.

Спустя 15 лет явления чудотворной иконы, в 1594 году митрополит Казанский Ермоген – будущий Патриарх Московский и всея Руси, который был очевидцем и участником обретения образа, – написал «Повесть о явлении Казанской иконы»[2]. Данный труд был использован при составлении тропаря, который выглядит следующим образом:

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред Пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим»[3].

Переводчики богослужения на русский язык не обошли стороной известное верующим песнопение. Так, протоиерей Владимир Успенский в начале XX века делает такой перевод тропаря:

«Усердная защитница, Матерь Господа Вышняго! Ты о всех молишься Сыну Своему, Христу Богу нашему, и содействуешь спасению всех прибегающих под Твою могущественную защиту. О Госпожа Царица и Владычица! Защити и нас всех, обремененных многими грехами, находящихся в искушениях, в скорбях и болезнях, нас, (ныне) предстоящих и молящихся Тебе со слезами, с умиленным духом и сокрушенным сердцем, пред Твоим пречистым образом и имеющих на Тебя непостыдную надежду – (на) избавление от всех зол; даруй всем полезное (для души) и спаси всех, Богородица Дева; ибо Ты – Божественный покров (защита) для Своих рабов»[4].

Фото: храм-ирины.рф Фото: храм-ирины.рф

Усердная Заступница

Тропарь начинается величественным воззванием святителя Ермогена, которое в дальнейшем стало использоваться в последующих Богородичных молитвах[5]. Заступница значит защитница, покровительница[6]. Таковой и была Пресвятая Богородица в дни Смуты, когда царская династия на Руси практически пресеклась и в стране начались беспорядки. Опасаясь навсегда остаться под властью поляков, русский народ встал на защиту своего Отечества и возложил упование на Небесную Заступницу. К Ней он обратился с молитвой о помощи в борьбе против врага и получил просимое. Впоследствии образ Казанской иконы становится знамением любви русского народа к Божией Матери.

Наше исповедание

Фраза: «за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего» – напоминает нам о правильном исповедании Пресвятой Богородицы. Мы веруем и исповедуем: Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа, Сына Божия. Архимандрит Киприан (Керн) так поясняет наше исповедание:

Богородица «вышла из этой мирской, грешной, человеческой среды, Она одновременно Божия Матерь и человек, что так сродняет нас с Ней, приближает Ее к нам, делает нашей близкой Ходатаицей, Заступницей, нам родной, нас понимающей и к нам снисходящей»[7].

В последние минуты земной жизни Иисус Христос, обращаясь к Своей Пречистой Матери и указывая на возлюбленного ученика, говорит: «Жено! се, сын Твой» (Ин. 19: 26). Этими словами Господь усыновляет Матери Божией все человечество.

Содействие нашему спасению

«И всем твориши спастися» – здесь стоит отметить, что совершает спасение Бог. Только Он может удалить грех и освободить нас от наказания за него (см.: 2 Тим. 1: 9; Тит. 3: 5). Но Пресвятая Богородица Своей помощью и заступничеством, как правильно отмечает в переводе тропаря протоиерей Владимир Успенский, «содействует спасению всех прибегающих под Ее могущественную защиту».

Умиленная душа и сокрушенное сердце

Именно сокрушение о грехах и способствует оживлению души

Умиленной душой, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), является оживленная душа в отношении к Богу и вечности[8]. Сокрушенное сердце – «сердце скорбное, печальное, испытывающее или выражающее сокрушение»[9] о своих многочисленных грехах. Казалось бы, оживленная душа и сокрушение противоречат друг другу, однако именно сокрушение о грехах и способствует оживлению души.

Согласно святоотеческому учению, благодаря сокрушению сердца и слезам человек начинает любить Бога всем сердцем и видит себя первым грешником. Такой человек вместе с апостолом Павлом может говорить: «Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1: 15).

Невозвратная надежда

Протоиерей Владимир Успенский слово невозвратная переводит как непостыдная, то есть не имеющая повода стыдиться[10]. Псалмопевец провозглашает: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145: 3). Такого нельзя сказать о Пресвятой Богородице, Которая, по словам другого Богородичного песнопения, есть «помощница обидимых, ненадеющихся надежда, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение»[11].

