«Монастырское детство»

Продолжаем разговор с насельниками Сретенского монастыря, отмечающего в этом году 20-летие возобновления монашеского общежития. Наш собеседник – один из старейших насельников обители нового времени иеромонах Клеопа (Данелян). Сегодня мы узнаем об истории монастырского сада, экономских послушаниях и «монастырском детстве».

***

На горе Фавор. Паломничество на Святую землю. Иером. Иов (Гумеров) и иером. Клеопа (Данелян). Фото: иером. Игнатий (Шестаков) На горе Фавор. Паломничество на Святую землю. Иером. Иов (Гумеров) и иером. Клеопа (Данелян). Фото: иером. Игнатий (Шестаков)
    

– Отец Клеопа, расскажите, пожалуйста, как вы избрали монашеский путь.

– Читая Евангелие, я встретил слова Спасителя о том, кто такие монахи, – хотя собственно о монашестве там ничего не говорилось. Слова эти следующие: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19: 12). И у меня в голове возник образ монашества. Я сразу понял, что это мое.

Сначала я читал только Евангелие, больше никакой духовной литературы не читал. Оно открыло для меня духовную жизнь. Какое-то время я просто жил Евангелием; как говорил преподобный Серафим: плавал в Евангелии. И потом мне просто опостылел этот мир, мир товарно-денежных отношений, я уже не знал, куда девать себя, – и в конечном итоге поступил в Сретенский монастырь.

– Но почему именно в Сретенский? Каким был монастырь, когда вы только пришли сюда?

Конец 1990-х Конец 1990-х

– Только одно могу сказать: Десница Божия меня привела в нашу обитель.

Я пришел сюда в 1996 году, в марте, Великим постом. В целом, конечно, монастырь был таким же, как сейчас. В то же время люди, которые приходили тогда в обитель, – это были еще «советские граждане», много было незаурядных личностей, из которых кто-то уже отошел в мир иной, кто-то ушел в мир.

Когда я впервые увидел отца Тихона, он мне почему-то тут же показался похожим на какого-то католического кардинала. Конечно, это представление впоследствии развеялось – но первое впечатление было именно таким.  

Мы, пришедшие в монастырь в 1990-е годы, как-то не задумывались над тем, исполнять послушание или нет. Сказано сделать – значит, надо сделать. И неважно, большое послушание или нет, грязное или нет, сложное или легкое, ночью или днем, – это послушание, и его надо выполнить. По нынешним молодым насельникам этого как-то не замечаешь. У людей, пришедших в те годы, было больше искренней ревности. Послушаний тогда было больше, но больше было и душевной работы.

– Каким было ваше первое послушание?

– Когда я только пришел в обитель, я послушался в саду, под начальством инока Аркадия. Я отдаю должное этому человеку: он самоотверженно трудился над благоустройством территории. Он и ко мне, и ко всем был довольно строг, и я с ним долго не находил общего языка. И вот как-то раз нам пришлось поехать за рассадой. И я ему купил килограмм бананов. После этого отношения у нас наладились, он стал называть меня «сыночка».

Вскоре после диаконской хиротонии Вскоре после диаконской хиротонии
    

Больше всего мне запомнилось просеивание старой земли на территории монастыря. Десятки людей, просто зашедших в храм, были буквально схвачены Аркадием по дороге туда или оттуда: кто бы они ни были, он хватал их и настоятельно просил, вернее сказать – заставлял помогать просеивать эту землю. Был даже такой случай: один человек шел на какие-то бандитские разборки, решил перед этим зайти в храм – но тут его поймал отец Аркадий и посадил просеивать землю. Тот человек принял это как действие Промысла Божиего, оказал послушание отцу Аркадию, не пошел на эти разборки и таким образом, быть может, спасся от смерти.

Инок Аркадий Инок Аркадий

При работе над садом постоянно находили большое количество костей – тех людей, которые раньше были погребены на монастырском кладбище, разоренном в советское время. Мы все их собирали и потом погребли возле поклонного креста при входе в монастырь.

Отец Аркадий, конечно, родоначальник нашего монастырского сада. Он очень трепетно относился к саду, мог даже грубовато остановить человека, который покушался сорвать или даже понюхать его розу.

Дорогу от входа в монастырь к храму он называл «дорожка Царских мучеников», он посадил там розы и каждую розу назвал именем кого-то из Царственных страстотерпцев: царица Александра, царевич Алексий и так далее.

Такого отношения к послушанию я больше не видел, он мог костьми лечь за него. В чем-то можно было его осуждать, но такая любовь к послушанию – это просто удивительно. Он договаривался с питомниками, кто-то ему приносил эти розы – благоустраивал территорию. Даже когда он уже ходить не мог, его привозили в сад на инвалидной коляске, и он там что-то пытался сделать для своих розочек.

