Римские папы первой половины XI века

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Предыдущие фрагменты:

Сильвестр II

Сильвестр II Сильвестр II

В 999 году по воле императора Оттона III на папский престол взошел с именем Сильвестра II его старший друг Герберт Орильякский, в ту пору архиепископ Равенны. Герберт ранее был учителем его отца Оттона II, а Оттону III он попутно в пору его отрочества давал уроки математики, в которой был сведущ, возможно, лучше всех на христианском Западе. Сильвестр – ученейший из пап Средневековья, и, если не принимать в расчет одного из антипап, он был первым французом, занявшим Римскую кафедру.

Сильвестр II – ученейший из пап Средневековья

Герберт родился около 946 года в Оверни, в крохотном городке Аврилаке, по-французски – Орильяке или Орийаке, откуда пошло его прозвище, и, вероятно, был выходцем из простого народа. В ранней юности он поступил послушником в местный монастырь святого Геральда, где предавался усердным книжным занятиям, обнаружив незаурядные способности, особенно в математике. Когда обитель посетил граф Барселоны Боррель II, аббат, ценивший ученость, попросил его взять с собой в Каталонию талантливого юношу, чтобы он мог продолжить там свое образование – дело в том, что у Каталонии благодаря контактам с соседним Кордовским халифатом имелись благоприятные возможности заимствовать научные достижения арабского мира, в ту пору далеко превосходившие науку христианского Запада. Боррель уважил просьбу аббата, и Герберт был переведен в монастырь, расположенный в каталонском городе Вике. Туда поступали арабоязычные книги по математике, астрономии и медицине; и будущий папа, изучив арабский язык, расширял и углублял свои познания в этих науках. С инициативой Герберта связано забытое на Западе после падения Римской империи использование таких инструментов, как абака и астролябия. По словам епископа Мерзебургского Титмара,

«…он умел отлично распознавать звезды, а знанием различных наук превосходил всех своих современников… Он смастерил солнечные часы; чтобы правильно их установить, он посредством (зрительной) трубы наблюдал за звездой, указующей путь морякам»[1].

Герберт стал популяризатором арабских цифр вместо менее удобных латинских. А еще он, ценитель музыки, усовершенствовал орган, который на Западе начал тогда входить в богослужебное употребление.

О погруженности Герберта Орильякского в ученые штудии, о его интересе к классическому наследию выразительно говорят его письма. Одно из них адресовано некоему Айрарду:

«Герберт, некогда схоластик, приветствует своего Айрарда. Твои просьбы возбудили в нас сочувствие, а мы увещеваем тебя вон из кожи лезть ради наших дел, будто ради собственных. Пусть будет исправлен Плиний, добудьте вновь Евграфия, с которых изготовляли списки в монастыре Орбе и у святого Базола. Сделай то, о чем мы тебя просим, чтобы мы исполнили твои просьбы»[2].

Люпиту из Барселоны он писал:

«Хотя у меня нет перед тобой никаких заслуг, твои великодушие и приветливость побудили меня обратиться к тебе, просить тебя. Итак, прошу, перешли мне переведенную тобой книгу об астрологии, а если захочешь от меня что-либо в вознаграждение, проси без колебаний и получишь»[3].

В 969 году Герберт сопровождал графа Борреля II в его поездке в Рим и там был представлен императору Оттону Великому и папе Иоанну XIII. Папа рекомендовал Оттону взять Герберта учителем для своего сына, наследовавшего впоследствии отцовский престол. После прекращения занятий с наследником престола Герберт подвизался в монастыре святого Ремигия в Реймсе. Став императором, Оттон II велел поставить его аббатом монастыря святого Колумбана в ломбардском городе Боббио. Новый аббат позаботился об умножении книг, хранившихся в монастырской библиотеке.

В 997 году папа Григорий V, двоюродный племянник Оттона III, поставил Герберта на Равеннскую кафедру. А уже в следующем году, 2 апреля, Герберт стал папой. Имя Сильвестра II он усвоил себе затем, чтобы тем самым выразить солидарность с мечтой Оттона III о восстановлении Римской империи в том, как он представлял, идеальном виде, какой она приобрела при святом Константине Великом. На Западе, как известно, ошибочно считали, что епископ Рима святой Сильвестр крестил Константина, и вопреки реальным историческим фактам представляли его ближайшим советником равноапостольного Константина и едва ли не его соправителем. Правда, у этого символического уподобления Оттона и Сильвестра II святым Константину и Сильвестру I был камень преткновения, который Оттон по молодости лет и пылкости души едва ли заметил. Кто принимал за подлинный документ подложный «Дар Константина», тот, по словам историка Рима Ф. Грегоровиуса,

«…мог бы, конечно, сказать императору, что имя Сильвестра равносильно восстановлению церковного государства и получению новых даров; но римляне могли бы с иронией еще добавить к этому, что Константин, сделав свой дар и уступив папе Рим на вечные времена, сам удалился на окраину Европы к берегам Босфора»[4].

