Победа мудрости, силы, смирения и веры

Презентация книги «Два подвига Александра Невского» (+ФОТО +ВИДЕО)

Предлагаем вниманию читателей портала презентацию новой книги Анны Сапрыкиной «Два подвига Александра Невского», которая состоялась в день памяти святого Великого князя Александра Невского, 6 декабря, в Москве.

Почему именно Александр Невский?

Иеромонах Матфей (Самохин), директор издательства «Вольный Странник»:

– Сегодня мы должны вспомнить событие, которому все здесь присутствующие были свидетелями. Это случилось буквально несколько лет назад, в 2008-м году. Помните, мы все были свидетелями такого проекта в нашей стране, который назывался «Имя Россия»? Тогда мы целый год наблюдали за совершенно необычным соревнованием: более 500 личностей из истории нашей страны были выбраны, и все население участвовало в голосовании. Проводилось обсуждение, кого же можно назвать однозначно для всех наших жителей, чтобы это было имя всей нашей страны. Были разные этапы голосования, и в конце концов это имя было назначено. Им стал святой благоверный князь Александр Невский.

Этой осенью, как раз ко дню его памяти, издательство «Вольный Странник» выпустило книгу под названием «Два подвига Александра Невского». Сегодня сами создатели этой книги проведут с нами беседу о личности святого князя и о той исторической эпохе. Это, во-первых, конечно же, автор книги – писательница, кандидат педагогических наук и всем известный специалист в области семейного образования Анна Сапрыкина, наш любимый автор, – у нас уже выходило множество ее книжек.

С нами консультант книги, который внес очень важный вклад в создание правильного, достоверного исторического контекста и портрета героя. Это Александр Орлов, научный консультант, поэт, прозаик, публицист и историк.

И, конечно, с нами наш редактор Татьяна Никольская, на которой держится практически все детское направление издательства «Вольный Странник».

Мы с ними сейчас обсудим личность Александра Невского, и зачем вообще было создавать новую книгу об этом великом человеке, когда их и так множество. Тем более в таком необычном жанре. Анна, наверное, вам слово.

Анна Сапрыкина:

– Я очень рада, что мы наконец эту книжку родили. У меня лексика такого рода. (Смех.) Мы долго ее вынашивали и наконец родили. Над книжкой работали два художника и справились. Я надеюсь, все увидят и сами смогут решить, получилось у нас или нет, но мне кажется, что получилось. Итак, главный вопрос: такое огромное количество книг, проектов про Александра Невского, так что, знаете, в каком-то смысле даже надоело, сколько можно? И вот еще одна. «Зачем?» – как справедливо спрашивает директор нашего издательства. Наверное, одна из основных задач, которые, мне кажется, ставит перед собой каждый человек, обращающийся к такой проблеме, – это попытаться ответить на вопрос: почему именно Александр Невский? Почему столько внимания именно ему? Ведь очень много великих людей в нашей истории, я уже не говорю про мировую историю, но даже в отечественной истории столько великих святых, столько князей, правителей, полководцев, столько великих людей – и в области искусства, и в области науки. Так почему именно Александр Невский стал именем Россия, почему ему уделяется столько внимания?

Почему именно Александр Невский стал именем Россия, почему ему уделяется столько внимания?

Выяснить это – одна из задач. Почему до сих пор каждый раз каждое новое поколение, и в далеком Средневековье, и в уже достаточно далекой от нас Российской Империи, и в совершенно особенное советское время, и в нашу современную эпоху, и дети, и взрослые – продолжают интересоваться этой личностью? Почему Александра Невского до сих пор не забыли?

Также одной из конкретных задач при создании книги было показать не просто биографию князя: когда он родился, жил и умер, – не просто Невская битва, река Нева и Чудское озеро, пришел, врагов раскидал, всех победил, – а объяснить, в чем смысл, наглядно показать такую трудно уловимую, трудноописуемую и неизобразимую вещь, как философия истории, и донести это до детей и подростков, на которых в первую очередь ориентирована эта книга. Мне кажется, что это получилось, но, опять-таки, судить вам. Смотрите сами книжку и решайте.

