Наводнение 1967 года в Ленинграде
Эту историю рассказала мне моя мама, ветеран труда, врач с многолетним стажем, Галина Георгиевна Василик. Ее мама, Тамара Васильевна Баканова, инженер-экономист Ленинградского Балтийского завода, была глубоко верующим человеком. После войны они поселились на 9-й линии Васильевского острова, на первом этаже дома №48.
Как известно, бичом Петербурга-Петрограда-Ленинграда были наводнения. Вплоть до введения в строй дамбы в 1975 г. с ними ничего нельзя было поделать. Согласно бессмертным словам Пушкина,
«Народ
Зрит Божий гнев и казни ждет».
Конечно, по сравнению с «казнями» XVIII и XIX в., например, наводнением 1824 г., когда погибло более 1000 человек, Ленинграду не так уж и сильно доставалось. Однако, любое наводнение было весьма неприятным, особенно для обитателей первых этажей, поскольку вода доходила и до них. А учитывая то, сколько грязи поднималось из подвалов и иных мест…
Тамаре Васильевне пришлось столкнуться с наводнением осенью 1945 г., когда одним октябрьским пасмурным днем с Финского залива подул злой неукротимый ветер, и вода из Большой Невы потекла по Девятой линии. В доме у нас хранился старинный образ святителя Николая, образ особый. Перед ним бабушка молилась в самые ответственные моменты жизни, в частности, перед устройством на работу в бесприютном безработном 1926 году, когда святитель Николай внял ее молитвам и дал ей, 19-летней девчонке, место главного бухгалтера на бумажной фабрике (но это особая история). И в этот раз бабушка возложила свою надежду на помощь Николая Чудотворца, взяла в руки образ, прикрыла его новым полотенцем от взглядов неверующих зевак и вышла с ним из глубины третьего двора навстречу воде на Девятую линию, читая про себя «Правило веры и образ кротости…».
Бабушка взяла в руки образ свт. Николая, прикрыла его полотенцем и вышла навстречу воде, читая про себя «Правило веры и образ кротости…»
И произошло чудо. Вода остановилась перед ней и дальше вглубь двора не пошла, а устремилась дальше – к Малому проспекту и в Малую Неву. С тех пор и повелось: как только вода начинала подниматься из Большой Невы и течь по Девятой Линии, соседка по квартире Ксения Ивановна кричала бабушке: «Тамара Васильевна, выноси икону!» И так было, пока в 1966 году мы не переехали в Ульянку.
Сходное чудо произошло в первой половине VI в. (ок. 532–534 гг.) в Вероне. О нем сообщает святитель Григорий Великий в Третьей книге своих «Диалогов» (19 глава):
«В городе Вероне река Атез вышла из берегов и разлилась до храма блаженного мученика Зенона. Несмотря на то, что церковные двери были отворены, вода нисколько не влилась в храм. Прибывая мало-помалу, вода, наконец, поднялась до церковных окон, которые были почти под самой кровлей. Таким образом, вода заградила церковные двери, и жидкая стихия как бы претворилась в вещество твердое подобно камню. Внутри церкви много было народа, и когда вода со всех сторон окружила храм и сделала выход невозможным, находившиеся в церкви начали страшиться голодной смерти. Подходя к дверям церковным, они черпали для питья воду, которая, как я сказал, поднялась до церковных окон и, однако, отнюдь не вливалась вовнутрь церкви. Ее можно было черпать как воду, но она не разливалась по храму как вода».
Но это великое чудо по молитвам святителя Зенона произошло почти полторы тысячи лет тому назад, а скромное чудо, связанное со святителем Николаем, – почти в наше время. И недавнее чудо подтверждает древнее, поскольку «Иисус Христос вчера, сегодня и во веки – Тот же». (Евр. 13:8).