Помню, воплощением ада на земле ему почему-то представлялась Польша – он сам долгое время прожил на Западной Украине и, наверное, натерпелся там от униатов. Поэтому когда кто-то каким-то образом покушался на его сад, отец Аркадий посылал всех в Польшу. «Убирайтесь в свою Польшу!» – это было самое страшное ругательство.

Иеродиакон Клеопа (Данелян) Иеродиакон Клеопа (Данелян)
    

В самом начале я где-то полгода прожил с ним в одной келье. Характер у него был, мягко говоря, непростой – поэтому сейчас я сам удивляюсь, как я мог с ним жить. Наверное, это потому, что тогда у нас было очень много послушаний, и, приходя в келью, мы просто падали. Работать до ночи – это было нормально.  

– Какие еще послушания вы проходили за время жизни в монастыре?

– Самые разные, чуть ли не все монастырские дела через меня прошли. Послушался в трапезной, на книжном складе. В ризнице был – это тоже такое тяжелое послушание, особенно перед архиерейскими службами. Перед приездом архиерея мы работали до 4–5 утра и потом еще приходили на службу.  

Во время послушания в ризнице. Иеродиакон Макарий(Лободюк) (1972 - 2010) и отец Клеопа Во время послушания в ризнице. Иеродиакон Макарий(Лободюк) (1972 - 2010) и отец Клеопа
    

Вместе с отцом Киприаном мы создавали просфорню. Сначала у нас всё было совсем безвидно, первые просфоры пекли ночью на кухне. А сейчас наша просфорня – просто образцовая, к нам приезжают учиться из самых разных мест и даже из-за границы.  

Какое-то время был скитоначальником. Мы жили в скиту с отцом Зосимой, каждый день в 5 утра служили литургию: я служил, а отец Зосима, который тогда еще не был священником, пел.

Раньше в монастыре был хороший братский хор. Пели отец Серафим, отец Зосима, отец Лука и я. И нам нравилось петь, и наши прихожане были очень довольны. По воскресным и праздничным дням мы пели на ранней литургии, а потом служили на поздней. И воспринимали это совершенно нормально, даже с радостью. Сил, может быть, и не хватало, но духовно было очень хорошо.

– Повлияло ли на монастырскую жизнь появление семинарии?

– Пожалуй, да. С появлением семинарии как-то стало меньше общения между братией, мы немного разобщились. Возможно, мы просто выросли. Но то «монастырское детство», когда мы были все вместе, мне вспоминается как самое радостное время в моей жизни.

Освящение новой звонницы. Фото: иером.Игнатий (Шестаков) Освящение новой звонницы. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)
    

Хотя я очень хотел учиться в семинарии, и как только она появилась, я тут же туда пошел. Мне очень нравилось учиться. Экзамены сдавать не нравилось, а учиться, узнавать новое – очень здорово.

– Отец Клеопа, вы являетесь экономом монастыря. В чем заключается это послушание, и какую роль оно играет в монастырской жизни?

– Эконом отвечает за всю хозяйственную жизнь монастыря – стройки в обители, рабочее состояние монастырских зданий, монастырской техники, благоустройство и чистоту территории. Сейчас у нас в связи с увеличением объема работ это послушание распределено по нескольким нашим насельникам; за стройки, например, отвечает отец Амвросий. А раньше, конечно, было труднее. Работа по монастырю, закупки, строительные моменты – это еще куда ни шло, но вот общаться с городскими властями мне было особенно тяжело. Кто-то умеет строить отношения с властями предержащими, но мне было очень непросто.  

Иером. Клеопа (Данелян). Фото: архим. Тихон (Шевкунов) Иером. Клеопа (Данелян). Фото: архим. Тихон (Шевкунов)
    

Особенность экономского послушания в том, что у него нет ни начала, ни конца. Всё, что связано с экономской, пронизывает монастырь со всех сторон. Поэтому работы – непочатый край, и она никогда не может закончиться. Раньше я работал в просфорне – вот там ты конкретно видишь свои задачи, выполняешь их и, выполнив, получаешь какое-то удовлетворение от своего труда. А здесь никогда ничего не заканчивается, постоянно открываются всё новые и новые дела.

    

– Не мешает ли такая постоянная забота о земных нуждах монашеской жизни?

– Послушание в принципе не может мешать монашеской жизни. Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Занятие полезное, в особенности занятие служебное, сопряженное с ответственностью, не препятствует к сохранению внимания к себе – оно руководствует к такому вниманию. Тем более руководствуют ко вниманию монастырские послушания, когда они исполняются должным образом». Мешает монашеской жизни – больше всего мешает – развлечение. Фильм посмотреть, музыку послушать – вот это отвлекает от монашеской жизни. Ропот отвлекает, но никак не послушание.