Православный комикс

На какие источники мы опирались? Конечно, источников множество, и исторических, и околоисторических, самых разных, и ниспровергающих официальную историю источников тоже очень много, я думаю, Александр [Орлов] может об этом поточнее сказать. Но сейчас я расскажу в общих чертах, как мы строили книжку. Нашей задачей не было взять и проанализировать все источники. Надо было показать что-то одно и простое, и это была древнерусская «Повесть о житии Александра Невского». Вот тот самый первоисточник, с которым мы имеем дело. Я хочу сказать, что эта книжка построена в довольно необычном формате, практически комикса, этот комикс построен именно по тексту древнерусского жития.

Второй источник был такой необычный, идеологический, и это было важно: показать какой-то идеологический, субъективный взгляд именно философии истории. Какой во всем этом смысл, какие выводы, какое у этой страницы истории есть продолжение в наше время, какое влияние Александр Невский оказал на всю последующую русскую историю, на существование русского государства. Здесь тоже можно было брать очень много разных источников, надо было выбрать что-то одно, и мне показался самым интересным текст «Два подвига святого Александра Невского», откуда взято и название нашей книги. Этот текст принадлежит такому автору, как Георгий Владимирович Вернадский. И третий источник – очень необычный, особенно учитывая такую нашу аудиторию, детскую и подростковую. Это акафист святому благоверному князю Александру Невскому. Казалось бы, при чем здесь акафист? Акафист и вообще богослужение, молитвы наши православные, обращенные к какому бы то ни было святому, показывают такой важный момент для нашей книги и для некоторых других книг издательства «Вольный Странник», – это вопрос: чему я могу научиться у этого святого? Потому что службы и, в частности, текст акафиста показывают не просто, как жил святой, но, условно говоря,– «Ты был добрый, научи нас быть добрыми». То есть всегда есть какая-то связь со мной, с тем, кто сейчас молится и обращается к этому святому с восхвалением и с просьбой о помощи. Вот такая несколько субъективная, не научная, не историчная вещь, но очень важная для каждого из нас.

Уместно ли рассказывать о святом в формате комиксов, вот так, в картинках?

Важно понимать, что мы можем и в какой-то степени должны научиться у любого святого. Один из сложных вопросов, которые нам часто задают: а уместно ли рассказывать о святом в формате комиксов, вот так, в картинках? В наше время люди разучились читать длинные тексты, и вот, хорошо ли делать так в угоду современности?.. Я хочу показать, что это не в угоду современности, это мы вспоминаем традицию. Это, конечно, современная интерпретация традиции, но это традиция. Я думаю, наши читатели и зрители знают икону в житиях, в клеймах, представляют себе, что такое образ святого, в данном случае святого благоверного князя Александра Невского, – здесь он в центре изображен как монах в схиме. Вот, пожалуйста, это такой комикс, посмотрите. Видите, сколько картиночек вокруг: вот он родился, вот его покрестили, вот он маленький учится, вот его пригласили на княжение, вот он с теми воевал, туда ездил, – все в картинках.

А еще были лицевые Библии, вот лицевой летописный свод, в данном случае XVI века, был такой большой «Лицевой летописный свод» Иоанна Грозного, он, кстати, сейчас выложен в Интернете, все очень качественно оцифровано. В любом случае на таких примерах я хочу показать, что это возвращение к традициям, но, конечно, и с отсылками к современности тоже. Современными инструментами, современными средствами наглядности мы показываем нашу древнюю историю.

Явление героя

Итак, наша книга. На примере нескольких разворотов постараюсь дать о ней представление. Здесь не просто родился Александр Невский, а потом пошел воевать, всех победил, умер и прославлен. Что вообще тогда происходило? Это у нас начало XIII века, и мы показываем карту. Вот, посмотрите, здесь в серединке белая такая Русь, ну, мы белые и пушистые. А вот Орда, кто-нибудь еще помнит географию? Посмотрите, вот зона влияния Орды. Видите, Крым совсем не наш. До самой Венгрии доползает эта желтая территория. То есть это не где-то там дикие кочевники гуляют, народ пугают, а орды, которые способны сейчас и Европу завоевать, и, возможно, могло так случиться. А вот территория влияния Запада. Напомню, что к началу XIII века уже захвачен Константинополь. Все наши православные твердыни, все захвачено, за нами нет уже православной Византийской Империи. Мир практически поделен, и мы там зажаты. И вопрос: что с нами будет?