Божественный покров рабам Своим

Обращение к Божией Матери должно нас менять и преображать, чтобы мы были достойными Ее помощи и покровительства

Тема покровительства Божией Матери наполняет Богородичные службы – как скорбные, так и радостные. При этом важно понимать: обращение к Божией Матери должно нас менять и преображать, в молитве к Ней нам стоит сокрушаться о грехах и благоговеть перед Ней, чтобы быть достойными Ее помощи и покровительства.

В одной из проповедей святитель Иннокентий Херсонский, говоря о судьбе Византийской империи, произнес: «Когда Матерь Божия увидела, что покровительство Ее не делает лучше покровительствуемых, что для них нужна не милость, а наказание вразумляющее, то отняла Покров Свой»[12].

Преображение нашей жизни по евангельским заповедям – необходимый плод молитвы к Богородице. Мы своей жизнью должны свидетельствовать перед миром: Пресвятая Дева – наша усердная Заступница и Владычица.

Профессор Лариса Маршева, Антон Осипов

4 ноября 2020 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 707 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Чугреева Н.Н. Казанская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2012. С. 197–247.

[2] Библиотека литературы Древней Руси. Т. 14: Конец XV – начало XVII века. СПб., 2006. С. 24–53.

[3] Празднование Пресвятей Богородице ради Казанския иконы Ея // Минея. Октябрь. М., 2002. С. 549.

[4] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 217.

[5] Акафист Божией Матери в честь Ее иконы Казанской. М., 2006. С. 3.

[6] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 309.

[7] Киприан (Керн), архимандрит. Взгляните на лилии полевые. Киев, 1991. С. 17.

[8] Терещенко Т.Н. Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2008. С. 223.

[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 26. М., 2002. С. 123.

[10] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. М., 1987. С. 234.

[11] Молитвы к 200 чудотворным иконам Божией Матери. Н. Новгород, 2010. С. 92.

[12] Иннокентий (Борисов), святитель. Сочинения. Т. 2. СПб., 1908. С.64.

Смотри также
В спасении от неотвратимой гибели В спасении от неотвратимой гибели
Инокиня Наталья (Каверзнева)
В спасении от неотвратимой гибели В спасении от неотвратимой гибели
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Со времен Батыева нашествия не бывало подобного разорения Русской земле. «Всеконечная погибель» – вот что чувствовал народ.
В чем единство народов нашей страны? В чем единство народов нашей страны?
Рассуждают пастыри
В чем единство народов нашей страны? В чем единство народов нашей страны?
Рассуждают пастыри
Для подлинного единения нужно наше постоянство в доброделании. Не будет враждовать с ближними тот, кто приучился к духовному труду над собой. Объединяющей идеей могла бы стать и идея справедливости.
«А икону Мою военную отдай, куда Я укажу» «А икону Мою военную отдай, куда Я укажу»
Диак. Петр Пахомов
«А икону Мою военную отдай, куда Я укажу» «Дается тебе срок на покаяние, а икону Мою военную отдай, куда Я укажу»
Диакон Петр Пахомов
О чудотворной Казанской иконе Божией Матери из афонского скита Новая Фиваида и подполковнике В.Н. Котельницком, который принес в дар скиту эту икону.
Комментарии
Раиса Петровна 21 июля 2024, 11:23
Спасибо за написание такой статьи. Я читаю богослужебные книги и православные статьи о Боге и его служителях. Но читая эту статью, нашла для себя новое в том, о чем даже не задумывалась. Это говорит мне о том, что надо больше читать материалов о нашей православной ВЕРЕ. Спасибо.
Светлана23 июля 2021, 21:03
Спасибо за статью! Очень важные для себя слова в ней увидела!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
День народного единства 4 ноября
Другие материалы сюжета:
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери 8 / 21 июля Другие материалы сюжета:
Лариса Маршева

Новые материалы

Выбор читателей

×