– Часто задают вопрос: «Как может быть монашеская жизнь в центре Москвы, в мегаполисе, где вокруг столько соблазнов?» Как бы вы могли ответить на этот вопрос?

– Честно говоря, я всех этих соблазнов не замечаю. В монастырь суета не проникает – если ты сам себе ее не добавишь.

На Святой земле, 2005. Фото: иером. Игнатий (Шестаков) На Святой земле, 2005. Фото: иером. Игнатий (Шестаков)
    

– Расскажите, пожалуйста, с какими проблемами сейчас обычно приходят люди на исповедь, что наиболее препятствует духовной жизни в наше время.

– Самая главная проблема в наше время, как мне кажется, – это осуждение, перекладывание ответственности с себя на ближних. Когда человек не хочет признать, что он сам виноват в своих грехах, – это самое опасное в духовной жизни.

    

– У вас, наверное, за время вашего священнического служения появились духовные чада…

– Нет, какие там чада! Есть люди, которые просто приходят ко мне. Как я могу вести людей, если я сам слепой? Только могу что-то сказать, что я прочитал в Евангелии и у святых отцов, – и всё.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«В Сретенский монастырь меня направил старец Зосима» «В Сретенский монастырь меня направил старец Зосима»
Иером. Зосима (Мельник)
«В Сретенский монастырь меня направил старец Зосима» «В Сретенский монастырь меня направил старец Зосима»
Иеромонах Зосима (Мельник)
Батюшка Зосима сказал: «Будет тебе 25 лет – определишься». И слово в слово исполнилось, день в день: накануне своего 25-летия я и определился – получил благословение стать послушником.
Книжное дело Книжное дело
Сретенский монастырь
Книжное дело «Всё, что есть прекрасного в мире, принадлежит нам»
Иеромонах Симеон (Томачинский)
Сегодня читатели хотят, чтобы рядом была добрая, теплая, оптимистическая книга – не будем говорить, духовная или нет, написанная священником или не обязательно. Главное, чтобы это была хорошая литература с добрым зарядом.
Святой хлеб Святой хлеб
О послушании просфорника
Святой хлеб Святой хлеб
О послушании просфорника
Игумен Киприан (Партс)
Мы узнаем о том, для чего Господь создал пшеницу, почему на Земле везде можно испечь просфору и почему послушание просфорника, которое отец Киприан несет уже более десяти лет, считается в монастырях таким важным.
Комментарии
Вугар Асадов13 декабря 2015, 18:19
сегодня исповедовался у батюшки о.Клеопы .очень строгий и справедливый.благодарен Богу за эту всречу
Алена30 сентября 2015, 10:39
Алена:
Спасибо батюшка Клеопа за все.Ждем нашей встречи с Вами.
С уважением Алена, Хусен.
Иоанна12 февраля 2014, 20:16
Чудо как хороши последние две фотки!!! И слов не надо.
Марина28 января 2014, 18:57
Отец Клеопа очень добрый,очень! Поругиваете меня на исповеди,ну и правильно) о. Аркадия очень жалко,до слез,хотелось бы ,чтобы монахи не болели..
монах Владимиръ28 января 2014, 16:39
отец Клеопа один из самых чистых и светлых иноков нашего времени! Спаси тебя Господь искренний мой друг!
Алла28 января 2014, 02:21
очень интересное интервью о монастырской жизни и очень благостный батюшка Клеопа. Многая лета Вам.

пользуясь возможностью можно обратиться к Вам и ко всем соборам,ко всем храмам, и монастырям,и к Церкви с прошением неусыпных молитв об избавлении быта и жизни от колдунов и супостатов всех мастей и рангов, обирателей, насильников и всех их деланий и их сработников.

очень нужны молитвы о самом главном.

заранее благодарю Вас и всех, кому Бог доверил молитвенное служение.
Ольга26 января 2014, 23:35
Благодарю Господа,что я узнала о таком чудесном батюшке-так тепло стало на душе.здоровья Вам,дорогой отец Клеопа и многая лета!
26 января 2014, 20:44
Сергей С.:
Дорогой отец Клеопа! С радостью прочитал эту статью, как всегда простой и доходчивый оборот выражений Ваших речей, исполненных большой верой в Господа.
С большим чувством благодарности я Вас постоянно вспоминаю. Когда я постоянно ходил в монастырь в 2006-2012гг , Вы словами Божественных писаний и своей твердой верой и любовью очень помогли мне. По воле Господа был вынужден быть ближе к дому, а сейчас по болезни, но я верю что Бог Наш все устроит и я Вас увижу.
Божией помощи в Ваших трудах на служении Господу и за нас грешных.
ника26 января 2014, 16:40
"авва Евлогий однажды так загрустил, что не мог этого скрыть.
- почему ты грустишь, отче? - спросил его один старец.
- потому что я усомнился в способности братьев познавать великие истины Божии. Трижды показывал им льняной лоскуток с нарисованной на нем красной точкой и спрашивал, что они видят, и трижды они отвечали: «маленькую красную точку». И никто не сказал: «лоскуток льна»."
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
отче Клеопа, православно молитвенно благодарю Вас за не слепое, а духовное зрение и поддержку и видение "лоскута", даже когда большинству выгодно видеть лишь красную точку.