Кажется, что деваться некуда. Все, конец, нашей страны нет и не будет, нас тоже не будет, сейчас нас сожрут

Следующая страница показывает наглядно: вот он, такой красный злой Запад, я надеюсь, он получился злой, задача была, чтобы было страшно. А вот Восток, и вот они на такую прекрасную, чудесную Русь нападают, и кажется, что выхода нет, и вообще деваться некуда. Все, конец, нашей страны нет и не будет, нас тоже не будет, сейчас нас сожрут. И вот появляется герой. Это такой излюбленный прием и комиксов, и японской манги. Является герой. В житии он так описан: вот он пришел, и красивый он, как Иосиф Прекрасный (интересно, что для составителя жития было важно сказать, что этот вот герой, спаситель и святой был потрясающе красив, для древнерусского человека это было важно), и сильный, как Самсон, помните, который стены рушил (ср. Суд. 16, 3) и челюстью ослиной побивал целые войска (ср. Суд. 15, 15), веры пламенной, как апостол Петр, любящий людей, как пророк Моисей... Не буду дальше рассказывать, сами посмотрите. И еще фраза из жития: «Побеждал он, но был непобедим». Это такая сквозная идея будет для книги.

Сражение на Западе и смирение на Востоке

Как он справился со всей этой неразрешимой ситуацией, в которой оказалась Русь в тот момент, когда он жил и правил? Итак, он победил, и какие две победы Александра Невского? Это его сражение на Западе и его смирение на Востоке. То есть это победа мудрости, силы, смирения и веры. Благодаря его подвигу, его мудрости, этим его двум разнородным победам Россия осталась жива, со временем смогла сбросить с себя иго Орды и стала могущественным православным государством. Все очень просто и субъективно, задача была показать интерпретацию истории.

Итак, как он справился? Во-первых, откуда он взялся? Откуда вообще берется человек? Человек берется не просто так, не из яйца вылупляется, не из космоса прилетает. У каждого из нас, и у Александра Невского тоже, есть предки. И важно увидеть, что, с одной стороны, род великий и могучий, одни Великие князья рождают других, а с другой стороны, вот великий православный святой, а среди его предков есть и совсем неверующие люди, есть убийцы, которые убивали своих братьев, например, мученики Борис и Глеб погибли от руки своего брата. Такой небольшой фрагмент, но это уже отсылка к тому, что история нашего рода, наше прошлое – это очень важная вещь. Грехи нашего рода преодолеваются, это не рок, не карма. Вот сколько разных смыслов в таких простых картинках.

А вот еще разворот. Если среди наших зрителей и слушателей есть кто-то, кто когда-нибудь читал «Повесть о житии Александра Невского», он, может быть, узнает тексты, они взяты прямо из жития. Здесь на одной стороне – Биргер и его история, а на второй стороне – история Александра Невского. Биргер плывет, хочет захватить, говорит: «Я сейчас приду, захвачу. Я уже здесь, разоряю землю твою». И вот реакция новгородцев и реакция новгородского князя Александра, в этот момент еще будущего Невского. Итак, это, конечно, страшно: пришла эта силища на север Руси, и все в панике. Мы окружены, все плохо, нас слишком мало, мы все умрем. Что делает Александр Невский? Он сидит, не впадает в панику, смотрит в окно, а там, за окном, – силуэт храма. Он думает о том, где ему взять силы, где найти какую-то помощь в ситуации, в которой помощи ждать неоткуда.

И вот он идет в храм. Видите, такое золотое сияние, золотое свечение: он молится. Он просит Бога о помощи, и этот золотой свет – это как бы ответ на его молитву. Посмотрите, он выходит из храма такой сияющий. То есть он просил у Бога благодати, и теперь он эту благодать излучает, он теперь, можно сказать, проводник этой силы. Он уже не один, он уже с Богом, и вот он говорит: «Не в силе Бог, а в правде. ‟Одни – с оружием, а другие – на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовем”» (Пс. 19, 8).

И здесь еще такой интересный момент: видите, у нас тут все немножко кривое? Это так задумано: одни буквы маленькие, а другие – большие. Это ключевые слова так выделены. Биргер говорит: «Я уже здесь разоряю землю твою, Я пришел». Александр Невский не говорит: «Я не дам тебе победить», он вообще не говорит о себе. Он говорит: «Не в силе Бог, а в правде». Он говорит про Бога, вот поэтому-то он и победил. При этом он, конечно же, планировал все тщательно, собирал войска, работал, трудился, думал, но в первую очередь полагался на Бога, с именем Божиим шел воевать – и побеждал.

