Храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Лубянке. Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru
- Монолог 1-й. «Пять дней прощального лета». У могилы А.П. Чехова
- Монолог 2-й. «О, если б знал, что так бывает…». На могиле брата
Духовный воспитанник отца Артемия и вчерашний алтарник Коля, а ныне аспирант, работающий над богословской диссертацией, встречает меня на Сретенском бульваре и ведет к вратам монастыря, вновь ставшим одним из главных духовных центров не только Москвы, но и России.
Сегодня праздник Успения Пресвятой Богородицы, и мое заветное желание прийти сюда, увидеть новый собор Воскресения Христова и исповедников и новомучеников Российских, помолиться здесь, становится явью.
Здесь, на Лубянке, приняли муки и встретили смерть за Христа те самые люди, в память о которых и сияет это рукотворное чудо – новый собор
Вот он предстает передо мной: белокаменный, пятиглавый, величавый и стройный одновременно, утвердивший здесь, на Большой Лубянке, Православие и в современной России. Здесь приняли муки, страдания и встретили смерть за Христа те самые люди, в память о которых и сияет это рукотворное чудо.
Сегодня почти две тысячи людей пришли сюда встретить праздник Пресвятой и Пречистой и помолиться за всех, кто отдал свои жизни за веру, Бога и Отечество.
Николай согласился быть моим проводником, и я несказанно рад этому – без него я бы вряд ли смог найти подходящее для меня, хромоногого, местечко для молитвы, не говоря уж о возможности исповедоваться и причаститься.
Николай ведет меня к лифту, мы поднимаемся на галереи, и здесь не только находится место у перил, но и есть деревянные кресла для отдыха. Сверху открывается великолепный вид на всё пространство собора – сердце замирает от увиденной величавой красоты.
В душе рождается радостное чувство от бело-голубого света, разлитого по всему собору. Фрески на стенах не убавляют ощущение торжества света, а лишь усиливают впечатление праздника.
Некогда всматриваться в росписи, да и взгляд сразу же приковывает заалтарная фреска – Христос в белом облачении протянул руки с Хлебом и Вином в потире к пришедшим к Нему.
Это Тайная Вечеря, на которой присутствуют не только апостолы, но и новомученики и исповедники Российские.
Все они теперь с Ним – все воскресшие, все живые.
Как и Он – лучезарный, любящий, сокровенный.
Иконостас создан по византийскому образцу – он достаточно низкий, открывающий взгляду Христа-Спасителя на стене и собравшихся с Ним.
Роспись храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Лубянке
Божественная литургия уже началась, и пение одного из лучших мужских хоров России всё выше и выше поднимает нас к звездному небу, которое голубым огнем светит за спиной Христа.
Николай наклоняется ко мне и тихонько говорит, что исповедь и причастие будут и здесь, на галерее. Совершать их будет один из заместителей наместника монастыря. Обо мне ему сказано.
Ну вот, привалила мне еще одна радостная весть.
Однако что же я скажу на исповеди?
О каких грехах, которых накопил так много, стоит говорить?
Да и говорить-то надо кратко – вот какая уже выстроилась очередь желающих исповедоваться.
Значит, надо сказать о главном, что не могу победить в себе.
Другой такой возможности у меня не будет.
И с этим чувством иду на исповедь.
Батюшка слушает меня, успокаивает:
– Хорошо, что вы свои грехи видите. А то, что приходится по работе вашей проглатывать немало пошлостей и даже гадостей, так что ж. Один наш подвижник даже «Капитал» прочел, чтобы лучше с недругом воевать. Но все-таки лучше поменьше хлебать этой каши.
И он отпускает и другие мои грехи и допускает ко причастию.
На этом мои «радости, со слезами смешанные» не кончаются.
Оказывается, Николай договорился, чтобы я с ним пошел на праздничную монастырскую трапезу.
Идем по двору, Николай показывает, где семинария, где общежитский корпус, где издательство.
Вся территория монастыря идеально убрана. Тут и там аллеи кустарников и деревьев, у подножия которых пышные, шарообразные цветы – светло-сиреневые и темно-фиолетовые гортензии.
Я был в Сретенском более десяти лет назад. Как многое здесь изменилось!