молитвенно желаю Вам здравия телесного, мира духовного и всякого благополучия.
Марина26 января 2014, 00:15
А почему Вы умолчали, как будучи проводником, читали акафист святителю Николаю в поезде по громкой связи?

За что люблю Сретенский и братию - в каждом из них удивительным и непостижимым образом проявляется промысел Божий.

Здоровья Вам, о.Клеопа, и терпения, в Вашем послушании и к нам, Вашим постоянным "исповедальникам":-)
Фотина25 января 2014, 21:59
СПАСИБО за интервью, за тёплый юмор !!!!!!
Сразу захотелось встать на вечернюю молитву, а то обычно так "ломает", прости Боже. Русским людям всё-таки без монастырей НИКАК нельзя.
Всякий раз при входе в Сретенскую обитель мне приходит на память отец Николай Гурьянов, хотя общеизвестно, что о.Иоанн Крестьянкин благославил на восстановление.Вместе молятся там на Небе за нас.
Инна25 января 2014, 21:31
Дорогой батюшка Клеопа!Спасибо за замечательное интервью.Здоровья Вам, долголетия,пусть Ангел Хранитель Вас всегда оберегает. С уважением и низким поклоном. Инна.
Логинова Анна25 января 2014, 17:18
Дорогой отец Клеопа, спасибо вам большое за молитвы, любовь и терпение. И поддержку в трудные моменты жизни! Спаси и сохрани вас Господь! Мы очень дорожим тем, что вы есть в нашей жизни.
А и Ю.
Trololo25 января 2014, 16:13
Побольше бы таких батюшек, как о.Клеопа! Здоровья Вам и долголетия!
С уважением,Наталья.
Елена24 января 2014, 23:17
Дорогой о.Клеопа, всегда Вас поминаю, а особенно в ставшей мне родной Оптиной Пустыни.
Низкий поклон.
Елена
Галина24 января 2014, 19:55
Мы, труждающиеся в монастыре , любим нашего дорогого батюшку за его доброту, участие, безотказность. Однажды его молитва помогла нашей семье. На исповеди может сказать такое слово, что теплее становится на душе. Скоро у батюшки день рождения, наша семья желает ему долгих лет жизни, здравия и укрепления в духовной жизни.
Александра24 января 2014, 19:09
Замечательное интервью, потеплело на душе от его прочтения.
Т.Х.24 января 2014, 11:10
Дорогой отец Клеопа, благодарю Бога за встречу. Очень вас люблю!
Константин24 января 2014, 11:08
Хороший батюшка. С виду очень грозный, но глаза очень добрые! Помню как боялся идти к нему в первый раз на исповедь....
И очень справедливый.
Спасибо Батюшка, что вы у нас есть!
Елена24 января 2014, 10:41
Спасибо большое за статью! Вроде бы интервью, но написано так доходчиво и даже с юмором. В нескольких местах я, по-доброму, очень смеялась... про килограмм бананов, например - как они положили начало общению =)))) Хороший цикл про насельников монастыря, хорошая идея. Не теряйте, плиз, этот "язык" написания статей, он очень важен для восприятия и передачи атмосферы/настроения =))
МаринА24 января 2014, 10:26
Очень искренне. Спасибо.
Александр24 января 2014, 10:19
Хоть я и не знаю вас батюшка, но благодаря подобным статьям здесь на сайте я все больше проникаюсь Православием, что подталкивает узнавать все больше и не отступать назад, больше верить и молиться. Живу я далеко в другом окружении, где порой бывает очень тяжело не пропускать через себя греховные помыслы, за что потом просишь прощения. Прошу Господа нашего Иисуса Христа простить всех грешных православных христиан. Батюшка, пусть Ангел Хранитель бережет вас, помогайте ближним. Радостно знать, что есть на этой земле люди, приносящие добро.
Юля, Ксеня и отр.Дмитрий24 января 2014, 01:19
Спасибо Богу, дорогой батюшка о.Клеопа, за то что Вы такой хороший! Столько лет Вас знаем и любим всем сердцем! За Ваши святые молитвы о нас грешных - верим, Господь помилует и спасет Вас!
С уважением, Юля,Ксеня и отр.Дмитрий.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×