Александр Невский не говорит: «Я не дам тебе победить», он вообще не говорит о себе

Александр Невский был князь, начальник. Сегодня у нас примерно такое представление: начальники – это те, кто с мигалками ездят, кому все почести, и что их левая нога захочет, то и будет. Кто дорвался до власти, тому все и будет. А какое представление о власти и о начальствовании в житии и вообще в Православии? Вот здесь показан такой сюжет, как Александр Невский возвращается с победой, и все новгородцы его встречают и восхваляют его: «Слава князю!» – «Александр Ярославич – наш защитник!» Это то самое, ради чего становятся князем: он на коне, и ему все почести, ему слава. Проходит всего несколько месяцев, и новгородцы его выгоняют, он уже не нужен, у них и так все хорошо, они же победители. Он забирает свою семью и уезжает. Все, выгнали. Александр уезжает, и еще совсем немножко времени проходит, и немецкие рыцари с чудью их окружают. Изборск захватили, Псков взяли. Они наступают, что делать? Опять паника. Смотрите, а кресло-то пустое, на котором князь сидел. Опять надо звать князя. И что делает Александр Невский? Отказывает им? Нет, он возвращается. И все то же самое. Опять «Слава князю!», опять «Александр Ярославич – наш защитник!», и вот он едет, и он все знает. Они ему это все уже говорили, а после этого выгнали, а сейчас он их опять защищать будет, и с большой вероятностью они опять к нему так же неблагодарно отнесутся. А может быть, и нет, но не ради этого он едет. Не для того, чтобы ему все кланялись, а потому, что он долг свой выполняет, людей едет защищать и землю свою защищать, и может на это жизнь свою положить.

И вот последние кадры: бессмертие героя, потому что Александр Невский победил в итоге, есть такое предание, что он явился во время Куликовской битвы, что по его молитвам и его заступлением мы, собственно, и победили в итоге тех самых татар, перед которыми ему в какой-то момент пришлось, чтобы спасти своих людей, смириться.

Учиться властвовать собой

Есть еще несколько разворотов, посвященных тому, чему я могу научиться у святого. Каким он, например, был начальником, как посвящал себя служению людям. Надо ли нам это? Мы князьями не будем. Но на самом деле каждый из нас может быть начальником, в том числе любой отец семейства – это начальник в своей семье. И вот, какой он: тот, который приходит, командует, и все стоят по стойке смирно, и в этом весь смысл? Что такое начальник? Здесь рассказано, какие именно качества князя как начальника могут пригодиться любому начальнику. Может быть, дети, читающие эту книжку, когда-нибудь станут начальниками, в том числе мэрами городов или даже президентами, а почему нет? Готовиться надо сейчас, заранее. Как Александр Невский готовился с детства к тому, чтобы стать князем, так и нам надо учиться становиться князьями и царями в таком настоящем, подлинном смысле слова. Учиться властвовать в первую очередь самим собой.

Рассказывать об Александре Невском будут всегда

Александр Орлов:

– Я считаю, что выход этой книги актуален. Он еще и потому актуален, что она сделана очень просто, и она способна быть прилагательным материалом к школьной программе соответственно в шестом, седьмом и десятом классах. В общем-то, на это она и рассчитана, так как, к сожалению, у большей части современного молодого поколения, учащихся школ и высших учебных заведений, клиповое мышление, а не рациональное. Они заходят в Интернете на нужную страницу и выбирают только ту информацию, которая им нужна, лишнего им ничего не нужно. А эта книга информативна.

В чем еще плюс этой книги? Здесь нет ошибок, с которыми мы сталкивались за время работы жюри именно в этих детских книгах, потому что надо шерстить материал, с которым люди работают. Я не раздаю советов авторам и издательствам, но это обязанность, это долг, если вы работаете с историческим материалом. Бывает все, но бывают и грубейшие ошибки. До этого выходили и другие книги об Александре Невском, и я всегда говорил так: надо брать житие, а это почти реальная история, и доводить святого до простого человека, с которым вы можете общаться – молитвами, книгами, как угодно. Возвращаюсь к личности Александра Невского. Все, что случилось в Новгороде за его недолгое правление, это неудивительно. Посмотрите, ему было 20 лет, а в его детстве, на его глазах его отца, князя Ярослава, изгоняли и призывали в Новгород. Это не случайность, ведь все случайности – это рука Бога, как правило. То есть еще ребенком, в 3–4 года, наблюдая за этим, он психологически был готов к тому, что свершилось с ним в 20 лет. Ничего просто так не бывает. Его процесс так называемой социализации в семье проходил именно в эти моменты, в сложнейшие моменты, и само его рождение, казалось, было предрешено свыше, потому что, когда он был еще совсем ребенком, было первое сражение на реке Калке, потом, когда он был постарше, произошло нашествие Батыя на Русь, и он, в общем-то, был подготовлен к этому.