Грек по матери и эллинофил, Оттон III мечтал овладеть берегами Босфора, но удаляться из Рима, ставшего его резиденцией, он точно не собирался. И Сильвестр II его к такому шагу не подталкивал.

Чтобы подорвать авторитет Сильвестра, его противники способствовали распространению молвы, что он чернокнижник, маг и колдун

Народ Рима принял нового папу с надеждой на прекращение при нем, ставленнике могущественного императора, терзавшей Вечный город нескончаемой клановой вражды, нередко приобретавшей вооруженный характер, разорительной для горожан. Иначе к нему отнеслись римский патрициат и римская курия. Стремясь возвысить авторитет папского престола и самой Церкви, папа, действуя в духе клюнийских реформ, объявил войну разъедавшим курию симонии и непотизму, а также распространенному в среде римской знати конкубинату. Со стороны императора он пользовался в этом полной поддержкой. Оттон III в понтификат Сильвестра возвратил в состав папской области Равенну с ее архиепископской кафедрой и Пентаполь – 5 городов: Римини, Фаро, Пезаро, Сенигалью и Анкону. Свидетельством роста авторитета и властных позиций папы за пределами Рима и Италии может служить принуждение короля Франции Роберта II к прекращению второбрачного сожительства со своей троюродной сестрой Бертой Бургундской, тем более что Роберт был еще и восприемником сына Берты от первого брака, что составляло непреодолимое каноническое препятствие для брака между ними. Папа Григорий V ранее уже объявлял этот их брак недействительным и даже ввиду того, что Роберт проигнорировал его вердикт, отлучил его от Церкви, но сожительство короля с Бертой продолжалось, и только Сильвестру удалось разлучить их.

Сильвестр II и дьявол. Средневековая иллюстрация Сильвестр II и дьявол. Средневековая иллюстрация Чтобы подорвать авторитет понтифика в среде римлян, его противники способствовали распространению молвы, что Сильвестр чернокнижник, маг и колдун. Поводом для подобных слухов служили его научные занятия, длительные наблюдения звездного неба. Рассказывали, что в Кордовском халифате Сильвестр сблизился с дочерью арабского чернокнижника и с ее помощью завладел книгой заклинаний, принадлежавшей ее отцу, а потом скрылся от его преследования, сделавшись невидимым. Впоследствии ему приписывали связь с суккубом в образе красавицы Мердианы и изготовление терафима в виде бронзовой головы; терафим будто бы помог ему занять папский престол. Сложилась легенда, что перед смертью он попросил окружавших его кардиналов разрубить его тело на мелкие части, чтобы оно не досталось дьяволу. Конечно, эти басни характеризуют не столько папу Сильвестра, сколько суеверия средневекового Запада.

Как бы там ни было, в результате подстрекательства со стороны враждебных императору и папе элементов в 1001 году в Тибуре вспыхнул мятеж, который перекинулся в Рим. Оттон и Сильвестр спешно покинули город, переправившись в Равенну. Император предпринял две неудачных кампании против мятежного города, в ходе третьего похода на Рим Оттон III умер от малярии, которая выкашивала не имевших, в отличие от жителей Рима и Кампании, иммунитета к этой болезни иностранцев, 24 января 1002 года в замке Патерно близ Витербо на 22-м году своей скоротечной жизни. Папа вернулся в Рим, но понтификат его продолжался недолго. Он пережил Оттона на год с малым, скончавшись 12 мая 1003 года. Сильвестра II похоронили в Латеранской базилике Иоанна Крестителя.

Иоанн XVII

Иоанн XVII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1623). (РГБ) Иоанн XVII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1623). (РГБ) Его преемником стал ставленник властвовавшего тогда над Римом Иоанна (Джованни) Кресценция II – Иоанн XVII. От него остался единственный документ, не им и не от его имени составленный, но ему адресованный и содержащий информацию о христианской миссии среди западных славян. Понтификат его продолжался менее полугода. Иоанн XVII умер 6 ноября 1003 года в родном городе Рапаньано и, как и его предшественник, погребен был в Риме в Латеранской базилике.