Как многое здесь изменилось! Я был в Сретенском более десяти лет назад. И тогда монастырь произвел на меня большое впечатление. Но сейчас один только собор преобразил не только саму территорию, но и весь окружающий район вокруг. Около монастырских стен возникла достаточно удобная для пешеходов и транспорта улица. Снесены постройки, мешавшие этому. А ведь были «борцы», которые выдавали их за «исторические объекты». Борьба велась, по существу, против инициативы тогда архимандрита Тихона (Шевкунова), а ныне митрополита Симферопольского и Крымского по возведению храма, а если смотреть шире, то против нашей национальной веры.
«Здесь, на Большой Лубянке, отдали жизнь и пострадали за Христа тысячи и тысячи новых мучеников и исповедников Российских. И наша земля, на которой стоит монастырь, по которой мы ходим, в буквальном смысле пропитана кровью святых мучеников и является антиминсом, тем благословенным платом, на котором совершается Божественная литургия в храме», – написал в обращении в феврале 2011 года владыка Тихон, бывший в то время настоятелем Сретенского монастыря.
А 5 мая 2017 года патриарх Кирилл освятил храм и совершил в нем Божественную литургию. Присутствовали на этой исторической службе президент России Владимир Путин, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) и другие иерархи Русской Зарубежной Церкви.
По освящении с крестным ходом в новый храм из собора Сретения Владимирской иконы перенесли мощи священномученика Илариона (Троицкого). Они были установлены на камни, привезенные из Соловков, где принял мученический венец выдающийся богослов и замечательный священник, уважаемый и почитаемый как иерархами Церкви, так и простыми заключенными, заточенными в печально знаменитом лагере.
Я в то время с волнением следил за событиями, которые происходили в Сретенском монастыре, заносил себе в архив фотографии тех дней.
Когда подошел к кресту, прощаясь, спросил у батюшки:
– Мне сказали, что владыка Тихон сейчас здесь. Есть давняя надежда встретиться с ним.
– Да, это правда. Но владыка очень болен. Я бы просил вас не тревожить его.
– Что ж, понимаю.
Кланяюсь и ухожу.
Идем с Николаем в литературное кафе «Несвятые святые», как называется трапезная для прихожан, названная так по знаменитой книге владыки Тихона, тираж которой перевалил за два миллиона – книга переведена на все европейские и многие языки юго-восточных стран мира, в том числе на арабский и китайский.
Такого оглушительного успеха не имела ни одна книга постсоветского времени.
В кафе-трапезной у нас назначена встреча с отцом Артемием и его дочерью Катей – она студентка первого курса Самарского государственного института культуры, учится на режиссера. Самостоятельно учится еще и быть телеоператором.
По лестнице спускаемся на нижний этаж, где расположено кафе. Здесь три зала – красный, синий, зеленый. В каждом зале уютно, на стенах – фото из жизни знаменитых псково-печерских старцев, так талантливо описанных владыкой.
Мы решаем выполнить еще одно мое заветное желание – съездить к чудотворной иконе Владимирской Божией Матери
За столиком из дерева пьем душистый вкуснейший чай, делимся впечатлениями и решаем выполнить еще одно мое заветное желание – съездить в храм Николая Угодника в Толмачах, главной святыней которого является чудотворная икона Владимирской Богоматери, по преданию написанная святым евангелистом Лукой.
Едем в Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, где располагается Третьяковская галерея. Из нее по подземному переходу можно попасть в храм Николая Угодника, уже по Толмачевскому переулку.
Первое упоминание о деревянной церкви святителя Николая в Толмачах обнаружено в приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год. В 1697 году был возведен каменный храм.
Но вот незадача – мы приехали в храм, когда он закрыт на уборку до вечернего богослужения. Решаемся ждать до открытия храма, садимся на скамейку. Невольно наблюдаем пересменку охраны – все они в бронежилетах, с пистолетами в кобурах на бедрах. Не удивительно, здесь объект государственной важности и ценности.
Алексей Солоницын у Владимирской иконы Минует время ожидания, и мы заходим в просторный полутемный неф храма.
С левой стороны от иконостаса под сенью – драгоценная святыня, которая уберегла Москву от разорения в 1395 году, когда полчища Тамерлана пришли к белокаменной.
Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве.
«Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: “Матерь Божия, спаси землю Русскую!” – повествует летопись. – В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно».
В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь.
А 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения (встречи) Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Подхожу к Владимирской, осеняю себя крестным знамением и прикладываюсь к Ней.
В молитве к Ней выражено глубинное и сердечное взывание, идущее из самых недр русской души:
«О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей Москву и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани…»