Ведь вспомним, он не был Великим князем в 1240-м или в 1242-м году. Какой был вообще удел удельных князей, да и Великих тоже, впоследствии? Приезжал, например, баскак в любой русский город, и князь, хозяин территории, встречал его, брал под уздцы, при всем народе целовал его сапог, вел в храм этого пришельца – на лошади, верхом! Великое терпение и великое смирение, и великая сила – с другой стороны.

А самое большое подтверждение правоты его действий – это его семья. Это его жена, о которой не сказано фактически ни слова, которая вторым планом шла, но обеспечила мужу тот надежный тыл, который способствовал его подвигам. Это его сыновья, в частности, святой благоверный князь Даниил Московский, четвертый сын Александра Ярославича, родоначальник династии Московских князей, по образу и подобию отца принявший постриг и схиму. Через 243 года Иван III, его прямой потомок, вернул суверенитет нашей стране, русскому государству. А за сто лет до этого, в 1380-м году, его потомок Димитрий Донской, святой благоверный князь, на Куликовом поле победил полчища темника Мамая. Это доказательство того, что Александр Невский вел правильную политику как на Западе, так и на Востоке.

Если мы посмотрим чуть дальше в историю, то, вы знаете, орден Александра Невского был возобновлен в 1942-м году, именно в тот второй, переломный период войны. Разговор о восстановлении этого ордена в Рабоче-Крестьянской Красной Армии происходил 80 лет назад, именно тогда, когда была оборона Москвы. Эти явления неслучайны, поэтому рассказывать об Александре Невском будут всегда. Нас уже не будет, здесь присутствующих, будут жить внуки и правнуки ребят, которые сегодня в зале, а это имя останется. В этом его святость.

Вопросы

Иеромонах Матфей (Самохин):

– Благодарю за то, что такая внимательная и серьезная историческая консультация была у этого проекта. Также очень важную роль сыграла в создании книги про Александра Невского наш детский редактор Татьяна Никольская. Хотелось бы узнать именно особенности этой книги как части серии, которая уже выходит в издательстве. Мы знаем, это серия «Научись у святого». Что это вообще за проект – «Научись у святого»?

Татьяна Никольская:

– Я хочу обратиться к нашим юным зрителям, которых отец Александр сегодня привел. Ребята, это все для вас, мы для вас делаем книжки. Вот, эта серия называется «Жизнь как пример». Где вам брать примеры? Что вы смотрите сейчас, какие фильмы? Что вы любите? Наверное, детективы, сказки, японские мультфильмы, да?

Александр Орлов:

– Ну, что вы сейчас читаете? Что смотрите?

Юноша из зала:

– Мы смотрим интервью с Александром Владимировичем [Орловым].

(Смех.)

Татьяна Никольская:

– В общем, ребята, нам на самом деле очень важно, чтобы вам это было интересно. Вот, казалось бы, такой далекий святой Александр Невский. Когда он там жил, когда была эта Золотая Орда! Хотя у вас, наверное, хорошо преподается история, вы имеете об этом какое-то представление. Но как это связать с нашим временем? Вот чему вы сейчас можете научиться у Александра Невского? Что вам нравится в этом князе? Автор рассказывал, что кто-то говорил: «Я одержу победу», а Александр Невский что говорил? «Бог мне поможет». В наше время это называется тщеславие, когда человек сам на свои силы рассчитывает, а у Александра Невского мы можем научиться скромности и смирению – сейчас, в нашей реальной жизни. Наверное, каждый из вас терпел несправедливость в жизни, когда вас несправедливо обидели или учитель поставил вам неправильную оценку. Чему можно научиться у Александра Невского в этой ситуации? Как его ругали многие, что вот, он на поклон в Орду поехал! А он знал, что делает, он же стоял над этой ситуацией, и он знал, как ему сейчас сохранить свой народ, чтобы люди не пострадали. Не было тогда сил у Руси бороться с Ордой, не было, и он это четко понимал.