Иоанн XVIII

Иоанн XVIII Иоанн XVIII На папский престол взошел еще один ставленник клана Кресценциев Иоанн XVIII, сын римского священника. Его понтификат продолжался по тем временам немало – 6 лет. Кресценции, чтобы противодействовать германскому присутствию в Риме и Италии, пытались завязать тесные связи с Империей ромеев. Действуя в русле этой политики, папа Иоанн со своей стороны стремился к преодолению розни между церковными престолами Рима и Нового Рима. Одним из последствий достигнутого сближения стало включение имени папы в диптих Константинопольского патриархата. В то же время Иоанн XVIII ради поддержания баланса во взаимоотношениях с могущественными государями имел добрые отношения с германским королем Генрихом II, канонизованным Католической церковью, вопреки антигерманскому политическому курсу покровителя папы Иоанна Джованни Кресценция, который, по словам Титмара Мерзебургского, хотя и «часто чтил поставленного Богом короля своими подарками и льстивыми обещаниями, но, сильно боясь, как бы тот не обрел высоту императорского достоинства, тайно, всяческим образом, пытался помешать этому»[5]. И он преуспел в этом своем противодействии императорской коронации Генриха, которая состоялась уже только после его смерти. В понтификат Иоанна XVIII жители Рима страдали от набегов сарацин и от чумы, которая унесла с собой значительную часть населения Вечного города. Иоанн XVIII скончался 18 июля 1009 года в Риме.

Сергий IV

Сергий IV Сергий IV Его преемник, сын сапожника Пьетро Мартино Боккадипорко, чье родовое прозвище, или фамилия, по Титмару Мерзебургскому, обозначает «Свиное рыло»[6], принял имя Сергия IV. Вступив на стезю церковного служения, он обнаружил незаурядные способности и уже в 1004 году, в 34 года, стал кардиналом и субурбикарным епископом города Альбано. Большая часть историков, но не все, и его считают креатурой Кресценциев. Его образ жизни был, вероятно, близок к безукоризненному – хотя он не канонизован Католической церковью, но в бенедиктинском ордене некоторое время почитался как святой. Сергий IV скончался 12 мая 1012 года, почти одновременно со смертью Джованни Кресценция, проложившей дорогу к реваншу восторжествовавших в межклановой вражде графов Тускулумских, потомков знаменитой Марозии.

Бенедикт VIII

Бенедикт VIII Бенедикт VIII «Кончина Кресценция и последнего из трех пап-марионеток, Сергия IV <…>, происшедшая в течение недели в одно и то же время, вызывает подозрения в том, что дело нечисто; однако никаких доказательств нет. Но вряд ли стоит удивляться тому, что следующим папой стал тускуланец и к тому же ко времени своего избрания остававшийся мирянином – сын графа Григория Тускулумского, который принял имя Бенедикта VIII»[7].

Поражение Кресценциев в противостоянии с тускуланцами устранило главное препятствие для коронации короля Генриха II императорской короной, которая и была совершена Бенедиктом в 1014 году. Этот папа, до своей интронизации носивший имя Феофилакт, не был ни епископом, ни клириком, но графом Тускулумским, а значит, прежде всего человеком военным, и как заправский феодал он повел успешную войну с засевшими в своих горных замках соперниками его клана Кресценциями, лично участвуя в вооруженных стычках. В отличие от своих предшественников, ставленников Кресценциев, он видел в империи ромеев врага, которого он попытался вытеснить с юга Италии, подтолкнув коронованного им императора Генриха к походу на юг Апеннин, предпринятому в 1022 году. В походе одержано было несколько локальных побед над ромеями, но изнуренная непривычной для немцев жарой армия императора возвратилась восвояси, не добившись результата, на который рассчитывал папа, – выбить ромеев из Калабрии, Базиликаты и Апулии не удалось. Едва ли по богословским, скорее по политическим мотивам, из вражды к ромеям, Бенедикт VIII первым из пап повелел включить пресловутое Filioque в официальный Символ веры Римской церкви, что повлекло за собой очередной разрыв общения с Константинопольским патриархатом. Бенедикт VIII умер 9 апреля 1024 года.