В каждой нашей книжке вы можете что-то для себя почерпнуть, мы очень на это надеемся. Мы для вас выпускаем эти книги, и у нас еще будут книги в этой серии. И о князьях будет Московских, и о русских святых женах. Пока ни одной книги нет, но сейчас готовится и Матрона Московская, и Иулиания Лазаревская. Тоже очень хотелось бы, чтобы вы это читали и радовались.

Александр Орлов:

– Ребята, знаете, что я хочу сказать? Вы не стесняйтесь, вы раскрепоститесь как-нибудь. Вот вы посмотрели книгу, какие у вас впечатления?

Татьяна Никольская:

– Вам нравится жанр комикса? Это интересней читать, чем обычную книгу с картинками? Вы еще хотели бы увидеть книги в таком формате?

Юноша из зала:

– Я считаю, это правильно, что вы придумали сделать эту книгу именно в жанре комикса, потому что сейчас молодежь читает больше не серьезные книжки, не классику, например, а какие-то простые рассказы, мультики, сделанные в жанре комикса, потому что там нет незнакомых слов и все понятно. Я считаю, что это очень хорошо для подростков и детей.

Девушка из зала:

– Я согласна с мнением ребят, это очень интересная книга, доступная, красочная. Также хотелось бы отметить дизайн книги, очень все продумано, все очень красиво. Спасибо.

Юноша из зала:

– Как по мне, книга вышла обалденная, я думаю, всем детям будет интересно. Я хочу младшему братику ее почитать. Здесь в книге все так понятно написано, что, мне кажется, и детям помладше будет интересно послушать.

Юноша из зала:

– Мне очень понравилось дизайнерское оформление этой книги. Я ее читаю, и мне хочется читать дальше. Это, наверное, проблема современного образования, что не все книги интересно читать. Там просто сплошной текст, а здесь все очень красочно и интересно. Я жду продолжения.

Юноша из зала:

– Книга подстегивает читать ее дальше, с каждой страницей становится все интереснее и интереснее. У меня есть и сестры, и братья в отдаленных уголках страны, и я обязательно их ознакомлю с данным произведением, потому что, я считаю, это очень важная и нужная тема для каждого жителя нашей страны, и она действительно подчеркивает нашу национальную идентичность, показывает, как нужно жить, как правильно жить. Этому можно научиться на понятных примерах, которые доступны для каждого человека.

Юноша из зала:

– В формате комикса книга становится доступнее и проще, но я хотел бы задать вам вопрос: почему не формат обычной русской сказки? Это же патриотическая книга про Александра Невского.

Анна Сапрыкина:

– Здесь сразу возникает вопрос: а что такое обычная русская сказка? И вообще-то обычная русская сказка – это жанр устный. Это хороший, интересный вопрос. Варианты здесь возможны самые разные, но при этом нельзя сказать, что существует некий традиционный жанр русской сказки, от которого мы ушли, например. А кроме того, это не сказка. Представим себе, что мы нашли, что такое формат русской сказки, и показали так историю Александра Невского. Но тогда можно подумать, что это такая же фантазия, как Колобок или Кощей Бессмертный, а здесь мы все-таки говорим о том, что правда было. Поэтому хорошо было бы так или иначе разграничить эти два жанра. Тем более мы хотели сделать книгу все-таки не совсем для малышей, хотя я согласна с молодым человеком, что она может быть интересна и совсем маленьким детям. Мой двухлетний сын тоже смотрел ее и нашел там себя. Но это на самом деле не было так задумано.

Юноша из зала:

– Я как читатель, к сожалению, не был знаком с вами как автором книг, но данная конференция помогла мне познакомиться с вами как с автором. Мне очень понравилась книжка: красивое оформление, прекрасная работа Александра Владимировича как научного специалиста, который, по всей видимости, консультировал вас по содержанию данной книги. Книга очень понравилась мне, как читателю не самого малого возраста, 16 лет. Она достаточно увлекательна и познавательна для меня, и я с удовольствием буду ждать новых книг, которые будут посвящены другим персонажам нашей истории.