Иоанн XIX

На престоле понтификов ему наследовал родной брат Роман, правнук Марозии, до избрания папой, как и его предшественник, мирянин, в один день прошедший все ступени священства, включая интронизацию. В ту пору ему было около 50 лет. Папа усвоил себе имя Иоанн XIX. На Пасху 1027 года он совершил императорскую коронацию германского короля Конрада II, от которого он зависел и ранее, и впоследствии. Так, по настоянию императора сразу после коронации в Риме был созван собор, который отменил постановление предыдущего собора 1024 года, отвергшего претензию патриарха Аквилеи Поппона, пользовавшегося покровительством Конрада II, на включение в свою юрисдикцию самостоятельной епархии с центром в Градо, расположенном на острове близ Аквилеи. Собор 1027 года не только включил Градо в епархию Аквилеи, но и утвердил за патриархом Аквилеи первенство в диптихе епископов Италии – Римская кафедра в этот диптих не включалась. Резиденция патриархов Аквилеи впоследствии вместе с патриаршим титулом была перенесена в Венецию. Но Иоанн XIX не во всем повиновался императору. Он дал санкцию на королевские коронации польского князя Болеслава Храброго, а затем его сына Мешко II, вопреки воле Конрада, который, следуя традиционной германской политике Drang nach Osten (натиска на Восток), не собирался ставить предел экспансии на границе польского государства.

Будучи мирянином, Иоанн XIX в один день прошел все ступени священства, включая интронизацию

В самом начале понтификата Иоанна к нему прибыло посольство из Константинополя, направленное императором Василием II и патриархом Евстафием с богатыми приношениями и с просьбой о признании за предстоятелем церкви Нового Рима титула Вселенского патриарха. Папа выразил готовность признать правомерность этого титула, но, столкнувшись с протестами со стороны итальянского и французского духовенства, отказался от данного обещания. Похоже, что его намерение нормализовать отношения с Константинопольским патриархатом создало ему в исторической памяти Запада дурную репутацию, которая отразилась в такой, возможно, не чуждой сгущения красок характеристике:

«Иоанн был продажным, развращенным и совершенно не интересовался духовными вопросами. Самое лучшее, что можно сказать о нем, так это то, что его племянник оказался еще хуже»[8].

Иоанн XIX умер в 1032 году, точная дата его кончины остается неизвестной – источники предлагают противоречивые сведения. Его останки были погребены в крипте ватиканской базилики апостола Петра.

Бенедикт IX

Бенедикт IX Бенедикт IX Преемником Иоанна действительно стал его племянник, праправнук Марозии граф Тускулумский с традиционным в этом роде именем Феофилакт, при восшествии на папский престол, состоявшемся 21 октября 1032 года, назвавший себя Бенедиктом IX. Время его рождения в точности не известно, но, по имеющимся на этот счет свидетельствам, он был совсем юным человеком, самое многое ему исполнилось 25 лет, более вероятно – 20, а по некоторым источникам сомнительного качества – 12 лет. О его избрании папой постарался его отец Альберих, брат покойного папы, самый могущественный князь в роде тускуланцев, в ту пору правивших Римом. В 1035 году Бенедикт вступил в конфликт с архиепископом Миланским Арибертом, который стремился к восстановлению автокефалии Миланского диоцеза, занимавшего большую часть Ломбардии. Папа отлучил Ариберта от Церкви, но тот проигнорировал его приговор, прибегнув к военным действиям против оказавшего поддержку папе императора Конрада II. В конце концов конфликт закончился компромиссом: Ариберт сохранил за собой кафедру, отлучение с него было снято, но добиться автокефалии ему не удалось.

Судя по имеющимся в источниках сведениям, Бенедикт IX обладал качествами, свойственными феодальному правителю, но не епископу и христианину. Виктор III, занимавший Римскую кафедру через полвека после Бенедикта, на понтификат которого приходилась его юность, так что он может считаться его младшим современником, обвинял Бенедикта:

в «изнасилованиях, убийствах и других чудовищных насилиях и актах содомии. Его жизнь как папы, – писал Виктор, беатифицированный Католической церковью, – была такой злой, такой грязной, такой мерзкой, что меня охватывает дрожь при мысли о ней»[9].

По характеристике богослова и философа кардинала Петра Дамиани, современника Бенедикта, это был «дьявол из ада, пришедший под видом священника»[10].

Сильвестр III

В 1044 году в Риме вспыхнул бунт, вероятно, не без подстрекательства со стороны Кресценциев, продолжавших соперничать с тускуланцами, против папы, вынудивший его бежать в Монте Каво. Взявший реванш клан Кресценциев поставил папой принадлежавшего к их роду епископа Сабины Джованни Кресценци-Оттавиани, принявшего имя Сильвестр III. Бенедикт анафематствовал его, и понтификат Сильвестра продолжался всего полтора месяца с 20 января по 10 марта 1045 года. Соперничество между враждебными кланами на сей раз закончилось компромиссом, потому что победителям не удалось привести в повиновение мятежный город. Сильвестр был перемещен из Рима на свою прежнюю кафедру в Сабину, а в Рим возвратился Бенедикт, новый понтификат которого оказался столь же краткосрочным, как и у Сильвестра.