Девушка из зала:

– Я согласна с мнением ребят: эта книга очень понятно написана, ее легко читать. Мы можем из нее узнать, как жил Александр Невский, и как нужно жить, как быть добрым. Эта книга очень многому учит и доступна для детей. Важно прочитать это многим ребятам, потому что это очень полезно.

Девушка из зала:

– Мне очень понравилось, что в конце книги даются три задания, чтобы дети углубились в тему до конца и сделали для себя какие-то выводы. Например, семейное древо, которое показано на первых страницах книги. И тут дается задание сделать такое же древо о себе и о своих предках.

Иеромонах Матфей (Самохин):

– Благодарю, это очень интересный эксперимент, экспромт. Мы никак не ожидали, что это перейдет в формат такого урока по истории. Но это даже интересно, потому что создатели книги хотели, чтобы она стала поводом для обсуждения, для высказывания своего мнения. Ребята, мы вам всем благодарны. Может быть, будут еще какие-то вопросы у зрителей, и у читателей?

Вопрос из зала:

– Я с уважением отношусь к этим ребятам, которые, видимо, решили свою жизнь связать с защитой Родины в той или иной степени. Но вот, мне понравился вопрос молодого человека в отношении сказки. Я хотел бы уточнить: ведь была сказка про Илью Муромца, «Три богатыря». Может быть, в этом направлении подумать и об Александре Невском, чтобы дети, начиная с самых ранних игр, уже играли, как и мы когда-то играли в Илью Муромца: кто-то был Алешей Поповичем, кто-то – другими. Эти святые люди уже тогда обретали свою популярность.

Ведущий:

– Интересная мысль тоже. Анна, прокомментируйте, пожалуйста.

Анна Сапрыкина:

– Ну да, былинный жанр, любимый многими поколениями русских детей, и в советское время был, наверное, одним из источников традиционных представлений о русской культуре, о русском характере. Я согласна, что очень важно помнить, чтить и сохранять жанр былины. Но все-таки житие Александра Невского – это немножко другое, и оно ближе, чем сказка. Это все достаточно разное, но, с другой стороны, мы ни в коем случае не хотим сказать, что мы предлагаем какой-то новейший и единственно верный подход к рассказу об Александре Невском. Это один из многих вариантов, пусть каждый выбирает свое. Кто-то выберет просто тексты, многотомники, с разных сторон рассматривающие историю, и это будет, наверное, гораздо лучше.

Эта книжка – очень серьезный шаг по привлечению детей младшего школьного возраста к чтению

Александр Орлов:

– Вы знаете, эта книжка – очень серьезный шаг по привлечению детей младшего школьного возраста к чтению. Сейчас проблема даже не в детях, а в родителях, потому что, если вы возьмете среднестатистический возраст родителей, скажем, от 28 до 50 лет, вы увидите, что их школьное и постшкольное образование пришлось на период развала СССР и развала, соответственно, образовательной системы. И в данный момент далеко не всегда ребенок может прийти и в 6 лет, и в 12, и уж тем более в 17–18 к своим родителям с каким-то вопросом. Например, по поводу Александра Невского. А это первый шаг, на самом деле.

Подготовила Елена Цыганова

20 декабря 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Про Александра Невского, государство и судьбы мира Про Александра Невского, государство и судьбы мира
Анна Сапрыкина
Про Александра Невского, государство и судьбы мира Про Александра Невского, государство и судьбы мира – детям, подросткам и самим себе
Анна Сапрыкина
Эта книга – про святого, героя, воина, инока, государя. Про государство. Про каждого из нас.
Великая Божия тайна Великая Божия тайна
Архим. Иоанн (Крестьянкин)
Великая Божия тайна Великая Божия тайна
Представляем новинку издательства «Вольный Странник» – книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Сей малый сборник собрался как ответы на вопросы, которые ставила предо мной жизнь за время моего становления и жизни в тайне монашества.
«Укрепи меня Духом Твоим Святым…» «Укрепи меня Духом Твоим Святым…»
Петр Малков
«Укрепи меня Духом Твоим Святым…» «Укрепи меня Духом Твоим Святым…»
Петр Малков
В этой книге читатель найдет жизнеописание одного из замечательных Псково-Печерских подвижников ХХ века архимандрита Никиты (Чеснокова, 1883–1963), а также его дневники, письма и воспоминания духовных чад.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×