Григорий VI

Григорий VI Григорий VI В апреле 1045 года он продал папство своему восприемнику – римскому пресвитеру Джованни Грациано, интронизованному на престол понтификов с именем Григорий VI. Вероятной причиной продажи стала его женитьба, но, возможно, также обоснованное опасение, что, при своей репутации, он столкнется с противостоянием ему с разных сторон: жителей Рима, соперничающего клана, духовенства и, наконец, императора, а женитьба состоялась уже только после оставления престола. Новый папа Григорий VI был в иных отношениях благочестивым пастырем, но сам факт покупки папского сана подрывал его авторитет.

Скандальная ситуация с тремя понтификами побудила императора Генриха III, собиравшегося короноваться в Риме, навести порядок с папским престолом. Он прибыл с войском в Италию, и по его воле осенью 1046 года в Сутри, расположенном близ Рима, созван был собор, на который вызвали трех понтификов: Бенедикта, Сильвестра и Григория. Двое первых настаивали каждый на своем праве вернуться на кафедру Рима, в то время как Григорий отрекся от папства:

«Я, Григорий, епископ, раб рабов Божиих, должен быть свергнут, потому что приобрел престол благодаря симонии»[11].

Климент II

23 декабря собор завершился. Григорий был отправлен в распоряжение епископа Кельнского в Германию, где и умер в следующем году. Претензии на возвращение на Римскую кафедру Бенедикта и Сильвестра были отвергнуты. Ее занял по предложению императора епископ Бамбергский Суитгер из рода графов Шидгер-Морслебен-Хорнбургских, в прошлом духовник и канцлер Генриха III, ревностный приверженец Клюнийской реформы. После избрания, совершенного в Сутри, новый папа вместе с императором отправились в Рим, где совершена была его интронизация с именем Климента II и коронование Генриха императорской короной.

В 1047 году Климент провел в Риме синод, издавший декреты против злокачественной болезни Западной церкви – симонии. Затем он сопровождал Генриха в его путешествии на юг Италии, наложив там интердикт на жителей Беневента за их отказ открыть городские ворота императору и папе. На обратном пути в Рим Климент заболел и скончался 9 октября 1047 года в монастыре апостола Фомы, расположенном близ Пезаро, в возрасте 42-х лет. Вопреки традиции, останки Климента не были погребены в Риме, но отправлены на его родину в Германию и преданы земле в Бамбергском соборе, кафедру которого он продолжал занимать и после своего избрания папой.

И снова Бенедикт IX

Месяц спустя после кончины папы Климента Бенедикт вернулся в Рим и при поддержке своих сторонников занял вакантный папский престол, при том что Генрих III к тому времени уже объявил о желательном для него кандидате на Римскую кафедру епископе Бриксенском Поппоне. Понадобилось силовое давление на сторонников Бенедикта, властвовавших над Римом, чтобы те не сопротивлялись воле императора и отказали в поддержке Бенедикту, который покинул Рим и укрылся в одном из замков Сабины 17 июля 1047 года.

Дамасий II

Поппоне занял папский престол с именем Дамасия II. Его понтификат оказался одним из самых скоротечных в истории папства. Он умер через 23 дня после интронизации, 9 августа.

Понтификат Дамасия II оказался одним из самых скоротечных в истории папства. Он умер через 23 дня после интронизации

Между тем Бенедикт, подвергшийся анафеме, возобновил тщетную борьбу за возвращение на Римский престол. В 1049 году он еще раз был отлучен от Церкви преемником Дамаса Львом IX. О последних летах его жизни сведений нет, но умер он в 1055-м или 1056 году, пережив отлучившего его папу Льва.

[1] Титмар Мерзебургский. Хроника в 8 книгах. М., 2009. С. 131.

[2] Герберт Орильякский. Письма // https://www.vostlit.info/Texts/rus/Gerbert/primgerb.htm

[3] Там же.

[4] Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в средние века (от V до XVI столетия). М., 2008. С. 505.

[5] Титмар Мерзебургский. Цит. изд. С. 162.

[6] См.: Титмар Мерзебургский. Цит. изд. С. 132.

[7] Норвич Джон. История папства. М., 2011. С. 123.

[8] Норвич Джон. Цит. изд. С. 124.

[9] Цит. по: Бенедикт IX // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82_IX

[10] Там же.

[11] Цит. по: Григорий VI (папа Римский) // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_VI_(%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%B0_%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×